Урок: "Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя".
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Урок: "Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnyy_litra.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Тема: Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
- Знакомство с материалом по теме:
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Художественные открытия Толстого.
Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души».
Мы называем «Войну и мир» великим многоплановым произведением не только потому, что в нем множество действующих лиц с неповторимыми характерами, речевыми манерами, что в нем мастерски сплетены сюжеты, ситуации, сцены, судьбы, отчего повествование становится увлекательным. Роман этот велик прежде всего историческим, нравственным и общественным содержанием конфликтов, которые пластично разворачиваются перед читателем.
Это грандиозное полотно, на котором изображен сложнейший период российской истории с 1805 по 1820 год. Проникнутое высоким патриотическим чувством, оно несравненно и по своему высокому художественному мастерству.
Роман «Война и мир» - это еще гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности родине. Впервые в литературе Толстой изобразил героев мыслящих, обладающих высоким интеллектом, ищущих ответа на сложнейшие проблемы движения истории, человеческого существования, обрисовал их личную жизнь в сопряжении с процессами историческими. Роман «Война и мир» таит в себе неиссякаемые возможности для исследований, изучения, для открытий.
Мировое значение творчества писателя.
1.Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма 20 века Томас Манн ощущал в Л.Н. Толстом художника громадного диапазона: « Толстой знал искусство; он переболел им, он так много выстрадал из-за искусства и во имя искусства; он совершил в области искусства такое, о чем мы, простые смертные, и мечтать не смеем».
2.Л.Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя 19 века Ги Де Мопассана, написавшего в 1879 году: «Нам всем требуется учиться у графа Толстого, автора “Войны и Мира”». Мопассан опирался на творчество Л.Н. Толстого в разработке военно-патриотической темы.
3.Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй считал Л.Н. Толстого своим учителем в изображении войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л.Н. Толстого. Последний был для него писателем, «который… порой умел делать своих персонажей такими живыми, какими они не были ни у кого.»
4. Французского писателя восхищали в Л.Н. Толстом глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная сила любви и милосердия к человеку. Франс считал Толстого учителем не только для себя, но и для всех: «Толстой - это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает из правды живого и вполне совершенного, подобно Афродите, которая выходит из глубин морских».
2. Подготовка к сочинению.
Возможные темы для итогового сочинения:
«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».
План:
1. Название романа и его основная проблематика.
2. Изображение войны 1812 года — основное в романе Толстого «Война и мир».
— Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.
— Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
а) через мысли любимых героев;
б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;
в) через описание отдельных боевых эпизодов.
3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:
а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;
б) размах и величие партизанской войны.
4. Народ в войне 1812 года:
а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;
б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;
в) глубокое убеждение в правоте своего дела.
5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:
а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;
б) лжепатриотизм петербургских салонов;
в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.
6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.
7. Роль полководцев в войне.
8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.
Наташа Ростова на пути к счастью
План:
1.Знакомство с Наташей (том 1, ч. 1, гл. 8,10, 16-17, ч.3, гл. 6. Том 2, ч. 1, гл. 10-12, 15).
2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. (том 2, часть 3, гл. 12-17, 19).Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу? Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?
Что главное в Наташе: разум или чувство?
3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи:
Рассмотрим эпизод охоты (главы 3-7, часть 4, том 2).
-Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь»?
-Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?
-В чем эта сцена сцеплена со всем эпизодом охоты?
4.Дорогая цена испытаний. (Том 2, ч. 4, гл. 9-10, 13; ч.5, гл. 6-22.).
«Образ Пьера Безухова и его жизненные искания».
План:
1.Происхождение (незаконный сын екатерининского вельможи, с десяти лет воспитывался за границей, перед смертью отца усыновлен им и по завещанию становится наследником огромного состояния);
2.Внешность.
3.Личные качества:
а) простота и естественность поведения (А.П. Шерер все время боится за его поведение на вечере, так как Пьер искренен, не умеет притворяться – «не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти»);
б) простодушие, наивность (верит, что Василий Курагин печется об его интересах, что Элен его любит, говорит то, что думает);
в) отсутствие силы воли (не умеет сопротивляться предложениям князя Василия, Анатоля);
г) доброта («золотое сердце», любит помогать друзьям, родным, знакомым);
д) поиски смысла жизни: жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка выбрать службу по сердцу, женитьба на Элен, светская жизнь, вера в любовь окружающих, доверчивость, поиски счастья в семье, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, поездка в Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по творчеству писателей К.Г.Паустовского, Л.Н.Толстого, П.П. Бажова, А.П. Платонова
Данный тетст проводится ближе к концу 3 четверти, после изучения соответствующих произведений....
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества писателя
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. страницы жизни и творчества"...
Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»
Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....
Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Мировое значение творчества Л.Толстого.
конспект по литературе на тему:"Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Ми...