Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.
Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_1_uroka_literatury_dlya_5_klassa_po_skazu_p.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». Урок №1
Цели урока:
Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.
Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.
Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка». Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителяили подготовленного ученика
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа»
Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии.
После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
воспринимать текст бажовских сказов.
3) Комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка»
Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.
Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.
Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?
4) Отличие сказа от сказки
Беседа
— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
Запишем в тетради определение сказа.
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
- Почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
— Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
— Как вы представляете себе рассказчика?
Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.
Сказка:
- Начинается с зачина
- Образа рассказчика нет.
- Волшебные герои или добрые, или злые
- Присутствуют волшебные заклинания.
Нет реальной основы.
Сказ:
- Нет зачина.
- Есть образ рассказчика.
- Нет деления на добро и зло.
- Волшебная сила присуща героям изначально.
-Имеет реальную основу
- Итоги урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"
Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)
Цели урока:· познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...
Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка
Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...
Разработка урока литературы по теме «П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». 5 класс.
Урок открытия нового знания...