Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Цели урока:

Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.

 Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». Урок №1

Цели урока:

Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.

 Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».                                                            Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителяили подготовленного ученика
          Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
          «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
          Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 
          Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов      
          Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии.
          После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
    воспринимать текст бажовских сказов.

     3)
    Комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка»
         
          Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.
          Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.
          
    Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
          
    Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
          — Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

    4)
    Отличие сказа от сказки
          
    Беседа
          — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
          В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
          Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
          Запишем в тетради определение сказа.

          
    Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

          В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
    - Почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
          — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
          — Как вы представляете себе рассказчика?
          Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

Сказка:

- Начинается с зачина

- Образа рассказчика нет.

- Волшебные герои или добрые, или злые

- Присутствуют волшебные заклинания.

 Нет реальной основы.        

Сказ:

- Нет зачина.

- Есть образ рассказчика.

     - Нет деления на добро и зло.

     - Волшебная сила присуща героям изначально.

 -Имеет реальную основу

  1. Итоги урока. Рефлексия
  2.  Домашнее задание
          Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...

Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка

Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...