Дистанционное обучение группа 3221 26.03.2020
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Творческий путь А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Лирика А. Блока. «Незнакомка».
Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых выдающихся явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших бесценным достоянием русской поэзии, Блок явился одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
Александр Александрович Блок - один из поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о «двоемирии», поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале «Мировой души» или «Вечной женственности». В этот период появляется таинственный и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины.
А.А. Блока “Бегут неверные дневные тени”.
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.
Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени....
Я озарен - я жду твоих шагов.
Это стихотворение входит в поэтический цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Выстраивается ассоциативно-логическая цепочка.
Сам Блок определял свой жизненный и творческий путь как «трилогию вочеловечения», вкладывая в эти слова огромное и глубокое значение, смысл утверждения высших ценностей человеческого бытия, неотъемлемых от народных устоев и общественных начал, от утверждения великого и прекрасного будущего, той «дальней цели», какая и составляла суть его самых больших переживаний и стремлений. Именно это определение и позволяет с наибольшей полнотой уяснить и творческое развитие поэта, начиная с той ранней поры, когда сам он бродил «в тумане утреннем» (говоря словами его наставника тех лет Владимира Соловьева) и когда у него еще долго не было «жизненных опытов».
Сама судьба мне завещала
С благоговением святым
Светить в преддверьи Идеала
Туманным факелом моим...
Здесь «Идеал» (непременно с прописной буквы!) - это еще тот расплывчатый идеал, который господствует в стихах поэтов-эпигонов, склонных к выспреннему и риторически-декламационному красноречию, а «факел», которым вооружился юный Блок, еще поистине так туманен, что поэт и сам не мог различить в его свете окружающую действительность хоть сколько-нибудь ясно, отчетливо, а потому создавал о ней самое общее и смутное представление.
Поэт воспевает свой «идеал» в «странных песнях», далеких жизни; он изливает свою душу «в стихах безвестных и туманных», и все это еще так наивно, юношески незрело, что здесь крайне затруднительно обнаружить черты подлинно творческой самобытности, великого дарования; оно скажется, хотя еще и не в полную меру, на следующем этапе творческого развития Блока.
Его ранние стихи и действительно имеют ценность и значение не сами по себе, а именно как вступление, как та начальная глава «романа в стихах» (как назвал поэт впоследствии три тома своей лирики), без которой жизнь и внутреннее развитие его героя были бы раскрыты и прослежены недостаточно полно и многосторонне.
Следующий - и гораздо более зрелый - этап творческого развития поэта определился созданием циклов, составивших «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902), которыми ознаменована начальная пора становления Блока как большого и уже самостоятельного художника.
Несмотря на все испытываемые им в ту пору влияния, его творчество уже не сводилось к подражаниям, к перепевам предшественников и учителей поэта.
Это время (1901-1902) примечательно для Блока тем, что вспыхнувшее в нем с огромной, всепоглощающей, страстно-напряженной силой любовное чувство к Л. Д. Менделеевой сочеталось с мистической настроенностью, с увлечением идеалистической философией, учением Платона, воспринятым в духе высказываний Владимира Соловьева (1848-1901), - философа-идеалиста, «апокалиптика», чающего «конца времен» (предвещанного в Апокалипсисе) и оказавшего в свое время глубокое влияние на Блока и на его мировоззрение.
Рис. 1. Платон (Источник)
Вот почему не только философские представления Блока формировались в духе «покорности богу» и философии Платона, но и реальное, живое, страстное, любовное чувство к Л. Д. Менделеевой переосмыслялось поэтом в духе учения Платона о «Мировой душе», о «сродстве душ», обреченных на вечные поиски друг друга, о «вечной женственности» как нетленном и божественном начале, - что во многом определило самый характер «Стихов о Прекрасной Даме».
Рис. 2. Л. Менделеева и А. Блок (Источник)
В поэзии В. Соловьева «вечно женственное» трактуется как явление космического масштаба и осмысляется как новый религиозный культ, что полностью отвечало взглядам и переживаниям юного Блока.
Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет... - вещал в своих стихах Владимир Соловьев, и для Блока это было не только необычайно близким и родственным переживанием, но и непреложной истиной: ведь и он в то время усматривал в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (что утверждал и в письмах, адресованных Л. Д. Менделеевой).
Рис. 3. В.Соловьев (Источник)
Отныне под влиянием «великолепных миров» идей Платона, лирики Вл. Соловьева, мистической настроенности и сама любовь обретает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для смертного человека премудрость; все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме.
В то время еще весь мир, окружавший поэта, казался ему только одною из тех сфер, которые полностью подвластны его Прекрасной Даме, и в этой фантасмагории он усматривал основы своей философии и космогонии:
Я и мир - снега, ручьи,
Солнце, песни, звезды, птицы,
Смутных мыслей вереницы -
Все подвластны, все - Твои!
Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета — «он» и «она». Многопланов облик героини. Огромную роль в ранних стихах Блока играло слово «таинственный». Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственные соцветия... Всюду у поэта были тайны и таинства. И тайной тайн была для него та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу и которую величал в этой книге Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечно Юной, Непостижимой, Недостижимой, Несравненной, Владычицей, Царевной, Хранительницей, Закатной Таинственной Девой.
Рис. 4. Эпитеты в честь Прекрасной Дамы (Источник)
В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Любови Дмитриевны Менделеевой.
С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели.
Здесь даже библейские и церковные мотивы превращаются в один из страстных гимнов любви, и такие стихи знаменуют новую ступень в творчестве Блока, его созревание как большого художника, в создания которого властно и неодолимо входили самые непосредственные и страстно-напряженные раздумья, переживания; на наших глазах и сама церковь словно бы преображается, превращается в языческий храм, где господствует сила любви, - и «цветок весны» торжествует свою победу над холодным камнем, над недвижными образами, над идеалистическими увлечениями поэта, над «страшной святостью» веков и тысячелетий.
Рис. 5. К. Чуковский (Источник)
К.И. Чуковский писал: «Таинственность была ее главное свойство. Мы не знали, кто она, какая она, знали только, что она таинственна. Лишить ее этой таинственности, и она перестанет быть. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится, на каждой странице иной: не то она звезда, не то женщина, не то скала, озаренная солнцем. Всякое отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму...»
Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Все шесть лет об одном. Ни разу за все это время не нашлось ни единого слова – иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязывался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки... Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону. Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с 1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений!
Психологически все это нетрудно объяснить, если принять во внимание и страстно-напряженное чувство, всецело захватившее поэта, и его "сентиментальное воспитание", его восторженно-мистическую настроенность, и веру в Л. Д. Менделееву как в земное воплощение «Души мира», - «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны этой верой (которой пришлось выдержать впоследствии самые большие испытания).
Все это определяет и символистский характер творчества Блока; если в его юношеской поэзии преобладали привычные аллегории (вроде «туманного факела» или «корабля надежды»), представляющие обширный ряд однородных явлений в их предельно обобщенном выражении, оставляющем нас на земле и в кругу конкретно представимых обстоятельств, то теперь поэт обращается к символу, призванному перевести восприятия из мира конкретно-чувственных явлений в иной - непостижимый, таинственный, смутно угадываемый в некоем «откровении», как бы расширить рамки повествования - до тех пределов, за которыми мистику открывается просвет в некие «иные миры», видимые внутренним оком. Такого рода понимание искусства и определяет специфически символический характер стихов, посвященных Прекрасной Даме.
Поэт ожидает
...волны попутной
К лучезарной глубине... - и здесь «волны» - это уже не аллегории (подобные тем, какие мы видели в ранних его стихах), выражающие в зримом образе некие отвлеченные понятия, а нечто совершенно иное, и «волна», уносящая поэта к «лучезарной глубине», означает «растворение» всего «вещного», плотского, земного в ином, бесплотном, «идеальном».
В «Стихах о Прекрасной Даме» без труда прослеживаются самые многообразные влияния - от библии и Платона до Фета и Валерия Брюсова, но необходимо напомнить о том, что в первой книге Блока наряду с произведениями весьма несовершенными, а то и явно подражательными немало и других, свидетельствующих о том, что в русскую поэзию пришел большой художник, сказавший свое новое и вдохновенное слово в искусстве. В наиболее самостоятельных и зрелых стихах о Прекрасной Даме он полностью выразил всю силу и непосредственность глубокого чувства, прорывающегося даже и сквозь молитвенно-церковные мотивы, и читателю этих стихов явственно слышится, «как сердце цветет» (Фет):
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.
Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов...
«Вхожу я в темные храмы...»
Заключение
Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.
Именно высокое и нежное чувство любви освещало весь жизненный путь поэта. Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения его сердца. Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле «О прекрасной даме». Традиции возвеличивания Вечно Женственного живы и в современной поэзии.
Дополнение
Эволюция образа Прекрасной Дамы
Название Особенности | «Вхожу я в темные храмы» | «Я, отрок, зажигаю свечи» | «Предчувствую Тебя» |
Год написания |
|
|
|
Наличие конкретных черт в образе | --- | + --- | + |
Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив) | Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи. | Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения. | Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном. |
«Люблю высокие соборы»
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот - содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать...
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Список литературы
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
4. Викисловарь.
Домашнее задание
Заполните форму
https://docs.google.com/forms/d/1BAngzZGTnIr3p-A-zbu88I_oFoyZ5sA6f1H2npFvKr4/edit
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение группа 3221 24.03.2020
Задание и теоретический материал для группы 3221 на 24.03...
Дистанционное обучение группа 3111 24.03.2020
Посмотрите презентацию, выполните домашнее задание...
Дистанционное обучение группа 3011 24.03.2020
Просмотри презентацию, выполни домашнее задание...
Дистанционное обучение группа 3411 24.03.2020
Просмотрите презентацию, ответьте на вопросы...
Дистанционное обучение группа 3311 25.03.2020
Изучите теоретический материал, заполните форму...
Дистанционное обучение группа 3241 25.03.2020
Изучи материал, заполни форму...
Дистанционное обучение группа 3421 26.03.2020
Изучите материал, подготовьте совместную презентацию. Каждый студент заполняет только один слайд по теме "Символика поэмы", внизу подписывает кто сделал...