Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика 2020".
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Конкурс проводится с целью формирования у детей читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности; формирования эстетического отношения к искусству слова; развития у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, воспитания у детей интереса к книге и чтению, выявления и поддержки талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zhiv_klassika.docx | 277.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС
ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА»
(школьный этап)
ЦЕЛИ КОНКУРСА:
1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.
5. Выявление и поддержка талантливых детей.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Вед. 1 Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости.
Конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения Роберта Рождественского
Стареют книги... Нет не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,-
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из Тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
Вед. 2 Итак, мы рады приветствовать Вас на школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Этот конкурс, ставший в нашей стране традиционным, способствует повышению интереса школьников к чтению книг; расширению читательского кругозора детей и юношества. Конкурс «Живая классика» - это поиск и поддержка талантливых детей.
Вед. 1 Предлагаю всем посмотреть видео-ролик о конкурсе «Живая классика».
Вед. 2 Давай посмотрим!
Просмотр видеоролика
Вед. 1 Наше время — эпоха великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим считается книга.
Вед. 2 В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…
Вед. 1 Книга - наш верный и неизменный спутник. Она остается главным источником знаний. Недаром А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение!»
Вед. 2 Ученики нашей школы подготовили стихи, посвящённые книге. Давайте их послушаем!
Ученики начальных классов читают стихи
Вед. 1 О роли книг в жизни человека написано много произведений. Например, «Зелёная лампа» Александра Грина, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Одним из таких произведений является и «Баллада о книжных детях» Владимира Высоцкого. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Баллада о книжных детях».
Вед. 2 Итак, давайте отправимся в удивительный мир литературы. Для начала разрешите представить жюри конкурса:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Вед. 1 Сегодня перед вами выступят ученики 5-8 классов. Они будут читать отрывки из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.
Выступления оцениваются по следующим критериям:
Вед. 2
- Выбор текста произведения
- Грамотная речь
- Артистизм исполнения
- Глубина проникновения в образную и смысловую структуру текста.
Вед. 1 Уважаемому жюри предстоит нелегкая работа, поэтому просьба всем соблюдать тишину. Участникам – успеха! Зрителям – полезно и интересно проведенного времени!
Вед. 2 Нам остается только добавить, что выступление участника конкурса не должно превышать пяти минут и пожелать всем удачи!
Вместе: Начинаем!
Вед. 1 Наше путешествие мы начнем с рассказа современной писательницы Татьяны Петросян, автора многих замечательных произведений для детей.
Конкурсную программу открывает Орловский Даниил, ученик 5 класса, который расскажет о трогательной детской любви, описанной в рассказе Татьяны Петросян «Записка».
Рассказывает Даниил.
Вед. 2 Мы продолжаем нашу конкурсную программу.
Владимир Карпович Железников — русский советский детский писатель. Его книги переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы.
Вед. 1 Рассказ «Три ветки мимозы» о взаимоотношениях между родителями и детьми, между одноклассниками. Этот рассказ учит нас быть внимательными друг к другу и не идти на поводу у мнения большинства, которое порой бывает ошибочным. Отрывок из рассказа «Три ветки мимозы» читает ученик 5 класса Суфиомаров Магомед.
Читает Магомед
Вед. 2 В нашей стране очень много сирот, по какой-то причине их родители оставили или бросили. Это, ребята, очень большое зло, но мир не без добрых людей. Находятся люди, семьи, которые забирают детей из детских домов, интернатов.
Вед. 1 Многие поэты и писатели в своих произведениях затрагивают тему детей-сирот.
Известный поэт Сергей Есенин написал стихотворение «Сиротка», в котором он повествует о девочке, которая осталась одна и ей очень трудно жить.
В русских народных сказках и зарубежных сказках, очень часто встречаются произведения о сиротах.
Вед. 2 -А какие вы знаете сказки, где дети оставались одни, без родителей? (сестра Аленушка и братец Иванушка, золушка, Белоснежка и др.)
У Александра Сергеевича Пушкина тоже есть такие произведения.
-Кто-нибудь вспомнит?
Например, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Вед. 1 Сегодня мы познакомимся с творчеством Бориса Ганаго. Это известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста.
В рассказе «Письмо Богу» автор повествует о том, какой милосердный поступок совершил писарь. Итак, отрывок из рассказа «Письмо Богу» Бориса Гонаго читает ученица 8 класса Волкова Ольга.
Вед. 2 Этим произведением завершается наша конкурсная программа.
Вед. 1 Вот мы и прослушали выступления ребят! Все показали отличные умения выразительного чтения! Попросим жюри подвести итоги.
Пока жюри совещается, предлагаем ответить на БЛИЦ ВОПРОСЫ.
- Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
- Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (С.В. Михалков)
- На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)
- Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
- Кто говорит на всех языках? (Эхо)
- Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
- Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
- Русская народная сказка про общежитие? (Теремок)
- Какая кличка у телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Гаврюша).
- Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)
- Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)
Вед. 2 В восточной философии душа представляется цветком лотоса. А цветы, как известно, требуют тщательного ухода. Что же нужно для того, чтобы расцвел цветок вашей души? Иметь сердце, открытое для людей. Мудрые книги, обращение к красоте, духовности, - та живительная влага, так необходимая для цветка нашей души. Мы надеемся, что сегодня вы получили эту живительную влагу для своей души. Пусть книга будет всегда вашим другом, советчиком.
Вед. 1 Действительно, самое главное – иметь знания, всему учиться. Тогда человек станет счастливым.
Счастье…Все мечтают о нем, желают его друзьям и близким, думают о нем. А какого человека можно назвать счастливым?
Константин Георгиевич Паустовский утверждал, что счастливый человек – тот, кто любит и умеет читать. Ведь книги – это умные, добрые и верные друзья.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Пришло время подвести итоги. Заключительное слово предоставляется уважаемому жюри. (Награждение победителей, призеров, участников)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разрешите поблагодарить всех присутствующих! Желаем всем интересных встреч с книгой!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует КНИГА!
Приложение №1
Приложение №1
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ
муниципального ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО
КОНКУРСА «ЖИВАЯ КЛАССИКА»
№ п/п | ФИО участника | К Л А С С | Выбор текста произведения для использования в рамках конкурса 0-10 баллов | Грамотность речи
0-10 баллов | Артистизм исполнения
0-10 баллов | Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста 0-10 баллов | Итого
0-40 баллов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный балл– 40.
Член жюри:________________________________________________
Приложение №2
Тексты для конкурса чтецов «Живая классика»
В. Железников
ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ
Утром в хрустальной вазе на столе он увидел огромный букет мимозы. Цветы были такие такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, и он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться» и торжественно вручил её маме, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:
— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
Лена Попова была его соседкой по парте.
— Зачем? — хмуро спросил он.
— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
— Это тебе.
— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.
— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
— Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:
— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!
Он стал топтать их ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
— Это мне подарил папа, — сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...
Борис Ганаго
«Письмо Богу»
Это произошло в конце XIX столетия. Петербург. Канун Рождества. С залива дует холодный пронизывающий ветер. Сыплет мелкий колючий снег. Цокают копыта лошадей по булыжной мостовой, хлопают двери магазинов - делаются последние покупки перед праздником. Все торопятся побыстрее добраться до дома.
Только маленький мальчик медленно бредет по заснеженной улице. Он то и дело достает из карманов ветхого пальто озябшие покрасневшиеруки и пытается согреть их своим дыханием. Затем снова засовывает их поглубже в карманы и идет дальше. Вот останавливается у витрины булочной и разглядывает выставленные за стеклом крендели и баранки. Дверь магазина распахнулась, выпуская очередного покупателя, и из нее потянуло ароматом свежеиспеченного хлеба. Мальчик судорожно сглотнул слюну, потоптался на месте и побрел дальше.
Незаметно опускаются сумерки. Прохожих становится все меньше и меньше. Мальчик приостанавливается у здания, в окнах которого горит свет, и, поднявшись на цыпочки, пытается заглянуть внутрь. Немного помедлив, он открывает дверь.
Старый писарь сегодня задержался на службе. Ему некуда торопиться. Уже давно он живет один и в праздники особенно остро чувствует свое одиночество. Писарь сидел и с горечью думал о том, что ему не с кем встречать Рождество, некому делать подарки. В это время дверь отворилась. Старик поднял глаза и увидел мальчика.
- Дяденька, дяденька, мне надо написать письмо! - быстро проговорил мальчик.
- А деньги у тебя есть? - строго спросил писарь.
Мальчик, теребя в руках шапку, сделал шаг назад. И тут одинокий писарь вспомнил, что сегодня канун Рождества и что ему так хотелось сделать кому-нибудь подарок. Он достал чистый лист бумаги, обмакнул перо в чернила и вывел: «Петербург. 6 января. Господину...»
- Как фамилия господина?
- Это не господин, - пробормотал мальчик, еще не до конца веря своей удаче.
- Ах, это дама? - улыбнувшись, спросил писарь.
- Нет-нет! - быстро проговорил мальчик.
- Так кому же ты хочешь написать письмо? - удивился старик.
- Иисусу.
- Как ты смеешь насмехаться над пожилым человеком? - возмутился писарь и хотел указать мальчику на дверь. Но тут увидел в глазах ребенка слезы и вспомнил, что сегодня канун Рождества. Ему стало стыдно за свой гнев, и уже потеплевшим голосом он спросил:
- А что ты хочешь написать Иисусу?
- Моя мама всегда учила меня просить помощи у Бога, когда трудно. Она сказала, что Бога зовут Иисус Христос, - мальчик подошел ближе к писарю и продолжал. - А вчера она уснула, и я никак не могу ее разбудить. Дома нет даже хлеба, мне так хочется есть, - он ладонью вытер набежавшие на глаза слезы.
- А как ты ее будил? - спросил старик, поднявшись из-за своего стола.
- Я ее целовал.
- А она дышит?
- Что ты, дяденька, разве во сне дышат?
- Иисус Христос уже получил твое письмо, - сказал старик, обнимая мальчика за плечи. -Он велел мне заботиться о тебе, а твою маму забрал к себе.
Старый писарь подумал: «Мать моя, уходя в мир иной, ты велела мне быть добрым человеком и благочестивым христианином. Я забыл твой наказ, но теперь тебе не будет стыдно за меня».
"Записка". Татьяна Петросян
Записка имела самый безобидный вид.
В ней по всем джентльменским законам должна была обнаружиться чернильная рожа и дружеское пояснение: "Сидоров - козёл".
Так что Сидоров, не заподозрив худого, мгновенно развернул послание... и остолбенел.
Внутри крупным красивым почерком было написано: "Сидоров, я тебя люблю!".
В округлости почерка Сидорову почудилось издевательство. Кто же ему такое написал?
Прищурившись, он оглядел класс. Автор записки должен был непременно обнаружить себя. Но главные враги Сидорова на сей раз почему-то не ухмылялись злорадно.
(Как они обычно ухмылялись. Но на сей раз - нет.)
Зато Сидоров сразу заметил, что на него не мигая глядит Воробьёва. Не просто так глядит, а со значением!
Сомнений не было: записку писала она. Но тогда выходит, что Воробьёва его любит?!
И тут мысль Сидорова зашла в тупик и забилась беспомощно, как муха в стакане. ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТ??? Какие последствия это повлечёт и как теперь Сидорову быть?..
"Будем рассуждать логически,- рассуждал Сидоров логически.- Что, к примеру, люблю я? Груши! Люблю - значит, всегда хочу съесть..."
В этот момент Воробьёва снова обернулась к нему и кровожадно облизнулась. Сидоров окоченел. Ему бросились в глаза её давно не стриженные... ну да, настоящие когти! Почему-то вспомнилось, как в буфете Воробьёва жадно догрызала костлявую куриную ногу...
"Нужно взять себя в руки, - взял себя в руки Сидоров. (Руки оказались грязными. Но Сидоров игнорировал мелочи.) - Я люблю не только груши, но и родителей. Однако не может быть и речи о том, чтобы их съесть. Мама печет сладкие пирожки. Папа часто носит меня на шее. А я их за это люблю..."
Тут Воробьёва снова обернулась, и Сидоров с тоской подумал, что придётся ему теперь день-деньской печь для неё сладкие пирожки и носить её в школу на шее, чтобы оправдать такую внезапную и безумную любовь. Он пригляделся и обнаружил, что Воробьёва - не худенькая и носить её будет, пожалуй, нелегко.
"Ещё не всё потеряно,- не сдавался Сидоров.-Я также люблю нашу собаку Бобика. Особенно когда дрессирую его или вывожу гулять..." Тут Сидорову стало душно при одной мысли о том, что Воробьёва может заставить его прыгать за каждым пирожком, а потом выведет на прогулку, крепко держа за поводок и не давая уклоняться ни вправо, ни влево...
"...Люблю кошку Мурку, особенно когда дуешь ей прямо в ухо...- в отчаянии соображал Сидоров,- нет, это не то... мух люблю ловить и сажать в стакан... но это уж слишком... люблю игрушки, которые можно сломать и посмотреть, что внутри..."
От последней мысли Сидорову стало нехорошо. Спасение было только в одном. Он торопливо вырвал листок из тетрадки, сжал решительно губы и твердым почерком вывел грозные слова: "Воробьёва, я тебя тоже люблю". Пусть ей станет страшно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика - 2016»
Сценарий школьного этапа конкурса чтецов «Живая классика» предназначен учащихся 5-10 классов....
Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2017"
Цели и задачи конкурса юных чтецов "Живая классика": пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора; повышение уровня грамотности; поиск и поддержка талантливых детей; фор...
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"
Цель данного конкурса - выявление и поддержка талантливых учащихся....
Cценарий школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика"-2020
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области...
Приказ о проведении школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" 2019-2020
Школьный этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" 2019-2020...
Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса "Живая классика " 2023 г.
разработка сценария школьного этапа всероссийского конкурса "Живая классика" и презентацияhttps://cloud.mail.ru/public/CWYE/xTztU5QJc...
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Можно использовать для проведения конкурса чтецов....