Урок литературы в 8 классе «Тихая моя родина»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе «Тихая моя родина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема урока
«Тихая моя родина»
Философская лирика в творчестве поэта 20 века
Цель:
Обучение анализу текста стихотворного произведения; анализ стихотворения К. Симонова «Родина»
Задачи:
- Расширить знания учащихся о философской лирике.
- Развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену.
- Воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре и истории.
Оборудование: текст стихотворения «Родина» К. Симонова;
видеозапись прочтения стихотворения Л. Гурченко и К. Савва
Элементы используемых технологий:
технология создания проблемных ситуаций,
личностно-ориентированный подход,
технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе,
информационно-коммуникационные технологии
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.
Чем же будем заниматься?
Конечно же, общаться.
Поговорим?
О чём?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
Ведь что-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим!
Вдруг будет интересно!
Домашним заданием было найти в словарях определение слова «родина»
Общее значение слова в разных словарях: «родина» - место, где человек родился.
Как выдумаете, к какому виду лирики относятся размышления поэтов о родине? Философская лирика.
2. Теория.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
Родину можно назвать ценностью для современного человека?
В русской поэзии основоположником философской лирики считается Федор Тютчев. Мир, природа, человек в его стихах находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой. Темы стихов современной философской лирики могут быть самыми разными. Ее продолжение и разновидности – это «гражданская лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика». «Гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.
Лирика предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают… ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или сотворенной фантазией автора, но совершенно конкретной, излагающей ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ.
В названии темы нашего урока – строчка из стихотворения Н. Заболоцкого «Тихая моя родина», которое вам знакомо. Но сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение К. Симонова. В ноябре 2015 года мы будем отмечать столетие со дня его рождения. С творчеством Константина Михайловича вы уже знакомы. Сегодня мы прочитаем еще одно его стихотворение «Родина». По названию вы можете догадаться, что в нем автор пишет о родине, но попробуем посмотреть на стихи с точки зрения философского размышления поэта о том, в чем для него ценность родины.
(Раздать листы с текстом стихотворения «Родина»). Обратите внимание на дату создания стихотворения – 1941 год.
Из жизни Симонова: в течение 1941 года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов. 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осажденной Одессе.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Видео: стихотворение К. Симонова «Родина» читает Людмила Гурченко
(ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=z1OpXoMcVlo ) и Константин Савва (ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=vJd468Oqt18 )
Вопросы для анализа:
1.Ваше впечатление от стихотворения в исполнении Людмилы Гурченко? В исполнении К. Савва?
2. Еще раз внимательно прочитайте стихотворение. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
3.Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали.
4.В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
5. Перечитайте последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
6.Образ родины в стихотворении Симонова? В чем счастье человека, родившегося на этом «клочке земли»?
7. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Письменная работа.
(В какой момент жизни человек задумывается о малой родине? Почему в трудные для страны годы обостряется «чувство родины»? Так ли важно ощущать связь с малой родиной? В ряду духовных ценностей на каком месте может быть ценность малой родины? С какими твоими собственными размышлениями совпало стихотворение Симонова?)
Рефлексия.
Какой момент урока был для вас наиболее интересным? Когда вы чувствовали себя эмоционально взволнованным? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 7 классе "Тихая моя Родина"
Изображение природы в произведениях русских поэтов....
Разработка урока "Рубцов Николай Михайлович «Тихая моя Родина»"
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»(своё отношение, а также расс...
Урок литературы 11 класс."Тихий Дон"- роман-эпопея о всемирной трагедии.
Урок построен с применением элементов технологии "кейс-метод".Используется составление кластера в ходе обсуждения проблем,затронутых в романе.Происходит формирование у учащихся умений строить и высказ...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"
Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...
Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")
В процессе урока раскрывается основная мысль автора о несовместимости понятий «война» и «женщина»...