Разработка урока по творчеству М.И.Цветаевой
план-конспект урока по литературе (11 класс)
познакомить с основными вехами жизни М.И.Цветаевой, проследить связь творчества с биографическими моментами жизни поэта; выразительно читать стихи поэтессы;
формировать любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительная подготовка к уроку.
1. Класс делится на 4 группы; учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией поэтессы и подготовить стихотворения по темам: «Детские и юношеские годы»; «Годы замужества»; «Эмиграция»; «Тоска по Родине»
2. Предварительно ученикам дано было задание сделать опрос ( в школе, на улице), обратившись к респондентам с вопросами:
- Какие произведения Марины Цветаевой вам известны?
- Что вы знаете о жизни поэтессы?
- Процитируйте строки ее поэзий.
( с последующей обработкой информации – составлением диаграмм).
Цель: познакомить с основными вехами жизни М.И.Цветаевой, проследить связь творчества с биографическими моментами жизни поэта; выразительно читать стихи поэтессы;
формировать любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М.Цветаева
Мне в современности и в будущем –
места нет.
М. Цветаева
Ход урока
І. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Так писала о себе Марина Цветаева. Морская пена изменчива, она рождается с каждой новой волной. Вероятно, изменчивость своей натуры, способность восхищаться, возрождаться и пыталась подчеркнуть в этой поэзии Цветаева. Одни восхищались ею, другие – не понимали. Но творчество Цветаевой никого не оставляло равнодушным.
Сегодня и мы откроем страницы жизненной книги Марины Цветаевой, раскроем причины ее жизненной и творческой трагедии. Цель нашего урока – не остаться равнодушными к памяти замечательного поэта, развивать в себе чувство прекрасного, уметь читать стихи и эмоционально на них откликаться, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
К этому уроку вам дано было опережающее задание, в котором вы должны были проработать основные этапы жизни поэтессы, подтвердив их стихами. Ведь Марина Цветаева говорила так: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой» и «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». Сделать заготовки для ассоциативно- художественного портрета из растений, камней, музыки и красок. М. Цветаевой, в качестве рефлексии представить сенквейны.
ІІ. Работа над темой урока
Сообщение 1 группы учащихся с чтением стихотворений.
1.Детские и юношеские годы.
(1уч.) День рождения Марины Цветаевой 8 октября 1892 года. По церковному календарю это день апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Красною кистью Спорили сотни
Рябина зажглась. Колоколов.
Падали листья. День был субботний:
Я родилась. Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(2уч.) Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын священника, самостоятельно «выбился в люди». Защитил докторскую диссертацию, возглавил кафедру теории и истории искусств. Был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, дочь богатого и известного в Москве человека, была личностью незаурядной, наделенной умом, большими художественными способностями; владела четырьмя языками, писала стихи, увлекалась музыкой.
Вопрос учителя: В каком стихотворении Марина рассказывает о своем происхождении?
(3уч.): О своем происхождении Марина Цветаева напишет в одной из своих поэзий:
У первой бабки – четыре сына, А у другой – по иному трахту!-
Четыре сына – одна лучина, У той тоскует в ногах вся шляхта.
Кожух овчинный, мешок пеньки,- И вот – смеется у камелька:
Четыре сына – да две руки! «Сто богомольцев – одна рука!»
Как ни навалишь им чашку – чисто! И зацелованными руками
Чай, не барчата! – Семинаристы! Чудит над клавишами, шелками…
Обеим бабкам я вышла внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Учитель: Марина Цветаева родилась в семье, являвший собой некий союз одиночеств. Из воспоминаний поэтессы: «Мама и папа были люди совершенно непохожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка, стихи, тоска. У папы – наука. Жизни шли рядом, не сливаясь».
(4 уч.) В такой семье формировался один из самых ярких русских поэтов – Марина Цветаева.
Характер у Марины был сложный: гордость и застенчивость, упрямство и твердость воли, непреклонность, слишком ранняя потребность оградить свой внутренний мир.
Марина росла среди музыки и книг. Ее готовили в музыканты. С четырех лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен.
В шесть лет начала писать стихи, причем сразу на русском, немецком и французском языках. Любимым поэтом с детства и до конца дней был Пушкин.
Она любила родной Трехпрудный переулок в Москве и дачу в Тарусе.
Но детство кончилось со смертью матери.
Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом», в количестве всего 500 экземпляров.
Вопрос учителя: Знаете ли вы стихотворение из сборника «Вечерний альбом»? О чем стихи?
(2уч.) «В зале»
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,—
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
Вопрос учителя: Заметили ли эту книгу? Кто?
Группа представляет свой ассоциативно – художественный портрет. (использованы сухие ветки рябины на морском фоне).
Сообщение 2 группы учащихся с чтением стихотворений.
2. Годы замужества.
(1уч.) Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был Максимилиан Волошин. Главное, что отметил в ее стихах – искренность. Он стал ее другом, помощником, советчиком. В 1911г. он пригласил Марину с сестрой к себе, в Коктебель, на отдых.
Здесь они и познакомились: Сережа и Марина.
Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камешки. Красивый, грустный незнакомец с удивительными, большими глазами просит разрешения помочь ей. Марина соглашается и загадывает ( в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно, сердолик он нашел сразу, на ощупь, т.к. не мог оторвать своих синих глаз от ее зеленых. Любовь на всю жизнь! С первого взгляда. Ей – 18, ему -17. Его внешность романтична: высокий, худой, огромные глаза «цвета моря».
Вопрос учителя: подтвердите эти факты поэт. строками.
(2уч.) «Есть такие голоса…»
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря.
Вот он встал перед тобой:
Посмотри на лоб и брови
И сравни его с собой!
То усталость голубой,
Ветхой крови.
Торжествует синева
Каждой благородной веной.
Жест царевича и льва
Повторяют кружева
Белой пеной.
Вашего полка - драгун,
Декабристы и версальцы!
И не знаешь - так он юн -
Кисти, шпаги или струн
Просят пальцы.
Учитель: Через полгода они поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: «Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним… Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь».
Вопрос учителя: Скажите, была ли Цветаева счастлива в браке? Какими событиями будет богат для неё 1912год?
(3уч.) Да, я, пожалуй, странный человек,
Другим – на диво!
Быть, несмотря на наш двадцатый век,
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Это стихотворение из второго сборника «Волшебный фонарь», который выйдет в 1912г., в год её бестревожного счастья. В нем будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда же войдут и стихи, посвященные дочери, которая родиться в 1912 году. Аля. Ариадна.
«Девочка, царица бала…»
Девочка! - царица бала!
Или схимница, - Бог весть!
- Сколько времени? - Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Учитель: Развивался талант Цветаевой. Поэты-современники вдохновляли ее, под их влиянием формировался дар божий поэтессы.
Вопрос учителя: Кто из поэтов оказал влияние на Цветаеву?
(4уч.) Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивался ее талант. Это были А.Ахматова, А.Блок, О.Мандельштам.
Ближе всех по духу ей была тогда Ахматова. Она посвятит ей немало стихов. «О, муза, прекраснейшая из муз…» - называла ее.
Божеством от поэзии считала Блока и как божеству поклонялась:
Имя твоё – птица в руке
Имя твоё – льдинка на языке
Одно-единственное движенье губ
Имя твоё – пять букв.
Увлечена была Мандельштамом. Стихи, посвященные ему, читаются как пылкие нежные признания в любви.
Учитель: Да, Марина была счастлива. Но, к сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война…
Какова дальнейшая судьба семьи Эфрон?
(5уч.) Сергей Эфрон, муж Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца. В 1915г. поступает братом милосердия в санитарный поезд.
Вопрос учителя: Как Марина отнеслась к решению мужа?
(5уч.) Марина не препятствовала решениям мужа, т.к. любила его, но волновалась очень сильно, пытаясь как-то предугадать, что ждет в будущем
«Хочу у зеркала, где муть…»
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать -- куда вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачты корабля,
И вы -- на палубе...
Вы -- в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе...
Вечерние поля в росе,
Над ними -- вороны...
-- Благославляю вас на все
Четыре стороны!
Потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве, у нее на руках две дочери, Ариадна и Ирина; голод, холод.
Учитель: Осенью 1919г. Марина, по совету знакомых, отдает девочек в подмосковный приют, но вскоре забирает тяжело заболевшую Алю. А 20 февраля навсегда теряет маленькую Ирину, умершую в приюте от голода и печали.
«Две руки, легко опущенные…»
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Две руки — ласкать — разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.
Учитель: Сломило ли горе Марину или она продолжает писать?
(6уч.) Марина пишет все время, но ни одна книга не была напечатана. Ее знали только самые страстные почитатели поэзии. Для поэта это трагедия. Однажды, разговаривая с корреспондентом, который сказал, что ее в России не помнят, Цветаева ответила: «Нет, меня не «не помнят», а просто не знают».
ПРОХОЖИЙ
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Вопрос учителя: К кому обращается поэтесса? Ее слова что это? Просьба? Призыв? Требование?
(ответ учащихся)
Учитель: Следующий период жизни – эмиграция.
Группа представляет свой ассоциативно – художественный портрет. (использованы сухие ветки рябины, пенный гребень, сердолик.).
Сообщение 3 группы учащихся.
3. Эмиграция.
(1уч.) Наконец, свершилось чудо! В июле 1921г. Марина получает весть о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью, взвалив на свои плечи ношу эмигрантки. Так началась их 17-летняя одиссея за границей: Германия, Чехия, Франция.
13 лет они прожили в Чехии, там родился сын Георгий (1925г.). Там же Цветаевой удалось издать несколько книг. Когда семья переехала во Францию, в одном из парижских клубов был устроен ее творческий вечер. Триумф, слава, зависть…
Вопрос учителя: Как Марина Цветаева чувствовала себя в эмиграции?
(2уч.) Цветаева не прижилась. Очень быстро стали заметны разногласия между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Нищета, унижение, бесправие окружили поэтессу со всех сторон. Только с помощью друзей, которые помогали ей материально, она могла сводить концы с концами. Заработки Сергея были временными, постоянную работу найти было невозможно. Но вместе с разочарованием приходит понимание, что ее русское слово может найти отклик только в русской душе.
«Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь, а для там – языком равных».
( пишет в Париже: «Здесь я не нужна, там – невозможна. Здесь меня не печатают, там – не дадут писать»)
Учитель: Их преследует тоска по Родине, они мечтают о возвращении. Расскажите о том, что им придется пережить.
Группа представляет свой ассоциативно – художественный портрет. (использованы сухие ветки рябины на морском фоне, на ветке обычные камни).
Сообщение 4 группы учащихся с чтением стихотворений.
4. Тоска по Родине.
(1уч.) Быстрее всех ощутил трагедию изгнания Сергей, который к тому времени уже стал советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, и в 1937г. уезжает с дочерью в Москву. В 1939г. Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину.
(2уч.) Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война…Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована в 1955.Марина едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе дочери и мужа.
(3уч.) Доведенная до отчаяния, покинутая всеми и убежавшая от всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941г. Сыну выдадут свидетельство о смерти, где в графе «Род занятий» значилось – «эвакуированная».
Место захоронения точно неизвестно, т.к. сын Георгий погибнет на фронте в 1944г., а он был единственным, кто провожал Марину в последний путь.
Вопрос учителя: Как вы думаете, предчувствовала ли Марина такое окончание своего жизненного пути?
(4уч.) Я думаю, что с помощью вот этого стихотворения мы можем понять, что чувствовала поэтесса
«И отступилась я здесь от всего…»
...и отступилась я здесь от всего,
От земного всякого блага.
Духом, хранителем "места сего"
Стала лесная коряга.
Все мы недолго у жизни в гостях,
Жить - это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Двух? - А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная, свежая ветвь бузины,
Это - письмо от Марины.
Учитель: Ее жизнь – трагична. Жить, не чувствуя своей необходимости, поэтесса не могла.
(5уч.) Меня поразило, что сама Цветаева еще в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелегкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки:
«Моим стихам, написанным так рано…»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Группа представляет свой ассоциативно – художественный портрет. (на морском фоне разбросаны красные бусины, пенная волна, мелкий галечник ).
ІІІ. Закрепление-обобщение
Вопросы с классу:
В чем же трагедия судьбы Цветаевой?
Настал ли черед ее стихов, или ей – «места нет»
Обсуждение: (оглашение результатов опроса)
Предварительно ученикам дано было задание сделать опрос ( в школе, на улице),
обратившись к респондентам с вопросами:
- Какие произведения Марины Цветаевой вам известны?
- Что вы знаете о жизни поэтессы?
- Процитируйте строки ее поэзий.
Учитель: Главное, что к поэзии Марины Цветаевой каждый приходит сам, сам находит ответы на свои вопросы, раскрывает суть ее фраз, слов и звуков.
Все вы, ребята сейчас думаете о своем будущем, мечтаете о любви или уже любите, страдаете. И почти каждый из вас уверен, что жизнь обязательно будет к вам благосклонна. Да будет так!!! Но поверьте, что жизнь прожить – не поле перейти! И радости будут, и счастье, но и потерь, невзгод вам не избежать. Пусть стихи Цветаевой помогут вам и в горе и в радости, и в любви и в разлуке. Пусть ее гибель поможет вам не быть безучастными к чужому горю. Марина Цветаева писала для нас с вами, думала о нас. Она очень близка и понятна каждому, только ее надо услышать, услышать ее голос сквозь десятилетия. Марина была уверена, что ее мы услышим и поймем.
Заканчивая рассказ о ее судьбе, хочется вспомнить замечательное стих-е:
«Уж сколько их упало упало в эту бездну…»,
которое звучит нам как завещание-напутствие.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзшую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любивший час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
IY. Итоги урока. Самооценки.( у обучающихся на партах лежат листы самоконтроля).
Рефлексия
Представление сенквейнов.
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, литературные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась по вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинении только правде сердца. А сейчас я предлагаю вам прислушаться к своему сердцу и написать свои впечатления незаконченного предложения.
Я узнал(а) …
научился …
понял, что…
задумался над…
вспомнил…
Д/з: в качестве дом. задания я вам предлагаю написать сочинение-миниатюру, выбрав одну из предложенных тем (которые представляют собой цитаты из стихотворений Цветаевой)
«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»
«Счастье или грусть…»
«Возношу тебя, бремя лучшее…»
«Воспоминанье слишком давит плечи…»
Дополнительное задание в качестве рефлексии при наличии времени.
Викторина
1. Назовите дату и место рождения Марины Цветаевой.
( 26 сентября 1892 года в Москве в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.)
2. Как назывался первый сборник стихов М Цветаевой и сколько ей было лет?
(Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу "Вечерний альбом", ей только что исполнилось 18 лет)
3. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?
(А.С.Пушкину, А.А.Ахматовой, А.А.Блоку)
4. Где жила Марина Цветаева в эмиграции?
(Чехия, Франция)
5. В каком году М. Цветаева вернулась в СССР?
(в июне 1939 г. мать и сын сели в поезд в Париже, чтобы навсегда вернуться в Россию)
6. Какое яркое событие в личной жизни поэтессы произошло в 1911 году.
(5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину и встретилась с Сергеем Эфроном )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс
Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
Данный урок изучается в разделе «Серебряный век». Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...
Конспект урока по творчеству М. И.Цветаевой "Мои стихи - дневник..."
Методическая разработка урока литературы "Мои стихи - дневник..."...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...
"Езда в остров любви" Урок по творчеству М.И. Цветаевой
laquo;Езда в остров любви» - так назывался первый на русском языке роман о любви, переведённый в 18 веке с французского языка первым русским лирическим поэтом Василием Кирилловичем Тредиа...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...