Внеклассное мероприятие "Помню! Горжусь!"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Лаптева Елена Егоровна

Составитель: Лаптева Е.Е.  – учитель русского языка и литературы МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза АМ. Яналова».

Методическая разработка внеклассного занятия «Помню! Горжусь!» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся старших классов.

Данная разработка включает в себя план, цель, задачи, содержание мероприятия, в которой представлены материалы из семейных, школьных архивов об участниках Великой Отечественной войны, детях войны, заключение, приложение, а также информационные источники.

 Представленная  разработка может быть использована учителями общеобразовательных учреждений для организации и проведения воспитательных мероприятий с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к методической  разработке внеклассного мероприятия «Помню! Горжусь!»

 

Составитель: Лаптева Е.Е.  – учитель русского языка и литературы МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза АМ. Яналова».

Методическая разработка внеклассного занятия «Помню! Горжусь!» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся старших классов.

Данная разработка включает в себя план, цель, задачи, содержание мероприятия, в которой представлены материалы из семейных, школьных архивов об участниках Великой Отечественной войны, детях войны, заключение, приложение, а также информационные источники.

 Представленная  разработка может быть использована учителями общеобразовательных учреждений для организации и проведения воспитательных мероприятий с обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Введение………………..………………………..………… …  3

Цель и задачи  внеклассного  мероприятия…………………   4

План внеклассного мероприятия

 «Помню! Горжусь!»………………………………….………    4

Содержание  мероприятия……………………………………    5

Заключение……………………………………………………    21

Информационные источники …………………………………. 22

 

 


Учитель подводит учащихся к определению цели и задач мероприятия.

Ребята, 2020 год объявлен  президентом России Владимиром Владимировичем Путиным годом Памяти и Славы. Это связано с тем, что  9 мая наша огромная страна будет отмечать Великий праздник – 75-летие Великой Победы над фашистской Германией. Это праздник жизни, мирного неба над головой, праздник памяти, грусти. И сегодня, в преддверии Дня Победы, мы с вами  вспомним тех героев «былых времен», которые ценой своей жизни отстояли наше светлое будущее.

Тема нашего мероприятия  «Помню! Горжусь!»

Отгремели военные грозы. На полях, где проходили тяжелые бои, колосятся  хлеба, а над ними,  кружась в вышине, звонко поют жаворонки.  Шелестят своими величественными кронами  белоствольные русские березки у могил воинов , павших на той страшенной войне. Береза – это не только символ красоты, но и символ нашей памяти. В каждом городе, маленьком селе, даже деревеньке стоят памятники воинам-освободителям. А возле каждого посажено по три березы, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

У каждого времени есть своя история, своя память.   И потому мир никогда не забывает о трагедиях, разрушавших  великие ценности, созданные человеком. Память вечна.

Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но боль  её до сих пор не утихает в людских сердцах. Да, и у времени есть своя память.   Давайте же перелистаем некоторые страницы жизни  участников Великой Отечественной войны, детей войны  и вспомним, как это было….

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил о имя Родины,

Парни героической страны

Были настоящими героями.


Помню, горжусь!

(внеклассное мероприятие)

Цель: формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Задачи:

1. Способствовать осознанию  исторической роли нашего народа в Великой    Отечественной войне;

2. Содействовать осмыслению обучающимися таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, патриотизм, героизм.

3. Воспитывать  доброжелательное, заботливое отношение к пожилым людям,   участникам Великой Отечественной войны, ветеранам тыла, детям войны, на примере исследования семейных архивов.

4. Развивать  навыки сотрудничества.

Оборудование  урока: книжная выставка, плакаты, презентация, фонограмма  «День Победы»,     «Метроном»

План внеклассного мероприятия «Помню! Горжусь!»

1. Сообщение об А.М. Яналове.

2. Сочинение  «На память остался пиджак с орденами».

3. Презентация  Анисимовой Анны о своем прадедушке Анисимове Андрее   

     Петровиче.  

4. Дети войны.

5. Творчество обучающихся.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему беседы.

В девятый день ликующего мая

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края,

Мир победил! Окончена война!

  Уже нигде не затемняли света

         В продымленной Европе города

         Ценою крови куплена Победа,

  Пусть это помнит шар земной всегда.

Учитель: Ребята, почему наше мероприятие я начала с этих слов?

Действительно, скоро мы будем праздновать великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами. Это были настоящие патриоты своей Родины.

Скажите, пожалуйста: Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом? (ответы учащихся)

  1. Беседа по теме.

Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле

  • Что вам известно о Великой Отечественной войне и Великой Победе нашего народа в ней?
  • Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны? Что вы знаете о своих родственниках — участниках боёв, тружениках тыла, детях войны?
  • Есть ли у вас в доме семейные фотографии военных лет, письма с фронта, семейные реликвии военных лет, награды героев вашей семьи?)

Память - часть нашей культуры, национального самосознания, и, если мы хотим остаться народом, Россией, жить, процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».

  1. Словарная работа:

Родина, Россия, война, Победа, память, Отечество, патриотизм,  долг, честь, достоинство.

Ученик: Каждый народ помнит своих героев – освободителей. С чувством огромной благодарности говорят они о них, об их подвиге. Рука об руку с русскими и украинцами, белорусами и грузинами, татарами и азербайджанцами, казахами и чувашами воевали на фронтах войны и представители марийского народа. Они были в рядах защитников Брестской крепости и Одессы, Москвы и Ленинграда, участвовали в битве за Сталинград и на Курской дуге. Более 130 тысяч уроженцев Марийской АССР, то есть каждый четвертый ее житель, воевали с фашистскими захватчиками.
      За проявленную отвагу и мужество десятки тысяч наших земляков награждены боевыми орденами и медалями. Пятеро наших земляков было удостоено высшего воинского отличия – звания Героя Советского Союза: Кузьма Васильевич Новоселов, Михаил Васильевич Онучин, Иван Григорьевич Отмахов, Борис Сергеевич Шабалин, Андрей Михайлович Яналов.

Ученик: Не щадя себя в огне войны,
               Не жалея сил во имя Родины,
               Парни героической страны
               Были настоящими героями.

Ученик: По улице Советской поселка Сернур у здания старой школы каждый человек, будь он пожилого возраста или подросток, приостановит на мгновение взгляд на мемориальной доске, установленной на стене музея:

«В этом здании учился Герой Советского Союза Андрей Михайлович  Яналов».
А ученикам и педагогам школы №1 поселка вдвойне дорого это имя.

 24 мая 1965 года Советом Министров РСФСР приказом №662 было принято предложение Совета Министров Марийской АССР о присвоении школе имени Героя Советского Союза Яналова Андрея Михайловича.
Ученица: Родился А.М.Яналов в 1920 году в деревне Лапка-Памаш, около реки Сердяжка, в двух километрах от райцентра. Трудным и безрадостным было его детство. Но Андрей старался не унывать.
         Рано проявились его организаторские  способности. Под руководством Андрея в сельском клубе парни и девчата поставили спектакль на марийском языке и показали его жителям соседних деревень. Сам же Андрей замечательно исполнял на волынке марийские мелодии.

В 1940 году Андрея призвали в Красную Армию. При распределении он попал в учебную батарею полка, где готовили будущих младших командиров. Через десять месяцев ему присвоили звание сержанта.
         1941 год…Война застала его недалеко от западных границ.
Артиллерийский полк, в котором проходил службу Андрей, на второй же день был направлен за реку Днестр и там сходу принял бой.
          Первое ранение Яналов получил 16 октября 1941 года. Подлечившись в госпитале, он снова вернулся в свою часть.


Ученик:  ( Из воспоминаний   В.Н.Балязина о подвиге А.М. Яналова )                  
                 
«Штурм  Кенигсберга»   

Вслед за коммунистами шли их младшие товарищи – комсомольцы. Многие их них, несмотря на молодость, были закаленными, опытными воинами, сражавшимися с врагом не первый год. Среди воинов-комсомольцев, штурмовавших Кенигсберг, были солдаты, сражавшиеся под Москвой ,остановившие полчища врага у берегов Волги; участники гигантских битв – на Курской дуге и под Корсунь-Шевченским. На знаменах многих полков и дивизий, дравшихся на улицах Кенигсберга, горело по нескольку орденов, а более половины знамен было обвито двухцветными гвардейскими лентами.
       В одной из таких дивизий, прославившихся во время штурма Перекопа и форсирования Сиваша, служил комсорг  стрелкового батальона 997-го стрелкового полка подполковника Рогалева младший лейтенант Андрей Яналов, прошедший вместе со своей дивизией славный боевой путь от предгорий Кавказа до стен Кенигсберга. В конце четвертого года войны фронтовые дороги привели Андрея Яналова в Восточную Пруссию, а в апреле 1945 Андрей Михайлович вместе со своим батальоном пошел на штурм Кенигсберга. В течение всех четырех дней штурма Яналов находился в первых рядах своего батальона, показывая пример мужества и бесстрашия.
          В скупых строках личного дела младшего лейтенанта нет ярких, сенсационных фактов. Здесь хранятся документы, кратко рассказывающие о боевом пути этого мужественного человека и о четырех последних днях его жизни.
        Последним листом его личного дела является реляция командира 997-го стрелкового полка подполковника Рогалева «О присвоении  звания Героя Советского Союза комсоргу стрелкового батальона младшему лейтенанту Андрею Михайловичу Яналову».                        
.
  В верхнем углу документа стоит короткая надпись: «Погиб 9 апреля 1945 года…» Документ написан сдержанным, четким языком военного донесения, но как много поистине героического встает перед нами за этими короткими скупыми фразами.                                      
.
         «6 апреля 1945 года комсорг стрелкового батальона Андрей Михайлович Яналов повел комсомольцев в атаку. Он первым ворвался во вражеские траншеи и, подавая пример мужества и бесстрашия, огнем автомата и гранатами лично уничтожил 21 солдата и двух офицеров противника. На следующий день, 7 апреля, в  бою за квартал 281 Яналов первым ворвался в большой, сильно укрепленный каменный дом, превращенный противником в опорный пункт, и в рукопашной схватке, завязавшейся внутри дома, уничтожил шесть гитлеровцев.                
.
           8 апреля на пути батальону встретился еще один дом, преграждавший путь нашим войскам. Младший лейтенант Яналов пробрался , поразил гранатами два пулемета и уничтожил семь гитлеровских солдат. Яналов погиб во время заключительных боев за город  Кенигсберг    9 апреля 1945 года»
                                          Выписка из наградного листа                      .
        «Младший лейтенант Андрей Михайлович Яналов служил комсоргом в стрелковом батальоне стрелкового полка Сивашской дивизии. Во время боев за Кенигсберг он правильно расставил комсомольские силы в батальоне. При штурме Кенигсберга товарищ Яналов, находясь непосредственно в боях, первым с криком «Ура!» поднялся в атаку, лично уничтожил 21 фашистского солдата, 2 офицеров. Своим подвигом увлек товарищей на выполнение поставленной боевой задачи. В уличных боях за квартал 281 ворвался в расположение солдат. Дом, занятый врагом, забросал гранатами, вывел из строя семь солдат  противника, подавил огонь двух танковых пулеметов. В бою действовал смело и решительно. Командир 997 стрелкового полка полковник Рогалев.»                        
.
              До победы над фашистами Андрей Михайлович не дожил 33 дня. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

                                (звучит марийская мелодия)

Учитель: К великой дате в нашей Республике Марий Эл, как и по всей России, проводится много мероприятий; одно из них- конкурс сочинений. Ученица нашего класса Семенова Анна заняла 1 место в школе. Тема сочинения  «На память остался пиджак с орденами».

Семенова А.:В шкафу на самом видном месте висит уже выцветший годами аккуратненький серенький пиджак с широкими плечами. Он был приобретен нашим прадедом Исаковым  Григорием Дмитриевичем в мае одна тысяча девятьсот сорок пятого года. Вот уже семьдесят пять лет медали,  ордена на пиджаке напоминают о страшных годах Великой Отечественной войны.   Мы с братом о прадедушке знаем лишь по воспоминаниям, рассказам бабушки и сохранившимся  фотографиям. Нам еще остался пиджак с орденами…

Каждый раз, открывая шкаф, мне хочется потрогать их, поговорить с ними, узнать «биографию» каждой награды. Это история не только одной награды, не только биография одного ветерана, а история всей страны, история  народа, весь фронтовой путь нашего прадедушки Исакова Григория Дмитриевича от деревни Захарово  Сернурского  района до столицы фашистской Германии – города Берлина. Это история Великой Отечественной войны  с 1941 года по 1945 год.

Начинается боевой путь солдата по фронтовым дорогам долгой кровопролитной Великой Отечественной войны  с 22 июля 1941 года, когда мой прадедушка Исаков Григорий Дмитриевич был призван в ряды действующей Красной Армии Ронгинским Военным Комиссариатом Марийской АССР. В звании лейтенанта  прадед был направлен на Северо-западный фронт, назначен командиром кабельно-шестового взвода 79 отдельной роты связи 79 Района авиабазирования. По словам командира Егорова, прадед был весьма способным командиром, хорошо знающим  телефонную связь. Боевой  приказ командира всегда выполнял в срок. Подогнем противника  умело и быстро устранял любые повреждения телефонной связи, личный состав взвода  был обучен и являлся образцом среди остальных взводов роты. Люди, обеспечивающие связь во время военных действий, не только прокладывали линии связи, но и решали своим трудом подчас исход операции. От четкой работы связистов зависела быстрота и своевременность передачи донесений, приказов, а самое главное - успех боя и всей операции. Во время выполнения опасного задания - исправления повреждения линии связи - прадедушка попал под обстрел, его засыпало землей. От гибели  спасли бойцы взвода,   определив его местонахождение по  парам воздуха,  выходящим при дыхании из земли. С июля 1942 года связистами размотано кабеля полевой линии 31 километр и восстановлено 13 оконечных станций. Перебоев в работе связи не было. За отличное обеспечение связью Района с подчиненными частями, проявленную при этом доблесть и мужество, 7 марта 1943 года мой прадед был предоставлен к первой правительственной награде.  Награжден Исаков Григорий Дмитриевич  медалью «За боевые заслуги». Приказ подписан начальником 79 Района авиабазирования подполковником Багрий.

Вторая правительственная награда - орден Красного Знамени - нашла молодого лейтенанта  19 октября 1944 года в городе Вердер. Много труда и энергии вложил мой прадед на обеспечение связью Района авиабазирования в период наступательных операций от реки Вислы до столицы Германии - города Берлина. Главная задача - обеспечение связи.  Когда требовала боевая обстановка, связисты вместе со всеми участвовали в боях с оружием в руках.

За период с 1 декабря 1944 года по 31 мая 1945 года Исаков со своим взводом восстановил 380 километров постоянной связи, построил 50 километров постоянной линии связи и 490 километров кабельно-телеграфно -телефонной связи.  Связисты воздушной армии работали в сложных условиях  с огромным физическим напряжением. Григорий Дмитриевич со своими бойцами работал на постройке линии связи и восстановления  днем  и ночью, в любую погоду, часто под ударами вражеской авиации, не жалея сил и энергии, сам он лично исправил 63 повреждения на линии связи.

Исаков Григорий Дмитриевич был парторгом первичной парторганизации. Во время наступательных операций Красной Армии проводил беседу и доклады, направленные на выполнение поставленной задачи Красной Армии. Большую помощь оказывал командиру роты в укреплении дисциплины в боевой и политической подготовке личного состава.  За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество по Приказу Первой 6 Воздушной  Армии Президиумом Верховного Совета Союза СССР  награжден  орденом Красного Знамени.

После войны прадедушка 42 года работал учителем в Лажьяльской, Куприяновской,  Мустаевской  школах.  Из них 20 лет был директором Мустаевской Семилетней школы. Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 апреля 1985 года в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом мой прадед - ветеран Великой Отечественной войны награжден Орденом Отечественной  войны ׀׀ степени.

У каждой награды своя история.  Ни одна награда солдату просто так не дается, каждая пропитана кровью. За медалью, за орденом - подвиг…Мой прадед был скромным человеком, не любил рассказывать о своих подвигах.        Если рассказывал о войне, то всегда со слезами на глазах. По словам прадеда, в течение всей войны  пришлось ему быть непосредственным участником многих крупных и важных наступательных операций, но битва за Берлин была особой, ни с чем не сравнимой операцией.

Умер мой прадед в 1995 году. На память нам, молодому поколению,  остался серенький  пиджак 1945 года с орденами, медалями, напоминающий о страшных годах Великой Отечественной войны…Из слов бабушки  я знаю «биографию» пиджака  с орденами…

Учитель: К нашему мероприятию Анисимова Анна подготовила презентацию о своем прадедушке Анисимове Андрее Петровиче.  Давайте предоставим ей слово. (Приложение 1)

Учитель: Вам  сейчас  15-16 лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, никогда не слышали орудийного грома.  По выступлениям на данном мероприятии  видно, что в ваших семьях свято хранят память о подвигах  родных и близких людей.

Учитель:  Война тяжким грузом легла на плечи не только взрослых, но и детей. Она  забрала у них самое прекрасное  время – детство.  Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти народа. Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам.

В нашей школе  хорошо развито волонтерское движение, и большинство из вас  является активными членами. Ребята нашего класса провели большую работу в подготовке выпуска  книги памяти «Дети войны».

Давайте послушаем несколько сообщений об учителях – ветеранах нашей школы  - детях войны.

Дети войны.

Богданова Софья Валериановна

Богданова Софья Валериановна родилась 19 сентября 1936 года в семье колхозника, в деревне Полянок Горномарийского района Марийской АССР.

Родители: мать-Софронова Ефросиния Ивановна 1915 года рождения, отец-Софронов Валериан Гаврилович 1908 года рождения. Они были рядовыми колхозниками. Семья многодетная, 5 человек: 2 сестры, 3 брата. Я, Софья Валериановна, старшая среди всех детей.

Родители были не строгие. Дети в семье получили хорошее  воспитание. Игрушки были самодельные.

В деревне жили дружно, не ссорились, с деревенскими ребятами  собирались в одном месте. Ни телевизора , ни радио не было, поэтому большую часть свободного времени проводили на улице: гуляли, играли. Любили с ребятами играть в "Лапту".

Отец был очень хорошим человеком: никогда не ругал, много с нами разговаривал. На собрания в школу ходила мама. Она считалась хорошим воспитателем, принимала активное участие в мероприятиях школы, класса, хотя не умела ни читать, ни писать.

Отца забрали на фронт в 1943 году.

Когда отца  не было, мать  держала хозяйство. Ездили в Волгоград, в Астрахань по Волге продавать картошку, так как жили рядом с Козьмодемьянском. Картошку продавали и привозили обратно сушеную рыбу. Денег  с продажи было немного.  Питание было не очень хорошее. Терли картошку на специальном станке, хлеб пекли из картошки. Крахмал собирали по полю, но это делать категорически запрещалось: на конях гнали кого увидят.

Раньше за работу деньгами родителям не платили. Давали солому, сено, картошку. Зато государству сдавали все, что было в хозяйстве: масло, яйца, шерсть. Орехи в лесу собирали и продавали, потому что денег не было. В Козьмодемьянск  ездили на лошади.

Вернулся отец с фронта инвалидом без одной ноги: потерял в боях  под Смоленском. Он, когда вернулся,   работал счетоводом.

В школу я пошла в 1944 году. Тетрадей не было, писали чернилами из сажи в книгах между строчками при керосиновой лампе. Чернильницу  носили из дома. Школа находилась недалеко. В школу ходили в лаптях, с матерчатой сумкой на спине. Вся одежда была самотканая. Дома был станок, мама сама ткала  и шила одежду детям. Учительница ходила тоже в лаптях. В 8-10 классах училась платно.  Обучение в старших классах было только платное. Нуждались во многом, но маму это не останавливало - она всем старалась дать образование. Чтобы выкупить  своей дочери аттестат, мама продала шубу.

После седьмого класса днем училась,  по вечерам работала почтальонкой в своей деревне. Летом днем и ночью работать заставляли. Взрослые жали руками, а младшие  на току работали, на молотилке.

Дров не было, вязанки из леса носили, сырыми дровами топили.

Самое, запомнившееся с тех лет-это нужда. Не хватало одежды, питания. Когда объявили День Победы , в сельсовете  все собрались и кричали очень громко:" Ура!" Кричали кто что мог, радовались, смеялись, плакали.

В 1954 году поступила в институт. Закончила историко-филологический факультет. Три раза ездила на целину, чтобы заработать денег. После 2,3,4 курсов были в Новосибирской области в животноводческом совхозе. Была 2 раза в Северо-Казахстанской области, тоже в совхозе.

В 1959 году жила и работала по направлению в средней школе  села  Кукнур Сернурского района. В 1962 году  Богданова Софья вышла замуж.

В 1962-1963 г. работала в Сернурской средней школе.

В августе 1963 г. перевелась в Конганурскую среднюю школу

Лоскутова Фаина Ивановна, 1932 года рождения, родилась в            дер.Колянур Советского района Марийской АССР (девичья фамилия Яровикова). Родители: отец - Яровиков Иван Максимович,1908 г.р., уроженец дер. Колянур, родился в крестьянской семье, образование 3 класса церковно-приходской школы, за 2 года окончил 3 класса, так как до школы умел читать и писать. Мать  - Яровикова Елена Яковлевна, 1911 г.р.,  неграмотная. Награждена орденом «Материнской славы I, II и III степени, орденом Красной звезды и значком «Мать героиня». Мама занималась воспитанием детей, домашним хозяйством. В семье было 12 детей: 6 братьев и 6 сестер, сейчас осталось 2 сестры и 4 брата.

Перед началом Великой Отечественной войны в колхозе жили хорошо: в хозяйствах были коровы, в магазинах все можно было купить: и продукты и одежду. Хорошо отмечали праздник Великого Октября.

Когда началась Великая Отечественная война, в семье было 5 детей. К тому времени отец выучился на тракториста и был бригадиром тракторной бригады. Мужчины уходили на войну и приходилось готовить трактористок. Отцу дали бронь на полгода и потом продолжали продлевать: на войне он не был. Жизнь очень изменилась, с фронта приходили похоронки. К тому времени я закончила 2 класса. В 1950 году, после окончания Шогальской средней школы, я поступила в Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской на 2-годичный физико-математический факультет, т.к. на 4-годичный не было возможностей. В 1952 закончила и была направлена на работу в Онодурскую семилетнюю школу учителем математики. В 1956 году вышла замуж за Лоскутова Виктора Егоровича. В 1957 г. была переведена в Сернурскую среднюю школу. В 1961 году заочно закончила Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской и проработала в школе 35 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения РСФСР», медалью «Ветеран труда», имею много Почетных грамот и благодарностей. В 1987 г. вышла на заслуженную пенсию.

О семье. Муж – Лоскутов Виктор Егорович. 1930 г.р., закончил Лоскутовскую 7 летнюю школу, работал в колхозе. В 1950 году был призван в ряды Советской Армии, служил в Тирасполе 4 года механиком по обслуживанию самолетов. В 1954 году вернулся домой и стал работать учителем труда в школе. В 1957 году  был принят на работу в Сернурскую школу-интернат учителем труда. В 1978 году стал работать учителем автодела в Сернурской средней школе. В 1989 году был переведен в Сернурскую среднюю школу № 2 учителем труда. В 1985 году вышел на заслуженную пенсию. Умер в 2008 году.

Дети: сын – Лоскутов Валерий Викторович, 1958 г.р. погиб в автокатастрофе в 2010 году. Дочь – Липатникова Галина Викторовна, 1962 г.р. работает учителем французского языка и географии в МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова».

Иванова Людмила Александровна.

Иванова Людмила Александровна  (Попова) родилась 17 января 1945 года в деревне Большие Ключи.  Родилась по дороге из деревни Большие Ключи в поселок Сернур. Так  как в это время были сильные крещенские морозы, то записали в свидетельстве о рождении 20 января 1945 года. Люся – так звали девочку родные и близкие,  была вторым ребенком в семье директора Больше- Ключевской восьмилетней школы Попова Александра Алексеевича и домохозяйки Поповой (Окуневой) Марии Николаевны. Отец девочки был инвалидом детства, поэтому не участвовал в ВОВ, работал в тылу, учил ребятишек математике и физике. Старшая сестра Светлана родилась в 1941 году.

Так как это было послевоенное время, то на воспитание повлияла сама обстановка того времени: голод, разруха. Семья была небогата, хотя отец и работал директором школы. Было свое хозяйство: держали свиней, кур, уток,  корову, поэтому всегда было молоко.  Люся с детства была приучена к труду. Она с ранних лет помогала матери по хозяйству. У них с сестрой было разделение труда: Светлана помогала кормить домашних животных, Люся  прибиралась, мыла полы в доме. Семья жила на съемной квартире. Одежду девочкам шила мама, в магазинах того времени товаров было мало. В детстве играли самодельными игрушками, так как денег на покупку игрушек не было.

В день Победы 9 мая Люсе было около 4 месяцев, поэтому эту дату она не помнит.

В первый класс Люся пошла в 1951 году в возрасте шести лет в Больше-Сердежскую школу, а в 1953 году семья переехала в Сернур. В 1961 году она закончила  Сернурскую среднюю школу и  поступила в Марийский педагогический институт на физико-математический факультет. С 1966 года началась трудовая деятельность Людмилы Александровны. После института ее распределили в Марисолинскую среднюю школу учителем математики, где она проработала 1 год. В 1967 году Людмила Александровна вышла замуж за Иванова Александра Алексеевича, с которым познакомилась в Марисолинской школе. Александр Алексеевич был на практике в данной школе, педагогический институт он закончил на два года позже. Затем они переезжают на родину мужа в Мари-Турекский район в деревню Малый Карлыган, где оба супруга работают в школе. Осенью 1967 года Александра забирают в армию, а весной 1968 года у них рождается дочь Ирина. После службы в армии Саши в 1969 году семья переезжает в поселок Сернур. Александр Алексеевич начинает работать в Сернурской средней школе учителем физики, а Людмила Александровна воспитателем группы продленного дня.  С 1970 по 1974 годы  работает учителем математики в Сернурской школе рабочей молодежи (вечерней школе).  В 1972 году у пары рождается вторая дочь Елена. В августе 1974 года Людмила Александровна переходит работать в Сернурскую среднюю школу учителем математики, где проработала до выхода на пенсию. Педагог закончила свою трудовую деятельность в 2001 году. Трудовой стаж ее составляет 35лет. Людмила Александровна была прекрасным учителем, классным руководителем. Многие выпускники школы пошли по ее стопам и стали педагогами. За время работы в школе она сделала 4 выпуска как классный руководитель. Всегда была авторитетом для своих учеников и родителей. За свою трудовую деятельность Людмила Александровна была награждена Почетными грамотами районного отдела образования, администрации Сернурского  района, Министерства образования и воспитания Марийской АССР, орденом Трудовой Славы III степени (1986г), медалью «Ветеран труда» (1987г), в 1991 году стала учителем-методистом.

 Учитель:

Наша школа свято хранит память о ветеранах – детях войны. И о них  

в  школьном музее оформлены стенды и альбомы.

Память о Великой Отечественной войне отразили в своих стихотворениях  обучающиеся нашей школы

Давайте послушаем в исполнении ваших товарищей лучшие из них.

1 чтец.                              

   Рассказ солдата                                        Елена Скулкина
На каменистом поле брани,
В далекой – дальней стороне,
Погиб солдат, марийский парень
На необъявленной войне.
Свой ратный долг исполнил свято,
Карая мировое зло…
Печально встретило солдата
Его марийское село…
А я надеялся вернуться,
Обнять взволнованную мать,
К щеке отцовской прикоснуться
И этот мир не покидать.
Простите, мама, папа, братья,
Я долг свой выполнил сполна.
О, ты, достойная проклятья,
Меня забравшая война!
Пусть торжествует все, что свято,
К чему стремился, что любил.
Живите счастливо, богато,
Я вас в бою не посрамил.

2 чтец.
           Мой дед   Юлия Гнутова

Как жаль, что нельзя мне у деда спросить:
«Дай, деда, свою мне шинель поносить,
Ты, деда, свою мне медаль покажи,
И про войну мне все расскажи».
Мой дед с портрета смотрит строго,
Но нет в глазах его упрека,
Улыбку спрятал он в усы.
Дед не вернулся с той войны.
Но друг, прошагав до Победы в строю,
Привез сыновьям медаль, дед, твою.
Он все передал, что ты наказал,
Как ты воевал, он им рассказал.
Как жаль, что нельзя мне у деда спросить:
«Дай, деда, свою мне шинель поносить»…

       3 чтец.                                
          Война              
 Елена Соловьева
Война прошла, все отгремело:
Суровых дней нам вспоминать.
Все полыхало, все горело.
Погибло множество ребят.
Защищать страну родную
Стремился весь его народ
И боль свою, и боль чужую,
Несли они за годом год.
Четыре долгих, горьких года
Ждала Победы вся страна
Весной в прекрасную погоду
Вздохнула Родина моя                        

Учитель: эти стихотворения вошли в районный сборник «Родного края юные таланты».

Рефлексия

«Ради нашей чести и свободы» - вот за что боролись и погибали защитники Родины. И если мы забудем их имена, если не сохраним уважение к их памяти, мы утратим и честь, и свободу.

  • Что нового вы узнали сегодня о событиях Великой Отечественной войны?
  • Какие поступки людей можно назвать героическими?
  • Какие чувства вы испытали при работе с материалами о Великой Отечественной войне?
  • Что каждый ученик может лично сделать для сохранения памяти о героизме наших предков в годы Великой Отечественной войны?

Заключение. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Прошло уже 75 лет со Дня Победы, но мы до сих пор чтим память павших, кланяемся живым.

Лучшим подарком очевидцам и участникам тех событий, живым и погибшим станет память об их подвиге и теплые слова благодарности.

 (Заканчивается мероприятие возложением цветов к памятнику                    А.М. Яналова под звуки метронома)


Литература:

  1. В. Н. Балязин « Штурм Кенигсберга», М.: Воениздат,1964 г.,гл. 4
  2. Журнал «Литература в школе»,1993 г
  3. Сборник стихотворений «Родного края юные таланты»,2004г.
  4. Архивные материалы музея Сернурской СОШ №1 (альбомы, документы)
  5. Семейные архивы Анисимовых, Семеновых
  6. Ресурсы сети Интернет:

http://www.prodlenka.org/stcenarii-k-prazdniku-pobedy/stcenarii-prazdnika-dlia-nachalnoi-shkoly-9-maia-den-pobedy.html

http://www.rgpbz.ru/_ph/6/712750552.jpg

http://www.9maya.ru/teacher

http://www.nnmama.ru/content/family/celebrat/pobeda/stcenary_9_maya

http://scenarii- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия ко Дню Победы "Я помню, я горжусь"

Сценарий составлен практически из стихотворений учащихся школы. Предшествовала этому мероприятию огромная поисковая работа детей и родителей под руководством классных руководителей. Каждый класс в теч...

" Я горжусь тобой, Самарская земля"

Урок географии в 9 классе. Промышленность Самарской области....

" Я горжусь, тобой Самарская земля!"

методическая разработка по географии 9 класс...

Внеклассное мероприятие Я помню! Я горжусь!

Сценарий  внеклассного мероприятия посвященный годовщине Велико Отечественной Войны....

Внеклассное мероприятие к Дню Победы "Я помню, я горжусь"

Здесь присутствуют потомки тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Я обращаюсь к сердцу вашему, к памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дожил до Победы. ...

Внеклассное мероприятие «Знаю, помню, горжусь!»

Внеклассное мероприятие «Знаю, помню, горжусь!»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Я помню. Я горжусь».

Методическая разработкавнеклассного мероприятияна тему: «Я помню. Я горжусь»....