Нравственный выбор в романе Ю.В.Бондарева «Выбор»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Роман Ю.Богдарева "Выбор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_vybor_v_romane_yu.v.bondareva_vybor.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Человек всегда стоит перед выбором, и только от него зависит, как он поведет себя в той или иной ситуации. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, важность своего нравственного выбора, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Выбор и нравственность. Что означают эти слова для каждого из нас? Эта тема весьма актуальна для современной молодёжи. Мы часто размышляем по этому поводу. Ищем ответы в произведениях художественной литературы.
Слайд 3
«Вся жизнь – бесконечный выбор» - так писал Юрий Васильевич Бондарев.
Слайд 4-6
Это писатель принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… Все – лица, голоса, бои, конфликты, победы, высотки, танковые атаки – аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный опыт»
Слайд 7
Почти все написанное Бондаревым – о войне. Вместе со своими героями писатель прошел по дорогам войны, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стоял на прямой наводке .Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Произведения Бондарева написаны с суровой правдивостью, они заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем.
Слайд 8-10
Роман Ю.Бондарева «Выбор» был опубликован в 1980 году. Роман многоплановый, сложный, продолжающий поиски и анализ важнейших нравственно-философских проблем. Его называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА.
«Выбор! Что означает в романе это понятие, это слово, ставшее его заглавием? Всю жизнь человек что-то выбирает – пищу, одежду. Но не о повседневном выборе идет речь в романе. Выбор предстает в нем как очень емкое, исполненное глубокого и трагического смысла понятие, как центральная морально-философская проблема, встающая перед героем. Выбор – это проявление в предельно накаленных ситуациях деятельного начала в человеке, его нравственных сил и возможностей. Выбор определяет судьбу человека, он способен перевернуть его жизнь. Это ответственное решение, которое принимают перед лицом совести и перед лицом смерти. Он оплачивается счастьем и несчастьем, жизнью или гибелью», – так объясняет название романа сам автор
История начинается со Второй Мировой войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970 годов. Герой романа Илья Рамзин показан как человек, который стремится к свободе и много занимается самовоспитанием. Великая Отечественная война застает его во время учебы в военном училище. Всех курсантов отправляют на фронт. Нашим войскам приходиться отступать. Илья со своими однополчанами оказывается в окружении. Приказы неграмотного в военной науке командира приводят к гибели бойцов. Илья,окруженный фашистами, стреляет в командира, но сам застрелиться не успевает. Дальше плен, жизнь за границей, случайная встреча в Германии со своим одноклассником Васильевым, после которой Илья Петрович решает поехать в родные места, чтобы повидаться с мамой, которая ждет его уже 30 лет. До этой встречи он еще на что-то надеялся, но повидавшись с матерью, он понял, что пора платить по счетам. Раиса Михайловна не смогла простить сына за измену родине. Свидание с матерью, седой, семидесятилетней старушкой, холодный прием ею сына – последняя и самая крупная капля в чаше расплаты Рамзина за содеянное. Он хотел начать жизнь с чистого листа, но время ушло безвозвратно. Ему уже никто не может помочь – ни деньги, ни женщина, ни дружба с Васильевым. И он делает последний выбор – самоубийство.Принимая решение уйти из жизни Рамзин пишет письмо своему приятелю, где просит похоронить его на родине. Вот судьба человека, однажды сделавшего свой выбор. А кто в этом виноват? Сам человек. Человек, который по всем статьям мог бы быть человеком с большой буквы, а он уходит из жизни, даже не наследив. И пустота эта страшит его. Ему кажется, что «не черная, не белая дыра во вселенной, а пустота…» Накануне самоубийства он говорит своим гостям: « Страшно умирать. Можно оставить след, можно и наследить, хуже всего – пустое место. Страшно это пустое место! Никакого следа не оставил я после себя на земле».
Слайд 11
Л.Мартынов «След»
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед.
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Человек сам определяет свою жизнь, сам делает в ней свой выбор.И очень важно всегда помнить о том, что каждый шаг, каждый поступок рано или поздно отзовутся в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исповедь по роману Ю.И.Бондарева "Выбор"
Роман Ю.В.Бондарева "Выбор" - один из самых популярных романов писателя - продолжает сквозную тему его творчества - тему войны. Военная тема Бондарева _ это протест против зла, которое несет в себе во...
Презентация к уроку "Береги честь смолоду (Проблема нравственного выбора в романе М.Булгакова "Белая гвардия")"
Презентация к уроку литературы в старших классах...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева "Выбор"
Готовимся к итоговому сочинению...
Проблема нравственного выбора в романе А.Фадеева «Разгром»
Меняется ли стоимость человеческой жизни в годы войны? Допустимо ли подчинять судьбу человека холодной арифметике, где ценность отряда много превосходит значимость одного?Метрика слога, разбивающая на...
Нравственный выбор героев в романе А.Рыбакова «Дети Арбата»
В романе А.Рыбакова «Дети Арбата» мы знакомимся с группой молодых людей, недавних школьников, друзей. Они молоды, энергичны, амбициозны, образованы. Писатель показывае...