Контрольно-измерительный материал по дисциплине "Литература"
материал по литературе (11 класс)
Контрольно-измерительный материал по дисциплине "Литература" разработан с целью организации промежуточной аттестации и определения соответствия персональных достижений обучающихся требованиям ФГОС среднего общего образования.
КИМ включает в себя:
- паспорт оценочных средств,
- оценочный лист,
- задания для письменной зачетной работы (по вариантам),
- список программных художественных произведений 19-20 веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольно-измерительный материал по литературе | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения промежуточной аттестации
по учебной дисциплине
ОУД.01 Литература
по программе подготовки специалистов среднего звена
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
форма проведения оценочной процедуры
дифференцированный зачет
РАССМОТРЕНО цикловой комиссией (ЦК) гуманитарных дисциплин Председатель ЦК ____________ (О.Н.Михеева) Протокол заседания ЦК от «___»___________ 2019 г. № ____ | РАЗРАБОТЧИК Михеева О.Н., преподаватель 1 КК |
Первоуральск
2019
Пояснительная записка
Дифференцированный зачёт разработан для группы I курса по программе подготовки специалистов среднего звена 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в соответствии с учебным планом.
Цель аттестации: оценка соответствия результатов освоения обучающимися дисциплины ОУД.01 Литература в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования.
Вид аттестации: промежуточная (в соответствии с учебным планом).
Форма аттестации: дифференцированный зачет.
Дифференцированный зачет в форме письменной контрольной работы позволяет оценить предметные результаты освоения дисциплины ОУД.01 Литература.
Представленные задания промежуточной аттестации позволяют оценить знания и умения, необходимые для формирования следующих предметных результатов:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Учебный план по специальностям социально-экономического профиля предполагает проведение промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Задачами промежуточной аттестации данного этапа является проверка следующих умений и знаний:
знания:
- знание содержания произведений русской литературы 19 и 20 веков;
- знание историко-культурного контекста и контекста творчества писателей/поэтов 19 и 20 веков;
- знание теоретико-литературных понятий и терминов;
умения:
- умение проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения;
- умение логически связно и грамотно выражать свою позицию по отношению к проблеме литературоведческого характера в развернутых аргументированных письменных высказываниях.
Показатели оценки освоения дисциплины и критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1 Критерии оценки
Показатели оценки результата | Критерии оценки | Формы оценки | Баллы | |
Знания
(узнавание ранее изученных объектов, свойств) | ||||
знание содержания произведений русской литературы 19 и 20 веков | знает содержание произведений русской литературы (см. Приложение 1) | блок 1 (12 тестовых заданий закрытого типа) | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился | |
знание историко-культурного контекста и контекста творчества писателей/поэтов 19 и 20 веков | владеет информацией об историко-культурном контексте 19 века и контексте творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М.И. Цветаевой, М. Горького, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, А.И. Солженицына, В.М. Шукшина | |||
знание теоретико-литературных понятий и терминов | дает определение терминам и понятиям «романтизм», «пантеизм», «чистое искусство», «инверсия», «деталь», «метафора», «элегия», «идея», «импрессионизм», «олицетворение», «философия двоемирия», «эпитет», «хорей», «ямб», «тема», «футуризм», «идея», «деталь», «эпитет», «метафора», «тематика», «амфибрахий», «анапест», «олицетворение», «пиррихий», «спондей», «дактиль», «ямб» | блок 2 (10 заданий открытого типа с кратким ответом) | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
Умения
(самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | ||||
умение проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения | выделяет средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, антитеза, инверсия, оксюморон) и приводит примеры | блок 3 (задание открытого типа с кратким ответом) | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
умение логически связно и грамотно выражать свою позицию по отношению к проблеме литературоведческого характера в развернутых аргументированных письменных высказываниях | - обнаруживает понимание проблемы; формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание заявленного литературного материала и умение обосновывать суждения без фактических ошибок; - обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями (знание соответствующих литературоведческих терминов и/или текстов художественных произведений); -создает высказывание, части которого логически связаны между собой, при этом мысль развивается и отсутствуют необоснованные повторы; - допускает 1-2 речевых ошибки (3-4 речевых ошибки/5 и более речевых ошибок) | блок 4 (задание открытого типа с развернутым ответом) | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
Максимальное количество баллов | 42 |
Соответствие балльной и оценочной систем
42-40 баллов = «отлично»
39-33 балла = «хорошо»
32-22 балла = «удовлетворительно»
Общая характеристика структуры экзаменационной работы
Письменная экзаменационная работа по литературе представлена в 4 вариантах, каждый из которых состоит из 4 блоков заданий.
Задания блоков № 1 и № 2 носят теоретико-проблемный характер и проверяют знание конкретных историко-литературных фактов и литературных произведений, знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов.
Задания блоков № 3 и № 4 имеют практическое значение и позволяют оценить умение анализировать художественный текст по заданным параметрам, а также умение логически связно и аргументированно выразить свое мнение по поводу проблемы литературоведческого характера.
Общее время выполнения работы – 90 минут.
Таблица 2 Оценочный лист
ФИО студента ___________________________________________________
Группа __________________________________
Критерии оценки | Формы оценки | Баллы |
Блок № 1 | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился | |
- знает содержание произведений русской литературы 19 и 20 веков - владеет информацией об историко-культурном контексте 19 века и контексте творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М.И. Цветаевой, М. Горького, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, А.И. Солженицына, В.М. Шукшина | Задание № 1 | |
Задание № 2 | ||
Задание № 3 | ||
Задание № 4 | ||
Задание № 5 | ||
Задание № 6 | ||
Задание № 7 | ||
Задание № 8 | ||
Задание № 9 | ||
Задание № 10 | ||
Задание № 11 | ||
Задание № 12 | ||
Блок № 2 | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
дает определение литературоведческим терминам и понятиям | Задание № 1 | |
Задание № 2 | ||
Задание № 3 | ||
Задание № 4 | ||
Задание № 5 | ||
Задание № 6 | ||
Задание № 7 | ||
Задание № 8 | ||
Задание № 9 | ||
Задание № 10 | ||
Блок № 3 | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
- выделяет и приводит примеры 5-6 средств художественной изобразительности = 2 балла - выделяет и приводит примеры 3-4 средств художественной изобразительности = 1 балл - выделяет и приводит примеры 2 и менее средств художественной изобразительности = 0 баллов | Задание № 1 | |
Блок № 4 | 0-показатель не проявился 1-показатель проявился частично 2-показатель проявился в полном объеме | |
обнаруживает понимание проблемы/темы: - формулирует свою позицию; - выдвигает необходимые тезисы; - приводит развивающие их доводы и аргументы; - демонстрирует знание заявленного литературного материала и умение обосновывать суждения без фактических ошибок | Задание № 1 | |
обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями: - использует соответствующие литературоведческие термины и/или приводит уместные примеры из текстов художественных произведений | ||
создает высказывание, части которого логически связаны между собой, при этом мысль развивается и отсутствуют необоснованные повторы | ||
- допускает 1-2 речевые ошибки = 2 балла - допускает 3-4 речевые ошибки = 1 балл - допускает 5 и более речевых ошибок = 0 баллов | ||
Общее количество баллов |
Задания для дифференцированного зачета (1 курс)
Вариант 1
Блок 1
Укажите правильный вариант ответа.
- Какое историческое событие в первой половине XIX века способствовало краху романтической концепции и зарождению новой – реалистической концепции?
а) Отечественная война б) Великая Французская революция
в) Великая Отечественная война г) восстание декабристов
- Какой романтизм считается более поздним в историческом отношении явлением?
а) западноевропейский б) русский
- Каков принцип изображения человека и мира в романтической концепции искусства?
а) субъективный б) объективный
- Какая концепция в восприятии А.С. Пушкина не подверглась изменениям на протяжении всего его творческого пути?
а) концепция смысла жизни б) концепция творчества
в) концепция дружбы г) концепция любви
- В какой из периодов творческого пути А.С. Пушкина было создано большинство произведений, посвященных философии истории (в том числе поэма «Медный всадник»)?
а) петербургский период б) период скитаний
в) последний период творчества г) период южной ссылки
- Как называется тип героя в лирике М.Ю. Лермонтова?
а) «маленький человек» б) «благородный разбойник»
в) нигилист г) «странный человек»
- Какое средство использует Н.В. Гоголь в борьбе со злом и общественными пороками?
а) смех б) жалость
в) сострадание г) презрение
- Какое произведение не входит в состав «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя?
а) «Арабески» б) «Невский проспект»
в) «Портрет» г) «Записки сумасшедшего»
- Кто из писателей XIX века считается создателем русского национального театра?
а) Н.В. Гоголь б) И.С. Тургенев
в) А.Н. Островский г) И.А. Гончаров
- Какая тема является основной в пьесе «Гроза» (1859 - 1860)?
а) материально-правовое положение человека в обществе
б) положение женщины в семье
в) уровень культурного развития
г) столкновение традиций и новых веяний
- Как можно охарактеризовать композицию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) «рассказ в рассказе» б) кольцевая
в) обратная г) зеркальная
- Какой поэт XIX века создавал произведения в рамках направления «импрессионизм»?
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов
в) Ф.И. Тютчев г) Н.А. Некрасов
Блок 2
Дайте определения следующим терминам и понятиям.
- Романтизм 9. Олицетворение
- Пантеизм 10. Импрессионизм
- Теория «чистого искусства»
- Инверсия
- Деталь
- Метафора
- Элегия
- Идея
Блок 3
Приведите примеры изобразительно-выразительных средств, использованных М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: 2 олицетворения, 2 эпитета, 1 метафору, 1 инверсию
***
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом,
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Блок 4
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
- Насколько актуальна в XXI веке философия пантеизма?
- Прав ли Ф.И. Тютчев, считающий, что «умом Россию не понять»?
- Достоин ли подражания Евгений Базаров?
- Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?
- Почему Н.А. Некрасов отвергает «изменчивую моду» в поэзии?
Вариант 2
Блок 1
Укажите правильный вариант ответа.
- Какое историческое событие в конце XVIII века ознаменовало собой переход к капиталистическим отношениям и новой – антропоцентрической - концепции мира?
а) Отечественная война б) Великая Французская революция
в) Великая Отечественная война г) восстание декабристов
- Какой романтизм считается более ранним в историческом отношении явлением?
а) западноевропейский б) русский
- Какое качество характера является отличительным для русского романтического героя?
а) альтруизм б) индивидуализм
- В какой из периодов творческого пути А.С. Пушкин начал посвящать стихотворения теме дружбы?
а) период северной ссылки б) лицейский период
в) петербургский период г) период южной ссылки
- Где происходят события в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
а) Петербург б) Царское Село
в) Болдино г) Москва
- Какая тема является основной в лирике М.Ю. Лермонтова?
а) тема дружбы б) тема смерти
в) тема творчества г) тема семьи
- Как называется тип героя в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя?
а) нигилист б) «маленький человек»
в) «странный человек » г) «благородный разбойник»
- Кто из писателей XIX века близок Н.В. Гоголю по восприятию Петербурга?
а) А.С. Пушкин б) И.С. Тургенев
в) А.Н. Островский г) Ф.М. Достоевский
- Кто из писателей XIX века считается создателем русского национального театра?
а) Н.В. Гоголь б) И.С. Тургенев
в) А.Н. Островский г) И.А. Гончаров
- Какая тема является основной в пьесе «Гроза» (1859 - 1860)?
а) материально-правовое положение человека в обществе
б) положение женщины в семье
в) уровень культурного развития
г) столкновение традиций и новых веяний
- Кто из персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является по социальному положению «эмансипе»?
а) Евгений Базаров б) П.П. Кирсанов
в) Кукшина г) Аркадий Кирсанов
- О ком из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» идет речь?
«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
а) Н.П. Кирсанов б) Аркадий Кирсанов
в) П.П. Кирсанов г) Анна Сергеевна Одинцова
Блок 2
Дайте определения следующим терминам и понятиям.
- Романтизм
- Пантеизм
- Теория «чистого искусства»
- Импрессионизм
- Философия двоемирия
- Метафора
- Элегия
- Эпитет
- Олицетворение
- Хорей
Блок 3
Приведите примеры изобразительно-выразительных средств, использованных Ф.И. Тютчевым в стихотворении «О, как убийственно мы любим…»: 1 сравнение, 1 инверсию, 1 олицетворение, 2 эпитета, 1 метафору
***
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для неё была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла! <…>
Блок 4
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
- Насколько актуальна в XXI веке философия пантеизма?
- Чего не хватало Евгению Базарову, чтобы быть идеалом?
- Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?
- Прав ли Ф.И. Тютчев, считающий, что «умом Россию не понять»?
- Почему носителем дьявольского искушения в одной из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя становится именно портрет?
Вариант 3
Блок 1
Укажите правильный вариант ответа.
1. Укажите название поэтического течения начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся С.А. Есенин.
а) футуризм б) романтизм
в) символизм г) имажинизм
2. Определите жанровую принадлежность произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
а) роман б) роман-эпопея
в) повесть г) рассказ
3. Какая из героинь комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждает о своей судьбе следующим образом: «Если бы были деньги. Хоть немного, хоть сто рублей, бросила бы все, ушла бы подальше. В монастырь ушла»?
а) Раневская б) Варя
в) Аня г) Шарлотта
4. Какой русский поэт начала ХХ века утверждал в одном из своих ранних стихотворений, что «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»?
а) С.А. Есенин б) А.Т. Твардовский
в) Н.А. Заболоцкий г) В.В. Маяковский
5. Определите по портрету героя романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной».
а) Иешуа б) Мастер
в) Иван Бездомный г) Воланд
6. Какой русский поэт является автором стихотворений «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ»?
а) В.В. Маяковский б) А.Т. Твардовский
в) С.А. Есенин г) Б.Л. Пастернак
7. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:
а) Первой мировой войны б) гражданской войны
в) Великой Отечественной войны г) установление советской власти
8. Кому из русских писателей начала ХХ века была присуждена Нобелевская премия?
а) А.Блок б) А.Чехов
в) А.Куприн г) И.Бунин
9. Какое литературное направление не относится к модернистским?
а) акмеизм б) футуризм
в) символизм г) импрессионизм
10. Каков жанр произведения И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) рассказ б) повесть
в) роман г) поэма
- Как можно охарактеризовать композицию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) «рассказ в рассказе» б) кольцевая
в) обратная г) зеркальная
- Какой поэт XIX века создавал произведения в рамках направления «импрессионизм»?
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов
в) Ф.И. Тютчев г) Н.А. Некрасов
Блок 2
Дайте определения следующим терминам и понятиям.
- Тема
- Футуризм
- Идея
- Деталь
- Спондей
- Метафора
- Тематика
- Дактиль
- Олицетворение
- Ямб
Блок 3
- Приведите примеры изобразительно-выразительных средств, использованных О.Э Мандельштамом в стихотворении «Казино»: 1 олицетворение, 2 эпитета, 2 метафоры, 1 сравнение.
- Определите стихотворный размер (с указанием схемы).
Казино
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа – серое пятно.
Мне, в опьяненьи легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружен водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино, -
Люблю следить за чайкою крылатой!
Блок 4
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
- Насколько актуальна в XXI веке философия пантеизма?
- Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы Огудаловой?
- Достоин ли подражания Евгений Базаров?
- Можно ли назвать Раскольникова «заблудшей душой»?
- Сцены мира и сцены войны: что интереснее читать в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Вариант 4
Блок 1
Укажите правильный вариант ответа.
- К какому литературному направлению относится творчество Ф.М. Достоевского?
а) романтизм б) футуризм
в) импрессионизм г) реализм
- Чья смерть в романе «Преступление и наказание» подтолкнула Родиона Раскольникова к раскаянию?
а) Порфирий Петрович б) Свидригайлов
в) Соня Мармеладова г) Лужин
- Какая часть композиции отсутствует в «новой драме»?
а) экспозиция б) завязка
в) кульминация г) развязка
- Какое литературное направление не относится к модернистским?
а) акмеизм б) романтизм
в) символизм г) футуризм
- В каком городе происходят события в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) Петербург б) Новосибирск
в) Москва г) Оренбург
- Кому из русских писателей начала ХХ века была присуждена Нобелевская премия?
а) А.Блок б) А.Чехов
в) А.Куприн г) И.Бунин
- Основоположником какого литературного направления стал С.А. Есенин?
а) символизм б) имажинизм
в) футуризм г) акмеизм
- Каков жанр произведения И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) повесть б) роман
в) рассказ г) поэма
- Каков жанр «Тихого Дона» М.А. Шолохова?
а) повесть б) роман-эпопея
в) роман г) исторический роман
- К какому литературному направлению принадлежало творчество В.В. Маяковского?
а) романтизм б) символизм
в) футуризм г) акмеизм
- Кто из персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является по социальному положению «эмансипе»?
а) Евгений Базаров б) П.П. Кирсанов
в) Кукшина г) Аркадий Кирсанов
- О ком из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» идет речь?
«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
а) Н.П. Кирсанов б) Аркадий Кирсанов
в) П.П. Кирсанов г) Анна Сергеевна Одинцова
Блок 2
Дайте определения следующим терминам и понятиям.
- Тема
- Футуризм
- Идея
- Деталь
- Эпитет
- Метафора
- Тематика
- Амфибрахий
- Олицетворение
- Пиррихий
Блок 3
- Приведите примеры изобразительно-выразительных средств, использованных И.А. Буниным в стихотворении «Вечер»: 1 олицетворение, 2 эпитета, 1 метафору, 1 инверсию, 1 оксюморон.
- Определите стихотворный размер (с указанием схемы).
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Блок 4
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
- В чем ошибочность теории Раскольникова?
- Какова роль Лопахина в раскрытии основной идеи пьесы «Вишневый сад»?
- Почему господин из Сан-Франциско в одноименном произведении И.А. Бунина лишен имени?
- Почему тональность любовной лирики резко меняется в зрелом творчестве С.А. Есенина?
Приложение 1
Список программных художественных произведений русской классики XIX века
- А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник». Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит»
- М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана»), «Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, я не Байрон, я другой»
- Н.В. Гоголь Повесть «Портрет» (из цикла «Петербургские повести»)
- А.Н. Островский Драма «Гроза»
- И.А. Гончаров Роман «Обломов»
- И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
- Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать», «К.Б.» («Я встретил Вас – и всё былое»), «День и ночь», «Эти бедные селенья»
- А.А. Фет Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую», «Это утро, радость эта», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер»
- Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Вчерашний день, часу в шестом», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба», «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны»
- Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
- Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
- А.П. Чехов Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Комедия «Вишневый сад»
- И.А. Бунин Рассказы: «Чистый понедельник», «господин из Сан-Франциско»
- А.И. Куприн Рассказ «Гранатовый браслет»
- М. Горький Рассказ «Челкаш». Пьеса «На дне»
- А.А. Блок Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать»
- В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой»
- С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»
- М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»
- О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- М.А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»
- М.А. Шолохов Роман «Тихий Дон»
- А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Мне голос был…». Поэма «Реквием»
- Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь»
- А.Т. Твардовский Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война…»
- А.И. Солженицын Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
- В.М. Шукшин Рассказ «Чудик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контрольно-измерительный материал в формате ГИА за курс алгебры 8 класса
Данный пакет материалов содержит: демоверсию, спецификацию и 2 варианта тестов для проверки знаий годового курса алгебры 8 класса. Рекомендуется учителям, которые хотят готовить к новой форме экзамена...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольно-измерительный материал по английскому языку за курс 6 класса в форме итоговой контрольной работы.
В ходе контрольной работы проверяются следующие умения: - умение понимать на слух основное содержание текста с опорой и без опоры на зрительную наглядность...
Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»
Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы» Контрольная работа приведена в ...
Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении
Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс
Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...