Система работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"
статья по литературе

Копылова Наталья Сергеевна

В работе представлен материал по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_uchitelya_kopylovoy_n.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя Копыловой Н.С. по теме «Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы»

                Историческое прошлое нашей страны говорит о том, что во все времена одним из основных факторов, помогавшим  сплотить  русский  народ,  преодолеть трудности и  невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу.

        Патриотизм- это сложное и многогранное понятие. Именно патриотизм является основой сохранения нации, он несет    в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты.   Патриотизм соединяет в себе единение духовного освоения истории и культуры своего народа и деятельного участия в решении  проблем современного общества, а также  в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством.

                 В настоящее  время насаждается культ развлечений и потребительства,   наша молодежь активно впитывает ложные жизненные ценности. Истинные ценности «не в моде». У современной молодежи свои «герои». Карбышевы и Мересьевы отошли на задний план. В обществе уже никого не удивишь  равнодушием, цинизмом,  агрессивностью, неуважительным  отношением к своей стране. У наших мальчишек пропало желание служить в армии -  долг Отечеству тоже стал не в моде. Становится все  более заметной  утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если так будет продолжаться и дальше, то наш народ может превратиться в  толпу, не имеющую своей национальной гордости, забывшую свое героическое прошлое.

         Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

         В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так  и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

                 

                Великие  ученые, философы  и педагоги, основываясь на многолетнем опыте , раскрывали роль патриотизма в обучении детей. Они  считали, что патриотизм является не только важнейшей  задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством  в  становлении личности ребенка. На память приходят слова знаменитого педагога  В.А. Сухомлинского : «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине!»
        Огромную роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности играет изучение  русского языка и литературы. Главной задачей учителя является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

        Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.  Наша задача -  прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

        Влияние литературы в целом на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. «Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».  

        Главной задачей гражданско-патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства  педагога.

        

        Я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Гражданско-патриотическое становление школьников  на уроках литературы».

        Главным в своей профессии считаю  формирование духовно богатой  личности ребенка,   создание  условий для  гармоничных взаимоотношений школьника в сферах учебной деятельности и реализации личности в социуме.

        Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания гражданина на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развития и сохранения  чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, направленными на становление  высоконравственной личности, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.

На уроках литературы занимаемся по учебному пособию под редакцией Г.С. Меркина, также я использую готовые программные продукты -  «Энциклопедия русской литературы», презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.

        Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников.

        В своей педагогической деятельности   я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Наряду  с традиционными формами учебных занятий (лекция,беседа,  семинар, экскурсия, практикум и другие) я практикую  и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»,»турнир», «суд», «ролевая игра», «круглый стол», «викторина», «дискуссия» и др.). Обучение в школе должно соответствовать  современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов.

        В 10-11 классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений. При подготовке докладов, сообщений  ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей. Задания на таких уроках предлагаю разнвых видов: фронтальные, групповые и  индивидуальные . По ходу выступления учащиеся делают записи, учитывая при этом недостатки и достоинства ответа товарищей.

        Для того, чтобы учащиеся прочно усвоили  знания и понимали  возможности их использования в практической деятельности, необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Поэтому большое внимание (особенно в 9-11_классах) уделяю уроку- дискуссии. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

        Важное  место  занимает сопоставительный анализ произведения. Школьники учатся не только анализировать поступки  героя,  но еще и  сравнивать, сопоставлять его с образом  из других литературных произведений (например, исторические личности). Данная работа позволяет самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению позитивных гражданских качеств  личности.

         На примере личности положительного героя учащиеся вовлекаются  в процесс самовоспитания , решая задачи, формирующие личность :

  • из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;
  • в чем заключается самоанализ  поступка и линии поведения героя;
  • какую  роль  в жизни играет  нравственный выбор;
  •   как влияет  литературный образ , на который опирается человек., на нравственный выбор

        В 5-6 классах большое значение в гражданско-патриотическом воспитании играет изучение фольклора.  Именно он  дает детям понятия о жизни человека и общества. В  нем  отражается целостная многогранная культура народа.

      Знакомясь с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, сказок, школьники открывают для себя  удивительный мир волшебства, образности, точности языка, идет формирование  нравственных ценностях человека. Унт учит детей чувству долга, мужеству, храбрости, отваге, любви к своему отечеству.

        Одним из жанров, содержащим большие воспитательные методы, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения. Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения с включением пословиц на тему: «Моя Родина», « Мой родной посёлок», рисуют рисунки.

     При изучении в 5 классе произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», применяю такую форму работы как  «Проба пера» - обучающиеся пишут сочинение «Чему меня научил рассказ Л.Н.Толстого ?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

        Изучая с пятиклассниками «Бородино» М.Ю.Лермонтова, использую исторические справки, чтобы показать героизм русского народа в  Отечественной  войне 1812 года, которая  всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках обсуждаем  значение Бородинской битвы , рассуждаем о значении партизанской войны, о сплочении русского народа в это тяжелое время. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова.  Учащиеся  сопоставляют войну 1812 года с Великой Отечественной войной, делают выводы о характере  этих событий, проникаются чувством любви к своей родине и уважением к участникам. В заключение ребята пишут сочинение «На Бородинском поле».

        При изучении  стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» делаю  акцент на истории этого произведения, связанный с оккупацией г. Орла фашистами в годы Великой Отечественной войны, о том, как это стихотворение помогло жителям города пережить оккупацию, поддерживая их дух. Это  помогает  детям  сделать вывод, о том,  насколько велика роль языка, родной речи в жизни человека.

        Обучающиеся 6 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека.    Об историческом  прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии.  Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

На уроках в 7 классе, посвященным изучению произведений житийного жанра в древнерусской литературе, использую  «заочное путешествие в прошлое». В ходе путешествия обучающиеся узнают о далеком прошлом нашей страны. Так,  при изучении  «Повести о Петре и Февронии» ребята представляют героев  как  пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, делают вывод о высокой нравственности героев.

     С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») и в XX веке

(произведения М.Шолохова, А.Фадеева, А.Солженицына, Б.Васильева, В.Некрасова, В.Распутина).                                                                                                                                                         При изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик  задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства.        

        В 9 классе при изучении  рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» на примере главного героя,  Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

        

    В 10 классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С.Лесков «Очарованный странник», И.С.Тургенев «Отцы и дети» ,роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», роман Л.Н. Толстого «Война и мир» и др. Все эти произведения   пробуждают в детях любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни.

В прошлом году с десятиклассниками освоили новый для нас вид творческой работы — буктрейлер. Изучение произведения Достоевского «Преступление и наказание « совпало с районным конкурсом буктрейлеров. И мы решили поучаствовать. Работа очень интересная, требует глубокого изучения романа. Класс поделился на группы. Одна занималась подборкой кадров для фильма, другая-  музыкой , третья - титрами. В итоге мы заняли 1 место  и были очень довольны нашей совместной работой.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

        В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

     При изучении   произведений о Великой Отечественной войне   моя главная  цель   -  показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, восхититься его  стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся  воспитывается  любовь и уважение к своей Родине, к своему народу. На  уроке использую разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов , музыкальные произведения.

     Огромное значение для развития   патриотизма  считаю  любовь к родной природе. В произведениях русских поэтов (И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина и др.) таинственный и загадочный мир природы создает ощущение единства, целостности и гармонии. Работа над лирическим образом природы формирует у школьников  понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке и в творческих работах.

В  работе по патриотическому воспитанию  использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и уроки краеведения: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

          Огромную роль в  гражданско-патриотическом становлении школьника играет  внеклассное чтение. Пытаюсь  создать в процессе анализа образа  героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.  Анализируя на уроках внеклассного чтения  художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, иначе  она станет разрушительной.

         В  5-6-х классах на уроках внеклассного чтения  основная  задача   -  заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы, а так же сформировать устойчивую потребность в анализе поступков героя. При этом помогаю детям с отбором произведений для литературного чтения,  обсуждаю  тематику произведений, определяю ключевые слова и понятия.

        В 7-8-х классах усложняю отбор произведений о Великой Отечественной войне. В это время важно расширить  круг знаний по военно-патриотической тематике, выработать умения применять полученные знания на практике.

В старших  классах при выборе литературы для внеклассного чтения на первый план выдвигаю формирование бережного отношения к историческому прошлому России:  сохранение традиций наших дедов и прадедов, а так же  формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания, умения аргументированно её доказывать.

Например,  в прошлом учебном году интересная работа была проведена с учащимися 10 класса  по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие». На уроках использовала прием «Ролевой игры». У каждого учащегося была своя роль:

 1- рассказывала про автора повести ,

2- время, которое изобразил в повести автор.

5 девочек и 1 мальчик примерили на себя  роли бойцов ВОВ. Делая сообщение о герое, рассказ вели от 1 лица. Ребята как бы вжились в своих героев.

Дальше испрользовала урок- дискуссию, где попытались  понять, чем близки нам сегодняшним героини повести « А зори здесь тихие». Каждый из нас мог оказаться на месте любой из них. Как бы поступили мы? Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Но была ли жизнь девушек пустой и бесполезной?

Все эти вопросы активно обсуждаются учащимися. Каждый высказывает свою точку зрения, но все сходятся в одном : жизнь на благо своей родины — самое главная , самое достойная цель каждого человека. Ребята просто влюбились в героев.

 На этом работа над произведением не закончилась. Когда в школе был объявлен конкурс патриотической песни, ребята исполнили песню Николая Расторгуева « А зори здесь тихие». И выбор произведения на литературный вечер в этом классе не заставил себя ждать. Взяли эту повесть. Как серьезно и трепетно ребята подошли к подготовке этого номера! И успешно выступили!(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места.

В 2018 году моя ученица стала призером регионального конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

 Воинкова Карина в прошлом  году стала победителем районного конкурса (Живая классика) с текстом Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», который посвящен памяти Тани Савичевой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3,4 )

        В 2020  участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности». Моя ученица, Максутова Полина , стала победителем муниципального этапа конкурса. Она написала сочинение о русской поэтессе Ольге Бергольц, творившей свои бессмертные произведения в тяжелое для страны время.(ПРИЛОЖЕНИЕ  4)

В этом году на конкурсе стихотворений о ВОВ  мои ученицы  заняли призовые места: Карина Воинкова (М.Алигер «Зоя») -1 место  и Максутова Полина  (Б.Окуджава «До свидания, мальчики!») – 2 место.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

В течение нескольких лет занимаюсь с учащимися проектной  деятельностью. Ряд проектов посвящен героическому прошлому нашей страны. Так, в 2016/2018 руководила проектом «Герои нашего времени». Ребята активно занимались поиском современных героев. Ребятам интересны были разные личности – это и Герои России,  и  простые граждане, но объединяло их одно- это люди, делами которых мы должны гордиться.

Очень заинтересовал ребят проект «Юные герои ВОВ». Ребята самостоятельно разыскивали информацию. Изучали материал, а потом рассказывали о героическом прошлом нашей страны на классных часах ребятам других классов.

        Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. В своей деятельности  не собираюсь останавливаться на достигнутом, работу  по гражданско-патриотическому становлению школьников  собираюсь продолжить и в дальнейшем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99

Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...

Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.

На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются   ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ п...

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...

Система работы учителя – наставника в становлении вновь принятого учителя, реализующего образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

В статье рассматривается система работы наставника в профессиональном становлении учителя трудового обучения, имеющего стаж педагогической деятельности более 3-х лет, но не реализующего ранее образова...