Рабочая программа по литературе для 9 класса (Зинин) на 102 часа
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе для 9 класса (Зинин) на 102 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_lit_9.docx | 105.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Дубровская ООШ» ____________ Н.И. Алексеева Приказ от ______ от «___» _______ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________литературе___________________
учебный предмет
______________2019– 2020 уч. год______________
учебный год
Учитель Алексеева Нина Ивановна, первая квалификационная категория
Класс 9
Всего часов в год 102
Всего часов в неделю 3
с. Дубровка 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературе. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения), Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), авторской программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– 2-е изд. М., «Русское слово» - РС», 2013).
Рабочая программа ориентирована на учебник Зинин С.А. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 и 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
Ученик научится:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты изучения литературы в 9 классе как учебного предмета
Выпускник научится:
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России)
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)
Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.
Формы организации образовательного процесса
|
|
Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.
Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выборочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, размышление о названии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочинение-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, анализ стихотворений, составление словаря для характеристики предметов и явлений, наблюдение над особенностями речи персонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная характеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, лирического стихотворения сравнительная характеристика по заданным критериям, комментированное чтение, составление простого или сложного плана по произведению, сочинение синквейнов;
- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,лирического стихотворения, тест с выбором ответа и с кратким ответом на знание текста художественного произведения, знание теоретико-литературных понятий, творческий зачёт, защита проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Название темы | Общее количество часов |
Введение. Ведущие темы и мотивы русской литературы | 1 | |
Из древнерусской литературы | 6 (5+1) | |
Из литературы XVIII века | 16 (15+1) | |
Литература первой половины XIX века | 7 (6+1) | |
Творчество А.С. Грибоедова | 11 (9+2) | |
Творчество А.С. Пушкина | 20 (18+2) | |
Творчество М.Ю. Лермонтова | 16 (14+2) | |
Творчество Н.В. Гоголя | 10 (8+2) | |
Литература второй половины XIX века | 6 | |
Из литературы ХХ века | 6 | |
Новейшая русская проза | 1 | |
Заключительные уроки | 2 | |
Резервные уроки | 3 |
VII. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ урока | Тема | Дата (план) | Дата (факт) | Цели урока | Элементы содержания урока | Межпредмет-ные связи | Методы оценки достижения | Домашнее задание |
Введение (1 час) | ||||||||
1. | Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | 02.09 | Познакомить со структурой и содержанием учебника – хрестоматии для 8 класса; обобщить изученное в основной школе, расширить представление об этапах развития отечественной литературы; выяснить подготовленность школь-ников к восприятию данного курса литературы, развивать коммуникативные умения обучающихся. | Историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы. | Оформление тезисов, составление таблицы, обобщение читательского опыта. | Перечитать «Слово о полку Игореве». | ||
Из древнерусской литературы (5+1) | ||||||||
2. | «Слово о полку Игореве» - вели-чайший памятник древнерусской литературы. | 05.09 | Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии древнерусской литературы, познакомить с историей рукописи «Слова…». | Слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; олицетворение. | Иконы А.Рублева «Святая Тро-ица», «Спас Вседержитель» икона Божией Матери Влади-мирской. | Исследовательская работа с текстом, составление цитатного плана. Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций. | Подготовить пересказ понравив-шегося эпизода. | |
3. | «Печальная повесть о походе Игореве». | 06.09 | Раскрыть основную идею «Слова…», показать ее связь с эпохой, формировать навыки сопоставительного анализа. | Рефрен, психологический параллелизм. | Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве». | Сопоставление поэтических переводов (летописи, рассказа) «Слова…», выразительное чтение, лекси-ческая работа. | ||
4. | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы. | 09.09 | Определить значение «Слова…» как классического произведения древнерусской лит-ры в развитии литературных процессов последних столетий, раскрыть фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме; вос-ть чувство патриотизма, гражданскую позицию. | Рефрен, психологический параллелизм. Стилистические особенности поэмы, средства выразитель-ности. | Работы художников В.М. Васне-цова, С.С. Ко-буладзе, В.А. Фаворского. | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, выводы по теме с позиций сегодняшнего дня. Работа со средствами выразитель-ности и опре-деление их роли. | ||
5. | Образ автора в «Слове…». | 12.09 | Раскрыть идейно-худо-жественное своебразие поэмы, совершенствовать навыки работы с художественным текстом | Олицетворение. | Гравюры В.А. Фаворского к книге «Слово о полку Игореве». | Характеристи-ка героев, работа с иллю-страциями, ху-дожественный пересказ эпизодов. | Наизусть «Плач Ярославны» | |
6. | Ярославна – плени-тельный женский образ в «Слове…». Подготовка к сочинению. | 13.09 | Раскрыть значение образа Ярославны; подробно рассмотреть основные этапы работы над сочинением: выбор темы, обдумывание темы, нахождение идеи, подбор материала, структурирование (вступление, основная часть, заключение), составить план к сочинению. | Историческая песня, плач, образ, выразительные средства языка. | Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве». | Чтение наизусть «Плач Ярославны» Использование текста для характеристики героев; состав-ление цитат-ного плана. | Подгото-виться к сочинению по поэме «Слово о полку Иго-реве». | |
7. | Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве». | 16.09 | Развивать речь обучающихся, обобщить и систематизировать изученное по теме «Из древнерусской литературы», формировать навык написания сочинения на заданную тему. | Вступление, основная часть, заключение. | Сочинение. | |||
Из русской литературы XVIII века (9+1) | ||||||||
8. | Общая характе-ристика литературы XVIII века. Класси-цизм. | 19.09 | Дать общий обзор литературы XVIII века, раскрыть особенности лит-ры; дать понятие классицизма, указать на отличительные черты русского классицизма; дать представление о делении литературных жанров на «высокие» и «низкие», о принципе «трех единств»; углубить знания обучающихся о сатире. | Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизм. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. Литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия. | Гравюры И.Вагнера «А.Д.Канте-мир», Н. Соко-лова «В.К. Тре-диаковский». Классицизм в живописи и архитерктуре. | Составление плана лекции, опорных схем, исследовательская работа с учебником. | ||
9. | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном». | 20.09 | Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей». | Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм. | Гравюра Э. Фессара «М.В. Ломоносов». | Составление тезисной записи лекции, исследовательская работа, анализ поэтического текста. | Наизусть «Ода на день восшествия..» | |
10. | Г. Р. Державин – поэт-философ. Анализ стихотворения «Властителям и судиям». | 23.09 | Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить со слогом и интонациями произведений; продолжить формирование нравственных критериев в оценке личности; объяснить, в чем видел поэт свою заслугу перед Отечеством и русской литературой. Учить анализировать стихотво-рение, выразительно читать. | Значение творчества Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка в произведениях «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Река времен в своем стремленьи…», «Памятник». | Гравюра И.П. Пожалостина «Г.Р.Державин» (1866) Императрица Екатерина II. Гравюра.1769г. | Чтение наизусть «Ода на день вос-шествия..» Доклад, аналитическая беседа, разные виды чтения, составление вопросов, нахо-ждение эпите-тов в тексте. Анализ стихот-ворного произ-ведения с точки зрения его принадлеж-ности к классицизму, жанра, темы, идеи, компо-зиции, изобра-зительно-выра-зительных средств. | Наизусть (по выбору) | |
11. | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. | 26.09 | Дать представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения, показать, какие жанры драматургии получили свое развитие в творчестве Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, А.П. Сумарокова, В.В. Капниста; работа с литературоведческими терминами. | Расцвет отечественной драматургии. Эпоха Просвещения, театр. | «А.П.Сумаро-ков». Гравюра Н.Я. Саблина. 1781г. | Чтение наизусть стих-ий Г.Р.Держа-вина. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа. | Стр.46-60, в.4 стр. 89. | |
12. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содер-жание комедии. | 27.09 | Раскрыть характеры героев комедии «Недоросль», показать, как традиции классицизма отражаются в композиции произведения, раскрыть идейное содержание комедии; раскрыть тему воспитания как одну из главных проблем в век Просвещения. | Комедия. | Доклад, прак-тическая рабо-та с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа. | |||
13. | Анализ эпизода «Экзамен Митрофа-нушки». | 30.09 | Раскрыть социально-нравственные уроки комедии, углубить представление об эпизоде драматического произве-дения, учить анализировать эпизод. | Анализ эпизода. | Иллюстрации к комедии «Недоросль» художника Б.В. Власова. 1972. | Практическая работа с текстом, анализ эпизода, комментированное чтение, практикум. | ||
14. | А.Н. Радищев. Основные вехи биографии. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву». | 03.10 | Познакомить обучающихся с историей формирования личности А.Н. Радищева, раскрыть замысел книги «Путешествие из Петербурга в Москву», показать своеобразие художественного метода А.Н. Радищева; пополнить терминологический словарь обучающихся по учебной теме. | Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями. Литература путешествий. | Литография «А.Н.Радищев» по оригиналу неизвестного художника (конец 1780х г) | Инд. презен-тация, доклад, разные виды чтения, пересказ и анализ отдель-ных глав из текста. | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…». | |
15. | Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | 04.10 | Раскрыть жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…», показать протест против рабства и духовного порабощения. | Классицизм и сентиментализм как литературные направления. Литература путешествий. | Иллюстрация И.А.Ерменева «Крестьяне за обедом». | Практическая работа с тек-стом, худо-жественный пересказ, создание словаря реалий крестьянского быта, ком-ментированное чтение. | Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Ли-за». | |
16. | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». | 07.10 | Создать условия для понимания вопроса о роли писателя в лит-ре XVIII века; показать, как в повести «Бедная Лиза» выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям и героям; раскрыть черты сентиментализма в повести; прививать любовь к русской культуре, литературе. Рассмотреть основные этапы над сочинением. | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина. | Гравюра Н.И.Уткина «Н.М. Карам-зин». Иллюстрация И.Архипова «Бедная Лиза» (1890г.). | Исследовательская работа с текстом, лексическая работа; комме-нтированное чтение, подбор цитат по заданным темам. | Подготовка к сочинению по произв-ниям литературы XVIII века. | |
17. | Р/Р Сочинение по произведениям литературы XVIII века. | 10.10 | Развивать навыки самостоятельной творческой работы. | Сочинение. | ||||
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (5 ч.) | ||||||||
18. | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. | 11.10 | Дать представление о романтизме как литературном направлении 1 четверти XIX века, дать обзор шедевров поэзии, прозы и драматургии XIX века; совершенствовать навыки выступления перед аудиторией, умения аргументировать свой ответ, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой. | Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Романтизм в русской и западно-европейской литературе. Романтизм как литературное течение. | Исследовательская работа с текстом, лексическая работа; работа с дополнитель-ной литера-турой. | Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове. | ||
19. | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». | 14.10 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения. | Важнейшие аспекты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова. Романтическое двоемирие, анакреонтическая лирика. «Школа гармонической точности». Историческая элегия. Дружеское послание. | Гравюра И.П. Пожалостина «К.Н. Батюш-ков», рисунки К.Н. Батюшко-ва. | Практическая работа с текстом, ком- ментированное чтение. | Выучить наизусть одно из стихот-ворений поэта. Инд. презентации. | |
20. | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа». | 17.10 | Познакомить с жизнью и творчеством В.А. Жуковского; показать художественные и жанровые особенности произведений: язык, сюжетность, образы-символы. Продолжить обучение анализу лирического произведения. | Воплощение аспектов эстетики романтизма в творчестве В.А. Жуковского. Романтизм, романтический герой, баллада. Дружеское послание. | Иллюстрации художника П.Ф. Соколо-ва.1836г. Рисунки В.А. Жуковского. | Выразительное чтение наи-зусть стихот-ворений К.Н. Батюшкова. Исследовательская работа с текстом баллад. | Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотво-рений Жуков-ского. Инд. презентации. | |
21. | Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…». К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта. | 18.10 | Познакомить с творчеством поэтов, особенностью лирики, раскрыть своеобразие художественного мира авторов, познакомить с жанром историческая песня. | Воплощение аспектов эстетики романтизма в творчестве К.Ф. Рылеева и Е.А. Баратынского. Историческая песня. | Конкурсное чтение наизусть стихотворе-ний В.А. Жуковского. | Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике(стр.112, зад.1). | ||
22. | «Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века. | 21.10 | Совершенствовать навыки работы в группах, развивать умение работать с дополнительным материалом, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения. | «Гражданский романтизм» | Романтизм в живописи и музыке. | Работа в группах 1гр.- гражданская позиция, 2гр. – общественная деятельность 3гр.- творчество. | Чтение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | |
Русская литература первой половины XIX века (48+9) | ||||||||
23. | А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя. | 24.10 | Дать представление о развитии русской литературы первой половины XIX века, познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С. | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Музыкальные произведения А.С. Грибо-едова. | Исследовательская работа с текстом. Презентация с привлечением историко-литературного материала. | Прочитать 1 действие комедии «Горе от ума» | |
24. | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | 25.10 | Познакомить с историей создания комедии. Дать понятие о конфликте. Уметь определить, в чем суть конфликта в комедии. | История создания комедии. Особенности композиции. Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Двуединый конфликт. Трагикомедия. | Сценическая история комедии «Горе от ума». | Составление плана, исследовательская работа с текстом. | Прочитать 2-е действие. | |
25. | Сюжет, композиция, система образов. | 28.10 | Рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором, место Чацкого в системе образов; развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении. | Идеалы и антиидеалы Чацкого, Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Сюжет, композиция, образ. Монолог. Внесценический персонаж. | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова,Н.В. Кузьмина, Т.В. Шишмарева. | Художественный пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом. | Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова | |
26. | «Век нынешний и век минувший». | 07.11 | Учить анализировать драматическое произведе-ние, воспитывать представление об истинных ценностях жизни. | Монолог. Элементы классицизма в комедии. | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова, Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмаре-ва. | Чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова. Чтение по ролям. Составление развернутых характеристик «Века нынеш-него и века минувшего».
| Прочитать 4-е действие. | |
27. | Любовная интрига в комедии. | 08.11 | Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин, развивать умение давать социально-психологическую характе-ристику персонажам. | Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Любовная интрига. | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. | Художествен-ный пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом. Чтение по ролям. | Словесный портрет гостей. | |
28. | Фамусовское общество. | 11.11 | Составить характеристику фамусовского общества, воспитывать нравственную ответственность за слова и поступки. | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Комедия. Монолог. | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. | Исследовательская работа с текстом, групповая работа над составлением таблицы. Чтение по ролям. | Стр.146, в.8 | |
29. | Смысл заглавия и проблема ума в комедии. | 14.11 | Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Практическая работа с текстом, ком-ментированное чтение, анали-тическая беседа. | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказыва-ниях разных героев. | ||
30. | Чацкий и Молчалин. | 15.11 | Воспитывать представление об истинных ценностях жизни. | Монолог, конфликт. Антигерой. Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. Драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера. | Исследовательская работа с текстом, сопо-ставительный анализ. | Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | |
31. | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». | 18.11 | Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление; создать условия для понимания обучающимися проблем, поднятых в произведении; подвести обучающихся к самостоятельной оценке понятий и проблем путем сравнения и сопоставления. | Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума». Критическая статья. | Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». | Исследовательская работа с текстом. | Подготовить-ся к сочине-нию по пьесе А.С. Грибое-дова «Горе от ума». | |
32. 33. | Р/Р Сочинение по пьесе А.С.Грибое-дова «Горе от ума». Анализ работ. | 21.11 22.11 | Развивать навыки самостоятельной творческой работы. | Сочинение. | Стр.3-23 (2 ч) | |||
34. | А. С. Пушкин Жизнь и творчество. | 25.11 | Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина. | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Романтизм. | Портреты поэта. | Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций | ||
35. | Тема дружбы в лирике поэта. | 28.11 | Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма Дружеское послание. Анализ стихотворения «К Чаадаеву». | Репродукции картин русских художников первой трети XIX века. | Исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения. | Наизусть «К Чаадаеву». | |
36. | Свободолюбивая лирика Пушкина. | 29.11 | Ввести обучающихся в атмосферу жизни А.С. Пушкина в Петербурге, показать идейную близость поэта к декабристам. Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение. | Вольнолюбивая лирика поэта «К морю» | Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина. | Чтение наизусть «К Чаадаеву». | Выразитель-ное чтение стихотворе-ний. | |
37. | Тема природы в лирике поэта. | 02.12 | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение; развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион». | Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина | Обобщение читательского опыта, вырази-тельное чтение, анализ лири-ческих произ-ведений. | Выразитель-ное чтение стихотворе-ний. | |
38. | Любовная лирика Пушкина. Анализ лирического стихотворения. | 05.12 | Рассмотреть любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрыть ее духовный потенциал, учить анализировать стихот-ворение, определять стихотворный размер. | Лирика любви А.С. Пушкина. Выразительные средства языка. «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…». | Рисунки А.С. Пушкина: А.П. Керн, авто-портрет. | Обобщение читательского опыта, вырази-тельное чтение, анализ лири-ческих произ-ведений. | Наизусть (по выбору). | |
39. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 06.12 | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение; воспитывать культуру общения, связной речи. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта. «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк», «Анчар». | Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор А.М.Опекушин | Чтение наизусть. | Наизусть «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». | |
40. | Романтические поэмы Пушкина. | 09.12 | Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы | Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма. | Гравюра С.Ф. Галактионова и М.В. Ческого по оригиналу И.А. Иванова «Кавказский пленник». | Чтение наи-зусть «Я памятник себе воздвиг неру-котворный…» Исследовательская работа с текстом. | Выразитель-ное чтение. | |
41. | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. | 12.12 | Доказать, что «Борис Годунов» является первой реалистической трагедией русской литературы, рассмотреть сюжет трагедии, ее героев; показать развитие образа народа; учить выразительно читать | Художественные особенности трагедии «Борис Годунов». Трагедия. | Гравюры В.А. Фаворского к трагедии. | Исследовательская работа с текстом, составление характеристики персонажей, чтение по ролям. | Прочитать «Маленькие трагедии». | |
42. | Нравственно-фило-софское значение «Маленьких траге-дий» Пушкина. | 13.12 | Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев. | Реализм «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание пушкинской драматургии, мастерство поэта в создании характеров. Трагедия. Реализм. | Гравюры В.А. Фаворского к «Маленьким трагедиям». | Исследовательская работа с текстом, составление характеристики персонажей, чтение по ролям. | Подгото-виться к вн. чтению. | |
43. | Урок вн. чтения. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». | 16.12 | Раскрыть основную проблему трагедии; показать идейно-художественное своеобразие произведения, символический смысл образов; познакомить с трагедией как жанром драматургии. | Основная проблема трагедии «Моцарт и Сальери». Трагедия как жанр драмы. | Гравюры В.А. Фаворского. | Художественный пересказ текста, составление цитатного плана. | Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина». | |
44. | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей. | 19.12 | Формировать навыки прозаического анализа произведения, обратить внимание на соотношение | Реализм «Повестей Белкина». Нравственно-философское звучание пушкинской прозы, мастерство поэта в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. Реализм. | Иллюстрации художников Н.В. Ильина, В.В. Гельмер-сена, Н.И. Пискарева, М.В. Добужин-ского к «Повестям Белкина». | Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление характеристики персонажей. | ||
45. | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | 20.12 | Познакомить с историей создания, замыслом и композицией романа, его сюжетом, с жанром «роман в стихах», онегинской строфой, системой образов; ввести понятие «реализм». | Роман в стихах. История создания романа «Евгений Онегин». Система образов, онегинская строфа. Литературные реминисценции в «Евгении Онегине». | Музыка. | Индивидуаль-ная работа: слайдовая презентация, сообщения, составление цитатного плана. | ||
46. | Автор и его герой в образной системе романа. | 23.12 | Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа; выявить авторское отношение к героям романа; раскрыть смысл лирических отступлений в произведении; развивать умение различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа. | Авторские отношения к героям романа. Лирические отступления в романе. Образ автора. | Рисунки А.С. Пушкина, гравюра Е.И. Гейтмана, акварель Н.В. Кузьмина. | Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление характеристики персонажей. | Наизусть отрывок. | |
47. | Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав». | 26.12 | Дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. | Онегинская хандра. | Рисунки А.С. Пушкина. | Чтение наизусть. Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление характеристики персонажей. | Характеристика Онегина. | |
48. | Онегин и Ленский. | 27.12 | Познакомить с главными героями романа; показать типическое и индивидуальное в их образах, а также трагический итог жизненного пути героев. | Образы Онегина и Ленского. Трагические итоги жизни. Антитеза. Дуэль. | Иллюстрации к роману. | Индивидуаль-ная работа: составление словаря для характеристики лирического героя | Составить сравнитель-ную хара-ктеристику Ленского и Онегина. | |
49. | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | 09.01 | Обучать сравнительной характеристике героев; формировать умение выявлять отношение автора к героям; определять собственное отношение к героям. | Реализм, сравнительная характеристика. Оценка Татьяны В.Г. Белинским. | Музыка, живопись | Работа в группах и парах, анализ эпизода, соста-вление сравни-тельной харак-теристики героя. | Выразитель-ное чтение, стр.113, в.20 | |
50. | Картины жизни русского дворянства в романе. | 10.01 | Проследить, как в романе отражается жизнь русского дворянства; развивать навыки конспектирования. | Сопоставление петербурж-ского, московского и провинциально-дворянского быта. Роман. Связь с историей, лирические отступления. | Выразитель-ное чтение, исследовательская работа с текстом. | Стр.113,в. 21 | ||
51. | Сон и именины Татьяны. | 13.01 | Учить анализировать эпизод. | Анализ эпизода. | Иллюстрации к роману. | Составление характеристики литературному герою, работа в парах, запись выводов. | Цитатная характеристика героев. | |
52. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 16.01 | Выяснить характер отношений между Татьяной и Онегиным; познакомить с содержанием писем и их значением. | Взаимоотношения Татьяны и Онегина. | Опера П.Чайковского. | Чтение писем, чтение статьи учебника. | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину». | |
53. | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | 17.01 | Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом. | Проблематика романа. | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину». Работа с текстом, допо-лнительной литературой, выразительное чтение. | Составить тезисы статьи Белинского. | ||
54. | Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский. | 20.01 | Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе. | «Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе. Реализм, критическая статья. | Работа в группах: анализ критических статей | Составление плана сочинения и отбор материала. | ||
55. 56. | Р/Р Сочинение по творчеству Пуш-кина. Анализ работ. | 23.01 24.01 | Учить писать сочинение по литературному произ-ведению, развивать связную речь. | Сочинение. | ||||
57. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | 27.01 | Дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его поэтической манеры. | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Репродукции картин М.Ю. Лермонтова, портреты поэта. | Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения. | ||
58. | Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон», «Молитва». | 30.01 | Способствовать пониманию основных мотивов твор-чества М.Ю. Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения, развивать самостоятельность в суждениях. | Назначение художника, свобода и одиночество. Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, «байронизм» в лермонотовской лирике. | Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | Выразительное чтение, иссле-довательская работа с текстом. | Выучить наизусть (по выбору). | |
59. | Образ поэта-пророка в лирике Лермон-това. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…». | 31.01 | Показать характерные особенности стихотворений М.Ю. Лермонотова о поэте и поэзии; обучать анализу лирического произведения; воспитывать культуру общения | Судьба поэта и его поколения. Мотив вольности, пафос отрицания и протеста. | Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | Выразитель-ное чтение наизусть. | Выучить наизусть (по выбору). | |
60. | Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий». | 03.02 | Углубить представления обучающихся о роман-тичном мировоззрении поэта формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя; развивать умение анализировать стихотворение. | Послания к адресатам любовной лирики М. Лермонтова. Адресаты любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина. Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора. | Музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | Выразитель-ное чтение наизусть. | Выучить наизусть (по выбору). | |
61. | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Родина». | 06.02 | Познакомить с эпохой безвременья, общественно - политическими вопросами того времени; показать отношение автора к поколению 30 гг. XIX в., осмысление автором Родины в ранней и поздней лирике; обучать анализу лирического произведения. | Эпоха безвременья в лирике поэта. Тема России и её своеобразие в лирике М.Ю. Лермонтова. Выразительные средства языка. | История, восстание декабристов. | Выразитель-ное чтение наизусть. Презентации с использова-нием литера-турного, искус-ствоведческого материала. | Прочитать и проанализировать стихо-творения «Родина», «Дума»,«Предсказание», «Монолог». | |
62. | Р/Р. Анализ лирического стихо-творения. | 07.02 | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора. | Практикум, самостоятель-ный анализ лирики. | |||
63. | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | 10.02 | Создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни, выявить позицию автора и рассказчика, подвести обучающихся к пониманию значения композиции и идейного замысла романа М.Ю. Лермонтова; заинтересовать личностью «странного человека» Печорина. | «Герой нашего времени» как первый философско-психологический роман. Психологический портрет., образ рассказчика, типический характер, фабула. | История, живопись, музыка. | Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей. | Композиция романа, глава «Бэла». | |
64. | Печорин как «портрет поколе-ния». «Журнал Печорина» как средство саморас-крытия характера героя. | 13.02 | Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями; показать, как через личные записи, т.е. дневник, раскрывается характер героя; формировать умение составлять характеристику героя на основе прочитанного текста по плану; развивать навыки монологической речи. | Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Психологический портрет., образ рассказчика, типический характер. Мастерство психологической обрисовки характеров. | Литография К.П. Беггрова к роману «Герой нашего времени». | Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей. | Устный ответ «Каким я увидел лер-монтовского героя?» Стр.354-358, перечитать главу «Тамань». | |
65. | Дружба и любовь в жизни Печорина. | 14.02 | Раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем; раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой; помочь обучающимся понять причины двойственности натуры Печорина, его одиночества, скептицизма; выяснить роль художественной детали. | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | Рисунки краеведа Е.Д.Фелицына, иллюстрации художников М.А. Врубеля, В.А. Серова, П.Я. Павли-нова, Д.А. Шмаринова. | Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей. | Статья В.Г. Белинского о романе. | |
66. | Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | 17.02 | Познакомить с критической оценкой Белинского; выявить концепцию критической статьи Белинского о романе; учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования. | «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | И.В. Гете «Фауст». «Герой нашего времени» в театре и кино. | Исследовательская работа с текстом, конспектирование крити-ческой статьи, сопоставитель-ный анализ. | Подготовка к сочинению. | |
67. 68. | Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ. | 20.02 21.02 | Развивать навыки самостоятельной творческой работы. | Сочинение. | ||||
69. | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произ-ведение художника. | 27.02 | Углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя с обобщением ранее изученного материала; познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания; обратить внимание обучающихся на особенности жанра и композиции, смысла названия поэмы. | Развитие реализма. Поэма в прозе, композиция, образ. | Портрет Н.В. Гоголя. Иллюстрации Н.Г. Черне-цова, А.О. Смирновой-Россет. | Индивидуаль-ная работа: слайдовая презентация, сообщения | ||
70. | Губернский город и его обитатели. | 28.02 | Более подробно рассмотреть главы 8-11; развивать навыки монологической речи при составлении рассказа о городе и его жителях. | «Городские» и «помещичьи» главы. Образ города в поэме. Деталь- значимая подробность. | Иллюстрации к поэме. | Художественный пересказ текста, составление цитатного плана. | Составить словарь крылатых выражений. | |
71. | Русь «с одного боку». Образы поме-щиков: Манилов, Коробочка. | 03.03 | Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения мастерства речевых характеристик персонажей; формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения. | Литературный тип, понятие о комическом жанре и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Образ. | Иллюстрации к поэме художников П.И.Челищева, П.М. Боклев-ского, Кукры-никсов. Гравюры Е.Е. Бернардского. | Составление портретной характеристи-ки помещиков. | Составить портретную характерис-тику поме-щиков. | |
72. | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. | 06.03 | Совершенствовать умение работать над составлением характеристики помещиков по плану. | Литературный тип, понятие о комическом жанре и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Образ. Гротеск. | Иллюстрации к поэме художников П.М. Боклев-ского, П.П. Соколова. Гравюры Е.Е. Бернардского, Кукрыниксов. | Составление портретной характеристи-ки помещиков. | Глава 10. «Повесть о капитане Копейкине». | |
73. | «Повесть о капитане Копейкине». | 07.03 | Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного свое-образия; раскрыть смысл вставной «Повести о капитане Копейкине». | Вставная повесть. Народная тема в поэме. Народный мститель капитан Копейкин. | «Капитан Копейкин». Художник П.П. Соколов. | Исследовательская работа с текстом. | Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?» | |
74. | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | 10.03 | Показать, почему именно Чичиков является главным лицом повествования; углубить понятие о типизации, | Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Художественная деталь, потаенный смысл эпизода, антитеза, композиция произведения. Антигерой. | Иллюстрация П.М. Бокалев-ского к поэме. | Пересказ с элементами цитирования. | ||
75. | Фигура автора и роль лирических отступ-лений. | 13.03 | Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки», совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного свое-образия; | Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя. Лирические отступления | «Божественная комедия» Данте. | Исследовательская работа с текстом, пересказ, выразительное чтение, пере-сказ с элемен-тами цитиро-вания. | Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…» | |
76. | Поэма в оценке В.Г. Белинского. | 14.03 | Обучать работе с критической статьёй В.Г. Белинского, учить собирать материал к сочинению, составлять план. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора. | Конспектирование статьи, работа с цитатами, монолог на учебную тему. | Наизусть «Эх, тройка!Птица- тройка…». | Подготовить-ся к вн. чтению. | |
77. | Урок вн. чтения. Н.В.Гоголь. Петербургские повести. | 17.03 | Познакомить обучающихся с Петербургскими повестями. | Подготовить-ся к сочи-нению. | ||||
78. 79. | Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ. | 20.03 21.03 | Развивать навыки самостоятельной творческой работы. | Сочинение. | ||||
Русская литература второй половины XIX века (8 ч.) | ||||||||
80. | Литература второй половины XIX века (обзор). | 24.03 | Дать представление об основных направлениях русской литературы 2 половины 19 века, активизировать эмоционально-личностный подход к творчеству поэтов и прозаиков. | Реализм, лирика. | Портреты писателей, поэтов. | Конспектирование лекции, работа с текстом, разные виды чтения и пересказа. | ||
81. | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). | 03.04 | Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчеству писателей, обменяться впечатлениями о прочитанном. | Романы И.А. Гончарова «Обрыв», И.С. Тургенева «Отцы и дети». | Портреты И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. | Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение. | Подготовить-ся к диалогу на учебную тему. Стр. 221-226. Ф.М. Достоевский «Белые ночи». | |
82. | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». | 04.04 | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, типом «петербургского мечтателя» в повести, чертами его внутреннего мира. Обучать анализу произведения с учетом творческой манеры писателя и специфики произведения. | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Повесть, сентиментализм. Ф.М. Достоевский «Преступ-ление и наказание». | Портреты писателя. | Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение. Групповая работа: исследователь-ская работа. | Прочитать Л.Н. Толстой «Юность». | |
83. | Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Юность». | 07.04 | Углубить знания о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, его автобиографической трилогии, психологизме, роли внутреннего монолога в раскрытии души героя. Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчеству писателя, обменяться впечатлениями о прочитанном. | Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Психологизм прозы. Автобиографическая Трилогия. | Портреты писателя. | Исследовательская работа с текстом, пересказ. | Прочитать главу «Я провалива-юсь». | |
84. | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | 10.04 | Дать обзор творчеству писателя, обменяться впечатлениями о прочитанном. | Произведения «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», сказка «Коняга». | Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение. | Сформули-ровать для одноклассни-ков вопросы по теме. Выучить наизусть одно из стихот-ворений Фе-та, Тютчева, Некрасова (по выбору). | |
85. | Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). | 11.04 | Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэтов, учить сопоставительному анализу произведений. | Творчество поэтов 19 века. Жанры лирических произве-дений, философская лирика. | Портреты поэтов. | Наизусть одно из стихотво-рений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору). | Прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н. | |
86. | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского националь-ного театра. | 14.04 | Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями; помочь обучающимся раскрыть богатство и глубину художественного мастерства драматурга на примере пьесы «Бедность не порок»; развивать навыки критически оценивать слова и поступки героев произведения. | Жизнь и творчество А.Н. Островского. «Свои люди – сочтемся!», «Лес», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница». Сюжет. Комедия как жанр драматургии. | Портрет А.Н. Островского. | Исследовательская работа с текстом, пересказ. | Как раскрыта в пьесе тема любви? Подготовить творческую биографию Чехова. Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения. | |
87. | Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков. | 17.04 | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя, проблемой «маленького человека» в его творчестве и русской литературе 19 века; показать в произведениях изображение боли и негодования автора, дать краткую характеристику эпохи «безвременья». | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Повесть «Степь», рассказы «Мужики», «В овраге»; «Палата №6», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Новелла «Дуэль». «Вишневый сад» как образец драматургии А.П. Чехова. | Портреты А.П. Чехова. Дом-музей писателя в г. Таганрог. | Групповая работа: исследователь-ская работа. Исследовательская работа с текстом, пересказ. | Художественный пересказ текста, составление цитатного плана. | |
Из русской литературы XX века (13 ч.) | ||||||||
88. | И.А. Бунин – поэт и прозаик. | 18.04 | Дать представление об основных направлениях русской литературы начала XX века, развивать умение сопоставлять историческую обстановку и художественный текст; познакомить с жизнью и творчеством писателя. | Своеобразие русской прозы рубежа веков. Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Портрет И.А. Бунина. | Коллективное составление тезисного плана статьи учебника. | Рассказы писателя. | |
89. | Своеобразие ранней прозы М. Горького. | 21.04 | Выявить своеобразие ранней прозы М. Горького. | Романтическое и реа-листическое движение, новый тип героя. Драма «На дне». | Портрет М. Горького. | Устное сообщение на учебную тему. | Стр.242-243, индив. задания. | |
90. | Многообразие поэтических голосов Серебряного века. А.А. Блок – поэт общенационального значения. Поэма «Двенадцать». | 24.04 | Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века. Познакомить обучающихся с творчеством А.А. Блока; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению. | Серебряный век русской литературы. Акмеизм, символизм, футуризм. «Поэтический ренессанс». Лирика А.А. Блока, С.А.Есенина, В.В. Мая-ковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX века Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Выставка портретов поэтов Серебряного века. Портрет поэта. Историко-литературный процесс | Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения. Просмотр презентаций. | Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме. Выучить наизусть «Девушка пела в церковном хоре…». | |
91. | С.А. Есенин – великий народный поэт. | 25.04 | Познакомить обучающихся с творчеством С.А. Есенина; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению. | Символизм, акмеизм, футуризм. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». | Портрет поэта. Музыка. | Наизусть «Девушка пела в церковном хоре…». | Выразительное чтение стихотворе-ния С. Есе-нина о природе. | |
92. | В.В. Маяковский – поэт-государствен-ник. | 28.04 | Познакомить обучающихся с творчеством В.В. Маяковского; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению. | Символизм, акмеизм, футуризм. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | Портрет поэта. | Выразительное чтение; работа с дополнитель-ной литера-турой. | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). | |
93. | А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины челове-ческих переживаний. | 02.05 | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы. | Символизм, акмеизм, футуризм. | Портрет поэтессы. | Выразительное чтение; инди-видуальная работа: слайдовая презентация, сообщения. | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). | |
94. | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой. | 05.05 | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы. | Символизм, акмеизм, футуризм. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | Портрет поэта. Музыка. | Выразительное чтение; инди-видуальная работа: слайдовая презентация, сообщения. | Выучить наизусть (по выбору). | |
95. | Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака. | 12.05 | Познакомить с жизнью и творчеством поэта, с основными мотивами его творчества, философской глубиной лирики; обучать анализу поэтического текста. | Выразительные средства языка «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» и другие. | История: гражданская война, революция. | Чтение наизусть стихотворе-ний М. Цвета-евой. Самостоятельный анализ лирики. | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). | |
96. | М. Булгаков – художник мирового значения. «Собачье сердце». | 15.05 | Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова; дать представление о рассказе «Собачье сердце» как социально-философской сатире на современное общество; рассказать об истории создания и судьбе произведения, поэтике повести, гуманистической позиции автора; обучать анализу произведения с учетом особенностей художественного метода. | Сатира, сарказм. Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Шариковщина. | Кино в контексте литературной эпохи. | Художественный пересказ текста, составление цитатного плана. | Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека». | |
97. | Рассказы М.А. Шолохова. | 16.05 | Углубить знания о писателе-земляке; раскрыть смысл названия рассказа «Судьба человека»; показать особенности авторского повествования; определить композиционные особенности рассказа, роль автора в рассказе; формировать умение оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя; учить находить черты реализма в рассказе-эпопее. | Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. «Донские рассказы». Сюжет, композиция | Кино в контексте литературной эпохи. | Групповая работа: исследовательская работа. | Стр.251-253, инд. задания. | |
98. | Романы М.А. Шолохова. | 19.05 | Дать представление о романах писателя: «Поднятая целина», «Тихий Дон». | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. | История. Кино в контексте литературной эпохи. | Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой, просмотр презентаций. | Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме. | |
99. | Литературный процесс 50-80-х годов. А.И. Солженицын. «Матренин двор». | 22.05 | Дать представление о творчестве прозаиков В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина; поэтов Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого. Познакомить с жизнью и творчеством писателя, темой праведничества в рассказе, трагизмом судьбы Матрены, смыслом рассказа-притчи. | Традиции и новаторство литературы 50-80-х годов. Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки. Рассказ-притча. | Живопись. | Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой; работа в группах. | Прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор». Задания по группам. | |
100. | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. | 23.05 | Дать представление о произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др. | Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. | Историко-литературный процесс. | Исследовательская работа с текстом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС) 102 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Пример...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС) 102 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Пример...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС) 102 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Пример...
Рабочая программа по литературе 10 класс (Зинин, Чалмаев)
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе, авторы-с...
Рабочая программа по литературе (6 класс) ФГОС 102 часа 2016-2017 уч. год
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (всего 102 часа в год). Программа адаптирована с учетом тематического планирования учебного матери...
Рабочая программа по литературе (7 класс) ФГОС, 68 часов
Программа адаптирована на основании ФГОС ООО с учетом тематического планирования учебного материала , приведенного в учебнике автора В.Я. Коровиной. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2 ч...
Рабочая программа по литературе (7 класс) ФГОС, 34 часа
Рабочая программа адаптирована на основе ФГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора В.Я. Коровиной. Литература: Учебник-хр...