Классификация ошибок. Как их избежать при подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению.
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)

Мусаэлян Ирина Нобеловна

Конспект занятия по подготовке к ЕГЭ предназначен для учащихся 10-11 классов для знакомства с типом ошибок и недопущения их при написании итогового сочинения по литературе и сочинения-рассуждения по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tipy_oshibok.ppt2.9 МБ
Файл tipy_oshibok.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы ошибок

Слайд 2

Наши задачи: 1.Повторить классификацию ошибок 2.Научиться определять тип ошибки 3.Отработать способы коррекции ошибок 4. Научиться оценивать качество речи

Слайд 3

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 4

«Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке». Ф.Раневская «Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». А.С.Пушкин

Слайд 7

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 8

Дозорные письменной речи «Знаки препинания - это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский А.Каневский «О пользе знаков препинания»

Слайд 9

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 10

Грамматическая ошибка- это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической .

Слайд 11

Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красив ую . Повествует читател ей . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 12

Ошибочное словообразование Трудолю б им ый, над смехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я Ошибочное образование формы прилагательного Более интересн ее , красив ше Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

Слайд 13

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 14

Речевые ошибки Типология ошибок: Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово ( плеоназм) Тавтология Употребление слова в несвойственном ему значении Неуместное повторение слов

Слайд 15

Типология ошибок: Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных отношений глаголов Двусмысленность при употреблении местоимения Стилистическая неуместность . Речевые ошибки

Слайд 16

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 17

Фактические ошибки

Слайд 18

Фактические ошибки " Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею "лишних людей": Обломов , Печорин, Базаров . Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования". "Литература классицизма ( Ломоносов, Державин , Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова".

Слайд 19

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Слайд 20

Логические ошибки- это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения» (Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию)

Слайд 21

Логические ошибки Речь Базарова насыщена пословицами и поговорками. Базаров был лекарь и лечил людей бесплатно. Базаров отрицал искусство. Раскольников живёт возле Сенной площади, где он чувствует мысли людей, так как на площади всегда скопление народа. До войны 1805 – 1807 годов князь Андрей жаждал славы, почета, но, упав на землю из-за ранения и увидев «вечное, высокое небо», взгляды Болконского на войну изменяются.

Слайд 22

Только единство и общая воля к победе могут помочь нашим героям достичь первого места пьедестала почёта.

Слайд 23

Только единство и общая воля к победе могут помочь нашим героям достичь первого места на пьедестал е почёта.

Слайд 24

В современном мире трудно отказаться от компьютера, потому что потерять в себе человеческое – умереть духовно.

Слайд 25

В современном мире трудно отказаться от компьютера, потому что потерять в себе человеческое – умереть духовно.

Слайд 26

В.П.Астафьев затрагивает злободневную и актуальную проблему.

Слайд 27

И. Косолапов затрагивает злободневную и актуальную проблему.

Слайд 28

Швабрин советует Гриневу подарить ей (Маше Мироновой) сережек, после чего она обязательно будет его.

Слайд 29

Швабрин советует Гриневу подарить ей (Маше Мироновой) сережек, после чего она обязательно будет его (чья? Швабрина или Гринева?) .

Слайд 30

Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу.

Слайд 31

Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу . (Нарушение лексической сочетаемости.)

Слайд 32

Произведение Шолохова «Тихий Дон» великолепно отражает жизнь людей в годы гражданской войны, их нравы, занятия, быт и самое главное – горе и страдания народа в годы гражданской войны.

Слайд 33

Произведение Шолохова «Тихий Дон» великолепно отражает жизнь людей в годы гражданской войны , их нравы, занятия, быт и самое главное – горе и страдания народа в годы гражданской войны.

Слайд 34

Представители «темного царства» взяли под свой контроль город Калинов.

Слайд 35

Представители «темного царства» взяли под свой контроль город Калинов. (Использование слов иной речевой окраски)

Слайд 36

В романе Михаила Булгакова показана мужественность и храбрость жителей города.

Слайд 37

В романе Михаила Булгакова показан ы мужественность и храбрость жителей города. (Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

Слайд 38

«Война и мир» - это величайшее грандиозное произведение XIX века.

Слайд 39

«Война и мир» - это величайшее грандиозное произведение XIX века. (Плеоназм – оборот речи, содержащий лишние слова)

Слайд 40

Пока человечество не нашло лекарство от всех болезней, только мозг «наградит» вас долголетием.

Слайд 41

Пока человечество не нашло лекарств о от всех болезней, только мозг «наградит» вас долголетием.

Слайд 42

4 5 6 8 7 9 10

Слайд 43

С наилучшими пожеланиями учитель русского языка и литературы Мусаэлян И.Н.



Предварительный просмотр:

Добрый день, ребята. Позвольте мне сегодня побыть вашим учителем и поговорить с вами о том, о чём, на мой взгляд, каждый выпускник, должен знать.

Согласитесь, что нередко, раскрыв тетрадь, проверенную учителем, вы задаётесь вопросом: что обозначают буквы, выписанные педагогом на полях? За какие ошибки и почему вам поставили ту или иную оценку, тот или иной балл?

Думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о классификации ошибок и о том, как их избежать при подготовке к экзамену. Недаром говорят: предупреждён  значит вооружён. Наши задачи:

1.Повторить классификацию ошибок

2.Научиться определять тип ошибки

3.Отработать способы коррекции ошибок

     4. Научиться оценивать качество речи

(раздать памятки, объяснить их назначение)

Пожалуй, самые близкие и до боли знакомые ошибки  это орфографические.

Что такое орфография? Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов, то есть совокупность правил написания слов. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных  в безударном положении, для согласных  на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышатДействительно, лучше и не скажешь…Какие задания ЕГЭ проверяют ваше знание орфографии? Задания № 9-15.Проверим, насколько хорошо вы дружите с орфографией?

(выполнение заданий ЕГЭ по орфографии)

Следующий тип ошибок пунктуационные. Что такое пунктуация? Это раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и их расстановку в предложении. 

Вам, наверняка, знакомы слова К.Г.Паустовского, который сказал: «Знаки препинания это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Позволю себе прочитать этюд современного писателя  А.Каневского  «О пользе знаков препинания»:
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили– в космосе, на Земле или даже в собственной квартире…Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!»

Какие задания ЕГЭ проверяют ваши знания по пунктуации? Задания №16-20 ориентированы на верную расстановку запятой, о которой М.В.Ломоносов сказал, что о ней можно написать великую книгу.

(выполнение заданий ЕГЭ по пунктуации)

Прежде чем мы поговорим о следующей группе ошибок, давайте немного отдохнём и посмотрим небольшое видео, опережающее задание, которое получили и выполнили учащиеся вашего класса: Алина, Наташа, Адам и Саша и кого-нибудь из них я попрошу прокомментировать эту работу.

(просмотр видео и его обсуждение)

Следующий тип ошибок - грамматические. И вот здесь именно начинается путаница, потому что подчас вы не различаете речевую и грамматическую ошибку. Грамматическая ошибка это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима.

Огромное количество ошибок, которые вы, к сожалению, допускаете, это речевые ошибки. Речевая ошибка это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. К речевым ошибкам относятся следующие: 

1. Ошибки на непонимание лексического значения слова или употребление его в несвойственном значении.

Например: Он обратно начал говорить.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Например: закоренелые партизаны.

3. Плеоназм и тавтология. Например:

а) В своей автобиографии он описал свой жизненный путь.

б) Писатель пишет роман.

4. Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность.

Например: Брат с другом ушел в поход. Он там простудился.

5. Употребление диалектных слов или просторечий.

Например: Ему удалось его объегоритъ.

6. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Например: Когда тронулся поезд, погода изменяется.

Вернёмся к типам ошибок. Фактические ошибки возникают при  искажении изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Причина фактических ошибок недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев. Согласны, что школьные сочинения просто кладезь юмора? 

В сочинении фактические ошибки это 
1) искажение жизненной правды;
2) неточное воспроизведение книжных источников;
3) имен собственных;
4) дат;
5) мест событий 

 «Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею «лишних людей»: Обломов, Печорин, Базаров. Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования». В приведенном примере Обломов и Базаров явно выпадают из предложенной цепочки. «Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова». Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно «оказал большое влияние» на «Горе от ума», говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Автор путает факты и роды художественной литературы. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин  представитель культуры сентиментализма. 

Итак, последний тип ошибок, который мы рассмотрим сегодня, это логические. Логическая ошибка это ошибка, допущенная в логических рассуждениях, нарушение логической правильности речи. Часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок.

Вот что сказал о логических ошибках наш выдающийся лингвист Дитмар Розенталь. Это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает

сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения».

 Но для многих учащихся  это загадочная тема. Действительно, увидеть логическую ошибку вам подчас сложно, но можно. Посмотрите на примеры.

  • Речь Базарова насыщена пословицами и поговорками. Базаров был лекарь и лечил людей бесплатно. Базаров отрицал искусство.
  • Раскольников живёт возле Сенной площади, где он чувствует мысли людей, так как на площади всегда скопление народа.
  • До войны 1805 - 1807 годов князь Андрей жаждал славы, почета, но, упав на землю из-за ранения и увидев «вечное, высокое небо», взгляды Болконского на войну изменяются.

-А сейчас предлагаю вам устный тренинг: перед вами примеры речевых, грамматических  и логических ошибок. Определите их. 

Самое прочное знание то, что добыто самим и эмоционально пережито, поэтому надеюсь, вы многое не просто узнали на нашем уроке, но и запомнили. В ваших специальных мишенях, отметьте, пожалуйста, баллами от 4 до 10, насколько материал, представленный вам сегодня, был понятен, интересен, насколько вы были самостоятельны и какое у вас было настроение. Чем ближе вы к «десятке», тем лучше.

(Подсчитать, сколько «десяток» по каждому параметру)

Я постаралась  быть вашим дирижёром и  надеюсь, у нас получился слаженный оркестр. Спасибо за внимание и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода

В статье даются  мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также  об...

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода.

В выступлении высказано мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения ,особенностях подготовки ...

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»

Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...

Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения.

В данной статье говорится о том, как учитель готовит своих учеников к итоговому сочинению. А также о том, что в процессе подготовки можно проводить бинарные уроки совместно с учителем обществознания...