Любовная лирика С.А. Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему «Любовная лирика С.А. Есенина»
Цели:
- Обучающие:
а) показать динамику развития любовной лирики Есенина;
б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”; - Развивающие:
а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
б) совершенствовать навыки выразительного чтения; - Воспитательные:
а) воспитывать эстетический вкус у учащихся;
б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;
Методические приемы:
- Лекция с элементами беседы.
- Аналитическое чтение.
Оборудование урока:
- Портрет поэта, портреты возлюбленных Есенина
- Песни и романсы на стихи Есенина.
- Стихи в исполнении С.Безрукова
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме.
1.Стихотворение «Отговорила роща золотая» в исполнении С.Безрукова
2. Вступительное слово учителя.
Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы. (Звучит стихотворение «Зелёная причёска» в исполнении ученицы)
3. Чтение стихов и комментарий к ним.
В жизни С.А.Есенина были женщины, которые оставили глубокий след как в его жизни, так и в творчестве. Одна из них – Сардановская Анна (сообщение ученика).
а)Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных» посвящено Анне Сардановской. В нём поэт с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта.(звучит стихотворение в исполнении ученика)
б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение
“Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.)
в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая”
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности.
Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”:
“Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .”
По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и, когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.”
(Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”)
г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь.
“Заметался пожар голубой”
Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление.
д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г.(сообщение ученицы об Августе Миклашевской)
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
“Пускай ты выпита другим”
е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г.
“Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”
Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.
Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов.
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
– Кого напомнила Есенину красавица – армянка?
Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ.
(Звучат стихи из цикла «Персидские мотивы» - «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я спросил сегодня у менялы»)
Особый интерес в творчестве Есенина представляют произведения, которые из эпистолярного жанра переходят в жанр песни. Обычно они называются “письмами” – к матери, сестре, деду, любимой женщине. В них рассказывается не только о настроениях лирического героя, но и о людях, событиях, связанных с ними. Одно из них «Письмо к женщине» (1924 г.) посвящено первой жене Есенина – Зинаиде Райх(сообщение ученика)
“Письмо к женщине” (1924 г.) (стихотворение звучит в исполнении С.Безрукова)
– Какова основная тема стихотворения?
Поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.
– Сколько частей можно выделить?
Две – Прошлое и настоящее героя.
“Тогда” и “теперь”.
– Какой прием используется для изображения прошлого и настоящего?
Антитеза. Части разделены отточием и противопоставлены по содержательным и эмоциональным признакам. “Тогда” и “теперь” разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, “плачевное” непонимание смысла происходящего и “праздник” обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории земли.
– Каковы особенности размерного строения поэмы?
Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а “лесенка”, разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки.
– Каким автор видит лирического героя?
Несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь “в развороченном бурей быте”. Благодаря исповедальной интонации, повествование приобретает особую проникновенность.
Герой, пройдя через мучения, падения, угар,“избежал падения с кручи”, “Я стал не тем”. Любимая его не поняла. Во всех бедах он винит себя. Суть нового взгляда на мир состоит в принятии исторической закономерности поиска “новой жизни”, “новой славы”. “Вольность” и “светлый труд” – вечные ценности, к которым пришел лирический герой.
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности лирического героя.
3. Обобщение, выводы.
Особенности этой темы.
- а) Чувство к женщине сливается с любовью к Родине и жизни.
- б) Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).
- в) Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.
4. Прослушивание песен на стихи Есенина.
Многие стихи любовной темы стали песнями. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
- “Мне осталась одна забава” – в исполнении Александра Малинина.
- “Клен ты мой опавший”
Итог.
Д/з: выучить стихотворение любовной лирики С. Есенина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовная лирика С.Есенина
Урок литературы в 11 классе Цели урока:показать динамику развития любовной лирики Есенина.Задачи:- на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления л...
Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"
Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"...
Презентация "Любовная лирика С. А. Есенина".
Презентация-сопровождение к уроку литературы в 11 классе....
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".
урок-исследование, призванный показать динамику в развитии любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...