Любовная лирика С.А. Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Открытый урок по литературе в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin_otkrytyy_urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Любовная лирика С.А. Есенина»

Цели:

  1. Обучающие:
    а) показать динамику развития любовной лирики Есенина;
    б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”;
  2. Развивающие:
    а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
    б) совершенствовать навыки выразительного чтения;
  3. Воспитательные:
    а) воспитывать эстетический вкус у учащихся;
    б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;

Методические приемы:

  1. Лекция с элементами беседы.
  2. Аналитическое чтение.

Оборудование урока:

  1. Портрет поэта, портреты возлюбленных Есенина
  2. Песни и романсы на стихи Есенина.
  3. Стихи в исполнении С.Безрукова

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1.Стихотворение «Отговорила роща золотая» в исполнении С.Безрукова

2. Вступительное слово учителя.

Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы. (Звучит стихотворение «Зелёная причёска» в исполнении ученицы)

3. Чтение стихов и комментарий к ним.

В жизни С.А.Есенина были женщины, которые оставили глубокий след как в его жизни, так и в творчестве. Одна из них – Сардановская Анна (сообщение ученика).

а)Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных» посвящено Анне Сардановской. В нём поэт с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта.(звучит стихотворение в исполнении ученика)

б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение

“Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.)

в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая”

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности.

Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”:

“Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .”

По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и, когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.”

(Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”)

г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь.

“Заметался пожар голубой”

Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление.

д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г.(сообщение ученицы об Августе Миклашевской)

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

“Пускай ты выпита другим”

е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г.

“Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”

Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.

Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов.

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

– Кого напомнила Есенину красавица – армянка?

Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ.

(Звучат стихи из цикла «Персидские мотивы» - «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я спросил сегодня у менялы»)

Особый интерес в творчестве Есенина представляют произведения, которые из эпистолярного жанра переходят в жанр песни. Обычно они называются “письмами” – к матери, сестре, деду, любимой женщине. В них рассказывается не только о настроениях лирического героя, но и о людях, событиях, связанных с ними. Одно из них «Письмо к женщине» (1924 г.) посвящено первой жене Есенина – Зинаиде Райх(сообщение ученика)

“Письмо к женщине” (1924 г.) (стихотворение звучит в исполнении С.Безрукова)

– Какова основная тема стихотворения?

Поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.

– Сколько частей можно выделить?

Две – Прошлое и настоящее героя.

“Тогда” и “теперь”.

– Какой прием используется для изображения прошлого и настоящего?

Антитеза. Части разделены отточием и противопоставлены по содержательным и эмоциональным признакам. “Тогда” и “теперь” разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, “плачевное” непонимание смысла происходящего и “праздник” обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории земли.

– Каковы особенности размерного строения поэмы?

Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а “лесенка”, разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки.

– Каким автор видит лирического героя?

Несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь “в развороченном бурей быте”. Благодаря исповедальной интонации, повествование приобретает особую проникновенность.

Герой, пройдя через мучения, падения, угар,“избежал падения с кручи”, “Я стал не тем”. Любимая его не поняла. Во всех бедах он винит себя. Суть нового взгляда на мир состоит в принятии исторической закономерности поиска “новой жизни”, “новой славы”. “Вольность” и “светлый труд” – вечные ценности, к которым пришел лирический герой.

Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности лирического героя.

3. Обобщение, выводы.

Особенности этой темы.

  • а) Чувство к женщине сливается с любовью к Родине и жизни.
  • б) Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).
  • в) Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.

4. Прослушивание песен на стихи Есенина.

Многие стихи любовной темы стали песнями. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

  • “Мне осталась одна забава” – в исполнении Александра Малинина.
  • “Клен ты мой опавший”

Итог.

Д/з: выучить стихотворение любовной лирики С. Есенина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика С.Есенина

Урок литературы в 11 классе Цели урока:показать динамику развития любовной лирики Есенина.Задачи:- на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления л...

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"...

Презентация "Любовная лирика С. А. Есенина".

Презентация-сопровождение к уроку литературы в 11 классе....

Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

урок-исследование, призванный показать динамику в развитии  любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...