Урок по литературе 8 класс "Челкаш"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тельнова Инна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский,
ХМАО-Югры, Тюменской области
Конспект урока литературы в 8 классе
« Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»
( Урок - исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»)
«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»
Человек все может…
Лишь бы захотел…
М.Горький
Цели: рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш», определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения, выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом; развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод; формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.
Ход урока
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Горького. На прошлом уроке вспомнили основные вехи раннего творчества писателя, дома вы прочли рассказ «Челкаш». Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа, подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи как данного произведения в частности, так и всего творчества М.Горького в целом.
- Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства? (Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания).
И совсем не случайно темой и эпиграфом урока служат слова самого писателя.
-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)
-Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».
-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)
-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш).А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)
-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка.
-Как вы думаете только ли в этом различие героев? А в чем еще? (Работа по плану, данному в учебнике)
Челкаш Гаврила
1.Портретная зарисовка
-длинный, костлявый; -широкоплечий, коренастый, с добрыми
доверчивыми глазами;
2.Отношение к красоте морской стихии
-«вор любил море»; -«боязно в нем»;
3.Поведение в минуту опасности
-«глаза горели»; -«страшно, жутко»;
4.Понимание свободы
- «никому ничем не обязан»; - «делай что хошь, только Бога помни»
Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)
-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям
Гаврила Челкаш
Ему деньги нужны для того, чтобы Деньги ему нужны для того, чтобы пить,
стать свободным, построить дом, за- веселиться, угощать других, забыть о том,
вести хозяйство, жениться не на той, что он отверженный, босяк.
которую ему предлагают, а на той,
какая ему нравится.
Он хочет стать хозяином.
Его мечта – деньги Мечта – море, независимость
-А сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения. Попрошу вас закрыть глаза, в это время я буду читать отрывок , а вы попробуйте представить себе какой – нибудь эпизод с одним из героев произведения. (Чтение отрывка стр.38)
-Кто вам представился? А почему именно Челкаш?
-Именно здесь мы делаем для себя открытие: оказывается, у такого хищника, жестокого человека, который стремится управлять людьми, где-то глубоко в душе таятся прекрасные человеческие чувства.
-Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется, докажите. (визжит, трясется, плачет, смеется)
-Какие качества начинают проявляться в героях?
Гаврила Челкаш
-недоверие -снисходительность
-зависть -презрение
-покорная готовность уступить -уверенность в себе
-страх - смелость
-подобострастие
-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)
-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:
1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;
2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);
3группа – с Гаврилой после возвращения с дела, т.е. перед тем, как разыгралась драма берегу моря.
-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.
-Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое»
-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).
-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш) «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)
-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.
-Попрошу вас поднять красные карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.
-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!
-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!
-Т.е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.
-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?
-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)
-А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? ( Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).
-Хочу еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока и эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.
-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!
Использованная литература
- Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999.
- Литература: Справ. шк. / Науч. разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч. ред. В.Я. Линков. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманитр. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. – С.416.
- Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения М. Горького // Русская словесность. – 1999. – №3. – С.50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...