Мероприятие, посвящённое М.Лермонтову
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Нечаева Алла Александровна

 

Литературно-музыкальный вечер,

посвященный  200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

(мероприятие в рамках года литературы)

 

 

 

 

«Мой гений веки пролетит…»

 

 

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы А.А.Нечаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-музыкальный вечер, посвященный  200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Тема.    «Мой гений веки пролетит…»

Цель: выяснить причины трагического  мировосприятия  и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю.Лермонтова

Задачи :  

  • познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;
  •  развивать  интерес к творчеству Лермонтова;
  • воспитывать эстетический вкус учащихся средствами искусства: музыки, живописи, поэзии

                                                                                      

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. ПОДОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

Литературно-музыкальный вечер,

посвященный  200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

(мероприятие в рамках года литературы)

«Мой гений веки пролетит…»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы А.А.Нечаева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный  200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Тема.    «Мой гений веки пролетит…»

Цель: выяснить причины трагического  мировосприятия  и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю.Лермонтова

Задачи :  

  • познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;
  •  развивать  интерес к творчеству Лермонтова;
  • воспитывать эстетический вкус учащихся средствами искусства: музыки, живописи, поэзии

                                                                                                              Как рано он умер!

                                                                                                              Какие силы у этого человека!

                                                                                                     Что бы сделать  он мог!

                                                                                                                                           Л.Н.Толстой

Тема.    «Мой гений веки пролетит…»

 Учитель.  

        Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся! Наше мероприятие проходит в рамках года литературы. Сегодня этот уютный зал   на некоторое время превратится в литературную гостиную , и мы перенесёмся в то время, когда жил, творил и любил великий Лермонтов!                                                                                                 

Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Пары учащихся входят и рассаживаются.

     1ведущий

    В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Некоторые его называли наследником Пушкина. А Иван Бунин за 2 дня до смерти сделал удивительное признание: «Я всегда считал, что  наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб 26-и лет».  

       2 ведущий.  Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула  на мгновение и погасла. Многие биографы, описывая факты из  жизни  Лермонтовых,  утверждают,  что их семью преследовал  злой  рок. Его дедушка, Михаил Васильевич Арсеньев,   по одной из версий выпил смертельный яд прямо за семейным  столом. На что жена его (бабушка Михаила Юрьевича) отреагировала своеобразно:  «Собаке – собачья смерть». Могла ли она знать, что в свое время  те же слова повторит государь, узнав о гибели ее  внука.

   3ведущий. Семейный врач вспоминал, что в момент рождения Михаила акушерка сказала почему-то: «Этот ребенок не умрет своей смертью». И еще много зловещих знаков и предзнаменований витало над семьей. Мать Лермонтова умерла в 21 год, когда он был еще трехлетним ребенком, повторив судьбу своей матери: болезнь,  несчастливая жизнь,  измены мужа.    А отец  умер в возрасте 44-х лет. Это трагические  факты,  во многом предопределившие его судьбу и многое объясняющие в его образе и творчестве. 

2ведущий.

От всей его жизни, от каждой строчки веяло смертельной тоской, одиночеством  и нежеланием жить.  Он предчувствовал скорую и трагическую смерть и не раз писал об этом в стихах.   А ему было всего 26 лет!   В чем причины такого трагического мироощущения поэта, глубокой грусти и одиночества в его стихах?  Попробуем ответить на этот вопрос.

 

В кресло садится ученик (Лермонтов), перед ним столик, раскрытая книга.

3ведущий

 Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Лермонтов.      Мать свою я не помню,  но  она постоянно грезилась мне как сквозь сон.   Когда я был  трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать. А я написал свою – «Ангел»

Звучит романс «Ангел» 

 Лермонтов. У моей бабки, моей воспитательницы — жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадает. Она  винила в смерти  матери  отца, и вскоре он покинул Тарханы.  Она запрещала ему видеться со мной.  Я от этого страдал не менее чем он. Душа моя  металась между отцом и бабушкой: и  папеньку было до слез жалко, и бабушку покинуть совестно. Отец не вынес разлуки, запил и вскоре умер. Ему было всего 44 года.

После смерти матери всю свою любовь бабушка перенесла на меня, она не расставалась со мной ни днем ни ночью, я спал в ее комнате.  Она меня обожала, исполняла все мои капризы, ни в чем мне не отказывала. Несмотря на огромную любовь бабушки, я чувствовал себя одиноким: мне не хватало матери и отца! 

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я…

Ведущий игры.    Сейчас мы должны составить «психологический портрет» молодого М.Ю.Лермонтова. (Участники  делятся на группы. Из слов, записанных на интерактивной доске,  одни  выбирают слова, характеризующие поэта со стороны его душевного состояния, а другие – со стороны его способностей. Эти слова надо записать на лист бумаги)
-   Посмотрим, какой же у нас получился портрет.
(Один представитель от команды зачитывает свои слова). Талантливый, одаренный, обладающий огромной фантазией, именно таким и был молодой М.Ю.Лермонтов, таким оставался до конца жизни.( Свои слова зачитывает представитель второй группы.)

 Что подтолкнуло вас выбрать именно эти слова?(Жизнь поэта,  его постоянное одиночество) Действительно, чувство одиночества, тоски, печали, поиск смысла жизни проходит через все творчество М.Ю.Лермонтова.

 Стихотворение «Одиночество» 

2 ведущий.  А как же приняло светское общество молодого талантливого человека, готового «любить весь мир»?  Оно испугалось его стихов, в которых звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов открыто выступает против «жадной толпы, стоящей у трона», которая убивает любое проявление свободной мысли.

 

Звучит отрывок из стихотворения «Смерть поэта»

 1 ведущий.Лермонтов не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора, против бездушных представителей высшего света, лица которых стянуты маской приличия.   Он писал о стране рабов и господ  в своих стихах.

Звучит отрывок из стихотворения «Прощай, немытая Россия»

 3 ведущий.  В жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова огромную роль играет Кавказ.  Первый раз Лермонтов был сослан на Кавказ в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А. С. Пушкина .

1 ведущий. Но  любовь к Кавказу Лермонтов воплощал не только в стихах, но и в своих картинах.

Презентация «Лермонтов-художник»

2ведущий.    Большое значение в его жизни имело посещение  Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.  Самое яркое воспоминание об этой поездке – первая любовь. …

3 ведущий. Лермонтов всю жизнь искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению,  ему этого не удалось. Любовь приносила ему горечь, разочарования, страдания.

Презентация «Женщины и Лермонтов»

Стихотворение «Благодарность» 

1 ведущий. Лермонтов любил, творил, страдал, оставаясь на протяжении всей своей жизни одиноким. Таким видим его мы. Но каким же он был для окружающих? Почему современники отзываются о нём по-разному?

Лермонтов  Во мне живут  два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым у меня особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.

Большая часть моих современников говорят обо мне как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой со мной и выше всех других связей ценивших эту дружбу.

2 ведущий.  Лермонтов всегда с друзьями оставался доверчивым и неосторожным. И больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он иногда ошибался, как ошибся в Мартынове, с которым   сблизился в юнкерской школе.  Они долгое время были друзьями-соперниками. Они собирались дружить на равных. Они оба были честолюбивы, и оба увлекались женщинами.  Они оба участвовали в юнкерском литературном журнале, легко шутили друг над другом. Но постепенно выяснялось: то, что давалось Мишелю естественно, что с каждым годом становилось у него ярче и талантливее, Мартынову  приходилось добиваться с большим трудом.

Лермонтов.

Мои друзья вчерашние – враги, 
Враги – мои друзья, 
Но, да простит мне грех Господь благий, 
Их презираю я…

 3 ведущий.   На одном из вечеров в доме госпожи Верзилиной, Лермонтов допустил очередную остроту в адрес Мартынова. Поэт в шутку назвал его « горцем с большим кинжалом» (Мартынов ,будучи в отставке, носил черкесскую военную форму и для усиления эффекта перед дамами, на пояс вешал большой кинжал, что вызывало улыбки у окружающих).Услышав остроту, Мартынов резко ответил Лермонтову, а по окончании вечера вызвал на дуэль. Через два дня в Пятигорске, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, больше напоминающая убийство. Лермонтов поднял пистолет и выстрелил вверх (это было знаком примирения) , но Мартынов, подойдя к барьеру, выстрелил, убив поэта наповал.  

 (Все ведущие выходят на сцену )

1 ведущий. Так погиб великий Лермонтов, про которого Ираклий Андроников сказал:

 «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека —

2 ведущий. грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,

3 ведущий. наделенного могучими страстями  и волей,  и проницательным беспощадным умом.

 Ведущий игры. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвящённого Великой Победе

Это сценарий литературно - музыкальной композиции под названием "Одна Победа". На этом мероприятии звучат строки о войне и учащиеся исполняют песни военных лет.  К сценарию прилагается презентаци...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий

Сценарий мероприятия, презентации учащихся, тексты их выступлений...

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....

Выступление к мероприятию, посвящённому произведениям М.Ю. Лермонтова

Выступление обучающихся объединения "Театр кукол" на мероприятии, посвящённом произведениям М.Ю. Лермонтова....

методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого М. Ю. Лермонтову

Аннотация Данное мероприятие -  урок-концерт – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока является развитие УУД: личностных, познавательны...

Сценарий мероприятия, посвящённого М.Ю.Лермонтову

Сценарий мероприятия, посвящённого 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова...

Презентация к мероприятию, посвящённому М.Ю.Лермонтову

Презентация к сценарию мероприятия...