Глянцевый журнал
статья по литературе (7, 8, 9, 10 класс)
Данный материал может быть полезен на занятиях кружка "Журналистика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glyantsevyy_zhurnal.zastupnevich_t.yu_.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Современный глянцевый журнал: формирование картин мира на пересечении дискурсов.
Выполнила:
Силантьева Татьяна Юрьевна
Калининград
2017
Вступительное слово. Понятия дискурс , медиадискурс и дискурсивная
картина мира.
Вторая половина 20 - начало 21 в. характеризуются стремительным ростом массовой коммуникации: динамичное развитие СМИ, появление различных информационных технологий, глобализация мирового информационного пространства. Всё это оказывает огромное влияние на распространение новых дискурсов и требует не только научного осмысления, но и разработки парадигм практического исследования дискурса СМИ (медиадискурса).
До недавнего времени проблемы функционирования языка в медиадискурсе изучались в рамках различных направлений лингвистики (синтаксиса, стилистики, психолингвистики, риторики, социолингвистики). Дискурсивный анализ же впервые предлагает комплексный, интегрированный подход к изучению СМИ, который позволит не только увидеть внешние особенности медиаречи, но и раскроет внутренние механизмы её функционирования, порождения и распространения, а также воздействия на массовую аудиторию. Можно смело утверждать, что СМИ формируют особую дискурсивную картину мира, в рамках которой реализуются стратегии и цели различных институциональных дискурсов. Одним из таких институциональных дискурсов является глянцевый журнал, например, "Здоровье". Он представляет собой глянцевое издание, объединяющее в себе статьи научно-популярной и медицинской тематики.
Основной задачей любого глянцевого журнала является формирование системы ценностей, пропаганда образа здорового, уверенного в себе человека и соответствующего ему образа жизни. Таким образом, в глянцевом журнале формируется особый фрагмент картины мира современного горожанина. Такой журнал как бы предлагает читателю помощь в достижении успеха путём освещения различных аспектов деятельности современной жизни. В нашем сегодняшнем обществе такой журнал является своего рода энциклопедией жизни, которая учит, как жить, что есть, что смотреть, во что одеваться и т.д.
Дадим определение понятию дискурс. Под дискурсом следует понимать текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом: в совокупности с социальными, культурно-историческими, идеологическими, психологическими и другими факторами, с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных установок автора, взаимодействующего с адресатом. Исходя из этого научно-популярный медицинский журнал, к примеру, можно рассматривать как самостоятельное институциональное образование, обслуживающее институт СМИ, - дискурс научно-популярного медицинского журнала. В этом случае можно говорить о существовании дискурса газеты, афиши, глянцевого журнала и т.д. Нужно помнить, что данные дискурсивные образования обслуживают институт СМИ и формируются за счёт элементов других институциональных дискурсов. Так, например, научно-популярный медицинский журнал формируется как зона дискурсивных пересечений научного, медицинского, научно-популярного, публицистического и рекламного дискурсов, следовательно, является вторичным типом дискурса по отношению к ним. Но при этом все эти дискурсивные образования утрачивают функциональную самостоятельность и "входят в тело" более крупного дискурса. В этом случае они становятся субдискурсами крупного дискурсивного образования. Так, дискурс журнала является частью медиадискурса (дискурса СМИ).
Под медиадискурсом следует понимать совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всём богатстве и сложности их взаимодействия.
Все субдискурсы в рамках более крупного дискурса взаимодействуют друг с другом в соответствии с особым порядком, который, в свою очередь, базируется на основе единства картин мира коммуникантов.
Современный человек, являясь участником пересекающихся дискурсов, совершает выбор коммуникативных пространств в соответствии с совпадением или несовпадением личной картины мира и той, которая ему предлагается. Таким образом, одной из проблем дискурсивного анализа становится выявление дискурсивных картин мира.
Под дискурсивной картиной мира будет пониматься часть языковой картины мира, воплощённая в тексте, текстах, порождаемых в некоем типовом социально-психологическом контексте с типовыми коммуникантами. В таком случае дискурс можно интерпретировать как живое динамическое, устойчивое образование, рождаемое единством картин мира, проявленное в системе текстов, выстраиваемых с использованием средств определённого языка, вступающих в сложное взаимодействие с ресурсами других семиотических систем.
Основные составляющие дискурсивной картины.
Исходя из того, что картина мира всегда моделируется автором и адресатом, можно заключить, что всегда есть некая коммуникативная цель. Коммуникативная цель любого дискурса обусловлена установкой на организацию общения представителей соответствующего института (агентов) и клиентов, обращающихся к ним. В дискурсе научно-популярного медицинского журнала такой целью является организация общения агентов институтов медицины, рекламы, науки и клиентов этого журнала. При этом существенно важным представляется определение ролей, которые занимают участники коммуникации при формировании картины мира.
Каждому дискурсу свойствен собственный спектр дискурсивных ролей, которые участники коммуникации принимают, входя в дискурсивное пространство. При этом каждый субъект дискурса занимает несколько дискурсивных позиций одновременно, а следовательно, выступает в разных ролях. Так, агент медиадискурса является автором статьи и занимает такие дискурсивные позиции, как друг, эксперт, резонёр, аналитик, профан и т.д. Участники медиадискурса выступают не просто автором и реципиентом сообщения, но и становятся персонажами дискурса - знаковыми фигурами, которые воспринимаются другими клиентами медиадискурса как реальные действующие лица.
Человек - читатель - клиент, входя в новое дискурсивное пространство, попадает в особую систему оценок, опираясь на которую можно интерпретировать информацию, представленную в журнале. Следовательно, восприятие любой информации постепенно окрашивается отношением к действительности, формируемым в дискурсе журнала.
Автор сообщения всегда провоцирует поведение читателя в нужном ему направлении, опираясь на "слабые точки", которые последовательно формируются в дискурсе. Так, "слабой точкой" читателей научно-популярного медицинского журнала является "здоровье". Для сохранения здоровья необходимы усилия со стороны адресата сообщения и особые препараты. Журнал предлагает информацию об этих препаратах, т.е. реализует стратегию рекламного субдискурса. Таким образом, медиадискурс представляет собой систему субдискурсов, в которой цели, стратегии, жанры определяют друг друга.
Следует отметить, что определенный дискурс никогда не сможет укорениться настолько, чтобы стать единственным дискурсом, структурирующим текстовое пространство глянцевого журнала. В любой социальной сфере можно обнаружить следы нескольких, часто конфликтующих субдискурсов, которые действуют одновременно.
Читатель вынужден находиться одновременно во всех позициях, которые предписывают ему пересекающиеся дискурсы, выступая читателем, пациентом, объектом рекламы, потребителем товаров и услуг, экспертом, консультантом и т.д.
Читатели являются и клиентами дискурса научно-популярного медицинского журнала, и его действующими лицами, присылая письма в редакцию, оставляя сообщения на форумах. Клиент дискурса журнала является не просто полноправным партнером по коммуникации, часто ему принадлежит ведущая роль.
В современном медиадискурсе формируются образы агентов института, которые соответствуют идеологии конкретных СМИ. Существуют специальные авторские рубрики, в которых формируются представления об авторах, позволяющие увидеть индивидуальную личность. Читатель начинает воспринимать агента дискурса журнала как близкого человека, что создаёт у него иллюзию отсутствия дискурсивной идеологии и объективности информации. Такой эффект достигается за счет использования обращений, форм местоимений 2-го лица, множественного числа: С вами, дорогие читатели; Предлагаю вам узнать. Ощущению объективности сообщаемой информации способствует и формируемое автором сообщения альтернативное предложение. Читателю предлагается несколько вариантов, но с уклоном на ту точку зрения, которую выбрал сам автор. То есть у читателя, если говорить честно, уже не остаётся никакого выбора. Он лишь соглашается с выбором автора, что существенно упрощает его существование в медиапространстве.
Ещё одним упрощающим элементом является форма подачи материала. Разнообразные фрагменты информации представлены в журнале в виде тематических блоков. Объединение разрозненных фактов в рубрики, с одной стороны, позволяет систематизировать информацию, а с другой - освобождает читателя от необходимости концептуально осмыслять действительность. Реальность, воспринимается адресатом фрагментарно. Читателю нет необходимости даже обобщать информацию - следовательно, картина мира, формируемая в сознании читателя, не является целостной, а представляет собой совокупность отдельных фактов, объединенных различными темами. Знания полученные посредством массмедиа, укладываются в особую структуру - каркас. Эти знания в современном мире заменяют ценностные ориентиры. В наше время функцию самонаблюдения общество передаёт СМИ, а система СМИ сама выбирает предмет своего внимания.
Читатель воспринимает изменения, происходящие в мире, как результат вмешательства СМИ ("нашему корреспонденту удалось решить эту проблему; мы провели собственное расследование"). События, о которых рассказывает журналист, начинают восприниматься читателем как увиденные собственными глазами, информация - как проверенная на себе, т.е. агент и клиент дискурса начинают смотреть на ход событий одними глазами. Это становится возможным благодаря использованию форм глаголов и местоимений 1-го лица множественного числа (мы можем, делаем, поступаем).
Стратегии медиадискурса и организация его
коммуникативного пространства.
Формирование соответствующей картины мира требует реализации стратегий всех субдискурсов журнала. А для реализации стратегии необходимо наличие у адресатов проблемы. Например, в рамках медицинского субдискурса формируется представление о том, что полнота - это проблема, это показатель нездоровья. Отсюда следует, что стратегия рекламного субдискурса - пропаганда товаров и услуг, которые помогут избавиться от этой проблемы и стать здоровым. Пропагандируя соответствующие дискурсивные ценности, журнал не только реализует стратегии субдискурсов, но и задает определённую модель. Читателю глянцевого журнала предлагаются различные способы изменения жизни. При этом ему внушается мысль, что он дезориентирован в новом коммуникативном пространстве и нуждается в совете специалиста: Научите меня жить.
Чтобы читатель воспринимал информацию как подлинную, он должен безоговорочно доверять СМИ. Для этого необходимо создавать особый имидж журнала. В рамках медиадискурса формируется образ журнала - друга, который может научить, помочь, способствовать успеху, что соответствует не только потребностям читательской аудитории, но и реализует стратегию продвижения - одну из ключевых стратегий современного медиадискурса.
Ещё одной стратегией современного медиадискурса является стратегия мифологизации. Любое СМИ конструирует фрагменты реальности, которые предлагаются читателю. В глянцевом журнале формируются медиастереотипы гендера, социальной группы, класса, возраста, национальности. Например, в дискурсе научно-популярного медицинского журнала формируется убеждение, что путь к успеху лежит через обретение худого, красивого тела, а следовательно, через занятия спортом, обращение к косметологу, т.е. внушается, что всем представительницам прекрасного пола необходимо соответствовать образу успешной, деловой женщины, представленному в журнале. Автор текста должен не просто предоставить информацию читателю, но и создать условия для её интерпретации. Для достижения подобного эффекта автор передаёт право комментировать информацию эксперту, мнение которого должно вызвать большее доверие учителя.
Особое значение в организации коммуникативного пространства журнала имеет хронотоп. Основные тематические блоки журнала отражают время года (декабрь - Учимся выбирать подарки; ноябрь - Готовим кожу к холоду и т.д.) и соответствуют проблематике, актуальной в тот или иной период времени. Таким образом, журналисты формируют перед читательской аудиторией такую картину мира, которая отражает цели и позволяет реализовать стратегии всех институциональных субдискурсов. Являясь средством массовой информации, журнал конструирует фрагмент медийной картины мира, "здоровье", "красота", "хорошая фигура", "красивая кожа".
В глянцевом журнале формируется мода на определённые типы событий. Другие, даже более значимые, события на их фоне выглядят менее значимыми. "Участники проекта похудели на 7,7 кг...; в этом году Нобелевскую премию за открытие клеток, вызывающих рак шейки, матки, получил немецкий исследователь". Два события уравниваются в научно-популярном медицинском журнале. При этом на обложку помещается информация о том событии, которое является более значимым для медиадискурса ( в данном случае эта информация о том, насколько похудели участницы проекта).
Характерной стратегией медиадискурса становится стратегия непосредственного отображения действительности, тесно связанная с такой частью медиадискурса, как телевидение. Авторы сообщений создают психологические установки на "эффект присутствия". Графические образы, представленные на страницах журнала, являются своеобразными символами, на которые читателю следует равняться. Таким образом, читатель оказывается в замкнутом медиакруге: СМИ навязывают ему стереотипы, на которые следует опираться при интерпретации новой информации. На формирование стереотипов влияет комплекс различных систематических средств (фото, графические изображения, распределение информации в тексте и т. д.).
Заключительное слово.
В дискурсе глянцевого журнала конструируется собственная реальность - картина мира, которая во многом определяется нелинейным типом коммуникации (отсылка к сообщениям, транслируемым в других СМИ, стереотипы медиакультуры, интернет-форум). Реальность воспринимается человеком опосредованно, через электронные и бумажные носители. Модные события, освещаемые глянцевым журналом, входят в "потребительскую картину" современного человека и заменяют культурные ценности, формируемые художественной литературой, искусством. Современный человек должен знать, что входит в такую корзину, чтобы чувствовать себя частью современной культурной парадигмы. В связи с этим одной из задач медиадискурса становится формирование особого смыслового поля, в котором происходит сдвиг в системе ценностей читателя. Чтобы стратегии продвижения товаров, услуг, собственного издания были эффективными, авторам сообщений необходимо создать иллюзий отсутствия идеологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал отслеживания результатов работы с детьми
Журнал для фиксации проведённой работы...
Образец клубного журнала (газеты, информационного листка). ЖУРНАЛ КЛУБА "ПИРАМИДА". ВЫПУСК 1
Во многих образовательных учреждениях работают клубы по интересам. Клубная деятельность предполагает наличие своего печатного органа. Периодический выпуск информационного листка, газеты или даже журна...
«Из истории журнала Burda MODEN. Электронная версия журнала».
На сайте помещен материал к дистанционному уроку технологии по Skype на тему " Из истории журнала Вurda Moden. Электронная версия журнала". Во время урока учащиеся получают представление о ...
статья об Африкян в глянцевом журнале "Проспект"
статья про Африкян в глянцевом журнале "Проспект"...
Методическая разработка : "Журнал "Современник". И.Тургенев - сотрудник журнала "Современник"
И.С. Тургенев стоял у истоков журнала "Современник", сотрудничество с которым длилось 15 лет....
Статья для журнала "Учительский журнал"
Внедрение профориентационных практик в дополнительное образование детейАвтор: Гришкова Елена ВладимировнаОрганизация: МБОУ ДО ДД(Ю)ТНаселенный пункт: Республика Башкортостан, г. Ишимбай Куда пойт...
Статья для журнала Всероссийский журнал "Педагогический опыт"
Использование инновационных методических практик в дополнительном образовании детей в объединениях социально-гуманитарной направленностиАвтор: Гришкова Елена ВладимировнаОрганизация: МБОУ ДО ДД(Ю)ТНас...