Проект "Интеллектуальный марафон". «Прогулки с Пушкиным по аллеям современности»
проект по литературе
Групповое метапредметное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_proekt_progulki_s_pushkinym.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный марафон
Групповое метапредметное занятие
«Прогулки с Пушкиным по аллеям современности»
Цели проекта:
- Расширение познавательного пространства у уч-ся разного возраста;
- Систематизация полученных знаний по теме;
- Активизация речевой деятельности, формирование умения строить речевое высказывание, подкрепленного читательским опытом соответственно своей возрастной группе;
- Воспитание чувства национальной гордости за культурное наследие А. С Пушкина творчество – великого русского поэта;
Форма проведения: пресс- конференция
Особенности организации: формирование разновозрастных групп
(5- 11 класс )
Ход занятия:
I.Занятие начинается с просмотра фрагментов фильма «Последняя дуэль Пушкина «( реж. Н. Бондарчук)
Слово учителя:
Тайна безмерного обаяния Пушкина « в том, он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви, уважения к труду и людям труда. Он в каждое мгновение жизни, в каждой ее песчинке видел , ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах…»- это слова академика Д. С. Лихачева, лучше, пожалуй, и сказать невозможно.
Сегодня мы с вами не гимназисты, а участники пресс - конференции, посвященной жизни и творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. Наше метапредметное занятие мы начнем с афиширования ролей исследователей. И сегодня у нас в гостях три группы, работающие в разных областях знаний, но объединяет их одно – любовь к Пушкину. Здесь присутствует группа литературоведов –пушкинистов, историографы и журналисты. Каждая группа будет открывать пушкинские тайны со своей точки зрения, но прежде чем приступить к работе,нам необходима небольшая разминка, которая покажет насколько хорошо наши сегодняшние гости знают великое наследие Пушкина.
II. (Каждой из команд дается задание - разминка. Макс. кол-во баллов-5)
Вопросы для 1 команды:
1.Где и когда родился А. С. Пушкин?
2. Как звали няню А. С .Пушкина? Расскажите немного о ней.
3. Назовите все сказки Пушкина.
4. Какое образование получил Пушкин?
5. К исходу какого месяца царь велел царице известной сказки родить богатыря?
Вопросы для 2 команды:
- Сколько детей было у Пушкина и как их звали?
- Где и при каких обстоятельствах состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
- Как назвала старуха старика , когда тот сказал, что отпустил рыбку?
- Кому из своих друзей Пушкин посвятил строки:
«Мой первый друг,
Мой друг бесценный!...»
(И. Пущину, П. Чаадаеву, С. Волконскому)
5 .Что подставил поп для расплаты с Балдой?
Вопросы для 3 команды:
1.Какой известный поэт присутствовал на выпускном экзамене в лицее и благословил Пушкина ?
2. Каким жанром представлена пушкинская проза?
3.В повестях Белкина огромную роль роль для организации сюжета играет СЛУЧАЙ , в « Пиковой даме»- что выполнит роль этого самого СЛУЧАЯ?
4.Назовите все романтические драмы Пушкина.
5. Как называется придуманное Пушкиным средство худ-ой изобразительности - слово « огончарован»?
III.Слово учителя:
Наша пресс- конференция называется « Прогулки с Пушкиным по аллеям современности», значит речь пойдет ,как вы думаете о чем?
Конечно , о творчестве Пушкина в контексте лирики XX века.Каждая из групп ,анализируя стихи поэтов разных эпох, должна ответить на вопрос:
«Что нового каждая эпоха открыла для себя в личной и творческой биографии поэта?»
Условно весь XX век можно разделить на три эпохи: начало века( лирика Серебряного века), поэты 60-ки эпохи оттепели и лирика рубежа XXи XXI веков. Ваша задача, уважаемые исследователи, создать виртуальный портрет Пушкина согласно вашей эпохе и вашей профессиональной направленности .
Литературный процесс XX-XXI века
/ ./ /
В. Маяковский(отр. Б. Окуджава А. Дементьев
« А мне приснился сон..»
«Счастливчик Пушкин»
Из стих-я «Юбилейное») Р. Рождественский Ю. Друнина
«Надо верить в обычное..» «Болдинская осень"
А. Ахматов («В царском селе»)
Учтите, что создание виртуального портрета должно начинаться с составления синквейна. (Каждая группа получает модельные тексты поэтов разных эпох и составляет свой портрет -презентацию).
VI.Афиширование результатов работы.
V.Создание творческого продукта- каждая группа сочиняет стих-ие «Мой Пушкин» и создает страницу для литературной газеты(необходимы домашние заготовки портретов , иллюстраций из произведений, цветная бумага, ножницы , клей, краски и т. д.).На этой странице также должны быть отражены «открытия» каждой группы – историографы интересные факты из биографии пушкинской родословной, литературоведы- интересные «находки» в области литературы, журналисты новые « жареные» факты .
VII. Защита проектов каждой группы.
VIII.Рефлексия: заполнение таблицы «Знаю/Хочу узнать/Узнал»
Все проекты выставляются на стендах лицея как результат групповой работы секции словесности во время проведения «Интеллектуального марафона».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» (на материале современного кино)
Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» представляет собой один из вариантов работы по обширной теме «Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так и в общеобразовательных...
Прогулки с Пушкиным. Внеклассное занятие.
Материал содержит презентацию, посвященную пушкинским местам Москвы, Петербурга и Михайловского.Может быть использован для внеклассного занятия и для демонстрации на уроках.К презентации прилагается т...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Прогулка: основные задачи, виды прогулок. Методические рекомендации по проведению прогулки
В данном материале дается характеристика прогулки как педагогически организованной формы активного отдыха детей....
« Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Обобщить и систематизировать материал по роману "Капитанская дочка"...
"И долго буду тем любезен я народу..." Пушкин и современность
Конспект итогового урока литературыв 10 классе по творчеству А.С. Пушкина. Форма проведения урока: ролевая игра - ток-шоу...
Технологическая карта урока "«Весёлое имя: Пушкин!» А.С. Пушкин в иллюстрациях современных художников"
Урок литературы в 10 классе проводится в начале года и посвящен повторению биографии и творчества А.С. Пушкина на основе осмысления иллюстративного материала к его произведениям. Сопоставляются портре...