Исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием» А. Ахматовой
методическая разработка по литературе (11 класс)
Урок построен на основе проблемного вопроса: "Это была трагедия народа или матери и сына?" В ходе урока используется наглядно-иллюстративный материал в виде презентации, на которых фотографии А. Ахматовой, комментарии к непонятным выражениям, анализируемые стихотворения, домашнее задание, воспроизводится голос А. Ахматовой, зачитывающей главы своего произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_ahmatova_a._rekviem.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования профессиональный лицей № 1
им. Героя Советского Союза Султана Бикеева г. Уфы Республики Башкортостан
Рассмотрено и одобрена на заседании методической комиссии общеобразо-вательных дисциплин Протокол № _____ от __________2013г. Председатель_________Л. Р. Гизатулина | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР М. П. Захарова «___»_________2013 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
на тему: «Исторический масштаб и трагизм
поэмы «Реквием»
Разработала: преподаватель
русского языка и литературы
Яфарова Дина Рустемовна
Тема урока: «Исторический масштаб и трагизм
поэмы «Реквием»
План-конспект занятия рассчитан для проведения урока по предмету «литература» на втором курсе (16-17 лет).
Цель урока: показать, как история страны преломляется и отражается в поэме Анны Ахматовой «Реквием».
Задачи урока:
- Обучающая: продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором.
- Развивающая: развивать навыки анализа стихотворного произведения; способность выявлять особенности создания поэтических образов, логическое мышление, речь;
- Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интерес к истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-беседа.
Методы урока:
объяснительно-иллюстративный);
репродуктивный.
Принципы:
- Единство образовательной, развивающей, воспитывающей целей;
- Гуманизация и демократизация;
- Самостоятельность, сознательность, активность;
- Наглядность;
- Доступность и посильность;
- Прочность усвоения учащимися знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: производственное обучение, музыка.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Мультимедийная презентация урока;
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- Музыкальное сопровождение («Реквием» В. Моцарт).
- Фонозапись голоса А. Ахматовой, читающей поэму «Реквием»
Литература:
- Литература: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Е. С. Абелюк. Читательский комментарий: замысел и воплощение.– М.: «Дрофа», 2009.
- А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество».– М.: Просвещение, 1991.
План урока
Орг. момент – 2 мин.
- Повторение пройденного материала – 12 мин.
- Изучение нового материала – 25 мин.
- Закрепление изученного – 2 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Орг. момент – 2 мин.
(Слайд 1).
– Добрый день, ребята! Подготовьтесь к уроку, проверьте все ли ваши учебные принадлежности на месте. Присаживайтесь. Староста, скажите, кто сегодня отсутствует на занятии.
I. Повторение пройденного материала – 12 мин.
– (Слайд 2). На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Жанр и композиция поэмы А. Ахматовой «Реквием». Прежде, чем мы вспомним особенности жанра и композиции это произведения, я хочу, чтоб вы прослушали музыкальный отрывок. Ваша задача – прослушав, попробовать определить название музыкальной композиции и ее автора.
(звучит отрывок из произведения Моцарта «Реквием»)
– Итак, кто догадался, как называется эта композиция и кто ее автор?
Учащийся: Это отрывок из произведения «Реквием» Моцарта.
– Правильно. Это музыкальное произведение называется «Реквием», принадлежит знаменитому австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
– Какое настроение рождает это музыка?
Учащийся: Торжественное, скорбное, печальное.
– Верно. А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название.
– Вспомните, что значит слово «реквием», на прошлом уроке мы с вами говорили об этом.
Ученик: В толковом словаре Ожегова дается два определения слова «реквием»:
1.У католиков: богослужение по умершему.
2.Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.
(Слайд 3).
– Правильно. Совсем непросто складывалась история создания и публикации поэмы. Кто расскажет о том, как шла работа над поэмой «Реквием»?
Учащийся:
(Слайд 4-5).
Приложение 2
Основой поэмы стала личная трагедия Ахматовой. Её сын Лев был трижды арестован. Первый раз его арестовали в 1935 году. Во второй раз был арестован в 1938г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз его арестовывают в 1949г., приговаривают к расстрелу, который затем заменяют ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован.
Поэма написана в 1935- 1940гг. Ахматова боялась записывать стихи и потому рассказывала новые строчки своим друзьям (в частности, Лидии Чуковской), которые затем хранили «Реквием» в памяти. Так поэма пережила долгие годы, когда её печать была невозможна.
Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».
В1962 году, когда все стихи были записаны, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому кругу читателей в России.
– С тех пор произведения печатаются в типографиях нашей стране, и в наших уфимских типографиях тоже выходят книги стихов Ахматовой.
– Молодец, спасибо за ответ!
– Вы знаете, что «Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой. Почему?
Учащийся:
Приложение 3
Потому что мы можем в поэме выделить определенную композицию. Композиция поэмы трёхчастная. Она состоит из:
– пролога,
– основной части,
– эпилога.
Но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия». Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»). После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается эпилогом, тоже состоящим из двух частей.
(Слайд 6).
– Хорошо, верно определена композиция.
– Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.
Подумайте, как это можно объяснить?
Учащийся: Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.
– Действительно, до конца своей жизни Ахматова пронесет с собой боль утрат тех времен.
II. Изучение нового материала – 25 мин.
– Сегодня мы обратимся к проблемному вопросу, на который должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь.
(Слайд 7).
– А.И.Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына:
Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына? (Слайд)
Поэтому тема урока сегодня: «Исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием». Запишите тему в тетради.
Сегодня на уроке мы должны понять, как история страны преломляется и отражается в поэме Анны Ахматовой «Реквием».
– Обратимся к тексту произведения.
Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия», обратите внимание, оно написано прозой.
(Слайд 8).
(Исаева Татьяна читает «Вместо предисловия»)
Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957, Ленинград
– Прежде, чем будем интерпретировать смысл предисловия, объясним выражение «В страшные годы ежовщины…». Как вы его понимаете?
(Слайд 9).
Учащийся: Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.
– Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
(Слайд 10).
Учащийся: Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях
– Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. (Слайд 11).
(звучит фонозапись «Посвящение» в исполнении А. Ахматовой)
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Март 1940
(Слайд 12).
– Кому же посвящает Ахматова поэму?
Учащийся: Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.
– Как Ахматова описывает материнское горе?
Учащийся: Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.
– Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?
Приложение 4
ЭПИТЕТЫ
тюремные затворы
великая река (не течёт)
« каторжные норы»
смертельная тоска
постылый скрежет
шаги тяжёлые
невольные подруги
осатанелых лет
Эпитеты создают образ страны- тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.
СРАВНЕНИЯ
подымались как к обедне ранней
мёртвых бездыханней
словно с болью жизнь из сердца вынут
словно грубо навзничь опрокинут
Сравнения подчёркивают глубину горя, меру страданий.
АНТИТЕЗА
Для кого-то веет ветер свежий…
…Да шаги тяжёлые солдат.
Антитеза. С помощью этого художественного средства автор показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат – всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.
– Откройте учебник на стр. 563 и найдите ответ почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет в кавычки?
– С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина?
Учащийся: Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.
– «Каторжные норы» усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.
Близкие чувствуют всё: «крепкие тюремные затворы» и смертельную тоску осуждённых
– А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой?
Учащийся: Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.
– Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему?
Учащийся: Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Это наше горе, это мы «повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.
– Таким образом, мы заметили, что с самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.
(Слайд 13).
– Обратимся ко «Вступлению». Сабитову Эмилю было дано опережающее задание: продекламировать для нас «Вступление».
Слушаем чтение наизусть «Вступление».
ВСТУПЛЕНИЕ
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
(Слайд14).
– Здесь необходим комментарий:
В строчке «И под шинами чёрных марусь…» – черная маруся – то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных
(от англ.Blaсk Maria)
– Скажите, какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?
Учащийся: перед нами предстает город Ленинград.
– На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование.
– Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте.
Приложение 5
МЕТАФОРЫ
песню разлуки паровозные пели гудки
звёзды смерти стояли над нами
безвинная корчилась Русь
СРАВНЕНИЕ
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград
ЭПИТЕТЫ
безвинная Русь
под кровавыми сапогами
под шинами чёрных Марусь
– Сделайте вывод об их роли в этой части поэмы.
Учащийся: Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».
– Хорошо, спасибо. Обратите внимание на метафору «звёзды смерти.
Учащийся: Приложение 6
Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.
«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»
Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.
На то, что звезда является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы.
Образ звезды возникнет в «Реквиеме» ещё раз в главе «К смерти».
– Спасибо за комментарий. Действительно, Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?
Учащийся: Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад».
– Верно. Итак, Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.
Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…» Читаем первую главу.
(Слайд 15).
(учитель читает)
1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
[Ноябрь] 1935, Москва
– Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? Какое событие описано в первой главе?
Учащийся: На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе» – это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча – все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.
– От чьего лица ведётся повествование в поэме?
Учащийся: От первого лица, т.к. употребляется местоимение «я», т.е. лица лирической героини.
(Слайд 16).
– Лирическая героиня будет воплощаться то в образ страдающей матери, то автора поэмы.
– Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Вспомните, что такое плач, как жанр УНТ.
Учащийся: Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
– «Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». (Слайд)
(Слайд 17).Обратите внимание на экран. Перед вами картина «Утро стрелецкой казни».
– Рагимли Севиндж было задание интерпретировать эту картину.
Учащийся:
Приложение 7
События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание, прежде всего, на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты, а также показав отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.
Я скажу лишь о некоторых из них. За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов. Тёмные, землистые тени легли на её измождённое страданием лицо.
Так показал трагическую судьбу народа в эпоху Петра первого художник Василий Суриков.
– Как вы думаете, почему Ахматова связывает эти исторические события с сюжетом поэмы?
Учащийся: Жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Лирическая героиня как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.
– Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.
Вторую главу продекламирует Краснова Диана.
(Слайд 18).
(Учащаяся читает наизусть Главу 2)
2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938
– Ребята, вам что-то напоминает ритм этих строчек?
Учащийся: детский стих или сказку, колыбельная.
– Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.
Учащийся:
Приложение 8
Мы знаем, что колыбельная – это жанр устного народного творчества, когда мать поёт песню, убаюкивая ребёнка.
Здесь звучит колыбельная, причём непонятно, кто и кому её может петь – то ли мать арестованному сыну, то ли нисшедший Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустелому дому. Незаметно колыбельная переходит в молитву, скорее, даже в просьбу о чьей-то молитве.
– Какой цвет дан во второй главе?
Учащийся: желтый.
– С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе?
Учащийся: Сопутствует болезни, смерти.
– Что обозначает этот цвет у Ахматовой?
Учащийся: Усиливает ощущение трагичности.
– Обратимся к 3 главе.
(Слайд 19).
(учитель читает Главу 3)
3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.
1939
– Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз?
Учащийся: Потому что глава нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания лирической героини такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.
– Что происходит с героиней?
Учащийся: Происходит раздвоение личности.
– Действительно, лирическая героиня раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла». Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – лирическая героиня не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.
– Откроем 4 главу.
(Слайд 20).
(звучит фонозапись Главы 4 с голосом А. Ахматовой)
4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...
1938
– К кому обращены слова 4 главы?
Учащийся: К самой себе.
– Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?
Учащийся: По контрасту память возвращает в её беззаботное прошлое. Лирическая героиня пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди.
– Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.
– Прочитаем 5 главу.
(Слайд 21).
(Семёнова В. читает наизусть Главу 5)
5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939
– Выделите глаголы в пятой главе.
Учащийся: Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.
– Что передают эти глаголы?
Учащийся: Отчаяние матери. Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели.
– Лирическая героиня находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар – приговор. Так называется следующая глава.
(Слайд 22).
(Роза читает наизусть Главу 7)
7
ПРИГОВОР
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
[22 июня] 1939, Фонтанный Дом
– Как вы думаете, это приговор кому?
Учащийся: Это приговор, скорее всего, матери, ее рухнувшим надеждам.
– 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос лирической героини срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает, прежде всего, надежду, что помогало лирической героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом.
– Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.
– О чём умалчивает лирическая героиня?
Учащийся: Она видит ещё один выход – смерть.
– Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах?
Учащийся: Как перенести гибель сына: умереть вслед за ним или жить дальше.
– «Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь?» – так начинается следующая 8 глава, которую прочитает нам Хамитов Д.
(Слайд 23).
(Хамитов Д. читает наизусть Главу 8 «К смерти»)
8
К СМЕРТИ
Ты все равно придешь - зачем же не теперь?
Я жду тебя - мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
19 августа 1939, Фонтанный Дом
– В каком виде лирическая героиня готова принять смерть?
Учащийся: Отравленный снаряд, гирька бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.
(Слайд 24).
– «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.
– Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину». Это строчки из Главы 9. Посмотрите.
(Слайд 25).
Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.
– Почему безумие страшнее смерти?
Учащийся: Это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает лирическая героиня поэмы.
– Какой путь она выбирает?
Учащийся: Жить, и страдать, и помнить.
– Кульминацией страданий матери в поэме является 10 глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.
– Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано?
Учащийся: Прямое обращение к евангельской проблематике.
– А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа?
(Слайд 26).
Учащийся: Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти.
– Прочитаем 10 главу.
(Слайд 27).
(Учитель читает Главу 10)
10
РАСПЯТИЕ
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.
___
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
1938
__________
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940, Фонтанный Дом
– Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе?
Учащийся:
Приложение 9.
Близость «Распятия» к своему источнику – к Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».
Ориентация на библейский текст также видна в первых строках
главы- в описании природных катаклизмов, сопровождающих казнь Христа.
В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».
Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию, являясь почти цитатным воспроизведением слов распятого Христа.
Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
– Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?
Учащийся: Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости.
– Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».
– В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета?
Учащийся: Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст, т. е. основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой «Распятие» – это распятие и Сына, и Матери.
– В эпилоге Ахматова снова говорит от своего имени. Прочитает его Шарипова Зелина
(Слайд 28). Портрет Ахматовой.
(Ученик читает эпилог)
ЭПИЛОГ
I
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
II
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
– Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии?
Учащийся: Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».
– Выполнила ли она это?
Учащийся: В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Лирическая героиня в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди.
– Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.
– Чей это портрет? Или чьи?
Учащийся: Это портрет измученных женщин, матерей.
– Это конкретный портрет или обобщенный?
Учащийся: В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Лирическая героиня сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»
– О ком она молится?
Учащийся: О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров».
– Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему?
Учащийся: В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа».
– Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой?
Учащийся: Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.
(Слайд 29).
– Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.
Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.
– А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.
(Слайд 30).
(учитель читает Эпиграф)
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961
– Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ?
Учащийся: Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
– Она не конкретизирует, где, это «там; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова.
– В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
Учащийся: Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.
– Таким образом, «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни. (Слайд)
III. Закрепление пройденного материала – 2 мин.
(Слайд 31).
– Вернемся к проблемному вопросу. Это была трагедия народа или матери и сына. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы?
Учащийся: Это была трагедия народа, трагедия каждой семьи, перенесшая эти испытания.
VI. Выставление оценок – 2 мин.
VII. Домашнее задание – 2 мин.
(Слайд 32).
Напишите сочинение-рассуждение по темам:
1 ряд – Тема Памяти и Смерти в поэме;
2 ряд – Судьба русской женщины в поэме;
3 ряд – Тема «Я» и «Мы» в поэме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...
ТЕМА УРОКА: "В мой жестокий век восславил я свободу..." "Реквием ".А.Ахматова."
ЦЕЛИ УРОКА: Методическая цель: освоение метода проведения урока - дискуссии. Учебная цель:1....
Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...
Тест по поэме "Реквием" А.Ахматовой
Данный тест проверяет знания учащихся после прочтения произведения....
Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...
Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”
Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием&rdquo...