Доктор Чехов. Врачующий жизнь.
методическая разработка по литературе (7 класс)
Литературная гостиная, посвященная 160-летию А.П.Чехова. Помощь учителям при работе со старшеклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, посвященная 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова «Доктор Чехов. Врачующий жизнь».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Оформление, оборудование:
в центре - портрет Чехова, годы жизни, гирлянда цветов
Под портретом - столик с книгами Чехова, свеча.
Таблички с названиями рассказов (пьес)
Презентации, буктрейлеры, афишы.
Компьютерная презентация «Семейный альбом А. П. Чехова».
• Техническое оборудование для демонстрации компьютерной презентации.
• Музыкальное оформление (отрывки из классических музыкальных произведений, которые любил А. П. Чехов).
-портрет А.П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение, презентации • Элементы декораций и костюмы для инсценирования отрывков из произведений А. П. Чехова.
• Выставка фотографий и книг писателя – классика.
Высказывания о Чехове:
«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов».
/М. Горький/
«Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить…»
/О Кейси, Шон/
«Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова».
/Вл. И. Немирович-Данченко/
«Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
/К. С. Станиславский/
«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».
/Л. Н. Толстой/
«Чехов – это Пушкин в прозе»
/Л. Н. Толстой/
«Краткость – сестра таланта»
/А.П. Чехов/
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
/А.П. Чехов/
Цели:
- привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству;
- показать жанровое разнообразие тематики рассказов ;
- активизировать самостоятельную работу учащихся;
- развивать творческие способности ребят.
-расширить представления учеников о личности писателя;
-показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время;
- развивать способность творческого чтения и умения вступить в диалог «автор – читатель»;
-способствовать формированию позитивных моральных качеств у учащихся на примере жизни и творчества А. П. Чехова;
-создать условия для творческой самореализации учащихся и развития их познавательных способностей;
- развивать эмоциональную восприимчивость учащихся, их эстетический вкус.
Задачи:
– привлечь внимание старшеклассников к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями,
– развивать творческие способности учащихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру
Методы: слово учителя, сообщения учащихся с элементами беседы, комментированное чтение, чтение наизусть стихов и прозы.
Музыкальное сопровождение:
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»
Людвиг ван Бетховен «Свеча»
П.И. Чайковский «Октябрь»
С.В. Рахманинов «Итальянская полька»
- «Аве Мария»
- «Ноктюрн»
- «Лунная соната»
- «Одиночество» («Ванька»)
Музыка из кинофильма «Женитьба Бальзаминова»
Ход мероприятия:
Звучит мелодия: «Аве Мария»
Учитель: Дорогие гости! Мы пригласили вас в зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Имя этому человеку – Антон Павлович Чехов.
29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения известного писателя, драматурга Антона Павловича Чехова. И это событие не должно остаться незамеченным, т. к. творчество Чехова по сей день радует, удивляет, заставляет думать современных читателей, а значит и вас, и не только отечественных, но и зарубежных.
Из своих 44 лет жизни 25 лет он отдал литературе, создал несколько сотен замечательных произведений – рассказы и театральные пьесы. Эти произведения учат понимать жизнь и людей, ненавидеть пошлость и любить труд.
Ведущий 1. Что за люди населяют сей необъятный простор, именуемый Россией?
Ведущий 2. О чем они думают? От чего страдают? Чего больше всего хотят?
Ведущий 1. Какой же силой обладает русский человек, способный выжить в жестокой будничности жизни?
Ведущий 2. Никто не понимал так ясно и тонко трудности мелочей жизни, как Антон Павлович Чехов. Сам Чехов был человеком, требовательным к жизни, и очень хотел видеть людей простыми, красивыми и гармоничными.
Звучит музыка «Ноктюрн». На фоне музыки – слова из рассказа «Крыжовник»:
Читает преподаватель
Чехов. «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему--то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»
Учитель: Эти слова из рассказа «Крыжовник» были написаны Чеховым более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
(обратить внимание на эту цитату на доске)
Ведущий 1.Давайте вспомним эпизоды из жизни Антона Павловича Чехова.
(Демонстрация презентации «Биография Чехова»)
Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге. Дед был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьей на волю. Отец владел бакалейной лавкой. Он был одаренным человеком: любил музыку и пение, играл на скрипке и рисовал. Но дела в лавке шли плохо, и семья всегда нуждалась. В семье Чеховых было 5 детей: 4 сына и дочь. Все они были талантливы.
Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью: «Талант в нас – со стороны отца, а душа – со стороны матери»,- писал он. Отец был суровым человеком, а мать – добрая, кроткая – научила детей с состраданием относиться к людям и ко всему живому.
Ведущий 2. Когда отец разорился, семья переехала в Москву. А Чехов, которому было 16 лет, остался один в Таганроге доучиваться в гимназии. Сам зарабатывал себе на жизнь и на учебу и еще помогал семье деньгами. На всю жизнь он останется центром семьи, опорой для близких.
Окончив гимназию, 19-летний Чехов переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Через 5 лет он получил звание врача. Будучи студентом, он начал писать короткие юмористические рассказы. В них он высмеивал уродства окружающей жизни. В годы учебы в университете Чехов завязывает контакты с юмористическими журналами.
Эти журналы назывались так: «Стрекоза», «Осколки», «Зритель», «Будильник».Своими первыми шутками , юморесками, сценками Антон Павлович Чехов разбудил Русскую читательскую публику.
Всего в этих журналах Чехов напечатал 250 произведений под различными псевдонимами. Чехов создал наброски, фельетоны, рассказы, которыми зачитывались все от мала до велика: грамотные крестьяне, купцы в лавках, разночин ная публика, чиновники, студенты, писатели и журналисты и многие другие образованные господа.
«Письмо к ученому соседу», «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» - вот названия самых первых произведений Чехова.
Чехов был удивлен такой популярности своих первых рассказов. Именно из них вырастет великий русский классик. Подписывал их шутливыми псевдонимами.
Учитель: Знаете ли вы эти псевдонимы?
(Антоша Чехонте, Человек без селезенки, брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и другими).
Известно свыше 50 чеховских псевдонимов. Эти псевдонимы соответствовали юмористической направленности его рассказов.
Рассказ-сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Писать он их начал еще в гимназические годы.
Чтение в лицах рассказа « Толстый и тонкий»
Ученик 3. По профессии Чехов был врач. К нему постоянно съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, обращались даже ночью. Он никого не отпускал без лекарства, часто тратил на лечение свои не столь большие средства. Лечил он не только тело, но и душу. Всегда с готовностью откликался на боль и страдания других, бескорыстно помогал людям. Хотел не только врачевать болезни, но и выпрямить души людей, поэтому стал писателем.
Презентация «Профессия врача»
«Если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нём как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте.
«Да и не было бы ничего удивительного в том, если бы его диагноз оказался совершеннее и глубже диагноза, поставленного какой-нибудь модной знаменитостью. Он видел и слышал в человеке – в его лице, голосе, походке – то, что было скрыто от других, что не поддавалось, ускользало от глаза среднего наблюдателя,» - говорил о Чехове его друг и почитатель А. И. Куприн.
Образ врача и медицинская тема навсегда вошли в творчество А. П. Чехова. Одним из самых известных рассказов на эту тему стала знаменитая «Палата № 6».
Инсценировка отрывка из рассказа «Палата № 6», этюд «Спор Рагина и Ивана Дмитриевича Громова»)
Текст
«Спор Рагина и Ивана Дмитриевича Громова»
– Здравствуйте, мой друг, – сказал Андрей Ефимыч. – Вы не спите?
– Во-первых, я вам не друг, – проговорил Иван Дмитрич в подушку, – а во-вторых, вы напрасно хлопочете: вы не добьетесь от меня ни одного слова.
– Странно… – пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. – Вчера мы беседовали так мирно, но вдруг вы почему-то обиделись и сразу оборвали… Вероятно, я выразился как-нибудь неловко или, быть может, высказал мысль, не согласную с вашими убеждениями…
– Теперь какой месяц? Март? – спросил Иван Дмитрич.
– Да, конец марта.
– Грязно на дворе?
– Нет, не очень. В саду уже тропинки.
– Теперь бы хорошо проехаться в коляске куда-нибудь за город, – сказал Иван Дмитрич, потирая свои красные глаза, точно спросонок, – потом вернуться бы домой в теплый, уютный кабинет и… полечиться у порядочного доктора от головной боли… Давно уже я не жил по-человечески. А здесь гадко! Нестерпимо гадко!
– Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы, – сказал Андрей Ефимыч. – Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом.
– То есть как?
– Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, то есть от коляски и кабинета, а мыслящий – от самого себя.
– Идите проповедуйте эту философию в Греции, где тепло и пахнет померанцем, а здесь она не по климату.
Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтоб изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет». Это справедливо. Мудрец или попросту мыслящий, вдумчивый человек отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется.
– Это вы напрасно. Если вы почаще будете вдумываться, то вы поймете, как ничтожно все то внешнее, что волнует нас. Нужно стремиться к уразумению жизни, а в нем – истинное благо.
Да, так, повторяю, учение стоиков никогда не может иметь будущности; прогрессируют же, как видите, от начала века до сегодня борьба, чуткость к боли, способность отвечать на раздражение…
Иван Дмитрич засмеялся и сел.
– Положим, покой и довольство человека не вне его, а в нем самом, – сказал он. – Положим, нужно презирать страдания и ничему не удивляться. Но вы-то на каком основании проповедуете это? Вы мудрец? Философ?
– Нет, я не философ, но проповедовать это должен каждый, потому что это разумно.
презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой причине: суета сует, внешнее и внутреннее презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо – все это философия, самая подходящая для российского лежебока. Видите вы, например, как мужик бьет жену. Зачем вступаться? Пускай бьет, все равно оба помрут рано или поздно; и бьющий к тому же оскорбляет побоями не того, кого бьет, а самого себя. Пьянствовать глупо, неприлично, но пить – умирать и не пить – умирать.
Молодой человек просит совета, что делать, как жить; прежде чем ответить, другой бы задумался, а тут уж готов ответ: стремись к уразумению или к истинному благу. А что такое это фантастическое «истинное благо»? Ответа нет, конечно. Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этою палатой и теплым уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь… Нет, сударь, это не философия, не мышление, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная одурь…
Учитель:. Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни. Он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках, в деревнях и небольших городах. Внимательно наблюдал жизнь крестьян и городских тружеников. О народе говорил не понаслышке, но с горькими нотками, заставляющими задуматься о сути окружающей жизни.
Чтение письма Ваньки Жукова
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. (пауза)
А вчерась была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребёнка и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности. Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру.
Ведущий 1 Чехов любил все живое. Любил собак, птиц, любил природу. Летом он уезжал из Москвы на дачу в усадьбе Мелехово. Там он сажал деревья, ухаживал за розами. Цветы очень любил. Любил гулять. Был страстным любителем искать грибы. Так, не случайно появился рассказ о судьбе потерявшейся собаки.
- Как звали собаку? И рассказ носит такое же название – «Каштанка».
Ведущий 2.Чехов не любил одиночества. Вокруг него всегда было много людей, велись шутливые разговоры, звучала музыка. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье. Чехов любил искусство, литературу, музыку, театр. Дружил с художниками и музыкантами.
Ведущий 1. Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки. В произведениях писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное смешным. Благодаря его рассказам можно увидеть весь кошмар происходящего и ужаснуться. А можно и посмеяться над этим миром глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков.
Ведущий 2. Чехов научился в маленьком рассказе так передавать жизнь человека, как иному писателю не удастся в большом романе. Не зря появились такие широко известные афоризмы: «Краткость—сестра таланта».
Ведущий 1. «Искусство писать—это искусство сокращать.»
Ведущий 2. «Умею коротко говорить о длинных вещах»,- как-то сказал о себе
Чехов.
Ведущий 4. Театр и Чехов – два неделимых понятия. Театр наполнял Чехова: он
был и зрителем, и ценителем, и актёром и режиссёром, и
драматургом.
Театр приподнимал его, давал ему веру в себя, звал его к чему-то.
К чему? В ту пору он, вероятно, ещё этого не знал.
Ведущий 1. С годами театр всё больше и больше занимал душу Чехова. В начале
студенческой жизни, на втором курсе университета, Чехов сочинил
мелодраму и отнёс её Марии Ивановне Ермоловой, великая актриса
готовилась к бенефису. Что ему сказала Ермолова – Чехов не поделился ни с кем. Вернувшись от неё домой, порвал драму на
мелкие кусочки. Нередко потом Чехов зарекался писать для театра, но этот волшебный мир искусства вновь и вновь увлекал писателя. Он
часто повторял:
«Искусство и тем особенно и хорошо, что в нём нельзя лгать…Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей и самого господа бога – были и такие случаи, - но в
искусстве обмануть нельзя…»
Театр для Чехова был первой и последней любовью. Любовью горькой и радостной, так как история взаимоотношений Чехова с
театром исполнена, как и его произведения, истинного драматизма.
Чехов писал: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни».
В театрах мира, в прессе, на экране
Сегодня Чехов заново открыт:
Идёт в Нью-Йорке пьеса «Дядя Ваня».
Брюссель и Лондон ставят «Три Сестры»
Ант Верпен, Прага «Чайке» рукоплещут
Зовёт София на «Вишнёвый сад»…
Учитель: Чехов всю жизнь следовал своему главному принципу – помогать людям. При этом он остался скромным, не любил почестей, был равнодушен к славе, не терпел шума вокруг своего имени. Стремился к простоте и в жизни и в литературе. Но в то же время был борцом за лучшую и счастливую жизнь.
«Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
/ А. П. Чехов/
Доброе, прекрасное, чистое нес нам Чехов со страниц своих рассказов. Читая их, мы вместе с Антоном Павловичем замечаем отрицательные черты людей и, делая выводы, улыбаемся вместе с писателем.
Презентация « Последние годы жизни Чехова. Ялта в судьбе писателя»
Презентация «Памятники Чехову»
Презентация « Памяти А.П. Чехова»
Демонстрация афиш.
1 ведущий: «Есть изречение: смерть каждого человека на него похожа. Невольно вспоминаешь его, когда думаешь о последних годах жизни Чехова, о последних его днях, даже о последних минутах…»
2 ведущий: «Боролся он с неумолимой болезнью долго, страшно долго, без раздражения, без жалоб, почти без слов. Не любил он говорить о своей болезни, когда его расспрашивали» (Из воспоминаний А. И. Куприна).
1 ведущий: Чехов был врачом, хорошим врачом, и поэтому он знал последствия своей болезни, знал, к чему она должна привести. Но он не хотел причинять боль своим близким. Уезжая на лечение в Германию, он в разговоре с некоторыми из своих друзей признался, что едет умирать. Но в письмах к матери, сестре он держался бодро, а с женой Ольгой Леонардовной до последних дней, пока мог двигаться, совершал прогулки по окрестностям Баденвейлера.
2 ведущий: Развязка наступила с 1 на 2 июля 1904 года. Чехов заснул, но вскоре, около часа ночи, проснулся и попросил пригласить врача, первый раз в жизни. Когда пришёл врач, Чехов сам сказал ему, что умирает.
1 ведущий: По просьбе Чехова, Ольга Леонардовна принесла ему бокал шампанского. Он выпил до дна, улыбнулся своей удивительной улыбкой и сказал: «Давно я не пил шампанского…» ,- а потом тихо лёг на правый бок и вскоре умолкнул навсегда…
(Звук метронома, музыка «Лунная соната» Бетховена. Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»).
стихотворение Саши Черного.
Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...
День за днем толклись они, как крысы,
Словно был он мировой боксер,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И, прищурясь, слушал скучный вздор.
Я б тайком пришел к нему иначе:
Если б жил он, - горные мечты! -
Подошел бы я к решетке дачи
Посмотреть на милые черты.
А когда б он тихими шагами
Подошел случайно вдруг ко мне -
Я б, склонясь, закрыл лицо руками
И исчез в вечерней тишине.
- Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал. ( Е. Евстигнеев. Над книгой Чехова.)
3.Конкурс знатоков «Биография писателя»
1.Сколько детей было в семье Чехова?(6, 5 сыновей и одна дочь)
2. Какую профессию приобрел А.П.Чехов и занимался этой деятельностью?(врач)
3.Какое значение имеет в жизни Чехова остров Сахалин?
4.Отец Чехова_Павел Егорович каким был человеком?(очень деспотичным)
5.Чехов говорил: «Талант у нас со стороны отца, а со стороны матери…»(душа)
6.В каком хоре пели Александр,Николай, Антон и Павел Егорович Чеховы?(в церковном)
7.Куда и почему переезжает семья Чеховых из Таганрога?(в Москву, разорился отец).
8.Каким по счету ребенком в семье был Антон Павлович?(3)
9. В каком учебном заведении учился Чехов в Таганроге?(классическая гимназия)
10. Какое отношение имеет Антон Павлович Чехов к театру?(любил театр , писал пьесы для театра)
11. Где учился медицине А.П.Чехов? В каком учебном заведении?(Московский университет медицинский факультет)
12. У какого известного профессора учился Чехов?(Склифософский)
13. В каком городе начинал работать врачом Чехов?(Истра)
14. Какие пьесы Чехова вы знаете?(«Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».)
15. С какой целью Чехов прибыл на остров Сахалин?(произвести перепись населения)
16. Какой вопрос задавал Чехов на о. Сахалин его жителям: знаешь ли грамоте или умеешь ли читать. В чем разница, почему?
17. Как называется сегодня город в Московской области, где было имение Чехова Мелихово?(город Чехов)
18.Почему в 1902 году Чехов отказался от звания академика в Пушкинском отделении академии наук?(это был протест. Николай 2 аннулировал избрание М. Горького в почетные академики)
4.Конкурс «Внимательный читатель»
1.Куда собирались бежать мальчики и с какой целью?(в Америку добывать золото)
2.Чем собирались добывать пропитание герои рассказа «Мальчики» по пути в Америку(охотой и габежом)
3.»Монтигомо Ястребиный коготь» у кого и в каком рассказе было такое прозвище?(Чечевицын в рассказе «Мальчики»)
4.Узнайте героиню: «С выпуклыми рачьими глазами, большими птичьим носом, похожим скорее на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое просвечивали т ощие желтые плечи»(гувернантка «Дочь Альбиона»)
5. Как зовут главную героиню рассказа «Спать хочется»?(Варя)
6.Какую песенку поет героиня рассказа «Спать хочется»? (баю-баюшки баю)
7.Герой какого рассказа «находясь в нетрезвом состоянии упал под лошадь» подскользнулся и упал под лошадь»(«Радость»)
8. Где впервые встретились герои рассказа «Смерть чиновника»?(в театре)
9. Герои каких рассказов ловят рыбу?(«Злой мальчик», «Дочь Альбиона»)
10.Назовите «лошадиную фамилию?(Овсов)
11.Чем занимался злоумышленник Денис Григорьев Из одноименного рассказа?(отвинчивал гайки на железной дороге)
12. Что пересолил герой рассказа землемер Глеб Смирнов?
13. Кому рассказывает о своем горе извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска»?(лошади)
14. Какой адрес на своем письме написал Ванька Жуков?(на деревню дедушке)
15. Как и почему потерялась Каштанка?(прошел духовой оркестр)
16.Где встретились герои рассказа «Толстый и тонкий»?(на вокзале)
17. «Лежит она в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги»(жалобная книга)
18.Что несет в руках полицейский надзиратель Очумелов из рассказа «Хамелеон»?(решето с конфискованным крыжовником)
Учитель : Антон Павлович Чехов в 1888 году писал: «Всё, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…». Ребята как вы думаете, почему этого не случилось, почему его не забыли?
Варианты ответов:
Пороки в обществе будут всегда, и если художник может высмеять эти пороки, он будет актуален в любое время.
Красивый язык не умирает.
Все движения человеческой души так точно описаны Чеховым. Это будет жить всегда.
За сорок четыре года своей жизни А.П. Чехов написал множество рассказов и пьес. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.
«Знаете ли, что через триста – четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна…» – эти слова великого писателя, эта мысль о красоте грядущей жизни помогают понять нам, что Чехов – это не писатель прошлого, он – писатель будущего!
«Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже малую память о тысячах живущих ныне людей. Но далёкие, грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе» (А. И. Куприн).
Преподаватель. Звучит музыка «Лунная соната». На фоне музыки ведущий зажигает свечу.
Свеча – символ человеческой жизни. А пламя ее, как человеческая душа. Она трепетна и робка. А свет ее беззащитен и нежен. Говорят, что от свеч мало света. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, трудно отличить главное от второстепенного, великое от малого.
Такой свечой и был Чехов, высвечивая нам самое важное и весомое в жизни. Пока она горит, нам хорошо рядом с ней. Может быть, и мы станем хоть чуточку светлей. Кто знает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией Доктор Чехов
Разроботка урока с презентацией по литературе, которую можно использовать на внеклассном мероприятии в 7-8 классах...
Презентация - Материалы к погружению - Доктор Чехов - "человек с молоточком"
Фотографии и цитаты по вышеуказанной теме....
Тема: "ЕЁ ЖИЗНЬ-ПОДВИГ" (О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны , Заслуженного врача РСФСР ,Почетного жителя Труновского района и с.Донского Ставропольского края Булгаковой Ксении Арсентьевны )
Работа имеет большую практическую направленность,а также способствует формированию устойчивого интереса к изучению жизненного пути ветерана ВОв,заслуженного врача РСФСР, Почетного жителя Труновского р...
Чехов - врач. Отражение этой темы в творчестве писателя.
В статье дается подробный анализ взаимосвязи между врачебной деятельностью А.П.Чехова и его отражением в творчестве писателя...
Конспект урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина» по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»
Технологическая карта...
Информационный проект "Доктор Чехов"
Информационный проект по теме "Доктор Чехов" поможет понять Чехова-человека, Чехова-врача, узнать о его врачебной деятельности, которая, в большинстве своем, являлась подвижнической....
«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...