А.Платонов Возвращение
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект урока, цель которого познакомить с биографией А.П.Платонова, обсудить рассказ писателя «Возвращение», показать, какие жизненные уроки дает литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.platonov_vozvrashchenie.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Полупанова Т.В. МКОУ СОШ №2
с.Бешпагир Грачевского района
Ставропольского края
Тема урока «Нравственная проблематика рассказа А.П.Платонова «Возвращение»
Эпиграф:
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
Цель урока: познакомить с биографией А.П.Платонова, обсудить рассказ писателя «Возвращение», показать, какие жизненные уроки дает литература.
Задачи:
1) обучающая: раскрыть идейное содержание, проблематику рассказа, выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения, совершенствовать умение анализировать художественное произведение.
2) развивающая: развивать монологическую речь; уметь пользоваться жизненным опытом при изучении нового материала; высказывать свою точку зрения.
3) воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к своим родителям, членам семьи; чувство ответственности за происходящее.
Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом.
Планируемые результаты по формированию основных учебных компетенций УУД.
Личностные:
-умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей; чувствовать красоту художественного слова;
-аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному;
-понимать и определять эмоции автора;
-уметь осознавать и передавать свои эмоции и переживания в устной и письменной речи.
Познавательные:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-строить рассуждения.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
-передавать эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы.
Ход урока.
I.Организация класса.
II .Знакомство с биографией писателя.
1. Рассказ учителя о необычной судьбе писателя и о широком признании его творчества после смерти.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Платонова, в котором автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказа, тесно связанного с жизнью.
А. Платонов не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с "адова дна" существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести "высшую участь".
Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени - никогда.
Как же складывалась творческая судьба А.Платонова? Вспомните яркие моменты из жизни писателя? (портрет)
2.Сообщение учащегося . В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: "Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри... не дома, а хаты, куры, сапожники...
Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я - старший сын - один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.
Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.
...И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта - стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...
Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!.."
Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова "Голубая глубина", вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.
Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.
Он брался за все. И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно - как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель . За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга "Электрификация" Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным,
т. к. революция - это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по -писательски - он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.
Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча...
В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом «Красной звезды» непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои «солдатские темы». Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.
В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.
В оставшемся после него обширном рукописном наследии - проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них - "Волшебное кольцо" - под общей редакцией М. А. Шолохова.
Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года.
3.Беседа. Вопросы классу:
-Что вы узнали о жизни Платонова?
- Что вас поразило в творческой биографии писателя?
- Какие рассказы Платонова вам известны? О чем они?
(В Платонове поражает все - и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он - художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры.
Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи - ведущая в творчестве
Хотя художественно - философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах «Третий сын», «На заре туманной юности», «Возвращение», «Фро».
Размышления о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.)
III. Работа над содержанием рассказа
1.Комментарий учителя
Главная мысль творчества А.Платонова, его духовная философия выражена в образе цветка: цветок «мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе,- говорит древний дед своему внуку, -и есть главное дело на белом свете…Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». В этом Платонов видит назначение всего истинно живого, прежде всего человека: из смерти работать жизнь.
Как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне. Об этом размышляет Платонов в своем знаменитом рассказе «Возвращение» («Семья Ивановых»)
2. Аналитическая беседа.
Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ? ( одно, два слова: грусть, боль, чувство сострадания, мне было жаль героя, я счастлив, оттого что герой вернулся в семью…)
Само название рассказа символично? С чем у вас ассоциируется слово «ВОЗВРАЩЕНИЕ»? Прямое значение слова «Возвращение» ((Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)
Переносное значение с понятием «состояние души» (возвращение к себе, когда душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)
Учитель: Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча героя с родными, возвращение к себе. И вот какое возвращение главное для нашего главного героя, нам предстоит выяснить.
3. Анализ эпизода: ( Сотворчество)
А) Фрагмент «Иванов и Маша» Вопросы:
1. Торопится ли Иванов домой? (Нет) – Почему?
2.Почему он остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет? (подтвердите словами из текста)
(«…потому, что хотел погулять ещё немного на воле», оба боялись возвращаться домой, так как привыкли к войне, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»)
Учитель: Как вы думаете, почему автор выбрал именно фамилию Иванов? (это одна из самых распространённых фамилий в России)
Учащиеся: Наверное, автор хотел этим сказать, что такая беда постигла не только эту конкретную семью, то, что такую ситуацию переживало большинство людей.
Б). Фрагмент «Встреча». Вопросы:
1. Как отца встречает сын?
( Холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что мало наград)
2. Как встречают его дома? Что он чувствует, оказавшись
дома? ( Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала»).(Знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу). («Странен и ещё не совсем понятен был Иванову родной дом… до …и он не мог ещё ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».)
3. Кто командует в доме? (Петька).
(Эпизод про печку, про картошку). «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить надо, он с войны пришел…» Мальчик рано повзрослел, война - нужно выживать. Мальчик понимает, как тяжело было отцу, в доме он стал хозяином по нужде, а не по желанию.)
4.Кем работает Любовь Васильевна?
Она делает все ради своих детей, ради семьи
5. Почему она плачет (Подумала о том, если бы мужа убили)
Алексей не понимает, почему Петр ведет себя как старый дедушка, почему дети рано повзрослели, а лицо дочери Насти – «сосредоточено» вовсе не по – детски.
6. Как вы думаете, почему Алексей не видит беды своих домашних, воспринимает дом таким, каким он был до войны?
Почему не может Алексей понять Семена Евсеевича, который приходил играть с Настей и Петей.
7. Какова личная трагедия самого Семена Евсеевича?
(Ревность героя необоснованна, потому что война объединяла людей, объединяли их общие несчастья, разрушенные семьи. Человек хочет чувствовать себя нужным другим людям.)
8.Сопереживает ли читатель семье Ивановых? Обратите внимание на такие детали, как одежда, обувь детей, их еда?
9.Что составляет их быт? Есть ли у них хозяйство?
Отец и мать выясняют отношения, не понимая, кто прав, кто виноват.
Ведь правых и виноватых в сущности нет. Есть человеческая жизнь, которую надо прожить достойно. Об этом рассказывает Петя – об отношениях Харитона и Анны. В тяжелое время сердце человека нуждается в утешении. Но отец сына не понимает.
Физминутка (под музыку)
Учитель: А почему, ребята, казалось бы все вместе, должны радоваться , а все плачут?
(За годы войны он просто отвык от семейной жизни. У него обида. Думает больше о себе, чем о семье: жене, детях.)
В) Фрагмент «Возвращение» (Духовное возвращение к себе).Вопросы:
1. Почему Иванов решает уехать?
(Прибыв с войны в родной дом, в семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Иванов испугался трудностей, он вспомнил о другой женщине, с которой ему было тепло и уютно.)
2. Кто помог возвратиться Иванову домой?
( Дети помогают ему в этом. Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным.
Г) Чтение фрагмента «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он вдруг узнал все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем»
Вопросы:
1. Удалось ли Иванову преступить через собственное самолюбие?
2. Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием.
3. Что значит «обнажившимся сердцем»? ( открытым)
4. Что он победил в себе? (собственное самолюбие)
5. На что настроил своё сердце Иванов?- На любовь.
6. В чем смысл названия рассказа?
7. Как вы думаете, как сложилась бы дальнейшая судьба семьи Ивановых?
8.Какой смысл может вынести для себя читатель, познакомившийся с творчеством А. Платонова?
9.Чему война научила людей? Война – это зло, разрушающее судьбы, ломающее жизни, семьи. Но человек, несмотря на обстоятельства, должен помнить о своем предназначении, должен уметь открывать свое сердце навстречу теплу и любви. Возвращаясь к себе настоящему, герой уничтожает тем самым ненависть, зло и сомнение, мучавшие его сердце.
IV. Подведение итогов урока: Скажите, актуален ли сегодня, в наше время рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к мирной жизни.
( К глубокому нашему сожалению и горечи, в 21 веке войны не прекращаются. Достаточно вспомнить Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню. Многие ребята с трудом адаптируются к мирной жизни, ведь они увидели и другую её сторону.)
Вывод: Итак, счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, ее опора, надежность, и в ней спасение от одиночества.
Хотелось бы закончить урок известной народной мудростью: «Семья вместе, и душа на месте»
V. Рефлексия
Ребята, на столах у вас лежат рисунки с изображением домика с окошками. Сейчас они темные, но нам надо их зажечь. Если вы считаете, что нам с вами удалось помочь герою вернуться домой, к родным , самому себе, то закрасьте окна желтым цветом, тогда окошки в доме загорятся , и это будет означать, что мы достигли с вами гармонии, если вы думаете, что не смогли вернуть Иванова домой, то можете зажечь не все окошки. Пусть свет в наших окошках будет символизировать уют в доме , мир, добро, любовь и лад в семье. ( по тому как светятся наши окна, в семье Ивановых все будет хорошо. Желаю, чтобы свет в ваших окошках всегда горел любовью и добротой.)
VI. Оценки . Ребята, очень приятно , вы славно сегодня поработали все. Самое главное, вы сопереживали с героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты..
VII. Домашнее задание :
- эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»
- сочинение –рассуждение «Над чем заставляет нас задуматься А.Платонов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Платонов. Возвращение
Урок-исследование по рассказу А.Платонова...
Презентация к уроку :" А. П. Платонов."Возвращение" 8 класс.
Презентация к уроку :" А. П. Платонов."Возвращение" 8 класс....
Урок - исследование. Тема: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»?
Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследованиеЦель урок...
Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"
Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....
Урок литературы в 8 классе. А.П. Платонов"Возвращение"
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П. Платонова "Возвращение"...
Урок литературы в 8 классе «Обнажившееся сердце». Андрей Платонов «Возвращение» (технологическая карта прилагается)
Урок литкратуры в 8 классе по рассказу А. Платонова "Возвращение",рабочий лист к уроку....
Платонов "Возвращение"
Платонов "Возвращение"...