Урок литературы в 8 классе «Обнажившееся сердце». Андрей Платонов «Возвращение» (технологическая карта прилагается)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литкратуры в 8 классе по рассказу А. Платонова "Возвращение",рабочий лист к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обнажившееся сердце».
Андрей Платонов «Возвращение»
(технологическая карта прилагается)
Ход урока
1. Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности
1. 21 век… Время наше - время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих страшат те нравственные тупики, в которых мы оказались сегодня в силу многих обстоятельств. В такое время очень важной остается роль литературы.
1. Какие произведения о сложных человеческих взаимоотношениях, о том, в чём заключается счастье человека, мы недавно читали?
(А. П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени».)
2. Наверное, мы часто задумывается о счастье. Каждому хочется быть счастливым. Но у каждого из нас свое представление о счастье.
3. А что в вашем понимании значит «счастье»? Его можно потрогать, измерить? Допишите предложение в рабочем листе.…(Счастье –это, когда тебя понимают….Счастье- когда твои родные и близкие живы, здоровы)
4."Счастье - когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, настоящее счастье, когда любишь ты" Конфуций (китайский мыслитель) (Слайд)
5.А вот как сказал о счастье Платонов: «Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом» (Слайд)
2. Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи. Этап построения проекта выхода из затруднения
1. Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить « от силы растущего сердца». Но вначале герой этого не знает.
2.. О чем же будет наш урок? Ответить на мой вопрос вам поможет высказывание Платонова о счастье.
(о любящем сердце, обнажившемся для любви к своим родным, о возвращении с войны к мирной жизни).
3. Итак, тема урока «Обнажившееся сердце» ( по рассказу А.П. Платонова «Возвращение») (слайд)
Запишите в рабочий лист тему урока.
4. Слово о писателе. История создания рассказа. (слайд)
Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт. С октября 1942г. он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным, смыслом. 2. Вопросы:
5. Какое название предпочтительнее? Почему?
(Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)
-6.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? (слайд) Запишите в рабочий лист.
Возвращение
_______________________ _____________________
Прямое значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)
Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)
-7.Как понимаете смысл названия?
(Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)
8.Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло? Что это возвращение помогло понять? Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять автора, разобраться в странном поведении главного героя.
А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
3. Этап реализации проекта.
1. Когда происходит действие? ( чтение текста)
2. Образы каких героев связаны с домом? (Люба, дети)
3. С дорогой? (Маша, вокзал, поезд)
4. Чтобы понять, что является самым главным в жизни человека, мы должны поговорить о каждом из героев. Вам даны задания по группам. Сейчас даётся время для подведения итогов работы (5 минут), а потом вы отчитаетесь о проделанной работе. Можно приводить цитаты из текста, но самое главное (словосочетания, одно-два предложения)
Отчёты о проделанной работе.
1 группа. Рассказ о Любе.
1. Значение имени, связь с характером героини;
(имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами: любовь; добрая, любящая, заботливая)
2. История жизни.
(Работает не покладая рук; забыла о себе, всё для детей, ждёт своего мужа)
3. Сохранила ли героиня любовь? (да)
4. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем? (с.179, 180, 181)
5. Как речь характеризует героиню?
(не хочет ссор, хочет жить в мире и согласии, любит своего мужа, детей)
6. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?
(важна детская точка зрения на всё)
Учитель: Особенное место принадлежит детям.
2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.
1. Значение имён, связь с характером.
(Настя – воскресение, возвращение к жизни)
Петр – сила, утёс, каменная глыба.)
2. Какими вышли из войны Настя и Петя?
(тяготы войны не прошли бесследно; Дети стали не по годам серьёзными, взрослыми. Петруша заменил отца, маленький старичок. )
3. История их жизни. (Петруша – хозяин, Настя – помощница)
4. Какую функцию в рассказе выполняют дети?
(это ниточка, которая связывает этих людей. Именно дети помогут сохранить семью)
5. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?
(Его история о Харитоне – мудрая житейская притча, зовущая к смирению. Эта притча-укор заставила отца устыдиться мысли о Маше. Пример, как должен поступить отец)
6. Какими видим детей в финале?
(В финале дети спасли семью)
3 группа. Рассказ о Маше.
1.Значение имени, связь с характером.
( Мария - 1) горькая 2) любимая 3) упрямая; миловидная, простая и добрая). С 167
2. История жизни.
(Она щедро разливает вокруг себя тепло).
3. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни. С. 167
(не знает, как жить дальше, думает, как жить гражданской жизнью)
4. Что общего у Маши и Иванова? С. 167
(не готовы к мирной жизни, боятся возвращаться домой, чувствовали осиротевшими без армии)
5. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции? С. 168
(удивлена и тронута; боялась остаться одна в родном городе, который стал для неё чужбиной; не задаёт лишних вопросов)
6. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым? С 169
(Улыбнулась, старается не подать виду, но заплакала, когда Иванов уехал)
4 группа. Рассказ об Иванове.
1. Значение имени, связь с характером.
(Алексей – защитник; оберегающий.Боится трудностей, не хочет брать на себя ответственной за дальнейшую жизнь)
2. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй? С. 168
(Домой приехал на шестой день; сам не знал, почему так делал)
3. Как встречает хозяина родной дом? С. 171,174.
(вновь знакомился с ним, дышал знакомым запахом, всё и знакомое, и в то же время другое; странен и не совсем понятен был родной дом)
4. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем? С 174.
(слишком отвык от домашней жизни, не мог понять близких людей)
5. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой? с. 179-182
(Иванов бездушно судит Любу. Он воспринимает всё сердцем очерствелым. Искренняя правда жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Душа его покрылась коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью).
6. Умение искренне простить – это сила или слабость? С. 186
7. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?
(ожесточённым, обиженным, решил жить по-своему)
8. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем? С. 187
(обижен, сердце очерствелое; но всё-таки неспокойно на душе, что-то заставляет ещё раз оглянуться, чувствует, что делает что- то не так; прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем)
Просмотр к/ф «Отец», финал – 1ч16мин-1ч18мин
4. Этап закрепления с проговариванием. Подведение итогов урока. и рефлексия.
1. Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему?
(Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным)
2. На что настроил своё сердце Иванов? (на любовь)
3. Чем можно излечить искалеченную войной душу?
(Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием)
4.Что значит «обнажившимся сердцем»? (открытым для любви, для семьи, для дальнейшей мирной жизни)
5. Кто помог возвратиться Иванову?
(Дети помогают ему в этом)
6. Заполните схему, ответив на поставленные в самом начале урока вопросы: (слайд)
Кто возвратился? Куда? Когда? Зачем?
КТО?
Иванов
___________________________
КОГДА? ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАЧЕМ?
«обнажившееся сердце» Жить дальше в мирной
открытое для любви, для семьи жизни, в семье
КУДА?
Домой, в семью,
к себе прежнему
7. А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни, и детям, которым надо научиться быть детьми?
8. А при каком условии это возможно?
(Только в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению)
9. Как можно ответить на вопрос «Что такое счастье?» после всего вышесказанного? (слайд)
(Счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, их опора, надежность, и в ней спасение от одиночества)
10. Скажите, актуален ли сегодня, в наше время, рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к себе?
(Каждый человек всю жизнь ищет главное, то, ради чего стоит жить. Это и есть поиски самого себя)
Рефлексия:
Лист рефлексии
Продолжи фразы:
- Сегодня на уроке я понял, что ___________________________________________________
2. Содержание урока было для меня (полезным, актуальным, волнующим)
3.Особенно значимым для меня было_________________________________________________
- Свою работу на уроке я оцениваю как _____________________________________________
5. Домашнее задание и выставления оценок
Оценки
Ребята, очень приятно вы славно сегодня поработали все. Самое главное вы сопереживали с героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты.
Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор. (слайд)
- Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- Письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»
6. Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации.
Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»( 2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева , прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня» для урока внеклассного чтения
Список литературы:
- УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
- Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
- Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
- Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
- Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.
Рабочий лист к уроку литературы.
ФИ_____________________________________________, класс_______
В-1
- Продолжи предложение
Счастье – это _________________________________________________________________________
2. Тема урока__________________________________________________________________________
3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Возвращение
_________________________________ ____________________________________
4. Эпиграф:
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
5.Работа в группах
1 группа. Рассказ о Любе.
1. Значение имени, связь с характером героини;
2. История жизни.
3. Сохранила ли героиня любовь?
4. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем?
5.Как речь характеризует героиню?
6. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?
6. Подведение итогов
КТО?
___________________________
КОГДА? ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАЧЕМ?
________________ ___________________
________________ ___________________
КУДА?
__________________________
__________________________
7. Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.
- Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- Письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- Мои мысли, чувства после прочтения рассказа «Возвращение»
-----------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочий лист к уроку литературы.
ФИ_____________________________________________, класс_______
В-2
1.Продолжи предложение
Счастье – это __________________________________________________________________________
2. Тема урока__________________________________________________________________________
3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Возвращение
_________________________________ ____________________________________
4. Эпиграф:
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
5.Работа в группах
2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.
1. Значение имён, связь с характером.
2. Какими вышли из войны Настя и Петя?
3. История их жизни.
4. Какую функцию в рассказе выполняют дети?
5. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?
6. Какими видим детей в финале
6. Подведение итогов
КТО?
___________________________
КОГДА? ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАЧЕМ?
________________ ___________________
________________ ___________________
КУДА?
__________________________
__________________________
7. Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.
- Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- Письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»
-----------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочий лист к уроку литературы.
ФИ_____________________________________________, класс_______
В-3
1.Продолжи предложение
Счастье – это __________________________________________________________________________
2. Тема урока__________________________________________________________________________
3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Возвращение
_________________________________ ____________________________________
4. Эпиграф:
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
5.Работа в группах
3 группа. Рассказ о Маше.
1.Значение имени, связь с характером.
2. История жизни.
3. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни.
4. Что общего у Маши и Иванова?
5. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?
6. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым?
6. Подведение итогов
КТО?
___________________________
КОГДА? ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАЧЕМ?
________________ ___________________
________________ ___________________
КУДА?
__________________________
__________________________
7. Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.
- Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- Письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»
-----------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочий лист к уроку литературы.
ФИ_____________________________________________, класс_______
В-4
1.Продолжи предложение
Счастье – это __________________________________________________________________________
2. Тема урока__________________________________________________________________________
3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Возвращение
_________________________________ ____________________________________
4. Эпиграф:
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
5.Работа в группах
4 группа. Рассказ об Иванове.
1. Значение имени, связь с характером.
2. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй?
3. Как встречает хозяина родной дом?
4. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем?
5. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?
6. Умение искренне простить – это сила или слабость?
7. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?
8. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?
6. Подведение итогов
КТО?
___________________________
КОГДА? ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАЧЕМ?
________________ ___________________
________________ ___________________
КУДА?
__________________________
__________________________
7. Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор:
- Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- Письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- Мои мысли, чувства после прочтения рассказа «Возвращение»
-----------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".
Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия....
Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"
Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....
Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)
Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...
Презентация к уроку литературы 7 класс по теме "Остап и Андрий- братья и враги"
Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме...
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_...