особенности работы над басней
статья по литературе (5 класс)
Актуальность данной статьи заключается в том, что художественная литература является одним из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_nad_basney.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ
Трофимова Алла Степановна
ГБОУ СОШ № 394 Санкт-Петербург
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.
Кроме того, школьник психологически более настроен воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученика к изучению данного литературно-поэтического произведения.
Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть, как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также несколько басен в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.
Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.
Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.
Актуальность данной статьи заключается в том, что художественная литература является одним из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И.Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д.Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и С.В. Михалкова [1].
Обучение чтению басен - вопрос в методике, который изучался многими специалистами, такими как К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я.Стоюнин и другие. В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения. Автор сам обычно дает эту оценку, соединяя ее с нравоучением. Эта мораль басни уже раскрывает отчасти ее аллегорию.
Например, слова И. А. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» уже подсказывают читателю, что речь в басне «Лебедь, Щука и Рак» идет о людях. Работа над басней ведется так же, как над рассказом, рассматриваются образы именно Волков, Лисиц и Медведей. В обобщающих беседах дается оценка легкомыслию Стрекозы, выясняется, за что осуждает Обезьяну Медведь, и т. п. и только после этого разбирается мораль басни. Здесь же и раскрывается ее аллегория с помощью вопроса: «Бывает ли так у людей?» или: «Что мы должны делать, когда в руки попадает неизвестная, новая вещь?» (И. Крылов. «Мартышка и Очки») [4].
Большинство басен заучивается наизусть. Работа над басней требует не только чтения в лицах, но и драматизации. Во внеклассное время учащиеся охотно разыгрывают басни, как маленькие комедии. Можно также лепить фигурки зверей из пластилина, располагая их затем на макете. Часто учащиеся разыгрывают басню в теневом или кукольном театре.
Внимание к басне обусловлено рядом ее достоинств:
1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка влияют на развитие речи и мышления учащихся.
3. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию – это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой.
4. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе [3].
Методика работы над басней предполагает следующую работу:
- познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.
- познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово басня – баять – баян - говорить.
Для понимания учащимися басни учитель должен научить их:
- определять время написания (Крылов, Толстой –XIX век, Михалков – ХХ век)
- устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.
- определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.
- выявлять авторское и личностное отношение к героям;
-подготовиться к выразительному чтению.
Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки», анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение
Урок литературного чтения следует построить следующим образом:
- Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
- Рассказ об авторе.
- Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.
Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному чтению:
«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»
«Кто был вам симпатичен?»
«Чью роль вы хотели бы сыграть?»
- Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.
«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»
«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)
- Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
- Басня имеет дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
«Может ли пословица быть моралью басни?»
- Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
- Инсценировка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Современному учителю необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над баснями.
Методика работы над баснями.Статья из опыта работы с творчеством баснописцев.Исследовательский проект по работе с басней в начальной школе....
Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.
Данная статья написана двумя концертмейстерами хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...
Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...
Контрольная работа по басням. 6 класс
Контрольная работа проводится к конце изучения раздела "Русские басни". 6 класс...
Методическая разработка "Методика работы над басней в начальной школе".
методы и приемы работы над басней...
Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)
Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)...
Проверочная работа по басням
Работа проверяет первичные умения пятиклассников анализировать басни...