особенности работы над басней
статья по литературе (5 класс)

Трофимова Алла Степановна

Актуальность данной статьи заключается в том, что художественная литература является одним из важнейших средств  гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_nad_basney.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ

Трофимова Алла Степановна

ГБОУ СОШ № 394 Санкт-Петербург

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.

Кроме того, школьник психологически более настроен воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученика к изучению данного литературно-поэтического произведения.

Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.

Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть, как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также несколько басен в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.

Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.

Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.

Актуальность данной статьи заключается в том, что художественная литература является одним из важнейших средств  гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И.Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д.Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.  В начальной школе широко используются басни  И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и  С.В. Михалкова [1].

Обучение чтению басен - вопрос в методике, который изучался многими специалистами, такими как  К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я.Стоюнин и другие.  В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения. Автор сам обычно дает эту оценку, соединяя ее с нравоучением. Эта мораль басни уже раскрывает отчасти ее аллегорию.

Например, слова И. А. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» уже подсказывают читателю, что речь в басне «Лебедь, Щука и Рак» идет о людях. Работа над басней ведется так же, как над рассказом, рассматриваются образы именно Волков, Лисиц и Медведей. В обобщающих беседах дается оценка легкомыслию Стрекозы, выясняется, за что осуждает Обезьяну Медведь, и т. п. и только после этого разбирается мораль басни. Здесь же и раскрывается ее аллегория с помощью вопроса: «Бывает ли так у людей?» или: «Что мы должны делать, когда в руки попадает неизвестная, новая вещь?» (И. Крылов. «Мартышка и Очки») [4].

Большинство басен заучивается наизусть. Работа над басней требует не только чтения в лицах, но и драматизации. Во внеклассное время учащиеся охотно разыгрывают басни, как маленькие комедии. Можно также лепить фигурки зверей из пластилина, располагая их затем на макете. Часто учащиеся разыгрывают басню в теневом или кукольном театре.

Внимание к басне обусловлено рядом ее достоинств:

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка влияют на развитие речи и мышления учащихся.

3. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию – это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой.

4. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения.

Методика работы  над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе [3].

Методика работы над басней предполагает следующую работу:

- познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.

- познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово  басня – баять – баян - говорить.

Для понимания учащимися басни  учитель должен научить их:

- определять время написания (Крылов, Толстой –XIX век, Михалков – ХХ век)

- устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.

- определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.

- выявлять авторское и личностное отношение к героям;

-подготовиться  к выразительному чтению.

Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки»,  анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение

Урок литературного чтения следует построить следующим образом:

  1. Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
  2. Рассказ об авторе.
  3. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.

Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному  чтению:

«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»

«Кто был вам симпатичен?»

«Чью роль вы хотели бы сыграть?»

  1. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.

«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»

«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)

  1. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
  2. Басня имеет  дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.

«Может ли пословица быть моралью басни?»

  1. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
  2. Инсценировка.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Современному учителю необходимо владеть методикой  работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над баснями.

Методика работы над баснями.Статья из опыта работы с творчеством баснописцев.Исследовательский проект по работе с басней в начальной школе....

Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.

Данная статья  написана  двумя концертмейстерами  хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича  Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург  -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Контрольная работа по басням. 6 класс

Контрольная работа проводится к конце изучения раздела "Русские басни". 6 класс...

Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)

Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)...

Проверочная работа по басням

Работа проверяет первичные умения пятиклассников анализировать басни...