Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил» именно на Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_kavkaz.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К уроку литературы «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» (К изучению поэмы «Мцыри») Автор: Хакимова Элла Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова

Слайд 2

М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. «...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье...» (Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 2. – С. 133 – 134.)

Слайд 3

С Кавказом Лермонтова связывало многое: 1820 г. – впервые он попал сюда ребенком (на лечение его привозила бабушка); 1837 г. – позднее Кавказ становится местом его ссылки и службы; 1841 г. – здесь закончился его жизненный путь.

Слайд 4

С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения Лермонтова: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Беглец», «Свиданье» и другие.

Слайд 5

Кавказские виды запечатлел Лермонтов в своих картинах, акварелях и рисунках. Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Слайд 6

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло.1837

Слайд 7

«Он <Лермонтов> охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы. У А.А.Краевского находится картина масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы. Эта картина была снята Лермонтовым с натуры». П.А.Висковатый. Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. (Кавказский вид с саклей).

Слайд 8

Развалины на берегу Арагвы и Куры. Карандаш.1837

Слайд 9

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837

Слайд 10

Дарьяльское ущелье. 1837 «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях своих, тогда еще сохранял стены и часть высокой и тесной башни. < … > Гуд-аул с развалинами замка на плоской вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял тогда еще достаточно сохранившиеся стены. < … > ступени, вырубленные в скале, и теперь еще ведут к Арагве.» (П.А.Висковатый. „Демон“. Поэма М. Ю. Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236)

Слайд 11

Вид Пятигорска. Масло.1837

Слайд 12

Вид Тифлиса. Масло. 1837

Слайд 13

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Слайд 14

Кавказский вид с Эльбрусом. Из письма Лермонтова: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и величественны!». (М. Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 31 V 1837 (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 543).

Слайд 15

Крестовый перевал. Масло.1837-1838

Слайд 16

Вид Крестовой горы. Автолитография.1837-1838

Слайд 17

Вид Крестовой горы. «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на блюдечке <…> для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудт высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». (М. Ю. Лермонтов – С. А. Раевскому. Конец 1837 года (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 393).

Слайд 18

Окрестности селения Караагач. Масло.1837-1838

Слайд 19

Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838

Слайд 20

При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840

Слайд 21

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840

Слайд 22

Эпизод из сражения при Валерике. С рисунка М. Ю. Лермонтова, раскрашенного Г. Г. Гагариным «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны < … > офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». (И.Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. – Тбилиси, 1940, стр. 69.)

Слайд 23

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841

Слайд 24

Вид Пятигорска. Масло.1837 Эту картину Лермонтов написал в 1837 году во время первой ссылки. Пятигорские впечатления легли в основу повести «Княжна Мери»: «…на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом. – Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Вторая ссылка на Кавказ началась в 1840 году. В мае 1841 года Лермонтов, возвращаясь из отпуска в полк, остановился в Пятигорске для лечения водами. Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Слайд 25

Список использованных печатных источников: Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Лермонтов М. Ю. Княжна Мери // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 52. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Источник иллюстраций : Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 2–3 (вкладка между стр. 176-177); слайды 4–24 (вкладка между стр. 240-241).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Рисуем капельки. Акварель.

Реалистичные капли воды, акварель Меня часто спрашивают, как мне удается нарисовать акварелью капли воды, выглядящие настолько реалистично. Некоторое время назад я обещала раскрыть эту тайну...На...

Нежность акварели Rachel McNaughton

Рэйчел Макногтон родилась в 1952 году в Великобритании, проживает в местечке Wetherby. Для любителей акварели её работы - просто бальзам на сердце. Настолько они нежны и душевны...Её сайт >>>...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования. Воск + акварель"

Мастер-класс может быть полезен и интересен широкой аудитории.Эта техника понравится всем. Дерзайте, творите, пробуйте!!!...

Фактурные эффекты в акварели, сочетания приемов, техника акварели

В старых книгах по технике акварельной живописи рассказывается о традиционной технике, где кисть является основным инструментом художника, и все эффекты создаются ею, а в современных книгах перечисляю...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

"Тёплые картины" в технике шерстяной акварели как способ развития художественного творчества школьников

Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием....