"Тёплые картины" в технике шерстяной акварели как способ развития художественного творчества школьников
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstyanaya_akvarel.docx565.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Речниковская средняя общеобразовательная школа

Новосибирская область, Коченёвский район, п. Речник

Методическая разработка

"Тёплые картины"

в технике шерстяной акварели

как способ развития художественного творчества школьников

Павленко Людмила Николаевна

учитель технологии

I квалификационная категория

2019г.

        Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных школьников в жизни. Именно творчество является огромным стимулом для развития и становления любой личности и возможности заявить окружающим о себе. Приобщение молодежи к современным видам декоративно-прикладного искусства через собственную практику способствует самовыражению и самореализации личности.                                                                                                                                  Для того чтобы творить, существуют различные техники:  декупаж,    квиллинг,    ганутель,    изонить,     батик,    торцевание  и многие другие.        В последнее время большой интерес проявляется к "шерстяной акварели". Эта техника довольно необычна, поскольку позволяет создавать невероятно нежные картины.  В них отсутствуют какие-либо чёткие и острые линии. Своим внешним видом, а также переходами, которые достигаются наложением шерстяных прядок, они похожи на акварельные рисунки. Именно с этим и связано название этой техники – шерстяная акварель.                Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием.

        Цель:                                                                                формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.

        Задачи:

  • развивать у детей творческие способности, наглядно - образное мышление, фантазию, познавательную  активность;
  • развивать мелкую моторику, целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, навыки сотрудничества;
  •  воспитывать эстетический вкус, умение получать эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы,
  • формировать у детей умения и навыки в работе с различными материалами (фланель, шерсть, вискоза) и инструментами (ножницы, пинцет), использовать разные способы выкладывания шерсти: отделение прядей, выщипывание, вытягивание, скручивание, нарезание, а также начесывание,  распушение;
  • совершенствовать трудовые навыки, соблюдать аккуратность

        Шерстяная акварель - интересное, перспективное творчество, которое несет в себе большой потенциал и как терапевтическая техника, ведь арт-терапия с помощью техники шерстяной акварели:

  • снимает агрессию;
  • способствует расслаблению психики;
  • обогащает позитивными эмоциями;
  • снимает школьные стрессы;
  • развивает мелкую моторику, мышление и речь

        И как новый интересный язык изобразительного искусства: она способна раскрыть талант,  успокоить бурю в душе  и подарить радость творчества. Картины из шерсти это  прекрасный подарок! Во-первых, он оригинален, во-вторых – открывает дарящего с неожиданной стороны.        Это очень креативное занятие, результаты которого всегда поразительны, впечатляют своей уникальностью – у каждой мастерицы выходит своя, непохожая на другие, живописная картина. Шерсть очень пластична и послушна, способна передать любую идею, которую пожелает воплотить в ней художник. Творческое общение с таким чудесным материалом, как непряденая шерсть, успокаивает и уводит от повседневных проблем, развивает чуткость и фантазию, поэтому мы предлагаем Вам попробовать свои силы в этом удивительном виде искусства. 

        

                Что необходимо, чтобы создать такую картину?                                

        Для работы понадобится непряденая овечья шерсть разных цветов и оттенков - гребенная лента (расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и вытянуты в ленту. Как дополнение к шерсти, можно воспользоваться шелком, льном, вискозой.

Рамка со стеклом, пинцет, ножницы (фото 1)

DSC_1549

                                                                                

                                                                                

                                                                                Фото 1

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

        На картон клеим флизелин или фланель - он призван «удерживать» на себе шерстяные волокна. Рабочая поверхность готова(фото 2)

DSC_1551

                                                                                         фото 2

        

Главная особенность "Шерстяной Акварели" - выкладка слоями. Тонкие равномерные пряди выкладываются в несколько слоев, образуя красивый рисунок с «акварельными разводами». Сначала послойно выкладывается фон, а затем сверху создается рисунок (также слоями). Мелкие детали завершают композицию.На подготовленную поверхность выкладываем шерсть. Выкладывание картины начинаем сверху вниз. Из гребенной ленты начинаем вытягивать тонкие шерстяные прядки и распределять их слева направо, немного накладывая друг на друга. Получается задний план (фото 3)

DSC_1554

                                

        

                                                                                        фото 3                                                                                                

                                                                                                

        Выкладываем на рабочую поверхность траву, листочки, смешивая желтую, темно и светло – зеленые прядки шерсти.(фото 4, 5)

DSC_1555

                                                                фото 4

DSC_1557

                        

                                фото 5

                        

DSC_1559

                        фото 6

Приступаем к формированию маков. Для этого вытягиваем прядки красной шерсти. Делаем округлую форму лепестка, сворачивая и закругляя прядь.(фото 6, 7)

DSC_1560


        

        фото 7

                                                        

        Количество лепестков у каждого мака - 4.  Используя пинцет, выкладываем серединки у маков. Используя прием «нарезания» шерсти, выкладываем серединку у цветов (фото 8)

DSC_1562

фото 8

        Готовую картину нужно поместить в рамку: для этого надо наложить оргстекло и зажать зажимами. (фото 9,10, 11)

DSC_1563

                фото 9

DSC_1564


                фото 10

DSC_1565

            фото 11

        

        Методов выкладывания может быть несколько – это и вытягивание волокон шерсти, и выщипывание, отрывание, нарезание. Каждый раз создаётся особый эффект. Получаются удивительные по красоте цветовые переходы, где-то еле заметные как дымка, где-то густые и насыщенные. Но прозрачность остаётся везде, придавая картине чарующую нежность.

Важно:

  • Работайте сухими и чистыми руками, т.к. от влажности шерсть слипается и меняет форму, а также собирает на себя все мелкие частички грязи и пыли.
  • Работайте в помещении с отсутствием направленного на вас потока воздуха, т.к. шерсть легкая и ее очень легко сместить с картины.
  • Формируйте все детали немного меньше настоящего размера, т.к. после оформления картина прижмется сверху стеклом и детали немного расплющатся.
  • Прикладывайте и прижимайте стекло после каждого слоя, чтобы видеть, какого размера будут элементы после окончания работы. Для того чтобы шерсть примялась, положите тяжелый предмет сверху упаковки (например, прижмите книгой) и оставьте картину на какое-то время.
  • Чем больше шерсти наслаивается друг на друга, тем ярче и насыщеннее становится цвет.
  • Для того чтобы получились красивые переходы, лучше вытягивать тонкие, редкие и сильно просвечивающие пряди и укладывать их в несколько слоев.

Работы учащихся и педагогов (фото 12-17):

C:\Users\Lyudmila\Desktop\DSC_0875.jpg

                                                                                фото12

3d5784789a58f322f8c7ebc58a22a146

3977f457e3539a8766dacdfb2cdb1c35--needle-felting-wall-hangings

                                фото 13, 14                                                                

C:\Users\Lyudmila\Desktop\DSC_0874.jpg

        фото15

images

        фото16

C:\Users\Lyudmila\Desktop\DSC_0877.jpg

        

        

        фото 17

E:\Речник школа\DSC_0006.jpgE:\CCI06032019_0001.jpg

        

фото 18                                                                               фото 19

Учащаяся 8 класса Кузнецова Снежана -  защита проекта "Шерстяная акварель" на районном открытом фестивале научно-практического творчества.(фото 18,19)

       Мастер-класс для учителей технологии районного методического объединения (фото 20)

C:\Users\Lyudmila\Desktop\Новая папка\DSC_0582.jpg

        

фото 20

                

C:\Users\Lyudmila\Desktop\DSC_0878.jpgC:\Users\Lyudmila\Desktop\DSC_0876.jpg

        

        

Все работы привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, дети самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, каждое изделие становится уникальным и самостоятельный творческий опыт венчается успехом.                                                                

C:\Users\Lyudmila\Desktop\Новая папка\DSC_0032.jpg

        Знакомясь с данной техникой, учащиеся  узнают её декоративно - художественные и конструктивные возможности, учатся использовать её в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера.                                  Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Доступность изготовления, возможность применения современных материалов, позволяют выполнять изделия в стиле современного дизайна и в соответствии с требованиями моды.                                                                                                 Наши учащиеся принимают активное участие в изготовлении  сувениров к праздникам, участвуют в школьных, районных выставках творческих работ.         

C:\Users\Lyudmila\Desktop\Новая папка\DSC_0188.jpg

        Участие в таких мероприятиях - это положительная динамика общего эмоционального настроя, радостное желание творить, общаться и делиться своими достижениями с другими людьми. Расширение социальных контактов, повышение самооценки, а главное - это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.                                Подводя итог всего вышесказанного, необходимо выделить то, что занятия творчеством помогает молодежи значительно расширить круг своих интересов и общения, полноправно участвовать в жизни общества, приобщиться к миру культуры. Творчество делает их жизнь духовно богатой и содержательной, формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, психологический фон и самоутверждение. Таким образом, цели и задачи данной работы можно считать реализованными.

        Используемая литература:C:\Users\Lyudmila\Desktop\235a9138ff7240f9795e0d6161j1.jpg

  • http://stranamasterov.ru/
  • https://teplie-kartini.ru        
  • книга Р. Краус "Шерстяная акварель".

hello_html_e283079


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Материал статьи раскрывает пути  формирования и развития художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть полезен родителям, педагогам ДОУ, педагога...

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"

Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"...

Статья "Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»

      Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к ...

Статья «Развитие художественного творчества детей»

      Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное ...