"Тёплые картины" в технике шерстяной акварели как способ развития художественного творчества школьников
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sherstyanaya_akvarel.docx | 565.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Речниковская средняя общеобразовательная школа
Новосибирская область, Коченёвский район, п. Речник
Методическая разработка
"Тёплые картины"
в технике шерстяной акварели
как способ развития художественного творчества школьников
Павленко Людмила Николаевна
учитель технологии
I квалификационная категория
2019г.
Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных школьников в жизни. Именно творчество является огромным стимулом для развития и становления любой личности и возможности заявить окружающим о себе. Приобщение молодежи к современным видам декоративно-прикладного искусства через собственную практику способствует самовыражению и самореализации личности. Для того чтобы творить, существуют различные техники: декупаж, квиллинг, ганутель, изонить, батик, торцевание и многие другие. В последнее время большой интерес проявляется к "шерстяной акварели". Эта техника довольно необычна, поскольку позволяет создавать невероятно нежные картины. В них отсутствуют какие-либо чёткие и острые линии. Своим внешним видом, а также переходами, которые достигаются наложением шерстяных прядок, они похожи на акварельные рисунки. Именно с этим и связано название этой техники – шерстяная акварель. Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием.
Цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.
Задачи:
- развивать у детей творческие способности, наглядно - образное мышление, фантазию, познавательную активность;
- развивать мелкую моторику, целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, навыки сотрудничества;
- воспитывать эстетический вкус, умение получать эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы,
- формировать у детей умения и навыки в работе с различными материалами (фланель, шерсть, вискоза) и инструментами (ножницы, пинцет), использовать разные способы выкладывания шерсти: отделение прядей, выщипывание, вытягивание, скручивание, нарезание, а также начесывание, распушение;
- совершенствовать трудовые навыки, соблюдать аккуратность
Шерстяная акварель - интересное, перспективное творчество, которое несет в себе большой потенциал и как терапевтическая техника, ведь арт-терапия с помощью техники шерстяной акварели:
- снимает агрессию;
- способствует расслаблению психики;
- обогащает позитивными эмоциями;
- снимает школьные стрессы;
- развивает мелкую моторику, мышление и речь
И как новый интересный язык изобразительного искусства: она способна раскрыть талант, успокоить бурю в душе и подарить радость творчества. Картины из шерсти это прекрасный подарок! Во-первых, он оригинален, во-вторых – открывает дарящего с неожиданной стороны. Это очень креативное занятие, результаты которого всегда поразительны, впечатляют своей уникальностью – у каждой мастерицы выходит своя, непохожая на другие, живописная картина. Шерсть очень пластична и послушна, способна передать любую идею, которую пожелает воплотить в ней художник. Творческое общение с таким чудесным материалом, как непряденая шерсть, успокаивает и уводит от повседневных проблем, развивает чуткость и фантазию, поэтому мы предлагаем Вам попробовать свои силы в этом удивительном виде искусства.
Что необходимо, чтобы создать такую картину?
Для работы понадобится непряденая овечья шерсть разных цветов и оттенков - гребенная лента (расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и вытянуты в ленту. Как дополнение к шерсти, можно воспользоваться шелком, льном, вискозой.
Рамка со стеклом, пинцет, ножницы (фото 1)
Фото 1
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
На картон клеим флизелин или фланель - он призван «удерживать» на себе шерстяные волокна. Рабочая поверхность готова(фото 2)
фото 2
Главная особенность "Шерстяной Акварели" - выкладка слоями. Тонкие равномерные пряди выкладываются в несколько слоев, образуя красивый рисунок с «акварельными разводами». Сначала послойно выкладывается фон, а затем сверху создается рисунок (также слоями). Мелкие детали завершают композицию.На подготовленную поверхность выкладываем шерсть. Выкладывание картины начинаем сверху вниз. Из гребенной ленты начинаем вытягивать тонкие шерстяные прядки и распределять их слева направо, немного накладывая друг на друга. Получается задний план (фото 3)
фото 3
Выкладываем на рабочую поверхность траву, листочки, смешивая желтую, темно и светло – зеленые прядки шерсти.(фото 4, 5)
фото 4
фото 5
фото 6
Приступаем к формированию маков. Для этого вытягиваем прядки красной шерсти. Делаем округлую форму лепестка, сворачивая и закругляя прядь.(фото 6, 7)
фото 7
Количество лепестков у каждого мака - 4. Используя пинцет, выкладываем серединки у маков. Используя прием «нарезания» шерсти, выкладываем серединку у цветов (фото 8)
фото 8
Готовую картину нужно поместить в рамку: для этого надо наложить оргстекло и зажать зажимами. (фото 9,10, 11)
фото 9
фото 10
фото 11
Методов выкладывания может быть несколько – это и вытягивание волокон шерсти, и выщипывание, отрывание, нарезание. Каждый раз создаётся особый эффект. Получаются удивительные по красоте цветовые переходы, где-то еле заметные как дымка, где-то густые и насыщенные. Но прозрачность остаётся везде, придавая картине чарующую нежность.
Важно:
- Работайте сухими и чистыми руками, т.к. от влажности шерсть слипается и меняет форму, а также собирает на себя все мелкие частички грязи и пыли.
- Работайте в помещении с отсутствием направленного на вас потока воздуха, т.к. шерсть легкая и ее очень легко сместить с картины.
- Формируйте все детали немного меньше настоящего размера, т.к. после оформления картина прижмется сверху стеклом и детали немного расплющатся.
- Прикладывайте и прижимайте стекло после каждого слоя, чтобы видеть, какого размера будут элементы после окончания работы. Для того чтобы шерсть примялась, положите тяжелый предмет сверху упаковки (например, прижмите книгой) и оставьте картину на какое-то время.
- Чем больше шерсти наслаивается друг на друга, тем ярче и насыщеннее становится цвет.
- Для того чтобы получились красивые переходы, лучше вытягивать тонкие, редкие и сильно просвечивающие пряди и укладывать их в несколько слоев.
Работы учащихся и педагогов (фото 12-17):
фото12
фото 13, 14
фото15
фото16
фото 17
фото 18 фото 19
Учащаяся 8 класса Кузнецова Снежана - защита проекта "Шерстяная акварель" на районном открытом фестивале научно-практического творчества.(фото 18,19)
Мастер-класс для учителей технологии районного методического объединения (фото 20)
фото 20
Все работы привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, дети самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, каждое изделие становится уникальным и самостоятельный творческий опыт венчается успехом.
Знакомясь с данной техникой, учащиеся узнают её декоративно - художественные и конструктивные возможности, учатся использовать её в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера. Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Доступность изготовления, возможность применения современных материалов, позволяют выполнять изделия в стиле современного дизайна и в соответствии с требованиями моды. Наши учащиеся принимают активное участие в изготовлении сувениров к праздникам, участвуют в школьных, районных выставках творческих работ.
Участие в таких мероприятиях - это положительная динамика общего эмоционального настроя, радостное желание творить, общаться и делиться своими достижениями с другими людьми. Расширение социальных контактов, повышение самооценки, а главное - это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях. Подводя итог всего вышесказанного, необходимо выделить то, что занятия творчеством помогает молодежи значительно расширить круг своих интересов и общения, полноправно участвовать в жизни общества, приобщиться к миру культуры. Творчество делает их жизнь духовно богатой и содержательной, формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, психологический фон и самоутверждение. Таким образом, цели и задачи данной работы можно считать реализованными.
Используемая литература:
- http://stranamasterov.ru/
- https://teplie-kartini.ru
- книга Р. Краус "Шерстяная акварель".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по теме: «Использование синектики как одного из способов развития креативных способностей школьников на уроках художественно-эстетического цикла»
Представление опыта работы....
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
Материал статьи раскрывает пути формирования и развития художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть полезен родителям, педагогам ДОУ, педагога...
Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся
Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся...
Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....
Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"
Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"...
Статья "Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»
Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к ...
Статья «Развитие художественного творчества детей»
Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное ...