«В огне рожденное слово». Творчество поэтов Тульского края.
план-конспект по литературе

Саксонова Тамара Зинуровна

Международный конкурс методических разработок

«Уроки Победы»

 

 

номинация «Лучший урок литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ogne_rozhdennoe_slovo.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Двориковская средняя общеобразовательная школа»

Международный конкурс методических разработок

«Уроки Победы»

номинация «Лучший урок литературы»

 «В огне рожденное слово».

Творчество поэтов Тульского края.

 Саксонова Тамара Зинуровна

учитель русского языка и литературы

 «В огне рожденное слово».

                                Творчество поэтов Тульского края.                 

                                                                                 

                                                                                                   Это было все-таки со мной

                                                                                          В день девятый мая, в сорок пятом,

                                                                                           Мир желанный на оси земной

                                                                                            Утвердил я, будучи солдатом.

                                                                                                                                           С.Орлов.

                            «Творчество – не забава, и художественное произведение – не плод

                          досуга или прихоти, если поэт готов на труд и на подвиг творчества,

                          значит, что его к этому движет, стремит какая-то могучая сила,

                          какая-то непобедимая страсть».

                                                                                        В.Г.Белинский.

Учитель: Юлия Друнина, поэт фронтового поколения, на вопрос: «Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?» ответила: «Память сердца…»(слайд 1)

   В 2020 году мы будем отмечать 75-летие Победы. За этот период времени родилось и вошло в силу не одно поколение, и все меньше и меньше остается солдат Великой Отечественной. А память сердца не тускнеет. Она передается как формула крови, от отцов к детям, к внукам и правнукам.(слайд 2) И каждый, кто рождается на этой земле, что содрогнулась от разрывов бомб и грохота гитлеровских танков 22 июня 41 года и счастливо и горько радовалась 9 мая 45, вбирает в себя все эти 1418 дней и ночей, как высшую нравственную меру своей собственной жизни, как тот «отсчет», каким необходимо вымерять смысл и цену всех последующих шагов и поступков, которые совершаем мы все, всем народом, всей страной.

   В центре Тулы есть площадь Победы. (слайд 3 )Здесь у монумента защитникам города, горит Вечный огонь, расцвечивая белый металл величественных трех штыков, уходящих в поднебесье, - символ мужества, стойкости и героизма туляков.

   В майские торжественные дни на эту площадь всегда приходили и приходят пожилые люди с поседевшими до белизны, но непреклоненными головами. В них нетрудно узнать бывших фронтовиков. И сегодня мы будем говорить о людях, которые рассказывают о подвигах своих товарищей в стихах.(слайд 4)

Ученик 1: Мне припомнились снова дороги,

              Паутина военных годин.

              И тревоги, тревоги, тревоги –

              Оправдание ранних седин.   (А.Елькин)

Ученик 2: Военным журналистом Александр Александрович Елькин прошел фронтовые дороги от первых и до последних дней войны. Участвовал в Великой Отечественной войне и героической обороне Тулы. Уже со второго дня войны А.А. Елькин – на фронте. Участвует в боях на Юго-Западном, Брянском и Западном фронтах, при обороне Тулы – в составе 34-го мотострелкового полка войск НКВД. С января 1942 года по декабрь 1945 года был редактором газеты «Бей врага» 7-й мотострелковой дивизии войск НКВД, специальным корреспондентом журнала «Пограничник». Награждён боевыми орденами и медалями. Интересно, что в годы войны при Тульском Доме Красной Армии была создана литературная группа, Александр Елькин стал её руководителем. В эту группу входили 3. Бычкова, Н. Кирьянов, В. Лобода, А. Сгибнев, Г. Калашников и другие. Они выступали в войсковых частях Тульского гарнизона, печатали свои стихи на страницах газеты «Коммунар». А демобилизовавшись, вернулся в Тулу, стал сотрудником областной газеты «Коммунар». Вернулся по святому делу: рассказать о подвигах туляков, погибших в боях за Родину, рассказать о тех, кто ценою своей жизни готовил Победу.

В год тридцатилетия Победы вышла книга очерков А.Елькина «Приобщение к подвигу». В ней отражен многолетний поиск автора героев войны, тех, кто долгое время числился «без вести пропавшим». Писатель многим помог прояснить судьбы родных и знакомых. Он рассказал о героической гибели комсомольца-партизана Володи Малофеева, о самоотверженной работе тульских врачей-подпольщиков В.П.Кузнецова, Ф.И.Патанина, А.И.Паршина, К.Н.Киселева, о санитаре В.И.Зубкове; о бойцах «невидимого фронта», юных партизанах-разведчиках Юлии Мартыновой и Нине Кузнеченковой, доживших до счастливых дней Победы.(слайд 5)

Маршал К.П.Казаков, туляк, так написал в предисловии: «…Есть книги, которые особенно необходимы. Чтение их не располагает к отдыху, их сущность – пробуждение в читателе активного действия. Рассказывая о героическом прошлом советского народа, они зовут к подвигу во имя настоящего и будущего».

Содержание всех книг стихов и прозы А.А.Елькина связано с темой войны.

Учащиеся читают стихотворения А.А.Елькина.

1. Нынче поздно цветут сады.                          Так о чем же писать тебе?

    Даже в мае холодный ветер.                        О разведке ли нашей славной:

    На письмо, что прислала ты,                         Как бойцы, совершив набег,

    Я опять не могу ответить.                              Привели «языка» недавно?

      Это часто прощают нам,                                 Иль о том, что к родным местам

      Понимая боев суровость.                               Снова тянутся птичьи стаи?

      Много лет на земле война.                            Рано-рано сегодня встав,

      А молчанье бойца – не новость.                   Ты опять календарь листаешь.

    Только нынче у нас покой.                             А когда отрываешь лист

    Пулеметы стрекочут редко.                            Дня ушедшего невозвратно –

    Соловьи поют над рекой,                               Знаю, веришь: мой путь тернист,

    Словно славят успех разведки.                      Но приду я домой обратно.

2. Пропадала солдатская грубость:

    От тоски неизбывной устав.

    Горьковатые жесткие губы

     Припадали к девичьим устам.

      Может кто-нибудь это осудит?

      Не ему в оправданье, а нам –

      Человечьих сердец не остудит

        Никакая на свете война.

         Мне припомнились снова дороги.

         Паутина военных годин.

         И тревоги, тревоги, тревоги –

         Оправдание ранних седин.   (слайд 6)

Учитель: Без свободы Родины нет жизни, нет и любви, личного счастья. Лишь в родном Отечестве можно отыскать счастье, если оно было утрачено во время войны. Даже в мирные дни по прошествии более полувека, эти строки вызывают ответное чувство, а ведь они написаны в сорок четвертом. Что вы почувствовали? (обсуждение)

Ученик 3: Я рос в селе,(слайд 7)

                Работал на полях,

                Где по утрам

                Роса с травы катилась,

                Где заревое солнце на плугах

                Под вешней синевою золотилось. (Н.Акулиничев)

Ученик 4: Николай Павлович Акулиничев родился, вырос и жил на тульской земле, участник Великой Отечественной войны. Свой солдатский путь закончил в Берлине, отмечен боевыми наградами.   Много лет он работал в плавской районной газете.

Автор книг «Налив», «Белостволица», «Новое поле» рассказывает читателю, что он относится к тому поколению, которое в годы Отечественной с оружием в руках защищали нашу Родину. Вместе с бойцами Советской Армии с боями прошел он по многим странам Европы, освобождая народы от фашистской нечисти. Сознание миссии воина-освободителя – гордость поэта.

                          Не месть, не кровь,

                          А солнце на штыках

                          Мы пронесли по городам Европы.

Ученик 5:  Белостволица – звон над селами,     (слайд 8)

                   Гулкий храм из крепчайших берез.

                   Часто ходит в него развеселая

                   И хрустящая Русь до слез.

          Всем, что есть на душе поделиться,

          Удаль-силушку показать.

          Ходят женушки к тайным криницам,

          Чтобы Муромцев новых рожать.

    Ни заморским врагам, ни стихии

    Не разрушить тот храм, не свалить.

    Белостволица – корни России,

    Без которых ни жить, ни любить.

Главная тема его произведений – Родина, много стихов о войне, есть стихи о женщинах времён войны. В одном из них – о матери павшего солдата, который приходит к ней во сне, «мяту с мёдом подносит, подаёт, чтобы хвори слетели…». Сердце матери огромно, любовь её безгранична, и погибший сын будет жить в её душе до тех пор, пока жива она сама. Никогда он не приснится ей мёртвым.

Ученик 6:  «Красивая».

Непобедимым был солдат,

Как говорят, богатырём.

Но вот судьба: из медсанбата

Вернулся он с поводырём.

Грустил и думал о невесте:

«Зачем ей нужен я слепой?»

И по селу ходили вести

Одна печальнее другой.

Но вдруг она сама с волненьем

Рванула запертую дверь,

Вошла к нему, вошла спасеньем:

«К тебе, Степан, пришла, поверь.

К тебе – женой, хозяйкой – дому».

Как гром ударили слова!

И в тот же миг в глаза слепому

Хлестнула неба синева

И вновь увидел он Россию,

Друзей, походные дымы,

И ту, что самою красивой

С тех пор в селе считаем мы.

Учитель: Воистину, красив человек делами своими! И нет других комментариев.

Учитель:  (слайд 9) Наверное, главное в человеке – это осознанное чувство бойца. Н.Старшинов сказал так:    

                      Солдаты мы.

                      И это наша слава,

                      Погибших и вернувшихся назад.

                      Мы сами рассказать должны по праву

                      О нашем поколении солдат.

Размышляя над строками В.Большакова, видишь в авторе не только бойца, а настоящего дозорного с острым видением, с сознанием и чувством ответственности за родную заставу.

Ученик 6:  Владимир Александрович Большаков родился и вырос на тульской земле, в селе Медведки Веневского района. Его отец – рядовой колхозник, мать – учительница начальной школы. (слайд 10)

Когда над страной нависли тяжелые грозовые тучи, семнадцатилетний юноша Володя Большаков вместе с тысячами своих сверстников добровольцем ушел на фронт. Он был направлен в Тульское пулеметное училище. Осенью 1941 года обстановка в стране была крайне тяжелой. Жители города и окрестных деревень встали на защиту Тулы. Рыли окопы, противотанковые рвы, усиливалась противовоздушная оборона. Создавались рабочие боевые отряды.

«Как ни пытался враг в течении ноября 1941 года взять Тулу и открыть себе дорогу на Москву с юга, он тоже успеха не добился. …В разгроме немецких войск под Москвой Туле и ее жителям принадлежит выдающаяся роль», - писал в своих воспоминаниях маршал Г.К.Жуков.

В числе защитников Тулы был и Большаков.  (слайд11)

Ему было немногим более семнадцати, когда он, курсант Тульского пулемётного училища, принимал участие в Сталинградской битве, затем в боях на Донце, Днепре и Буге в составе истребительного противотанковго полка РГБ. Награждён медалью "За отвагу", орденами Славы и Отечественной войны Первой степени.

Послевоенные годы были для Большакова очень напряженными. Он много учился. Сначала закончил среднюю школу, а потом Институт театрального искусства. Фронтовик становится журналистом, ведущим режиссером Тульской студии телевидения. Одновременно с режиссёрской деятельностью началась его творческая жизнь в литературе. В разные годы у него вышли сборники стихов: "Петрович", "Песня об Ольховке", "Материнский упрёк", повести "Солдатское счастье", "Семьянский большак", "Незабудки для Натали", поэмы "Тишина над полем" и ""Бунт мёртвых".

Ученик 7: «Какая ими движет сила».

Он не таил своей досады,                         Гремит атака за атакой,

Он не доволен был собой,                         Громят зенитчики врага,

Когда под Мценском из засады                И тридцать темно-синих танков

Танкисты наши дали бой.                          Горят на поле как стога!

И с нескрываемою злобой                           Он вспомнил Вену и Варшаву –

Пробормотал уже тогда:                               Держал в руках столиц букет.

- Россия – это не Европа,                              А у Толстовской у заставы,

Конец прогулкам, господа!                          А перед Тулой – ходу нет…

  Но все еще в удачу веря,                              «Какая ими движет сила,

  От веры той сходил с ума:                            Чтоб против танков устоять?»

  «В конце концов откроет двери                    И мог ли он, нацист спесивый,

  Ему Виктория сама!»                                      Простую истину понять:

Хотел без пушечного гула -                            Тут не случайность, не нелепость.

Он это видел наяву -                                       А для непрошенных гостей

Веселым маршем через Тулу -                       Душа у русских – та же крепость,

На обреченную Москву.                                 Мильоны братских крепостей!

  Вослед за танковой лавиной,

  Ползущей к Туле напрямик,

  Он ехал молча, брови сдвинув,

  Подняв бобровый воротник.

Но вот вдали сплошной завесой

Над полем стлался черный дым.

Он хлопнул дверцей «Мерседеса»

И взял бинокль: - Чего стоим?

  Эй вы! Зачем торчите скопом?

  Где командир? Какая часть?

Кричал, грозил, ногами топал,

Гудериан, ожесточась.

  - Зачем толпиться у обочин,

  У вас иной дороги нет?

  Какой еще там полк рабочий?

  Гер оберст! Это что за бред?!

Учитель: Размышляя над стихами Владимира Большакова, каждый раз чувствуешь, как душа наполняется радостью: как хорошо, что есть так5ой поэт, фронтовик, труженик земли тульской, с чистым сердцем к людям и светлой надеждой.

Ученик 8: Первая публикация стихов Виктора Пахомова появилась в журнале «Дружба народов» за 1960 год. Стихи сельского учителя обратили на себя внимание. (слайд 12)

Детство поэта прошло в Тульской деревне в тяжелые годы Великой Отечественной войны. При отступлении фашисты сожгли его дом. Девятилетний мальчишка скитался с матерью и младшими сестрами по соседним деревням в поисках жилья и пропитания. Единственной утешительной радостью были отцовские фронтовые письма, но в 1943 году пришла похоронка о гибели отца под Орлом.

Зимой Виктор учился в школе, летом работал в колхозе. Любил рисовать, писал стихи. Биография поэта неотделима от его творчества.

О Великой Отечественной войне написано теперь очень много хороших стихов. Но увиденное и пережитое Пахомовым оказалось неожиданным, неповторимым. Поэзия Пахомова сильна, прежде всего, правдой чувства к родной земле, к полям, к долам и перелескам, к нелегким судьбам односельчан. Человек большого таланта Виктор Пахомов собрал вокруг себя многих поэтов и прозаиков области. И это вполне естественно, по-другому и не могло быть. Это было время высокого духовного подъема тульской литературы.

А в Туле, в особняке 19 века на улице Каминского, где располагалась писательская организация, практически еженедельно проходили литературные чтения и обсуждение новых произведений. Это были уроки мастерства, потому что разговоры всегда были откровенными и глубокими, и любые, даже жесткие критические высказывания, не воспринимались как критиканство, а творческие подсказки собратьев по перу.

Поэзия Пахомова – живое дерево с пышкой кроной и густой листвой, за которой не видно птицы, но трели ее слышны на всю округу. И жизнь этому дереву дают корни – корни Родины.

Учащиеся читают стихотворения В.Пахомова.

   Под осени тягостный ропот,    (слайд 13)

    Раз в день получая еду,

    Мы рыли под Тулой окопы

    В святом сорок первом году.

      С лицом, малость оспой изрытым,

      Мне врезался в память боец,

      Что так изумился: «А ты-то,

      А ты-то зачем здесь, малец?»

   Я помню как, обескуражен,

   К нему повернулся спиной,

   Как мама сказала: «Война же!

   Да он не один тут, со мной».

 «Мое село»

Лежит, как будто окопалось,                         Не самолюбью на потребу,

В снегу село.                                                   А всей душой,

Не раз, не два над ним сшибалось             Мечтал увидеть детства небо

Добро и зло.                                                    Над головой,

Я встречи лучшей не желаю                         Всех одногодков полысевших,

Сойдет и так!                                                   Сестер и мать

За мною неотступно с лаем                           И этих псов, не захотевших

Эскорт собак.                                                    Меня признать.

Понять ли этим нелюдимым                         Какими бурями, казалось,,

Брехучим псам,                                                Мир не трясло,

Как тянет нас неодолимо                               Стоит большой России малость –

К родным местам.                                           Мое село.

                                    И как там, далеко ли, близко,

                                    В какой глуши –

                                    Здесь постоянная прописка

                                    Моей души.  (слайд 14)

Учитель: Воловчане тоже помнят те страшные годы. Много поэтов родилось и на нашей земле. И многие писали о войне, о лишениях, о вере в Победу, о героях.(слайд 15)

«Юные герои».    Л.Надеждина.

Закрыты учебники-книжки,                          Сражались на фронте мальчишки,

Стонет небо раскатами,                                             Сражались на фронте девчонки.

Ушли на войну мальчишки,                          Горели ярко, как вспышки,

Ушли и стали солдатами.                              Жизнью короткой, но звонкой,

Снаряды роют воронки,                                «Обнимали» врага в рукопашной,

Дым плывет по откосам.                               Могилам дарили цветы.

Уходили на фронт девчонки,                        Вставали Зои и Саши

Под пилотки прятали косы.                            За наши любовь и мечты.

                                   Шли по дорогам знойным,

                                   Несли сиянье побед.

                                   Так становились героями

                                   Ребята семнадцати лет. (слайд 16)

 Слово учителя. Обобщение сказанного.

Итак, перелистывая очередную страницу нашего устного журнала, подведем

промежуточный итог. Какие темы волновали поэтов в грозные годы войны? (записываем в

тетрадях).

-Тема любви к Родине, ненависти к врагу.

-Боль за родную землю и близких людей.

-Героизм народа на фронте и в тылу.

-Тема личных переживаний, ответственности, долга.

-Тема любви к матери, к женщине.

-Родительские тревоги.

-Уверенность в победе.

Следует подчеркнуть, что во многих произведениях эти темы органично сочетаются,

переплетаются между собой.

Обобщим те средства выразительности речи, которые выделили выступающие при

анализе стихотворений. Запишите их: эпитет, метафора, сравнение, анафора, антитеза,

аллитерация, градация, повторы, многосоюзие, риторическое обращение, риторический

вопрос, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм.

Учитель: На пути к великому морю Поэзии мы стремились пройти по одной из речек, текущих в него. Эти «ручейки» показали нам свои родники, рождение, их Родину.

Родина! В ней мы черпаем силу и вдохновение. (слайд 17)

Чувство любви к Родине рождается в каждом человеке из начала, из того малого, где мы родились: из отчего дома, деревеньки, района, города, края. Оно предстает нам из детства, юности, из поры, по слову А.Т.Твардовского, «Памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души».

Литература

Елькин Александр Александрович // Тульская писательская организация : информ. справ. – Тула, 1978. – С. 14-17.                                                                                              Овиннников, Д. О тех, кто сражался за Родину – Тула, 1984. – С. 102-111.                                                                                                         Рубцов, Г. Тульский следопыт / Г. Рубцов // Журналист. – 1970. – № 2. – С. 45.                                  Рыков, Л. Его уважают люди / Л. Рыков, А. Харитошкин // Сов. патриот. – 1970.
Абрамов, М.А. Воспоминания политрука : [стихотворение посвящ. А.А. Елькину] – Тула, 2005. – С. 17-18.                                                                                                                              Абрамов, М. Воспоминания поэта Александра Елькина : [стихотворение] / М. Абрамов // Абрамов, М. Повороты судьбы : стихи. – Тула, 1988. – С. 21.                                             Акулиничев, Н.  Белостволица / Н. Акулиничев. - Тула, 1972                                                    Акулиничев, Н. Сквозь годы / Н. Акулиничев. - Тула, 1986                                                       Овинников, Д. С тобой, Россия / Д. Овинников. - М., 1984. - С.129                                                  Тульский край в литературе и искусстве: Хрестоматия. - Тула, 2001. - С.382                             Марков, А. О стихах Николая Акулиничева //Акулиничев Н.Сквозь годы.- Тула, 1986. -  С.3 – 6                                                                                                                                                    Избранное: стихи / В.Ф. Пахомов.— Тула: Пересвет, 2000.— 240 с: ил.                                                Мое село: [стихи] / В.Ф. Пахомов.— М.: Современник, 1974.— 63 с.— (Новинки «Современника»).
Твердь родимая: избр. стихотворения / В.Ф. Пахомов; [ред. Н.К. Кирюхин; худож. Н.В. Акиньшин].— Тула: Пересвет, 2005.— 188 с.: портр.
Тула литературная: ежегодник писателей Тульской обл. / сост. В.Ф. Пахомов; худож. В.Н. Соломатин.— Тула: Пересвет, 2001.— 207 с.— Посвящ. 60-летию начала Великой Отечественной войны и обороны Тулы.
Тульский край в литературе и искусстве: хрестоматия / сост В.Ф. Пахомов; худож. А.Н. Гришенков.— Тула: Пересвет, 2001.—528 с.+36 с. вкл.: фото.

http://www.tounb.ru/library/tula_region/history/ArticleByName.aspx?ArticleId=263&CategoryId=13

http://www.tula.ru/activity/society/honorary-citizens/pakhomov_victor_f/

http://www.stihi.ru/2012/07/03/2597

http://www.proza.ru/2012/03/14/1822

http://priokskie.ruspole.info/node/3830


       

   

   

               


        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация женщины-уроженки тульского края

Женщины участники боевых стражений...

Паганини Тульского края

Классный час «Паганини Тульского края» посвящен нашему земляку, человеку-патриоту – Н.И.Белобородову, создателю тульской хроматической гармони,  первого оркестра гармонистов, основателю коллектив...

Тематическое планирование кружка "Красоты Тульского края"

Планирование предназначено для занятий  с учениками  6-7 классов...

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)...

Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»

В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла...

По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)

К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев ...