Паганини Тульского края
классный час (5 класс) на тему
Классный час «Паганини Тульского края» посвящен нашему земляку, человеку-патриоту – Н.И.Белобородову, создателю тульской хроматической гармони, первого оркестра гармонистов, основателю коллективных форм музицырования в России, разработчику «Самоучителя» и «Школы для хроматической гармоники». Используемый материал способствует повышению интереса учащихся к истории родного края, формирует чувство гордости за своих земляков. Данный материал будет интересен учителям при проведении классных часов и занятий, как региональный компонент.
Данное мероприятие способствует совершенствованию культуры общения, развитию речи, углублению знаний по краеведению; обогащению словарного запаса учащихся.
При проведении классного часа используются: мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг о Тульском крае, тематическая газета «Гордость земли Тульской», состоящая из трех частей; фрагменты музыкальных произведений в исполнении русских народных инструментов, а также отрывки из музыкальных произведений И.Брамса, В.А.Моцарта, Ф.Шопена; презентация, выполненная с использованием компьютерной программы POWERPOINT.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paganini_tulskogo_kraya.rar | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс Классный час «Паганини Тульского края» Тимофеева Г.А.
Классный час
ПАГАНИНИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ
Цели:
– знакомство с историей, знаменитыми людьми родного края, с биографией создателя первой хроматической гармоники туляка И.Н.Белобородова;
– развитие творчества, речи, умения публичного выступления;
- развитие культуры общения;
– воспитание интереса к истории, расширение кругозора;
– воспитание любви к малой Родине, гордости за свой народ.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран;
- компьютер;
- Коллекция Филимоновской игрушки;
- газета «Гордость земли Тульской»(3 части);
- выставка книг;
- тульские пряники;
- презентация «Паганини Тульского края», выполненная в программе…
- баян;
- буклет «Паганини Тульского края»;
- тульские самовары.
Тимофеева Г.А.
Любовь к Родине, чувство патриотизма у человека в первую очередь связывается с родным краем, где он родился и вырос, который особенно близок и дорог. Нужно помнить, что за всеми крутыми поворотами в жизни нашей Родины стояли конкретные люди.
В нашей стране исстари на первое место ставилось не богатство, а верность долгу, честь, доброта. Огромные деньги не вызывали уважения, а социальный эгоизм никогда не одобрялся.
Сейчас мы живем в интересное и трудное время. У нас на глазах делается история. Но будущее рождается не только из настоящего, оно рождается и из прошлого.
Без изучения прошлого своего народа, своей Родины мы можем потерять точки отсчета и опоры, потерять свои истоки.
В этой связи можно вспомнить притчу о том, как старый дуб говорит молоденькому побегу: «Сила в твоих корнях. Если они глубоко вошли в землю, значит, тебе не страшна буря. Пусть гнет тебя ветер, пусть обрывает листву, но ты останешься стоять...»
Потеря интереса современной молодежи к прошлому своей страны, традициям своего народа, литературе, незнание земляков, прославивших наш край, а так же засилье западной культуры, литературы и фильмов на экранах телевизоров побудило меня к проведению серии классных часов, посвященных известным людям Тульского края.
Первый классный час мы посвящаем Николаю Ивановичу Белобородову – создателю первой хроматической гармоники и первого оркестра гармонистов.
__________________
Города, как и люди, - у каждого свое лицо и характер. Кострому не спутаешь с Вологдой, Ярославль с Новгородом. Одна у нас Пермь, один Смоленск...
__________________
Особая судьба и у Тулы. С момента своего возникновения волей необходимости она стала городом-воином и на протяжении длительного времени надежно охраняла от набегов кочевников южные подступы к Москве. __________________
Есть город в России…
Не очень велик, да известен.
Над ним, как легенды,
Проплыли седые века.
О городе этом
Немало вы слышали песен.
Не очень велик он,
Да слава его велика.
__________________
Есть город в России…
Стоял он, как воин, на страже.
Дорогу к Москве
Он собою не раз прикрывал.
О стены его
Разбивались нашествия вражьи,
А он, непреклонный,
Оружие грозно ковал. …
Юрий Щелоков
__________________Позднее Тула потеряла значение сторожевой крепости. И воинские доспехи она сменила на фартук кузнеца. С упорством и прилежанием туляки осваивали «железное дело», ладили ружья, пики. В тяжелом кропотливом труде достигалось мас терство. У одних хорошо получались стволы, у других — курки, у третьих — штыки. Ремесленники расселились, образуя улицы-мастерские, улицы-цеха: Дульная, Ствольная, Заварная, Патронная, Пороховая...
__________________ Прошлое — это но просто факты, имена, даты, но прежде всего школа жизни, в которой учатся любить свою Родину, свой народ. И нужно сказать, что уроки патриотизма тулякам преподавали и преподают талантливые учителя. Среди них имена первого русского агронома Андрея Тимофеевича Болотова, командира легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева, создателя знаменитой «трехли нейки» Сергея Ивановича Мосина.
__________________ Мы гордимся тем, что тульская земля родина гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого.
Тульская земля была источником вдохновения для В. А. Жуковского, Г. И. Успенского, В. В. Вересаева, К. Д. Ушинского, А. С. Даргомыжского, В. Д. Поленова...
Знаменита Тула не только оружием. Она известна и своими самоварами. Не даром раньше говорили: «В Тулу со своим самоваром не ездят». Славен наш старинный город и пряниками. Тульский край прославили также Филимоновская игрушка и тончайшие белевские кружева. Но особое место принадлежит русской хроматической гармонике.
__________________И сегодня наш классный час посвящен творцу хроматической гармоники Николаю Ивановичу Белобородову, которому в этом (2012) году исполнилось 184 года со дня рождения.
__________________Вот уже свыше ста лет звучит над миром неж ный, певучий голос российской «хромки». Создал ее даро витый наш земляк Н. И. Белобородов.
Родился он 15 февраля 1828 г. в семье потомствен ного туляка, занимавшегося торговлей. Вскоре умерла его мать.
Лучшим отдыхом для мальчика были поездки с отцом, управлявшим дворянским имением, в село Медвенки. Изумрудная краса лесов и полей, звонкие трели соловьев тревожно и радостно будоражили его воображение. Здесь, в деревенской глуши, Коля впервые познакомился с игрой на гармонике. На вид нехитрый инструмент: два плоских ящичка, мехи, клавиши. Но этот инструмент сумел навечно покорить сердце музыкально одарен ного ребенка.
__________________Мечта иметь такую чудесную игрушку осуществилась не сразу. Наконец отец привез с Нижегородской ярмарки семиклавишную однорядную гармонь. Целыми днями не расставался с ней осчастлив ленный подросток. По слуху старался подобрать народные напевы, услышанные на представлениях в балаганах го рода.
Бывали у них дома дяди по мачехе — степенные ору жейники братья Коноваловы. По будням трудились до седьмого пота, зато по праздникам их было не узнать. Хозяева и приглашенные пели, плясали от души. А какое застолье без гармошки! На равных садился Николай с гармонистом, и слаженный дуэт подолгу веселил честную компанию. Отец, родные в восторге — у парня талант!
(Музыкальная вставка – «Плясовая»)
__________________Город, сосредоточивший массы искусных металлистов и оружейников, быстро превращался в ведущий район производства гармоник в России. Заморская гостья прочно обосновалась на промы шленной окраине - в Чулково. Завез ее в родные края и начал «работать» энергичный и находчивый оружейник Иван Сизов. Его примеру последовали многие. Мастерили дома вечерами, после заводской смены. Спрос превзошел все ожидания. Диковинный инструмент горячо полюбился простому люду. В 1848 г. фабрики Т. Воронцова и И. Си зова дали на рынок десять тысяч гармоник. Любители игры на них выступали на свадьбах, провожали новобран цев в солдатчину, забавляли на деревенских посиделках.
Местные умельцы модернизировали инструмент, при способив его к исполнению русских песен и частушек. Он получил название русской, или тульской гармоники - семипланки.
__________________ Женился Н. Белобородов на дочери оружейника Юлии. Спокойная, умная женщина оказалась надежной опорой на нелегкой жизненной стезе изобретателя. После смерти отца, чтобы прокормить детей, Николай открыл в подвале своего дома маленькую красильню. Хотя хозяйствовали бережливо, денег не хватало.
Планы создания новой модели гармоники все больше волновали творческую натуру незаурядного гармониста. У него собирались друзья по интересу — рабочие казен ного завода, гармонные мастера. Играли вместе, состяза лись на переигрыш. Николай Иванович, решивший серь езно заняться музыкой, неизменно задавал тон импровизи рованным репетициям.
__________________ Семья Белобородовых пользовалась уважением. Нико лая Ивановича избрали мещанским старостой. Общест венные обязанности отнимали немало времени, но он по-прежнему посвящал досуг любимому делу. Сметливый от природы и добрый по характеру энтузиаст многое познал, общаясь с артистами из Москвы и Петербурга, актерами здешнего театра.
В спорах с опытным преподавателем музыки, нанятым для старшей дочери Софьи, постепенно вызревали но ваторские идеи и смелые замыслы конструктора. Страстно хотелось переделать голоса «тулки» так, чтобы на ней можно было исполнять Баха и Моцарта.
__________________Осенью 1875 г. Н. Белобородов договорился с прослав ленным мастером-гармонщиком Леонтием Алексеевичем Чулковым об изготовлении им по разработанным черте жам нечто доселе невиданного и неслыханного. Начались многочасовые бдения за листом бумаги у керосиновой лампы. Чуть ли не каждый день, позабыв о заказах для красильни, спешил Николай Иванович за советом к смека листому кустарю.
В конце концов нашлось единственно правильное решение. За основу была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутона ми. Клавиатура обрела новые формы, заимствованные из фортепиано. Но их группировка стала иной, поперемен ной: после белой клавиши шла черная.
__________________ В марте 1878 г. экспериментальный инструмент был закончен. Опыт оказался на редкость удачным. По мнению музыковеда А. М. Мирека, гармоника была «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время».
Радовались домочадцы. В свободное время открывались окна зала. Николай Иванович, его ученик Мусатов и Софья, взяв по гармонике, начинали «сыгровку». Бла годарные слушатели с улицы громкими возгласами одобря ли бесплатные концерты необычного трио.
__________________ А неуемный маэстро загорелся новой идеей: организо вать оркестр хроматических гармоник. Инструменты рав ных диапазонов и тембров были заказаны Л. Чулкову, В. Баранову и А. Потапову. Белобородов, оставив службу, с увлечением занялся изучением теории музыки, первым среди отечественных гармонистов овладел музыкальной грамотой. Консультировали его приятели — военные капельмейстеры.
Много труда потребовало создание парти тур, которые писались на восемь партий при составе ан самбля из 8 -10 человек. Как дирижера, Белобородова отличали требовательность и целеустремленность. Он на стойчиво добивался того, чтобы каждая музыкальная фраза, отдельная мелодия при исполнении соответствовали нотной записи и замыслу композитора.
__________________По заказу московского издателя в 1880 г. он составил «Школу для хроматической гармонии по системе Н. И. Белобородова». Затем и в столице выпустили это пособие, не указав, однако, имени провинциального автора. Новый инструмент становился все более популярным. Из рабочих оружейного и патронного заводов, гармонных мастеровых был создан «Оркестр кружка любителей игры на хрома тических гармониках». Концертмейстером поставили В. II. Хегстрема, служившего бухгалтером Дворянского собрания. Занимались по воскресеньям в доме Белобородова. Частенько репетиции затягивались дотемна. По том власти разрешили кружковцам использовать старое деревянное здание Дворянского собрания.
Бескорыстный служитель муз нес основное бремя рас ходов на приобретение гармоник. Поэтому Николаю Ива новичу пришлось заложить в банке свою часть наследственного дома и продать красильню.
__________________1880—1890-е годы — расцвет плодотворной деятель ности Н. И. Белобородова. К скромному самоучке пришли слава, признание. В репертуар слаженного коллектива теперь включались классические вещи, марши, вальсы, народные песни.
Исполнение музыкального произведения на баяне
В 1893 г. Н. Белобородов опубликовал в Петербурге «Самоучитель … для хромати ческой гармоники». В предисловии издатель, отмечая хороший художественный вкус, лестно писал о достоин ствах автора учебника: «Я лично присутствовал у господина Белобородова во время исполнения на хроматических гармониках и вполне убедился в том, что слышанная игра настолько правильна и приятна, что положительно забы ваешь, что это гармоника, а не оркестр ученых, музы кантов».
(Музыкальная вставка)
__________________ Крупная австрийская фирма два раза присылала к Белобородову агента с целью купить патент на «хромку». По словам дочери Марии, отец с гордостью отверг за манчивые предложения: «Я русский человек и свое изобретение не продам за границу!» В этот период Ни колай Иванович пробует свои силы в композиции: сочи няет кадриль «Охота», «Польку-фантазию» и другие вещи.
В числе тонких ценителей мастерства гармонистов был Л. Н. Толстой. Летом 1893 г. оркестранты на даче Бело бородова вблизи Косой Горы с удовольствием исполнили для писателя несколько народных песен. Позднее, на прогулке он вновь встретился с талантливым коллективом. Льву Николаевичу вручили почетный адрес и член ский билет Музыкального общества любителей игры на хроматических гармониках.
__________________Как-то В. Хегстрем пред ложил: «Не пора ли нам на люди выходить? Давайте дадим концерт». Сняли помещение, расклеили по городу афиши. Долгожданный час первой публичной гастроли настал. В малом зале Дворянского собрания десять музыкантов заняли свои места. Гармоники положены на колени (тогда еще не применяли плечевые ремни), Белобородов поднял руку... Начали с величавой увертюры к опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), затем исполнили ча рующие мелодии Штрауса, с чувством проиграли вальс «Полярная звезда», принадлежащий перу самого дирижера, закончили русскими песнями. С того времени. оркестр систематически выступал с концер тами в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове...
В 75 лет маститый музыкант передал дирижерскую палочку в надежные руки любимого соратника Владимира Хегстрема, но до конца жизни не терял связи с коллективом.
__________________ До слез был растроган Николай Иванович, когда ор кестр Хегстрема с триумфом выступил в Московской консерватории, а затем был записан на пластинку. Он постоянно проявлял живой интерес к музыкаль ной жизни города: посещал концерты гармонистов, встре чался с видными артистами — Н. Фигнером, А. Агреневым, А. Меньшиковой, был избран почетным членом «Первого российского общества любителей игры на хроматических гармониках».
Создатель первой хроматической гармоники и организатор первого в России оркестра гармонистов Николай Иванович Белобородов умер 28 декабря 1912 года в возрасте 85 лет.
Похороны его превратились в много людную процессию горячих поклонников творца поистине народного инструмента.
__________________ Н.И.Белобородов не только изобрел хроматическую гармонику, он заложил основу для более совершенного музыкального инструмента – баяна, уникального по своим исполнительским и звуковым возможностям.
Пожалуй, не отыскать в нашем отечестве уголка, где бы не знали трогающие чистотой звучания тульские баяны. Изготавливает их объединение с лирическим названием «Мелодия». Оно дало путевку в жизнь инструментам «Левша», «Ясная Поляна», «Садко», группе баянов «Тула». Современные конструкторы, тысячи умельцев «золотых планок» с честью продолжают дело замечатель ного земляка.
__________________Жители города Тулы с большим уважением относятся к памяти своих известных предков и особенно к памяти Н.И. Белобородова. Его дом превращен в музей, где собраны уникальные экспонаты; в краеведческих и периодических изданиях имеется множество публикаций, рассказывающих о жизни и деятельности нашего прославленного земляка.
Своеобразным нерукотворным памятником Н.И. Белобородову стал конкурс, носящий имя талантливого русского самородка. Первый конкурс состоялся в1991 году, а второй – в 1993. Его участниками стали юные таланты от 9 до 16 лет из городов Дальнего Востока, Сибири, Урала, Карелии, Центра России, Дагестана, Казахстана, Украины. Третий конкурс юных исполнителей на баяне, аккордеоне им. Н.И. Белобородова прошел в марте 1995 г. Он перешагнул рубеж России и получил статус Международного.
Тимофеева Г.А. Уважаемые гости!! Обратите внимание на представленные экспонаты: на книги о Тульской земле и знаменитых наших земляках, …газеты.
А теперь приглашаем всех на чай из тульского самовара с тульским пряником.
Приятного аппетита!
Литература
1. Анизова Н.А. Богородицк. / Н.А. Анизова, В.А. Дутова, Н.Г. Ефименко и др. – Тула. Издательский Дом «Пересвет», 2002. – 144 с.
2. Гордость земли Тульской (Замечательные люди нашего края). – Т. II / Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. – 397 с.
3. Звучи, гармонь, во все века: Сборник статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени. – Тула: Тульский полиграфист, 2000. – 136 с.
4. Земля Тульская: Фотоальбом. – М.: Издательство «Планета», 1977. – 192 с.
5. Толстой И.В. Свет Ясной Поляны – М.: Мол. гвардия, 1986. – 287 с.
6. Тула из глубины веков до наших дней: Фотоальбом. / Сост.: Е.П. Кассин, П.Е. Кассин, В.В. Возбранный, Г.Д. Расторгуев. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1988. – 350 с.
7. Тульский самовар Tula samovar. Фотоальбом / Составители: А.С.Тихонова, М.Г. Рудаков, С.Д. Ошевский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1989. – 175 с.
8. Чуднов Г.М. История Тульского края. – Тула: Пересвет, 2000. – 319 с.
9. Якубенко Э.В. Поле русской славы: Под ред. и со вступит. статьей проф. В.И.Буганова. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. – 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация женщины-уроженки тульского края
Женщины участники боевых стражений...
Тематическое планирование кружка "Красоты Тульского края"
Планирование предназначено для занятий с учениками 6-7 классов...
Литературные страницы Тульского края.
Любовь к родной земле начинается с познания родных мест, с любви к своей маленькой речке, озеру, любви к родному городу, области. Чтобы больше узнать об этих местах, расширить и углубить свои пр...
Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)
Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)...
Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»
В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла...
По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)
К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев ...