Конспект мастерской творческого письма в 11 классе "Там было белое здание"(По лирике А. Блока)
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Валентина Александровна Андреева

Творческий анализ стихотворения А. Блока "Девушка пела в церковном хоре..", включение в сотворчество на основе впечатлений и своего жизненного опыта помогает учащимся написать  работы на основе слов, образов лирики А. Блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tvorcheskoy_masterskoy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Конспект  мастерской творческого письма.

                                        «Там было белое здание…»

                                              (По лирике Александра Блока.)

Цель занятия: через творческий анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» предоставить учащимся возможность «включить» самосознание, тогда опыт чтения становится и жизненным опытом, поразмышлять о человеческой судьбе, научить понимать чувства лирического героя, переживать остроту утрат вместе с ним; создать творческую работу на основе слов, предложений, образов  лирики Блока.

Ход мастерской.

При изучении 1 тома лирики мы можем говорить о символике цвета и звука у Блока, о том, что они не существуют отдельно, а взаимодействуют, передавая оттенки малейших движений души лирического героя. Особенности его состояния попробуем понять, читая стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…».

  1. Выберите себе какой-нибудь цвет и какой-нибудь звук, любимые лирическим героем Блока в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Назовите их соседу по парте. Запишите названные в паре цвета и звуки.

  1. 1) Во время чтения стихотворения учителем будем делать выписки по типу таблицы: записывать «темные» и «светлые» слова, включая звуковые образы. Стихотворение читается дважды. (Можно раздать текст стихотворения.)

2) По очереди читаем полученные ряды слов. На доске учитель или его помощник записывает варианты (большую часть прочитанного).

По ходу чтения кто-нибудь скажет, что одинаковые слова разным читателям кажутся «темными» или «светлыми». Обязательно отметим неодинаковость восприятия слов стихотворения. И все же на вывод это не повлияет.

           

            3) Пожалуйста, подберите условные названия к каждому столбику, используя

            лексику А. Блока. Прочитайте, что получается. А если это будут не слова, а знаки?..

            (Учитель дописывает.)

Примерная запись на доске:

                    «Светлые»  слова

                  «Темные» слова

Пела радость, голос, летящий в купол;

Усталых; в чужом краю; ушедших; забывших;

белое платье пело; в тихой гавани;

из мрака; на чужбине; усталые люди;

луч сиял; радость будет; голос был сладок;

никто не придет назад;

высоко, у царских врат; светлую жизнь

причастный, плакал ребенок

НЕБО

ЗЕМЛЯ

МЕЧТА (плюс «+»)

«СТРАШНЫЙ МИР» (минус «-»)

Учитель. Два найденных ряда слов не разделяются в стихотворении, а взаимодействуют, как разные электрические заряды. Сравнение условно, однако помогает представить, что происходит при таком столкновении, ведь художественное пространство здесь – это душа лирического героя… Участники мастерской говорят, что разряд – это молния, взрыв, костер, «всплеск», опасный для жизни человека… Вспоминаем строку Фета «Там человек сгорел. Говорим, что такой огонь может оказаться творческим: озарение, огонь Творца… Творчество окажется спасительным для поэта…

  1. 1) Подчеркните 3-4 слова из записанных. Выберите одно из них. Прочитайте вслух.

         Вариант задания.

Подчеркните одно из «светлых» слов и одно из «темных». Соедините их в словосочетание, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другую часть речи.

       2) Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашего текста. Напишите 4-5 предложений (7 минут).

       3) Тексты читаем вслух.

4.  Рефлексия.

В основном получается краткая общая беседа о главных эмоциях. А еще – каждый раз удивление способностям одноклассников. Осмысление содержания переносится  в дальнейшую работу по учебной теме.  

Из работ учащихся:

                                                  Светлый плач.

Странно звучит – светлый плач… А может ли плач быть светлым? Думаю, да, если это слезы радости. Радость встречи после долгой разлуки, радость сбывшихся надежд, радость конца войны… Плач от счастья…

       Плач сам по себе – темное, неприятное, горькое. Светлый плач – в противоположность – нечто радостное, приятное, доброе. Почему у Блока встречаются такие противопоставления? Видимо, из-за внутренней, душевной войны.

                                                                                                            Илья С.

                                               

                                                    Луч во мраке.

Темнота непроглядная. Холод. Бьет озноб. Кажется, так будет вечно. Надежда почти угасла. И вдруг… Откуда-то сверху луч света. Тонкий, но такой яркий, что пробивает тьму, согревает тело и душу, вселяет надежду и заставляет жить.  Это луч веры.

                                                                                                           Екатерина Н.

                                                  Песня об ушедших.

Ушедшие… Кто они? Уехавшие в дальние края или покинувшие этот бренный мир?

Может быть, и те и другие. О них звучит песня и для них. Песня о том, что их помнят и ждут, что верят в них и в то, что придет когда-нибудь время покоя и мира.

                                                                                                         Оксана М.    

                                             Песня и плач.

Песни, как правило, сопровождают нас в радостные минуты жизни, а плач связан больше с обидой и болью. Но при всей кажущейся противоположности они, на мой взгляд, очень близки. И песни, и плач – это звуки души, нежные, надрывные, тонкие, светлые, громкие, призывные, успокаивающие, горькие, - они разные. Многое в жизни чудесным образом переплетается. И подчас нам не понять этих тончайших связей. Но мы чувствуем, что они есть.

                                                                                                          Александра С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике А. Блока».

Данный урок позволяет на примере анализа художественных особенностей стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

урок по теме "Приемы контраста в лирике А.Блока"

на примере стихотворений А.Блока рассматривается прием контраста...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА ( по лирике Осипа Мандельштама)

В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ- «код», можно попр...