Урок по литературе "Зимнее утро"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Аракчаа Долаана Улуг-ооловна

Урок был проведен в 6б классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

на тему «Поэтический анализ стихотворения

А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Предмет: Литература

Класс: 6Б

Тема урока: А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Цели урока:

 подготовить детей к выразительному чтению лирического

стихотворения;

 способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за

выразительными средствами языка;

 отрабатывать дикцию и выразительность чтения;

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к русской поэзии, родной природе, родному краю;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

-повторить изученные поэтические произведения. Развивать навыки работы с текстами стихотворений, выразительность, правильность, осмысленность чтения.

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды):

учебник, тетрадь, толковый словарь, проектор.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Проводит разминку, мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности.

Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать рассуждать,

Можем мы урок начать!

Коммуникативные, Регулятивные

  1. Актуализация знаний

Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость. Это Александр Сергеевич Пушкин. Природа щедро наградила Пушкина многим талантами. Много поколений россиян знают наизусть его прекраснейшие творения: стихотворения «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву»,  повесть «Капитанская дочка» (8 класс), роман «Дубровский» (6 класс), роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина» и др. Очень много произведений обрели бессмертие, они стали шедеврами не только в русской, но и в мировой литературе.

А теперь викторина по произведениям (Команда, ответившая правильно, награждается жетончиками, т.е. будут между собой соревноваться. Каждая команда получает  2 вопроса).

А.С. Пушкина (работа в рядах)

  • Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)

  • С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

  • Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

  • Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)

  • С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

  • Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)

А теперь! Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете шторы  и… Что же вы видите там, за окном? Во дворе?

Задание. Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

(Беседа, диалог)

Учитель: Хорошо. Как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока?

  1. Выход на тему,

постановка учебных задач с детьми

Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач.

Формулируют тему и  задачи урока.

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический анализ стихотворения.

Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование,

оценка),

Коммуникативные (умение слушать и слышать)

Словарная работа

В тетрадях записывают 

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

Учитель: Какой раздел науки изучает слова, словарный состав слова?

(Лексикология)

Учитель: Что такое диалектизмы, устаревшие слова?

Почему Пушкин использует в своем стихотворении диалектизмы?

Учитель: Что такое синонимы?

Работа в команде:  подобрать синонимы к словам лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный, чудесный.


Лучистый - светящийся

  • ослепительный, ярчайший
  • ослепительный, ярок, яркий, светлый, сверкающий, красивый, ясный, блестящий, розовый
  • ослепительный, ярок, яркий, искристый, сверкающий, радужный, блестящий, многоцветный, разноцветный, розовый.
  • Живописный - выпуклый, выразительный, декоративный, живой, картинный. 
  • Печальный - Безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалкий, жалобный, жалостный, мрачный, плачевный, скорбный, прискорбный; безутешный, огорченный, опечаленный, пасмурный, понурый, сумрачный, сокрушенный, тоскливый, траурный, угрюмый, унылый, приунылый, задумчивый, меланхолический; пессимист.
  • Красочный - живописный, великолепный, броский, колоритный.
  • Мрачный - угрюмый, сумрачный, безрадостный, унылый, неприветливый.
  • Чудесный - дивный, волшебный, сказочный, дивный, чудный.

Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение.

Учитель: Какое настроение передает актер при чтении стихотворения?

(Ответы детей)

Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

Работа с текстом.

 (Анализ стихотворения)

-Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

Учитель:  Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

  • Подберите однокоренные слова-существительные  к слову МОРОЗ (морозец, морозище, изморозь, морозилка, мороженщик, мороженщица, за́морозки, заморозка). Выделить в них корни, указать чередующиеся согласные в корнях слов.

Учитель: Какие ассоциации появляются при слове МОРОЗ.

(холод, холодище, морозный, суровый).

Составить предложения со словом МОРОЗ.

(Наступила снежная, суровая зима)

Учитель: Как вы думаете, что символизирует слово СОЛНЦЕ?

(Ответы детей)

СОЛНЦЕ – символ созидательной энергии, символ королевского величия

Составить предложения со словом СОЛНЦЕ.

(Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах).

Учитель: Какая орфограмма есть в слове СОЛНЦЕ?

(Непроизносимый согласный «Л». Подберите проверочное слово: СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО).

Учитель: Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?

Учитель: Родная природа. Какой смысл содержит это словосочетание? А вы любите родную природу? Почему?

(Ответы детей)

Учитель: Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Объясните значение выражения «Вьюга злилась». Как называется такой троп? (Олицетворение). Дать определение олицетворению с примерами.

Учитель: В первой строфе у автора МОРОЗНОЕ УТРО, а во второй строфе уже ВЕЧЕР. В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин. Такой приём называется антитезой. Антитеза – резкое противопоставление образов для мысли и чувства.

Учитель: Найдите в третьей строфе слова, которые означают разные цвета.

Небо – означает голубой цвет, цвет лазури;

Солнце – желтый, яркий;

Лес – в зимнее время приобретает черный цвет (Лес чернеет);

Ель – зеленый;

Речка – прозрачный.

Учитель: В четвертой строфе тоже вдруг резкое противопоставление.

Зима - холодная красавица,  не может пробудиться к жизни.  А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Учитель: Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Учитель: Что такое лежанка? (Кровать)

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Учитель: Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

Учитель: Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Учитель: Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину рассказать о морозном утре?

Эпитет – художественное, выразительное определение.

Например: Мутное небо, мрачные тучи, голубые небеса, великолепные ковры, прозрачный лес, блестящий лед, янтарный блеск, весёлый треск, пустые поля.

Сравнение – уподобление одного предмета другому.

Например: Луна, как бледное пятно.

Совершенствуем свою речь

Учитель: Как вы понимаете слова и строки из стихотворения:

-«друг прелестный». Кому обращается поэт? Лирический герой - красавица

-«открой сомкнуты негой взоры» (Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.)

-«луна, как бледное пятно»

«прозрачный лес один чернеет, и речка подо льдом блестит» (Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой)

-«предадимся бегу»

Творческое задание

Учитель: Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга злилась», «Морозное солнечное утро». Попробуйте в своей речи использовать выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

        Подведение итогов

Учитель: Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Учитель считает полученные жетончики.

Регулятивные (самооценка),

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Прогнозируемый результат: Учащиеся в ходе урока повторяют изученные поэтические произведения А.С.Пушкина. Развивают навыки работы с текстом стихотворения, выразительность, правильность чтения.

Учащиеся будут учиться:

Овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу;

планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять задание соответственно ролям и функциям.

  1. Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  1. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

  1. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей?

  1. Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»?

  1. С какими словами обращался старик к рыбке?

  1. Как звали царей в сказках А.С. Пушкина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"

Урок открытых мыслей посвящен очень важной  для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в  степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...

Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Презентация к уроку "С добрым утром" 5 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 5 классе по ФГОС....

Конспект урока "С добрым утром"

Конспект урока "С добрым утром"...