Статья "Развитие критического мышления на уроках литературы в условиях СПО"
статья по литературе (11 класс)
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования - умение ориентироваться в большом потоке информации, критически ее оценивать, осмысливать, применять. Для развития данных умений необходим поиск инструментария. На моих уроках этим инструментом стала технология развития критического мышления, которую успешно применяю в повседневной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_kriticheskogo_myshleniya_v_usloviyah_spo.docx | 128.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Колигаева С.А., преподаватель
ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»
Выборгского района Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В УСЛОВИЯХ СПО
Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы должны делать то же,
что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования - умение ориентироваться в большом потоке информации, критически ее оценивать, осмысливать, применять. Для развития данных умений необходим поиск инструментария. На моих уроках этим инструментом стала технология развития критического мышления, которую успешно применяю в повседневной практике. Сущность технологии заключается в том, что обучающиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения. Преподаватель на таких уроках - управляющий деятельностью ребят, а не источник информации.
Занятия с использованием технологии критического мышления предполагает три этапа: «вызов», «осмысление», «рефлексию».
С точки зрения традиционного урока, такие этапы есть на каждом обычном занятии: введение в проблему, изучение нового материала и закрепление.
Элементами новизны являются методические приёмы, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, направлены на развитие речи, используются на каждой из стадий.
Несколько подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления, благодаря которым у обучающихся появилась заинтересованность в предмете, активность на уроке, желающих проявить свои способности появилось больше.
Дискуссия - сложная форма речи, для её овладения необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли.
Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповую дискуссию использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Эффективным нахожу чтение с остановками. Данный приём эффективен при изучении маленьких по объёму произведений. Для такой работы заранее делю текст на смысловые части, в самом тексте отмечаю, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка». «вторая остановка» и т.д. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие мыслительных навыков. Данная работа предполагает тщательный анализ текста и развитие умений «идти» вслед за автором, «видеть», как он создаёт текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе. Приём «чтение с остановками» дал положительный результат при изучении рассказа Е.И. Замятина «Пещера», поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является заполнение таблицы по теме урока «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В каждую колонку необходимо внести информацию, полученную на уроке и в процессе работы с романом. Этот приём позволяет проверить знания буквально каждого обучающегося. В конце урока у ребят получилась вот такая заполненная таблица.
Даты | Биография Н.П. Кирсанова | Исторические события | Общественная жизнь страны |
20 мая 1859 г. | Встреча Н.П.Кирсанова с сыном | В России назревает революционная ситуация, которая приводит к реформе | Май, 5-й номер «Современника», выход в свет «Колокола» со статьёй Герцена «Очень опасно!» |
1812 | Основные события жизни отца героя (отец участник войны 1812 г.), начало взрослой жизни Н.П.Кирсанова (учёба в университете); | 1812г. – Отечественная война; 1813-1814г.г. – заграничные походы русской армии; 1817 г. – начало Кавказской войны; 1825 г. – восстание декабристов. Период реакции. | Революционно-демократические кружки А.И.Герцена и Н.В.Станкевича и их разгром (1834 г). Глубокие социальные противоречия среди славянофилов (за идеи сомобытного исторического развития) и западников (проведение реформ в крестьянском вопросе) |
1835 | Н.П. Кирсанов вышел из университета кандидатом; смерть матери и отца, женитьба, рождение сына («Десять лет прошло как сон»); | ||
1847 | Смерть жены (собрался за границу, чтобы рассеяться); | Обострение реакции. Россия «жандарм Европы»; 1848 г. – революция во Франции; 1849 г. – подавление восстания в Венгрии | |
1848 | Вынужден остаться в деревне (от безделья начал заниматься хозяйством); | ||
1855 | Аркадий поступает в университет, хлопоты по устройству студенческой жизни сына (жил с сыном 3 зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия); | 1855 г. – смерть Николая I. Начало правления Александра II Освободителя; 1856 г. – поражение России в Крымской войне; 1856-1860 гг. –разработка реформы по отмене крепостного права. | Идейный разрыв между общественными классами; в отношении к крестьянскому вопросу выделились 2 точки зрения - революционная и реформистская. |
1859 | 44-летний Н.П.Кирсанов ждёт на постоялом дворе сына Аркадия (совсем седой, пухленький и немного сгорбленный). | ||
июль 1861г. | Аркадий сделался рьяным хозяином, «ферма» приносит довольно значительный доход. Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил. | 19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене крепостного права. | Февраль 1862 г. публикация романа в «Русском вестнике» |
Прием «Корзина идей, понятий, имен» использую на стадии вызова. Ребята вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по той или иной проблеме (1-2 минуты), затем обсуждают проблему в паре (2-3минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные, но при условии - ответы должны быть полными.
В течение урока на второй стадии возвращаемся к «корзине» и подводим к осмыслению ошибок. Прием позволяет активизировать, приводить в действие полученные ранее знания. Хорош прием на уроках литературы, когда изучается биография и творчество писателей. «Легенды» получаются близкими к правде, а эссе особенно красивыми.
На стадии вызова использую прием «ключевые слова» - за 3-5 минут пишется «легенда», «сказка», «история». Прием позволяет повторить домашнюю работу, поработать над развитием речи, поставить цели к уроку, ввести обучающихся в рабочую атмосферу. Например, записываю на доске несколько ключевых слов из жизни поэта или писателя, ребята должны восстановить информацию, рассказав всё, что известно по теме.
На этапе осмысления информации очень интересен прием создания кластеров (алгоритмов, схем, таблиц, рисунков…). Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Вот такие получились кластеры (алгоритмы и таблица) у ребят при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В процессе работы с высказываниями поэтов и писателей, обучающиеся находили информацию, связанную с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, информация, получаемая в процессе урока, записывалась под стрелочками.
Составление кластера позволяет думать и рассуждать, совершать ошибки, исправлять их. Оформляя кластер, обучающиеся проявляют находчивость и оригинальность.
На стадии рефлексии после изучения материала вновь возвращаемся к стадии вызова, исправляем, дополняем, делаем выводы.
Если это были кластеры, вносим дополнения в них, если это была “корзина”, вносим коррективы в неё.
Люблю художественные формы рефлексии – синквейны. Они дают возможность резюмировать информацию, осуществляя рефлексию на основе полученных знаний.
Сначала создание синквейна вызывало трудности, в последствие - интерес.
Первые синквейны обучающихся искусственны и схематичны, последующие – художественны.
Писатель Правдивый, великий Угадывал, вносил, волновал Пробуждал «добрые чувства» Тургенев | Роман Отражающий, ужасающий Предопределяет, изображает, передаёт Приводит к мысли о необходимости перемен Тургенев |
Время Пореформенное, тяжёлое Движется, летит, разрушает Смутный период для крепостнической системы Ограничивается, ждёт, проявляет Терпеливый, закрепощённый Человек |
Уверена в том, что технология критического мышления не устареет, потому что приёмы и методы её работают на достижение конечной цели - умение ориентироваться в большом потоке информации, критически ее оценивать, осмысливать, применять, находить решения любой проблемы.
Последуем совету А. С. Пушкина: Где нет любви…, там нет и критики! Критикуйте, но делайте это с любовью. Делайте предметом своего критического мышления только то, что нельзя не критиковать…
Литература
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
- Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий, Т1. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестанда...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....
Использование методов и приемов технологии критического мышления на уроках химии в условиях перехода на ФГОС
Современные методы изучения предмета "Химия" в средней школе....
материал по теме самообразования «Использование технологии развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Применение приемов критического мышления на уроках математики...
Мастер-класс на тему:«Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различн...
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС (презентация)
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...