Лирика М.Ю.Лермонтова
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс)

Лазарева Ирина Викторовна

Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lirika_m.lermontova1.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов 1814-1841 лирика

Слайд 2

Он исповедался в своих стихах невольно… (А.С.Пушкин о Байроне) «…Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь; Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать,— А душу можно ль рассказать ?..» (М.Ю.Лермонтов «Мцыри») Исповедь – 1. Церковное - покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося. 2. Книжное: искреннее и полное признание в чем-нибудь, покаянное, откровенное изложение чего-нибудь.

Слайд 3

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто! М.Ю.Лермонтов, 1832 г.

Слайд 4

Моя душа…с детских лет чудесного искала… Пыл страстей возвышенных я чувствую, но слов не нахожу.. Известность, слава, что они? – а есть у них над мною власть… … я влачу мучительные дни без цели, оклеветан, одинок… Хочу любить, - и небеса молю о новых муках… Никто не дорожит мной на земле, и сам себе я в тягость, как другим… Я холоден и горд; и даже злым толпе кажуся… Грядущее тревожит грудь мою. Как жизнь я кончу, где душа моя блуждать осуждена…? Я вижу, что любить, как я, порок, и вижу, я слабей любить не мог… … любить необходимость мне; и я любил всем напряжением душевных сил… И отучить не мог меня обман; пустое сердце ныло без страстей, и в глубине моих сердечных ран жила любовь…

Слайд 5

Под ношей бытия не устает и не хладеет гордая душа; судьба ее так скоро не убьет, а лишь взбунтует… С такой душой ты бог или злодей… Как нравились всегда пустыни мне. Люблю я ветер меж нагих холмов, и коршуна в небесной вышине, и на равни-не тени облаков… Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор?.. Так жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал…, понять я не могу, что значит отдыхать… Всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме. Желанье и тоска тревожат беспрестанно эту грудь… Мне жизнь все как-то коротка и все боюсь, что не успею я свершить чего-то! – жажда бытия во мне сильней страданий роковых, хотя я презираю жизнь других.

Слайд 6

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Находишь корень мук в себе самом, и небо обвинить нельзя ни в чем… Лишь в человеке встретиться могло священное с порочным. Все его мученья происходят оттого… Я предузнал мой жребий, мой конец, и грусти ранняя на мне печать; и как я мучусь, знает лишь творец; но равнодушный мир не должен знать… Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста, на диком берегу ревущих вод и под туманным небом; пустота кругом… … отчего не понял свет великого, и как он не нашел себе друзей, и как любви привет к нему надежду снова не привел? Он был ее достоин… «1831-го ИЮНЯ 11 ДНЯ»

Слайд 7

Тема одиночества «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840г.) «И скучно и грустно…» (1840г.) «Воздушный корабль» (1840г.) «Утес» (1841г.) «На севере диком…» (1841г.) «Листок» (1841г.) «Выхожу один я на дорогу…» (1841г.)

Слайд 8

Выпишите из стихотворений 1840-41гг. созвучные по настроению и мысли строки. Что является главным, определяющим в творчестве М.Лермонтова? «…Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один…» «…стоит одиноко сосна…» «…одна и грустна…одинокая пальма растет» «…одиноко он стоит…и тихонько плачет…в пустыне» «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» «…приюта он просит…» «…до срока созрел я и вырос в отчизне суровой…» «…один и без цели по свету ношуся давно я…» «Выхожу один я на дорогу…» «И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...»

Слайд 9

Чем может быть вызвано чувство одиночества? неразделенная любовь невозможность быть с теми, кого любишь непонимание другими людьми непрочность человеческих взаимоотношений неудовлетворенность политической обстановкой оторванность от родного дома – родины неприятие общества – бездушного царства масок разочарованность в себе и в жизни душевная опустошенность

Слайд 10

ПОЧЕМУ лирический герой Лермонтова так одинок в целом мире, во вселенной? так душевно опустошен? находится в таком отчаянии?

Слайд 11

В МИРЕ ЛЮДЕЙ НЕТ ТОЙ ГАРМОНИИ , КОТОРАЯ ЦАРИТ В ПРИРОДЕ: лирический герой одинок среди людей вступает в непримиримый конфликт с бездушным обществом, лишенным способности к искренним чувствам, переживаниям бросает вызов бездуховности общества

Слайд 12

«О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..» общество пестрая толпа дикий шепот затверженных речей образы бездушные людей приличьем стянутые маски давно бестрепетные руки блеск и суета лирический герой ласкаю в душе старинную мечту лечу я вольной, вольной птицей странная тоска теснит грудь я плачу и люблю память жива

Слайд 13

Тема родины «Жалобы турка» (1829г.) «Я видел тень блаженства…» (1831г.) «Бородино» (1837г.) «Дума» (1838г.) «Прощай, немытая Россия» (1841г.) «Родина» (1841г.)

Слайд 14

«Друг! Этот край… моя отчизна!» Турция – агрессивное, воинственное, деспотическое государство. «Жалобы турка» (1829г.) – в АЛЛЕГОРИЧЕСКОЙ форме отразилось отношение М.Ю.Лермонтова к русской политической системе и крепостному праву

Слайд 15

«Я родину люблю и больше многих…» («Я видел тень блаженства…» 1831г.) Звук ее речей…отголосок рая… … душа смотрит из живых очей… … на них смотрю я, чуть дыша… … для мученья моего она, как ангел казни, богом создана… … я пою о ней одной… … все, что чуждо ей, то чуждо мне…

Слайд 16

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (1837г.) Отклик на события 1812г. Диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны ПРОШЛОЕ противопоставлено НАСТОЯЩЕМУ

Слайд 17

«БОРОДИНО» поколение отцов Могучее, лихое племя были…схватки боевые! уж постоим мы головою за родину свою! … Москва …за нами? Умремте ж под Москвой умереть…обещали.. клятву верности сдержали … что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой! современники поэта богатыри – не вы!

Слайд 18

«Печально я гляжу на наше поколенье…» настоящее печально жизнь томит ровный путь без цели к добру и злу постыдно равнодушны вянем без борьбы перед опасностью позорно-малодушны пред властию – презренные рабы иссушили ум ненавидим …любим… случайно в душе холод тайный грядущее пусто… темно наше поколенье…в бездействии состарится к гробу спешим без счастья и без славы над миром мы пройдем без шума и следа

Слайд 19

«Прощай, немытая Россия…» (1841г.) Ненависть к «стране рабов, стране господ» К рабски преданному своим угнетателям народу К «мундирам голубым» (офицеры корпуса жандармов носили форму голубого цвета)

Слайд 20

«Люблю Отчизну я, но странною любовью…» («Родина» 1841г.) За что любят обычно? за героическое прошлое («слава, купленная кровью») за гениальных соотечествен-ников («старины заветные преданья») Что любит герой? степей холодное молчанье лесов безбрежных колыханье разливы рек, подобные морям дрожащие огни печальных деревень дымок спаленной жнивы в степи ночующий обоз чету белеющих берез

Слайд 21

О назначении поэта и поэзии «1831-го июня 11 дня» «Смерть поэта» (1837г.) «Поэт» (1838г.) «Есть речи – значенье…» (1839г.) «Пророк» (1841г.)

Слайд 22

«1831-го июня 11 дня» … И печаль Его встревожит, он посмотрит вдаль, Увидит облака с лазурью волн, И белый парус, и бегучий чёлн, И мой курган!— любимые мечты Мои подобны этим. Сладость есть Во всем, что не сбылось,— есть красоты В таких картинах; только перенесть Их на бумагу трудно: мысль сильна, Когда размером слов не стеснена, Когда свободна, как игра детей, Как арфы звук в молчании ночей!

Слайд 23

«Смерть поэта» (1837г.) Восстал он против мнений света один… … свободный, смелый дар… … вступил он в этот свет, завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей… … умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд…

Слайд 24

«Поэт» (1838г.) В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?... Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Слайд 25

«Есть речи – значенье темно иль ничтожно…» (1839г.) … им без волненья внимать невозможно… … полны их звуки безумством желанья… … из пламя и света рожденное слово… … не кончив молитвы, на звук тот отвечу…

Слайд 26

«Пророк» (1841г.) В очах людей читаю я Страницы злобы и порока… Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья… «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Слайд 27

В чем может обрести счастье человек? Почему лирический герой Лермонтова так и не находит в этой жизни счастья? Почему так разочарован в жизни и в себе?

Слайд 28

неразделенная любовь невозможность быть с теми, кого любишь непонимание, неприятие тебя другими людьми непрочность человеческих взаимоотношений оторванность от родного дома – родины

Слайд 29

«Воздушный корабль» Почему М.Ю.Лермонтов обращается к образу Наполеона? Чем привлекает его эта личность? Трагический или героический образ рисует поэт?

Слайд 30

Любовная лирика «Расстались мы, но твой портрет…» (1837г.) «Как небеса твой взор блистает…» (1838г.) «Отчего» (1840г.) «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841г.)

Слайд 31

Творческая работа Каково лирическому герою М.Ю.Лермонтова в этом мире? Что его радует, восхищает? Чем он гордится? Что его раздражает, тревожит, угнетает? В чём он, возможно, находит примирение, утешение, спасение? Обязательно в ответе использовать цитатный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...