Дидактический материал к урокам русского языка для 7, 9 классов с изучением краеведения.
методическая разработка по литературе
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места города и села, это известные люди и события родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku_s_izucheniem_kraevedeniya_bez_foto.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Иволгинская вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа.
Дидактический материал к урокам
русского языка для 7, 9 классов
с изучением краеведения.
Составитель: Запханова Евгения
Владимировна,
учитель русского
языка и литературы
МОУ Иволгинская
вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа
Иволгинск, 2018г.
Пояснительная записка
Главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у учащихся устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места города и села, это известные люди и события родного края.
Цель программы:
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к настоящему, будущему своего края, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Наполнять содержание урока русского языка краеведческим материалом.
Образовательные задачи.
Усвоить комплекс краеведческих знаний по истории, культуре родного языка в процессе учебной и внеучебной деятельности – создать условия в образовательном пространстве.
Воспитательные задачи.
Формировать личностно-ценностное отношение к родному краю, потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края, формировать толерантность, укреплять семейные связи: заинтересовать содержанием проекта не только учащихся, но и родителей, привлекать к изучению истории семейных архивов.
Развивающие задачи.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся – выявлять одаренных (заинтересованных) детей, предоставлять возможности детям реализовать свои способности и готовность использования краеведческих знаний, умений в повседневной жизни.
Программа призвана:
- обогатить знаниями об истории нашего района,
- воспитать школьников на примерах мужества, героизма, мудрости наших земляков
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма
Актуальность материала.
Введение упражнений на уроках русского языка, содержащих национально-региональный компонент, позволяет учащимся по другому взглянуть на окружающий их мир, лучше узнать свой родной край, учит бережливому отношению к богатым и разнообразным ресурсам родной природы, развивает любовь к своей малой родине.
Применение местного материала повышает активность мышления, способствует более углубленному и осмысленному пониманию материала. Практика проведения уроков с использованием упражнений, содержащих примеры особенностей природы родного края, достижений земляков, показывает, что они способствуют повышению качества знаний, расширению кругозора, а также легкому усвоению материала.
Работа по направлениям реализуется через тематические блоки – модули:
- Летопись родных мест
- Загадки топонимики
- «Звездные» люди Иволги
- «Золотые семьи» Иволги
- Герои нашей долины
Ожидаемые результаты.
В процессе участия в данном проекте учащиеся должны овладеть:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации;
- вырабатывать навык работы, развивающие творческие способности умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы
Данный дидактический материал дополняет практическую часть учебника краеведческим материалом.
Структура такова: информационный материал по одному из блоков → текст → упражнение → задание, связанное с темой урока.
Дидактический материал должен постоянно обновляться, дополняться.
Обучение ведется в 7 классе по учебнику «Русский язык» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, в 9классе - «Русский язык» Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкин
а.
Дидактический материал для 7 класса.
Тема | Текст | Задание |
§7. Текст | Удивительной красоты цветок сарана, а по-бурятски «улаалзай» растет в нашей иволгинской долине. Она занесена в Красную книгу. Вид этот заметно исчезает, мы его все реже и реже встречаем в наших степях. Исчезновение сараны происходит из-за выпаса скота, распашки полей, выкапывания луковиц человеком. | Прочитайте. Какой это вид текста – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте и разделите на абзацы. |
§12. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Высоко над головой свой факел с Олимпийским огнем поднял Баир Омоктуев – мастер спорта международного класса по боевому самбо, победитель всемирных Игр боевых искусств, и он первым открыл шествие Огня по иволгинской земле. | Данное предложение перестроить в предложение с причастным оборотом. |
§12. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | На скалах иволгинской сопки Баян Тогод «Щедрый Павлин» сохранились рисунки, изображающие моменты жизни далеких предков, сцены охоты, отдельных зверей, фрагменты военных действий. | Запись под диктовку. Проверочный диктант. Объясните постановку запятых |
§17. Действительные причастия прошедшего времени. | В народе не зря нарекли эту свадьбу изумрудной. Издревле камень изумруд ценился своей красотой и прочностью. Это камень зеленого цвета, (символизировать) вечность, мудрость, постоянство жизни. Этот камень, редкий, дорогой и очень красивый. Люди, (достигать) такого высокого возраста, (владеть) всеми этими качествами, достойны уважения и такого чествования. (символизирующий, владеющий – действительные причастия настоящего времени; достигшие – действительное причастие прошедшего времени) | Спишите, заменяя глаголы, заключенные в скобки, действительными причастиями |
§27. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
| Запись под диктовку. Найти деепричастия и деепричастный оборот, объяснить постановку знаков препинания. |
§49. Употребление предлогов. | Статья: Героический поступок совершил 14 – летний подросток, спасший шестилетнюю девочку (из газеты «Жизнь Иволги», см приложение). | Выбрать из текста предлоги со словами, к которым они относятся |
§58. Сочинительные союзы. | Иволгинская сопка «Баян Тогод» расположена в 2 километрах от Иволгинска и представляет собой колоритное возвышение, напоминающее издалека форму головы. У подножия её некогда была пещера, в которой жили древние люди. Древний человек был хорошим художником. Он запечатлевал на скалах занятия и вообще жизнь своих сородичей: сцены охоты, фрагменты военных действий, зверей, птиц, людей. Для местных жителей сопка служит священным местом обоо, где они устраивают молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар духам. Об иволгинской сопке «Баян Тогод» («Щедрый павлин») существуют красивые легенды, и в настоящее время она стала местом экотуристических маршрутов. «О сопке Баян Тогод» из проспекта «Колыбель моя Иволга». | Выпишите сложное предложение с соединительным союзом |
§68. Различение частицы не и приставки не. | Недалеко от Иволгинска небольшим ключом бьет высокогорная целебная вода Халютинского аршана. Существует много легенд, связанных с использованием источника. Известно, что многие больные излечиваются. Вода здесь ледяная и надо набраться мужества, прежде чем встать под холодную струю кристально чистой воды. Но случаев простуды не бывает. | Проверочный диктант под диктовку |
Дидактический материал для 9 класса.
Тема | Текст | Задание |
§4. Простое предложение и его грамматическая основа | Первым в Бурятии эстафету «Сочи - 2014» принял Иволгинский район. На первом этапе высоко над головой свой факел с Олимпийским огнем поднял Баир Омоктуев мастер спорта международного класса по боевому самбо победитель всемирных игр боевых иску(с,сс)тв. Далее эстафету подхватили другие факелоносцы. Символ Олимпиады побывал в Иволгинском дацане и отправился дальше по стране но в Иволгинске празднование продолжалось. В честь эстафеты проводились соревнования по волейболу, теннису, шахматам, на всех концертных площадках выступали артисты. | Расставить знаки препинания, раскрыть скобки |
§3. Стили языка упражнение 21. | (изумруд - смарагда) Из статьи газеты «Халюта». Изумрудная свадьба в Иволге, о замечательной семье Бадмацыреновых (см приложение) | Соедините описания изумруда в упражнении и статье. Запишите текст. |
§13. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | Все жители Иволгинска смогли увидеть своими глазами факелоносцев и главный символ Олимпиады – Огонь. Около 130 ми(л,лл)ионов жителей нашей страны смогут стать (не) посредстве(н,нн)ыми зрителями и учас(?)никами Эстафеты. Во время Эстафеты 14 тысяч факелоносцев пронесли огонь через 2900 населенных пунктов всех 83 суб(ъ,ь)ектов нашей страны и завершилась она церемонией открытия Олимпийских игр в городе Сочи. | Запишите предложения, расставляя запятые; запишите числительные прописью (словами) |
§22. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. |
| Составьте ССП с определительным придаточным, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных вторые. |
§25. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | Борис Зориктуев, прославленный боксер, участник XX Олимпийских игр в Мюнхене, мастер спорта СССР международного класса родился в Оронгое. Боксом стал заниматься с 8 класса. В это время он учился в школе – интернате в г.Улан-Удэ. Он всегда добивался всего своим трудом, учился хорошо. Борис Зориктуев достиг больших успехов в спорте. | Восстановить авторский текст, составив из простых предложений сложные. |
§30. Пунктуационный разбор СПП. Работа по развитию речи. | Беркут. Единственное гнездо известно в верховьях реки Оронгой. Оно расположено на уступе скалы, где орлы ежегодно выводят птенцов. В начале 70 –х годов было известно еще одно гнездо беркута в урочище Осиновая падь в окрестностях Иволгинска. Очень редкий вид, единично зарегистрированные гнезда являются памятниками природы и подлежат охране, так как они используются птицами в течение ряда лет. Из книги «Щедрая долина Иволги» | Восстановить текст по выписанным главным членам |
Развитие речи. Сочинение. | Из Иволгинского района на поля сражений Великой Отечественной войны ушли 5538 человек. Они с честью выполнили свой долг перед Родиной: отстаивали Сталинград, участвовали в битвах на Курской Дуге, освобождали города и страны Восточной Европы, штурмовали Берлин. 1675 иволгинцев не вернулись домой. | В сочинении «Мои раздумья о войне» вы должны включить следующую информацию. |
§34. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. |
| Запишите эти предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. |
§38. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
| Проверочный диктант. Объяснить знаки препинания и начертить схемы к 2,3 предложениям. |
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Иволгинский_район;
- http://ivolginsk.info/;
- http://www.baikal-media.ru/news/sport/257841/;
- Районная газета «Жизнь Иволги»: №25-27, июль 2014г.;
- «Щедрая долина Иволги». Книга очерков, г.Улан-Удэ, «Нова Принт», 2009г. Научный руководитель: Курас Л.В., доктор исторических наук, профессор. Руководитель проекта – Цыденов А.Б.;
- «Благословенная земля», альбом, ответственный за выпуск, А.Б.Цыденов, ООО ИД «Экос», 2009г.;
- «Колыбель моя, Иволга», проспект, ОАО «Улзы», 1999г. В тексте использованы материалы исследований А.Б.Иметхенова, Б.Б.Намзалова.
- «Иволгинская долина. Сердце Азии», проспект, Еханурова Г.Н., РА «Вусович и К», 2003г.;
- Газета общественного движения «За чистую Иволгу»: «Халюта», №10 от 12.11.2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 9 класса
IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...
Дидактический материал по русскому языку в 7 классе
Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...
Дидактический материал по английскому языку для 2 класса
Данный дидактический материал направлен на закрепление лексики по теме "Профессии" и употребление в речи структуры he/she/has/got....
Дидактический материал по английскому языку для 2 класса
Данный дидактический материал направлен на закрепление лексики по теме "Профессии" и употребление в речи структуры he/she/has/got....
Дидактический материал по русскому языку для 9 класса.
Материал содержит задания на проверку сформированности знаний по темам курса русского языка 9 класса....
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
Карточки -задания в двух вариантах для прверки знаний в 9 классе....