Образовательный минимум по литературе
консультация по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Образовательный минимум по литературе (5 класс)
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
- Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
- Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
- Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
- Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
- Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
- Поддерживать стремление выразить себя в слове.
Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач
1 триместр
Фольклор, мифологияЗадачи: — приобщение к русскому народному творчеству;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение.Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках.Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.
Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения
Малые жанры фольклора.Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
Русские народные сказки(повторение изученного в начальной школе)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки.
Античная мифология
Боги свои и чужие. Боги и герои
Басни
И.А. Крылов — баснописец Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя) Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.
Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен
Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.
Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп
Литературные сказки: от классики к современности
Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий
2 триместр
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека
П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств
А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования
В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
От сказки — к фантастике
Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка
Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время
Среди ровесников
Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»
Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)
Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции
3 триместр
М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении
С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»
История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа
Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе
Наедине с поэтом. Стихи о природе
Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме. Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения
Выразительные средства языка
Эпитет | Эпитет – образное определение. Чаще всего прилагательное, употреблённое в переносном значении. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. |
Олицетворение | Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение их признаками и свойствами человека. Котелок сердито ворчал на огне. |
Гипербола | Преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления. В сто сорок солнц закат пылал. |
Сравнение | Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. |
Метафора | Употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Скрытое сравнение. В саду горит костёр рябины красной. |
3 триместр
М.Карим «Радость нашего дома». Глава1-2
Ю.Казаков. О писателе.«Тихое утро». Роль пейзажа в эпическом произедении
Л.Касиль.«Кондуит и Швамбрания»( в сокращении). Образы главных героев Отзыв о литературном произведении.
С.П.Алексеев«История крепостного мальчика».Глава 1.
Знакомство с повестью Д.В. Григоровича « Гуттаперчивый мальчик».
В.Астафьев. Слово о писателе.« Васюткино озеро». Испытания главного героя в тайге.
Ф.Искандер.«Мальчик и война»
Наедине с поэтом. Учимся читать лирическое произведение Сравнительный анализ лирических произведений.
А.С Пушкин.«Зимний вечер».«Зимнее утро». Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.«Весенние воды»,« Чародейкою зимою…» .А.А.Фет. Слово о поэте.«Осенняя роза»
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.« Когда волнуется желтеющая нива…»
С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пороша»,«Задремали звёзды золотые…»
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.« Лебедь в зоопарке».
Б,Л.Пастернак. Слово о поэте.« Золотая осень».
Н.М.Рубцов. Слово о поэте.« Тихая моя родина»
Рассуждение ,описание, повествование (домашние и классные сочинения на заданную тему).
Теория литературы :понятие о теме, идее произведения. Образ, главный герой-носитель авторской позиции. Сюжет ,композиция произведения .Роды, жанры литературы. Тропы и фигуры речи (выразительные средства языка)
Образовательный минимум по литературе 5А
12.11.19г.
Работа
1 триместр
Фольклор-
Малые жанры фольклора.
Пословицы-
Поговорки-
Загадки-
Русские народные сказки-
Волшебные сказки:
Бытовые сказки:
Сказки о животных
Мифология-
Античная мифология
Басня-
Сюжет в баснях-
Мораль в баснях-
Язык басни-.
Крылатые выражения из басен:
Литературные сказки:
Художественный вымысел-
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма
Система персонажей в сказке:
Построение произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"
В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология. Представлена ...
Образовательный минимум для 6 класса
Образовательный минимум по английскому языку для 6 классаОбразовательный минимум проходит в форме устного экзамена по билетам. Билет состоит из трех вопросов.1)Правило (теория)2)Грамматическое упражне...
образовательный минимум 5 класс
образовательный минимум для 5 -го класса. На материале учебника "Enjoy English"...
Образовательный минимум по литературе, 8 класс (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)
Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Литература" является обязательным....
Образовательный минимум по литературе
Контроль знаний...
Образовательный минимум по литературе
ОМ по литературе. 6 класс(3 триместр)...
Образовательный минимум по литературе
ОМ по литературе.6 класс(1 триместр)...