Образовательный минимум по литературе, 8 класс (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Литература" является обязательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_minimum_literatura_8_klass.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный минимум по литературе
(УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)
8 класс
I четверть
Введение
Русская литература и история неразрывно связаны. Характерная особенность русской литературы – интерес ее творцов к истории своего народа, стремление писателей к выявлению исторических закономерностей, влияющих на судьбу Родины и отдельного человека. Кроме того, любому произведению присущ историзм как отражение современных автору событий, нравов, быта.
Устное народное творчество
1. Русские народные песни – особый фольклорный жанр. Виды: обрядовые (календарные и по случаю), лирические, хороводные, исторические песни.
Историческая песня - лиро-эпическое фольклорное произведение, в котором отражается понимание народом исторических событий и явлений и выражается отношение к ним. Примеры: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушка – небольшая песня, обычно имеющая форму четырехстрочного рифмованного куплета.
2. Предание – эпический исторический жанр русской народной прозы. Примеры: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…»
Древнерусская литература
1. Житие – жанр древнерусской литературы, описание жизни Святого, совершавшего подвиги во имя веры. Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, произведение о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов. Пример: «Повесть о житии… Александра Невского».
2. Демократическая литература – совокупность произведений XVII в., созданных в народной среде и отражающих народные представления о власти, суде, правде, смысле жизни. Пример: «Повесть о Шемякином суде».
Литература XVIII века
Русский классицизм – направление в русской литературе XVIII в., характеризующееся следующими признаками:
- основной конфликт – между чувством (страстью) и долгом (разумом);
- строгая иерархия жанров: есть «высокие» (ода, трагедия, эпопея), «средние» (драма, сатира), «низкие» (комедия, басня) жанры. Им соответствуют три «штиля»;
- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются, носят «говорящие» фамилии;
- в драматических произведениях соблюдаются принципы «трех единств» (места, времени, действия) и 5-актного деления, сюжет схематичен, характеры статичны (не развиваются).
Пример комедии классицизма – Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Литература XIX века
1. Басня – эпический жанр, в котором художественные образы основываются на приеме аллегории (иносказания) и есть нравственный вывод (мораль).
Пример: И.А. Крылов «Обоз».
2. Дума – разработанный К.Ф. Рылеевым лиро-эпический поэтический жанр, произведение, представляющее собой размышление поэта на философские, социальные, бытовые темы через призму исторического прошлого страны.
Пример: К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака».
3. А.С. Пушкин – не только гениальный поэт (стихотворения «Туча», «К***», «19 октября») и прозаик, но и талантливый историк, внимание которого привлекало Пугачевское восстание 1773-1775 гг.
Пример исторического научного труда А.С. Пушкина – «История Пугачевского бунта». Пример художественного осмысления тех же событий – повесть/роман «Капитанская дочка».
II четверть
Литература XIX века
1. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – реалистическое произведение на историческую тематику, затрагивающее тему соотношения судьбы отдельного человека и судьбы народа. Внутренний строй произведения (сюжет, композиция, образная система) отражает ценностные установки автора, его представления об игре возможного и необходимого в жизни человека.
Проблема судьбы и зависимости человека от нее рассматривается также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
2. Русский романтизм – литературное направление в русской литературе первой трети XIX в., обладающее следующими признаками:
- основной конфликт – между мечтой и разрушающей ее враждебной реальностью;
- романтический герой – исключительная личность, стремящаяся к свободе и не понятая обществом;
- двоемирие: миру земному противопоставлен мир высший, идеальный;
- герой помещен в исключительные обстоятельства;
- мир изображается символически, используется возвышенная, эмоциональная лексика.
Пример романтической поэмы: М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
3. Драматическое творчество Н.В. Гоголя – пример реалистического искусства. Так, комедия «Ревизор» отражает несовершенство общественно-политического устройства николаевской России. Образы чиновников – примеры традиционных гоголевских героев, поглощенных «страстишками» и забывших об истинных моральных ценностях.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» - пример произведения, продолжающего заложенную А.С. Пушкиным традицию изображения «маленького человека», и одновременно - великая философская притча о сложности и противоречивости человеческой жизни.
III четверть
Литература XIX века
1. М.Е. Салтыков-Щедрин – сатирик и мастер гротеска. Его повесть «История одного города» представляет собой бессмертную художественно – политическую сатиру на современные писателю порядки, образец ироничного отражения реальности в литературе. В своем творчестве автор использует приемы гротеска (переплетение жизнеподобия и фантастики), гиперболы (художественное преувеличение), обращается к пародии и средствам эзопова (иносказательного) языка.
2. Н.С. Лесков – истинно народный писатель, глубоко понимающий Россию, ее нравственный уклад и ценности. Рассказ «Старый гений» - отражение представлений писателя о должном и недопустимом.
3. В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой воплощает идею о существовании в современной ему России двух социальных и нравственных «миров»: одни поддерживают систему неравноправия и угнетения, для других она является неприемлемой. Рассказ основан на приеме антитезы (противопоставления), отражает особенности уникального толстовского психологизма.
4. Образ природы в поэзии – отражение души поэтов, их мировоззрения, чувств, переживаний. Стихотворения для анализа: А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».
5. А.П. Чехов – мастер рассказа, умеющий лаконично передать глубокие выводы о смысле жизни, о месте человека в мире и о возможности преодоления препятствий, которые возводит перед ним судьба. Пример – рассказ «О любви».
Литература XX века
1. И.А. Бунин – человек непростой судьбы, под напором жизненных испытаний не потерявший способности говорить о высоком, размышлять о любви. Его произведения исполнены тонкого психологизма, который основан на достижениях русской литературы XIX столетия. Пример – рассказ «Кавказ».
2. В рассказе «Куст сирени» А.И. Куприн утверждает ценности семейной гармонии и взаимопонимания, согласия и счастья. Интерпретация рассказа требует обращения к понятиям «сюжет» (последовательность изображаемых событий, определенная автором) и «фабула» (хронологическая последовательность изображаемых событий).
3. А.А. Блок ищет закономерности в российской истории, переклички прошлого с настоящим и с будущим. Его воззрения отражены в стихотворении «Россия», в стихотворном цикле «На поле Куликовом». Цикл – несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, персонажами, замыслом, исторической эпохой, пафосом и т.д.
4. В исторической поэме «Пугачев» С.А. Есенин представил свою интерпретацию образа Емельяна Пугачева, отличающуюся от пушкинской. Ее понимание требует анализа специфических художественных средств (эпитетов, олицетворений, метафор и др.), отражающих модернистские поэтические тенденции начала XX века.
5. Рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем» повествует о пути маленького человека к своему призванию, к творчеству. Рассказ позволяет выявить отличия художественного произведения от документально-биографического, придерживающегося точных фактов и публицистического или научного стиля изложения.
6. М.А. Осоргин в рассказе «Пенсне», основанном на приемах олицетворения (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ) и гротеска, раскрывает психологическое содержание бытовых деталей, их место в жизни человека.
7. Традиция сатирического изображения реальности была продолжена писателями XX в., которые так же, как и их предшественники, обращаются к приемам гротеска, гиперболы, аллегории, используют юмор и иронию.
Примеры: «Всеобщая история» журнала «Сатирикон», «История болезни» М.М. Зощенко, «Жизнь и воротник» Тэффи.
IV четверть
Литература XX века
1. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» представляет собой энциклопедию Великой Отечественной войны и содержит собирательный образ настоящего Солдата, народного героя, верного своей Родине, в любых ситуациях сохраняющего оптимизм и уверенность в победе и в своих силах. За видимой простотой стиха скрывается мастерство в использовании различных ритмических и мелодических средств, «народность» языка обеспечивается за счет его стилистической связи с фольклором, афористичности, меткости формулировок.
2. В стихах и песнях о Великой Отечественной войне запечатлена сложившаяся традиция изображения боевых подвигов народа, предполагающая высокий, героический пафос, воодушевляющий настрой, лиризм.
Примеры: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; Л. Ошанин «Дороги»; А. Фатьянов. «Соловьи».
3. В автобиографическом рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев раскрывает тему значения дружбы в процессе становления личности. Интерпретация рассказа требует различения понятий «автор» (человек, создавший произведение), «повествователь» (художественный образ, с помощью которого читатель узнает о происходящих событиях) и «рассказчик» (персонаж произведения, повествующий о событиях, случившихся с ним или на его глазах).
4. Поэты XX века продолжают традицию изображения природы, заложенную в русской литературе XIX столетия.
Примеры: И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», Привет, Россия…».
5. Поэзия «русского зарубежья» отражает остроту переживания русскими эмигрантами разлуки с Родиной, их настойчивый поиск культурной связи с оставленной страной.
Примеры: Н. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус «Знайте», «Так и есть»; Дон Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…».
Зарубежная литература
1. Пьеса «Ромео и Джульетта» - бессмертное произведение У. Шекспира, основанное на «вечном» конфликте любви и внешних обстоятельств, которые могут быть непреодолимыми в определенный момент, но исчезают в масштабах вечности. Ромео и Джульетта – символические образы, запечатлевшие идеалы верности и самопожертвования ради любви.
Сонет – стихотворение из четырнадцати строк с определенным порядком рифмовки. Пример: У. Шекспир «Увы, мой стих не блещет новизной…».
2. Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма, знаменитый комедиограф. Его комедия «Мещанин во дворянстве» представляет собой меткую сатиру на дворянство и невежественную буржуазию, созданную на основе приемов классицизма и народной смеховой культуры.
3. Роман Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» - произведение эпохи английского Просвещения, отражающее веру в человеческий разум и его способности, в необходимость и возможность переустройства общества по его законам.
4. «Айвенго» - исторический роман В. Скотта, изображающий нравы и быт средневековой Англии, излагающий ее историю «домашним образом»: через мысли и чувства героев, их семейные устои и отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др.
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др. (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, разработанная в соответствии с ФГОС основного общего образования и используемая в МБОУ "Школа ...
Рабочая программа по литературе для 7класса (68 часов) по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....