Проект " Трудные дороги войны"
проект по литературе (11 класс)
Работа по реализации проекта «Дороги войны» была поэтапной. Она предусматривала осмысление военных событий, участия жителей Таймыра в приближении общей Победы. Учащимися ТМКОУ «Хатангская средняя школа №1» были изучены воспоминания участников Великой Отечественной войны, вошедшие в сборник «Трудные дороги войны», автор сборника Н.А Попов. На основе художественно - документальных материалов книги учащимися под руководством учителя литературы Власовой В.Г. был написан сценарий спектакля «Трудные дороги войны». Показом спектакля завершился первый этап реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudnye_dorogi_voyny_crosoft_office_word.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по реализации проекта «Трудные дороги войны»
Работа по реализации проекта «Дороги войны» была поэтапной. Она предусматривала осмысление военных событий, участия жителей Таймыра в приближении общей Победы. Учащимися ТМКОУ «Хатангская средняя школа №1» были изучены воспоминания участников Великой Отечественной войны, вошедшие в сборник «Трудные дороги войны», автор сборника Н.А Попов. На основе художественно - документальных материалов книги учащимися под руководством учителя литературы Власовой В.Г. был написан сценарий спектакля «Трудные дороги войны». Показом спектакля завершился первый этап реализации проекта.
Во вторую часть проекта было положено изучение воспоминаний нашей землячки Е.А.Подшиваловой, ее фронтовых фотографий, беседы с людьми, знавшими ее. Творческой группой создан сценарий спектакля и показан уч-ся школы. В спектакле отражены основные события жизни Е.А.Подшиваловой, ее переживания. Лаконизм воспоминаний, стиль повествования помогли определить основные приёмы в постановке спектакля: динамичность сцен, их эмоциональность. Форма исторического театра была новой для педагогов школы и учащихся, но именно она стала наиболее удачной для достижения главной задачи: воспитания интереса к истории своей страны, гордость за ее героические страницы, воспитание патриотизма.
Цель проекта: средствами исторического театра способствовать воспитанию у учащихся гражданских качеств: гордости за героическое прошлое Родины, стремление к глубокому изучению истории, развитие творческих способностей.
Часть первая
Трудные дороги войны
Голос за сценой: В дни суровых для нашей страны испытаний на фронте и в тылу мужественно отстаивали честь и свободу Отчизны таймырцы. Пройдут годы, но никогда не сотрется в памяти поколений мужество и героизм, беззаветная преданность и любовь к Родине ее защитников. Памяти героев- таймырцев посвящается.
На сцене прогуливаются люди. Встречаются два мальчика, Гоша и Коля.
Гоша: Ну, как вчера сыграли?
Коля: Ничья была! Сегодня снова встречаемся. Сегодня точно выиграем! Вот только жара схлынет, так за селом собираемся. Ты придешь?
Гоша: Надо мамке помочь, отец за рыбой поехал. Может, сам управится, но все равно часам к пяти надо быть дома.
Коля: Ты, того, поторопись! А то мы на тебя надеемся, ты в воротах будешь стоять.
Гоша: Ладно. Слушай, сегодня что-то не так. Тихо как-то!
Коля: Да жарко просто, люди по домам разошлись, вот и кажется, что тихо. Да обычно все…
Гоша: Да не обычно… Слушай, сегодня радио молчит, вот и тихо.
Коля: Может, сломалось?..
Гоша: Ага! Все три! Разом!
Коля: Ну, не знаю…
Раздается звук баргана, его перебивает голос Левитана. Сообщение о войне. (запись)
Гоша: Я иду в военкомат. Ты со мной?
Коля: А ты как думаешь?
Стол, за ним сидит военком.
Голоса за сценой: «Не толкайся, я тут стоял, да я раньше пришел! Как раньше, когда я тебя на пороге встретил» Заходит мальчик Николай (Николай Петрович Ядне)
Военком: Здравствуй!
Николай: Здравствуйте! На фронт хочу, вот заявление!
Военком: Так, Николай Петрович Ядне, здесь кто работать будет?
Николай: Кто-то будет, а мое место на фронте! Выписывайте документ.
Военком смотрит в бумаги: Стреляешь хорошо?
Николай: Конечно, я же охотник с детства. С отцом песца добывал. Да вы же знаете.
Военком: Да, знаю, знаю. А сумеешь стрельбе учить девушек?
Николай: Сумею.
Военком: На тебе документ. Будешь инструктором на курсах, учи девушек снайперскому мастерству.
Николай: Есть! (Хватает бумажку и убегает.)
Заходит Анатолий
Анатолий: Здравствуйте, я заявление принес.
Военком: Так твой брат уже ранен, сообщение из госпиталя пришло.
Анатолий: У меня причины есть!
Военком: И какие причины?
Анатолий: Я все нормы ГТО сдал, ворошиловский стрелок, нечесть фашистскую бить хочу, за брата отомстить хочу! Еще причины нужны?
Военком: У вас в семье только мать с отцом остаются…
Анатолий: Я с батей говорил, он одобряет. Говорит, что справятся одни, а там и я вернусь… с братом…
Военком: Ну если батя одобряет… Давай сюда свое заявление.
Николай: Бойцы, равняйсь, смирно!
(они хихикают, перешептываются, рассматривают инструктора)
Николай: Я ваш инструктор по стрельбе. Всем все понятно?
Ирина: Разрешите обратиться?
Николай: Обращайтесь!
Ирина: А вы где учились?
Николай: В тундре учился, там и практику проходил. Еще вопросы есть?
Дарья: А по каким мишеням стреляли? По баночкам?
Николай (усмехается): Да нет! Мы патроны беречь приучены. И вам советую научиться. А добывали мы белку, песца, росомаху, оленя...
Дарья: В оленя попасть не сложно! Он большой!
Николай: Зверя добывать нужно умеючи, шкуру портить нельзя, а потому в глаз бить нужно! А у нас на другого зверя охота будет, на фашиста! Потому слушайте: правило первое - вырабатывайте терпение, второе - развивайте внимательность. Ваша задача - определить командный состав и обезвредить его. То есть нейтрализовать. Ваш первый противник - вражеский снайпер. Его нужно вычислить первыми.
Ольга: А как?
Николай: Есть приемы, буду вас им учить.
Маша: А какое оружие нам дадут, точно не пулемет?
Николай: Не пулемет, это верно! Винтовка это будет с оптическим прицелом. А теперь слушай мою команду: в учебный корпус на занятия шагом марш!
Девушки (все сразу): Есть шагом марш! А практика когда?
Николай: Отставить разговорчики! Будет вам и практика, но для начала в учебный корпус, на занятия! Всем все понятно?
Уходят
Разговор солдат
Афанасий Рябов: Ну как?
Яптуне: Нормально. Я к автомату долго привыкал. Раньше только из винтовки стрелял, на охоте. Теперь, правда, приноровился, уже одиночные выстрелы получаются. Как командир говорит: «Берегите патроны. Стреляйте наверняка!» Ты сколько уже на фронте?
Афанасий Рябов: Полгода будет. Смотри-ка, веточка поломана, не иначе диверсант в тыл намылился. Пойдем-ка, разведка, посмотрим.
(уходят) кадры документальной хроники.
Стол в доме. Сидит девушка, вяжет варежки. Откладывает их в сторону, берет газету, читает статью.
Дарья: Да это же про нашего земляка! Мы знакомы давно! Герой!
Шум, топанье ногами, заходит почтальонка.
Почтальонка: Вам письмо, да не похоронка, письмо. Говорю!
Анна(кричит на улицу): Мама! Иди скорее! Письмо принесли!
Входит мать (кадры военной хроники)
(Читает письмо с фронта): «Здравствуйте, уважаемая Анна Владимировна, вашего брата Георгия я знал хорошо. Мы вместе с ним воевали, защищали Сталинград, били немцев у Дона. 27 декабря прошлого года мы с Гошей пошли выполнять боевое задание. Наутро немец по нашему подразделению открыл ураганный минометный и артиллерийский огонь. Потом пошли на нас в атаку огромные силы противника. Мы с Гошей бросились к пулеметам. Немцы били в 40-50 метрах. Пулемет у Гоши отказал. Он подскочил ко мне, чтобы помочь стрелять. Я израсходовал ленту, обернулся к нему за новой, но Гоша тихо лежал у окопа. Он был без дыхания. После боя мы его похоронили с почестями. Гоша был награжден орденом Красной Звезды. Будьте спокойны, за брата и нашего товарища мы отомстим. С уважением, друг Гоши Иван Ганибалов».
Мать опускается на стул, плачет. Дочка ее обнимает, утирает слезы.
Список таймырцев- участников ВОВ, их фотографии.
Звук вертолета. Голос за сценой: Муру! Да это Муру Турдагин! Муру прилетел! Муру вернулся!
Выходит фронтовик на костылях. Обнимают, поддерживают.
Учительница: Откуда, Муру?
Военком: Ну, здравствуй, герой! Знаю, как воевал, две награды у тебя «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
Муру: Так точно!
Военком: Чем заниматься намерен?
Муру: Работать намерен, хоть сейчас!
Военком: Сейчас, солдат, отдыхай, выздоравливай и сил набирайся. Подумаем, где ты работать будешь.
Учительница: Муру, вы сможете завтра в школу к ребятишкам прийти? Пожалуйста!
Муру: Как не прийти, приду! Расскажу о земляках. Кто как воевал и воюет. Я ведь вместе с Мишей Сахатиным служил, с Консемяком Чунанчар. Обо всех и расскажу. И про Сталинград расскажу. Есть о чем вспомнить.
Уходят
Голос за сценой «Воспоминания Муру Турдагина вошли в сборник «Трудные дороги войны». Автор сборника тоже фронтовик Николай Анисимович Попов.
Кадры военной хроники.
Военком: Таймырский округ направил на фронт 4636 своих сыновей, они сражались за Родину под Москвой, под Ленинградом и Сталинградом, в степях Украины и лесах Белоруссии, на Балтийском, Белом и Карском морях, освобождали Прибалтику, Румынию, Венгрию, Польшу, Австрию, воевали на территории Германии, штурмовали Берлин. 500 таймырцев отдали свою жизнь за Отечество. Нет уже среди нас ветеранов войны, светлая им память.
Минута молчания.
Выходят по музыку артисты. На словах Дарьи демонстрируются кадры салютов в честь Победы.
Анна: Приближая Великую Победу долганы, нганасаны, представители других коренных народностей Крайнего Севера трудились в тылу в тяжелейших условиях.
Муру: И в тылу, и на фронте они доказали, что умеют трудиться и воевать. В общей Победе есть и их заслуга.
Кланяются. Уходят.
Часть вторая
Дорога, опаленная войной
Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война. В едином порыве советские люди встали на защиту Отечества. Рядом с мужчинами стойко сражались женщины. Они были зенитчицами, снайперами, летчицами…На фронте оказались и женщины самой мирной профессии: врачи, медсестры, санитарки. Всю войну в качестве медицинского работника прошла наша землячка Евгения Алексеевна Подшивалова. По просьбе главного врача Хатангской больницы она записала свои воспоминания. Они и легли в основу нашей постановки. Памяти Евгении Подшиваловой и всех женщин, проявлявших героизм в годы Великой Отечественной войны, посвящается.
Сцена 1 Аня, Женя Подшивалова, кадровичка Катя.
Аня: Женя, Женя Подшивалова! Тебя в отдел кадров вызывали, иди туда скорей!
Женя Подшивалова: Вот ведь приспичило, ни раньше, ни позже! Я с сегодняшнего дня, вообще-то, в отпуске!
Аня: Вот поэтому и вызывали, зайди, точно узнай, и валяй в свой отпуск!
(Женя заходит в отдел кадров)
Женя: Здравствуйте, мне передали, что вы меня звали.
Кадровичка Катя: Здравствуй, да, звали: у тебя в личном деле анкеты и автобиографии не оказалось. Ты сядь, заполни, и про себя напиши.
Женя (садится): А что писать (ловит недовольный взгляд кадровички). Да пишу уже, пишу! Родилась в 1923 году, в 1938 окончила Красноярскую фельдшерско- акушерскую школу, направлена в Игарскую городскую больницу, где работаю уже третий год.
Кадровичка Катя: Негусто!
Женя: Так мне всего 18 лет. Откуда событиям –то взяться? Вот будет мне лет тридцать (ужас какой!), тут я вам такую автобиографию напишу, закачаетесь. А пока что есть, то и есть.
Кадровичка Катя: Ладно! Иди уже, отпускница! Вон тебя подружка заждалась, с ней, что ли, в отпуск едешь?
Женя: С Аней-то? С Аней только до Туруханска. А потом я к маме, какие она булочки печет! А пирожки!
Кадровичка Катя: Ну, счастливо тебе, да не опоздай к первому рабочему дню. Тебе на смену 10 июля.
Женя: Помню я. До свидания!
Кадровичка Катя: До встречи!
Сцена 2 Аня и Женя
Женя встречается с подругой Аней.
Аня: Ну что, сейчас бегом за вещами и сразу на пароход. Билеты у меня (достает билеты, читает): «Пароход «Спартак», отбытие в 17.00». В Туруханске будем через 3 дня. В одной каюте поплывем.
Женя: Аня, я тебе не говорила, меня в Туруханске один человек встретить должен. Смотри, какую карточку прислал.
Аня: Ага, ничего. А случайно друга у него нет такого же симпатичного? Да шучу, шучу! Давай будем поторапливаться, а то опоздаем.
Сцена 3 Аня и Женя. Раздается пароходный гудок.
Женя: Что случилось? Люди какие-то странные: неразговорчивые, сердитые!
Аня: Женя, я такое узнала!
Женя: И что ты такого важного узнала? Пирожки в киоске закончились?
Аня: Да какие пирожки! Война, Женя, началась, понимаешь, война!
Женя: Подожди… А что делать-то?
Аня: Документы готовить, ты военный билет взяла?
Женя: Да… кажется…
Аня: Медсостав подлежит призыву на военную службу в первую очередь. Ты нашего политинформатора хорошо слушала.
Женя: Подожди! А как же Саша? Мы не увидимся?
Аня: Слушай! Радио заговорило! (Сообщение Левитана о начале войны, после него по местному радиовещанию объявляется о всеобщей мобилизации)
Голос за сценой: Уважаемые пассажиры! Обращаемся ко всем, кто подлежит мобилизации. Вам необходимо собраться в Красном уголке на верхней палубе к 16.00.
Сцена 4 Военком, Аня, Женя, начальник госпиталя Н.Н. Буторин, солдат Никита, солдат Михаил.
Военком: Граждане пассажиры! В связи с военной обстановкой, вам необходимо направиться в воинские части согласно выданным документам. Подойдите и распишитесь в их получении. Не толпимся.
Девочки расписываются и читают.
Аня: Тебя куда направили?
Женя: Полевой хирургический госпиталь №100. Начальник госпиталя А.А.Матвеев.
Аня: Меня туда же.
Женя: Пойдем. До отплытия теплохода еще три часа, пассажиров сядет много, плывем до Красноярска. Пойдем, прогуляемся по набережной.
Выходят на набережную, там играет оркестр, есть танцующие пары в военной форме. К Ане и Жене подбегают два солдата.
Сцена 5
Солдат Никита: Здравствуйте, девушки! Разрешите Вас пригласить на вальс.
Солдат Михаил: Нам через час на фронт, так хочется мирную жизнь запомнить!
Аня: А где девушка-то Ваша?
Солдат Никита: Да не успел я поухаживать за девушкой! Думал, вот третий курс института окончу, тогда и подругу выберу. Меня Никита зовут, а вас как?
Девушки: (представляются)
Аня: Аня.
Женя: Женя.
Солдат Михаил: Меня Михаилом зовут. Вот как раз и вальс играют! Пожалуйста, пойдемте танцевать!
Женя: Идем, Аня, когда в следующий раз такая возможность будет!
Вальсируют. Раздается звук сирены
Солдат Никита: Это нам сигналят, посадка через несколько минут. До свидания, Женя, до свидания, Аня!
Солдат Михаил: Аня, дайте адрес, куда можно будет написать!.. Что же это! (не находит ни карандаша, ни ручки) Голос заглушает звук сирены.
Убегают. Стук вагонов.
Сцена 6
Никита: Едва успели…
Михаил: Как жаль, что адрес не взял…Может, это судьба была?
Никита: Твоя судьба немцев бить… А и моя тоже… сам подумай, это война, на ней всякое бывает.
Михаил: Если так думать, то совсем тошно становится. Нет, я уверен, что война скоро кончится, я вернусь в Туруханск и справки наведу. Надеюсь, Аню найду. Не случайно я ее встретил. Представляешь, какая романтика: встреча перед отправлением на фронт, а вторая - после Победы.
Никита: Ну-ну! Мечтатель, тебе бы книжку написать.
Михаил: Книжку - не книжку, а письмо бы я написал.
Никита: Вот прямо сейчас и пиши, и отправь его по адресу: г.Туруханск, пристань, Ане, фамилию не знаю, но вручите точно.
Михаил: Вот умеешь ты надежду вселить! Все! Я думать буду! Не мешай!
Никита: Думай, мыслитель! А я вздремну немножко. (Дремлет)
Стук вагонов. Это же звук к следующей сцене.
Сцена 7 Аня, Женя.
Аня: Вот мы и подо Ржевом!
Женя: Ты раньше в хирургии работала?
Аня: Ты забыла? Я в детском отделении была дежурной медсестрой.
Женя: Я так просто спросила. Помню все. А теперь мы в операционном перевязочном блоке. В палатке.
Аня: Я после ампутаций спать не могу: с ног валюсь, а только глаза закрою, так тех раненых вижу, как они без рук, без ног. А тот, помнишь, без челюсти был.
Женя: Не начинай. Без воспоминаний тошно.
Раздается звук самолета. Звуки бомбежки.
Женя: Бежим в укрытие, быстро. «Мессершмит»! «Пила» летит.
Убегают
Сцена 8 Женя
Женя (пишет на коленке): Милая мамочка! Наш госпиталь развернут прямо в лесу. Бомбежки почти постоянные, я такого здесь насмотрелась: наш военный хирург Николай Николаевич Буторин провел ампутацию руки солдату прямо на пне старого дерева. Рука держалась просто на связках. Он перевязал сосуды и удалил руку. Я ему ассистировала. Этот случай просто последний, а операции делаем круглосуточно. После Ржева мы были в городе Белом, но и оттуда пришлось отступать на 22 километра в леса. Местные предупредили, что линия фронта в двенадцати километрах. Солдаты спят прямо в снегу, ставят рядом часового из своих, чтобы их будил, чтоб не замерзли…
Ай! что я делаю (рвет листок, пишет заново)! Милая мамочка! Я меня все хорошо. Мы глубоко в тылу. Место тихое, спокойное. Кормят при госпитале, каждый день дают кашу и компот. Обо мне не беспокойся, у меня все хорошо.
Взрывы мин. Крики «Ложись!» Женя убегает.
Медсестра идет по лесу
Алина: Лекарств мало, а лечить надо. Хорошо у меня папа лесник, научил меня, как лекарственные травы использовать. (Слышит шум) Кто здесь?
Вася: Я Вася. Не бойтесь! Меня осколок поцарапал немножко. Я жду, что кровь остановится, тогда к бабушке пойду.
Алина: Давай я посмотрю рану. (смотрит) Ну да, просто царапина, но обработать и перевязать все равно надо. (перевязывает) Ты как сюда попал? Местный?
Вася: Нет, к бабушке на каникулы приехал. Пошел за грибами, а тут бомбежка, вот и не повезло.
Алина: Еще как повезло! Жив остался. Ты иди в госпиталь. Там врачи, санинструкторы посмотрят твою царапину. Но я и сама вижу, что ничего опасного. Так говорю, на всякий случай.
Вася: Понял я. Спасибо. Если не воспалится, то и говорить про ранение не буду.
Сцена 9
Аня (встречает Васю): Ты что здесь делаешь?
Вася: Я вам в землянке печку натопил, картошку сварил. Идите грейтесь и ешьте.
Женя: Ты откуда взялся?
Вася: Я к бабушке на каникулы приехал, родители погибли. Не гоните меня, я вам помогать буду. Только к бабушке я бегать тоже буду, не теряйте меня.
Женя: Да оставайся, мы постоянно в госпитале, даже ночевать не всегда приходим. Ты только, когда к бабушке побежишь, предупреди.
(уходят)
Начальник госпиталя Буторин: Ты чей будешь? Как сюда попал?
Вася: Я помогать пришел. Сирота я.
Начальник госпиталя Буторин: У сироты имя есть?
Вася: Вася я!
Начальник госпиталя Буторин: Не место тебе здесь, Вася! Сколько лет-то тебе?
Вася: Шестнадцать.
Начальник госпиталя Буторин: А не врешь? Больно щупленький ты для шестнадцати… Ладно, не обижайся. Переправлю я тебя в тыл, дам бумагу, по ней поступишь учиться на шофера. Понял?
Вася: Понял. А тут остаться нельзя?
Начальник госпиталя Буторин: Нельзя! Немцы кругом, завтра же тебя переправлю. Как отвечать должен?
Вася: Так точно!
Начальник госпиталя Буторин: Вот так-то!
Сцена 10
Вася заходит к Ане и Жене.
Вася: Я проститься пришел, меня на учебу отправляют.
Женя: Вот и хорошо, Вася! Возьми на дорожку (подает консервы и хлеб).
Вася: Не надо, у вас лишнего нет!
Женя: Лишнего нет! А знаешь первую солдатскую заповедь: с ближним делись. Так что бери, не скромничай, студент!
Вася: Спасибо, сестрички! Можно я вас так назову. У меня-то сестрички больше нет, погибла. А так хочется по привычке кого-нибудь назвать.
Аня: Сестричка так сестричка, давай прощаться, братик!
Сигналит грузовая машина. Крик за сценой: «Куда там Васька делся? Его машина дожидается, сейчас без него уедут. Начмед уже ругается».
Вася: Я пошел, мы обязательно встретимся!
Женя: Конечно, встретимся!
Вася убегает
Сцена 11
Женя выходит на сцену в состоянии крайней усталости, в изнеможении садится на ступеньку и сразу засыпает. Выбегает Аня, будит ее.
Аня: Женя, кончай прохлаждаться!
Женя (вздрагивает от неожиданности): Нечего себе «прохлаждаться», я в операционной 12 часов без отдыха проработала.
Аня: Да ладно, знаю. Это я так! Тебе письмо. Пляши. Да, там офицер подъехал, нас собирают, что-то сообщат важное, пойдем скорее!
Сцена 12
Выходит военком.
Военком: Здравствуйте товарищи! Все собрались? Если не все, расскажите отсутствующим. Информация неутешительная: нам удалось освободить несколько близлежащих населенных пунктов, захватить немецкую технику в боеспособном состоянии, но немцы перед отступлением отравили спирт. Бойцы выпили немного, чтобы согреться, в результате произошло массовое отравление, большинство из них уже умерло, те, кто остался в живых, ослепли. К вам в госпиталь будут поступать и такие бойцы. Это еще не все. Немцы сжигали деревни, но оставляли 3-4 двора, заражая жителей сыпным тифом. Пытаемся предотвратить эпидемию. Надеемся на вашу помощь.
Женя: А как с лекарствами?
Военком: Лекарства по возможности будете получать по воздуху, самолетами.
Начальник госпиталя Буторин: Это все?
Военком: Нет, не все. Есть и добрая новость. Старший лейтенант Подшивалова Евгения Алексеевна награждена медалью «За боевые заслуги». Есть такая?
Женя: Так точно. Есть!
Военком: Поздравляю с боевой наградой!
Женя: Служу Советскому Союзу!
Аня: Поздравляю!
Женя: Спасибо! (разворачивает письмо, пробегает глазами, замирает)
Аня: Женя! Что случилось? С мамой все нормально?
Женя: С мамой порядок… Саша погиб. А мы тогда так и не встретились…
Сцена 13
Выходит одна Женя
Все эти годы я жила с мыслью, что все мы встретимся: мама, Саша… Теперь, получается, не встретимся. Саши больше нет…Мы дружили до войны…Мы даже не поспорили ни разу, не то что поссориться. У нас впереди была бы целая жизнь, интересная, наполненная событиями. Она обязательно была бы, если бы не война.
Моя бабушка пела песню, когда ей было трудно. Я не помню слов той песни, давно это было, в детстве. Вот сейчас ее бы спеть. Знаю, придет время и песню такую напишут. А я буду думать, что это про нас с Сашей!
Исполняется песня в исполнении В.Толкуновой «Если б не было войны…»
Женя выходит к краю сцены.
Вместе с Советской армией наш госпиталь прошел трудный, тяжелый путь войны. Мы оказывали срочную медицинскую помощь бойцам, офицерам на пяти фронтах: на Западном, Калининском, Втором Прибалтийском, Карельском, Первом Дальневосточном. Я закончила войну уже после Победы, нас направили на Восток, где продолжались бои с Японией.
Кадры военной хроники.
Я помню один из дней.
Сцена 14
Крик за сценой «Евгения Алексеевна! Женя! Иди скорее сюда!»
Женя: Что случилось? Снова раненые? Куда бежать?
Аня: Да никуда. Стой на месте, а лучше сядь!
Женя: Да что случилось?
Выходит Вася.
Женя: Вася?
Вася: Ну, да!
Женя: Вот это встреча! Как ты здесь?
Вася: Военный идет туда, куда прикажут! Я здесь уже полгода.
Достает пакет, в нем отрез белого шелка.
Вася: Женя, это вам! Я его еще два года назад на сахар выменял, верил, что мы обязательно увидимся!
Женя: Какой красивый! Это же натуральный шелк! Спасибо тебе, Васечка!
Вася: Меня так только мама называла и вы.
Аня: Вот это момент. Сейчас чай организую, я мигом!
Убегает. Раздается одиночный выстрел.
Женя: Что там случилось?
Выходит Буторин: Ани больше нет!
Женя (в ужасе): Как?!
Буторин: Снайпер!
Женя (бросается к Буторину): Мы ей поможем, да?! Сделаем операцию! Все будет хорошо!
Буторин (держит ее за плечи): Держись! Держись!
Женя (рыдает): Она всю войну прошла! Ведь страна Победу отмечает! Как? За что?
Смотрит на отрез шелка, потом на Васю.
Женя: Для Ани шелк? Можно?
Вася: Он Ваш, Вам и решать.
Женя: Анин шелк!
Плачет.
Выходит одна к зрителям
Сцена 15
Я была на фронте с самого начала войны. Со мной всегда была моя подруга юности Аня, мы делили горе и радость. С кем я разделю эту потерю? Не с кем! Ее нет.
Я видела многих раненых, осложненных газовой гангреной, обожженных в топках, контуженных, измученных голодом… мы многих спасли, но сколько людей погибло! Светлая им память!
Минута молчания.
Когда начинает говорить Буторин, выходят артисты. На презентации фото фронтовой дороги.
Буторин: Мы шли по дороге войны, спасали человеческие жизни, не щадили себя. Долго еще будут сниться фронтовые будни, долгой была эта дорога, опаленной войной. Счастьем стало осознание, что вела она к Победе!
Кадры фейерверка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биология-литература по теме: "Трудные дороги генетики"
Урок по произведениям В. Дудинцева "Белые одежды" и Д. Гранина "Зубр" рассказывает о трудной судьбе ученых-генетиков....
Социальный проект "Дорогами войны"
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от нас, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Сегодня ...
Социальный проект "Дорогами войны"
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от нас, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны....
Дорогами войны, дорогами победы...
Сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности....
Презентация к классному час Дорогами войны, дорогами памяти...
1. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг. 3. Горячая точка – Чечня 1994- …...
Квест "Трудные дороги войны"
Каждая команда получает задание, которое указывает путь к первой точке, но не называет её, ребята должны сами решить по заданию, где они будут его выполнять, а также получают свой маршрут &ndash...
Методическая разработка патриотического спортивно-массового мероприятия «Дорогой войны-дорогой памяти»
Введение Предлагаемые материалы направлены на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения на примерах из истории нашего Отечества. Методическая разработка: «Патриотическ...