Кто виноват в судьбе Матрены
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Чеховский техникум»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Кто виноват в судьбе Матрены?»
Урок - аналитическая беседа по рассказу А. И. Солженицына
«Матренин двор»)
Разработал:
Дуюнова Ольга Борисовна
преподаватель русского
языка и литературы
«Кто виноват в судьбе Матрены?»
(Урок- аналитическая беседа по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Есть такие прирожденные
ангелы -они как будто невесомы,
они скользят как бы поверх этой
жижи (насилия, лжи, мифов о
счастье и законности), нисколько
в ней не утопая…
А. И. Солженицын
Цели урока:
Пробудить интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;
-познакомить с историей написания рассказа «Матренин двор», дать общее представление о произведении;
-расширить знания учащихся о разных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х годов ХХ века, отраженных в рассказе;
-в ходе аналитической беседы помочь учащимся понять и оценить поведение главных героев рассказа в экстремальной ситуации;
-проследить «вслед за автором» судьбу русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям.
-Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-Ответить на вопрос: каковы причины гибели Матрены? Кто виноват в ее смерти?
Оборудование: Портрет писателя, выставка его книг, мультимедия.
Ход урока
1 слово учителя.
А. И. Солженицын -кто он? Пророк, наставник или преступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Почему?
Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы.»
Он, как и героиня рассказа, прошел трудный жизненный путь.
Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел через все «круги тюремного ада».
После освобождения из лагеря- «вечное» поселение в Казахстан, в аул «Кок-Терек» («поселение» длилось три года), затем -переезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе «Матренин двор».
2 История написания рассказа «Матренин двор». (Индивидуальное задание)
Впервые рассказ «Матренин двор был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959г.) Первоначальное название- Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А Т Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на «Матренин двор». Год действия в рассказе-1956.
«Матренин двор» -произведение во многом автобиографично. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.
Первоначальное название- Не стоит село без праведника
3 Работа над ключевыми словами.
Что означает слово праведник?
Работа со словарями.
-По словарю Даля - это: Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий.
По словарю Ушакова - это: Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий
Праведник-это человек праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.
Беседа по вопросам
-По вашему мнению, каким должен быть праведный человек?
Ответ: правдивый, добрый, бескорыстный, честный, готовый к самопожертвованию, скромный, душевный, человечный, отзывчивый, святой (?)
Праведник-это человек с чистой совестью и душой.
-Что такое душа человека?
(бог дает каждому человеку бессмертную душу) Именно таким человеком со светлой, чистой душой является Матрена.
Первоначальное название рассказа - « Не стоит село без праведника»
Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека.
Село – это вся Россия.
-В чем смысл названия рассказа?
Задание: составить план рассказа или озаглавить каждую часть
1 человек выполняет задание у доски.
Аналитическая беседа.
Далее -работа по группам.
1 группа: повествование о Матрене (в восприятии рассказчика Игнатича)
«Матренин двор».
Описание дома, хозяйки, обитателей.
Аналитическая беседа
ВОПРОСЫ:
-Что привело писателя в деревню Тальково?
-Первая встреча с Матреной. Хозяйкой.
Описание избы.
-На что обращаем внимание при описании избы? Внутри? Снаружи?
- Чем особенно дорожила Матрена в избе?
-Кто проживал с ней под одной крышей? К
Расскажите, что узнал Игнатич о героине?
-Почему у не так много обид?
Матрена Васильевна Григорьева-жительница села Тальково. Пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе «Не за деньги -за галочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля.
Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей не помогали. Но самое страшное -она решила «добиться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливости с Матреной: она была больна. Но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки…Хлопоты были -добыть те справки… и справку заверить...и с какого она года…и потом все это носить в себе…и узнавать- дадут ли пенсию».
Авто рассказывает как Матрена упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие расстояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, причина банальная: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять идти. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»
Жизнь у Матрены трудная. Она потеряла на фронте мужа, схоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь, но нет -она не утратила способности сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру 10 лет она воспитывала…как родную, вместо своих невыстоявших».
-Какие хлопоты были ей в тягость, а какие радовали?
(25 лет проработала в колхозе, а не на заводе. Пенсии не полагалось)
-Что заставило такую добру, бескорыстную Матрену воровать?
Воровала и Матрена и другие жители села поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. Приходилось ходить по нескольку раз в день. В хорошие дни Матрена приносила по шесть мешков торфу. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде…не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да при машине -учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено -и спрашивать о нем не полагалось Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза…и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся»
«Спина у меня никак не заживает. Зимой салазки на себе, ей-богу правда!!-рассказывала Матрена Да еще приходилось торф прятать, потому что иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх -постоянный спутник той безрадостной жизни
Писатель обращает внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.
Власть враждебна человеку.
Задание (2 группе)
В чем видит смысл жизни Матрена Васильевна?
9В работе. Ведь она -труженица)
Ни одна пахота не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она -редкой доброты человек.
Постоялец заметил, что Матрена и стряпала, и «держала в голове» еще множество дел. «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы.
Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена- безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодит (в том числе и постояльцу)
-Автор глубоко и выразительно «прорисовывает» образ героини.
В каких еще эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?
-Сочувствие к людям, порядочность, благородство души, Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу». («Так привыкли Матрена ко мне, я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими распросами. До того отсутствовало в не бабье любопытство или до того она была деликатна…»0 На добрые искренние слова Матрена «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка е кругловатого лица…»)
-О чем поведала героиня рассказа? Что рассказала о себе? (Анализ 2и 3-й частей рассказа, в которых характер героини дан в сопоставлении с другими персонажами)
Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?
ПРОШЛОЕ Матрены
Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?
(Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, она сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то осталась. Много лет горело в ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.
Какие черты характера можно назвать главными?
Искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность.
Каким человеком предстает старик?
История с горницей (рассказать подробно) Почему Матрена разрешила ломать дом?
(Чтобы удержать участок -нужно иметь строение)
Как Матрена воспринимает происходящее? (Не спала ночь. Это был конец всей ее жизни).
Что было странного в то время, когда готовились вывезти горницу?
Началась внезапно метель, потеплело внезапно; туманы, ручьи.
Кошка пропала.
-Какие события, ситуации помогают понять характеры героев?
-В чем смысл названия рассказа?
Дом - образ микромира.
Разрушение дома —конец жизни героини.
Прокомментируйте конец (финал) 2-й части рассказа.
Каковы причины гибели Матрены Васильевны?
Кто виноват в смерти Матрены?
( зачитать отрывок со слов»… Матрена ходила как потерянная…» до слов «Старику Фадею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…»)
Матрена хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суетилась и помогала накатывать бревна на сани» В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил:» У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,
Что погубило Матрену? Жадность Фадея, который старался увезти горницу побыстрее…Тракторист хотел получить плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место) Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном переезде, а в это время на них «налетели два паровоза (паровозная сплотка шла без фонарей»), «налетели -и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями…»
Автор рисует потрясение людей о происшедшей трагедии.
Погибла Матрена, погибли один из сыновей Фаддея и тракторист.
-Людей, в том числе и Матрену, убила чужая корысть, жадность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату…
Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. Но ведь в жизни ничего случайного не бывает.
-Можно ли героиню рассказа представить в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?
-Трудно представить…
Обидела судьба, люди, власть…
Конец рассказа необычен. Матрену жалко, что погибла…
Несмотря ни на что она добрая и бескорыстная, сохранила способность любить …Значит, она счастливая.
Ее не понимали ни сестры, ни жители села -не похожая на других, она- особенная…Таким в жизни трудно.
Но все-таки -некоторые любили ее. Горевала воспитанница Кира, сын Фаддея любил свою тетю. А постоялец понимал е душу...
Но лучше всего сказал о ней автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни земля наша».
В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначает «Некую меру праведности, святости, непрерывно возросшую в одних людях, и недоступную другим».
Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к «дележу земных благ».
Солженицын: «Каждый из нас встречал таких, их не десятеро, и не сто на Россию, ято праведники, мы их видели, удивлялись «чудики»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, -и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину …»
«Матренин двор- символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл.
Гибель героини -предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.
Итоги урока: О чем заставляет нас задуматься рассказ?
Как надо жить, о смысле жизни.
Как вы думаете, Матрена действительно праведница?
(подтвердите текстом)
-Есть ли она тот самый праведник?
Домашнее задание: сочинение-рассуждение: «О чем бы я просил (а) героиню?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множества и операции над ними. Урок закрепления изученного матриала. Алгебра 9 класс.
Разработка содержит план-конспект и презентацию к уроку, тест по теме и бланк ответов к тесту, а так же подборку дополнительных задач по теме. Урок закрепления новых знаний по теме "Множества и операц...
Новогоднее путешествие Матрены и Цветочка
Сценарий новогоднего представления для средних и старших классов....
Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).
Урок разработан для реализации следующих задач: ...
Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".
Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...
композиция ко Деню Матри
Сценарий выступления учащихся и родителей (5-7 класс) на концерте, посвященном дню матери....
Урок-размышление "Кто виноват в судьбе Юры Гурова(по рассказу А. Костюнина "Рукавичка")"
Урок внеклассного чтения для 7-8 классов основной школы. Рассказ современного российского писателя Александра Костюнина. Объектом моего урока является рассказ «Рукавичка», в котором наиболее остр...