Кто виноват в судьбе Матрены
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Дуюнова Ольга Борисовна

Кто виноват в судьбе Матрены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matrenni_dvor_urok.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Московской области   «Чеховский техникум»


 

                   РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

                                 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                 

                «Кто виноват в судьбе Матрены?»

Урок - аналитическая беседа по рассказу А. И. Солженицына

«Матренин двор»)

                                                                                                      Разработал:

                                                                                            Дуюнова Ольга  Борисовна

                                                                                               преподаватель русского    

                                                                                               языка и литературы                          

«Кто виноват в судьбе Матрены?»

(Урок- аналитическая беседа по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

                                                                                Есть такие прирожденные

                                                                                 ангелы  -они как будто невесомы,

                                                                                 они скользят как бы поверх этой

                                                                                жижи (насилия, лжи, мифов о

                                                                                 счастье и законности),  нисколько

                                                                                в ней не утопая…

                                                                                            А. И. Солженицын

Цели урока:

Пробудить интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;

-познакомить с историей написания рассказа «Матренин двор», дать общее представление о произведении;

-расширить знания учащихся о разных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х годов ХХ века, отраженных в рассказе;

-в ходе аналитической беседы помочь учащимся понять и оценить поведение главных героев рассказа в экстремальной ситуации;

-проследить «вслед за автором» судьбу русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям.

-Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

-Ответить на вопрос: каковы причины гибели Матрены? Кто виноват в ее смерти?

Оборудование: Портрет писателя, выставка его книг, мультимедия.

                                                      Ход урока

1 слово учителя.

А. И. Солженицын -кто он? Пророк, наставник или преступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Почему?

Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы.»

Он, как и героиня рассказа, прошел трудный жизненный путь.

Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел через все «круги тюремного ада».

После освобождения из лагеря- «вечное» поселение в Казахстан, в аул «Кок-Терек» («поселение» длилось три года), затем -переезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе «Матренин двор».

2  История написания рассказа  «Матренин двор». (Индивидуальное задание)

Впервые рассказ «Матренин двор был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959г.) Первоначальное название- Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А Т Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на «Матренин двор». Год действия в рассказе-1956.

«Матренин двор» -произведение во многом автобиографично. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

 Первоначальное название- Не стоит село без праведника

3 Работа над ключевыми словами.

Что означает слово праведник?

Работа со словарями.

-По словарю Даля - это: Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий.

По словарю Ушакова  - это: Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий

Праведник-это человек праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.

Беседа по вопросам

-По вашему мнению, каким должен быть праведный человек?

Ответ: правдивый, добрый, бескорыстный, честный, готовый к самопожертвованию, скромный, душевный, человечный, отзывчивый, святой (?)

Праведник-это человек с чистой совестью и душой.

-Что такое душа человека?

(бог дает каждому человеку бессмертную душу) Именно таким человеком со светлой, чистой душой является Матрена.

Первоначальное название рассказа - « Не стоит село без праведника»

Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека.

Село – это вся Россия.

-В чем смысл названия рассказа?

Задание: составить план рассказа или озаглавить каждую часть 

1 человек выполняет задание у доски.

Аналитическая беседа.

Далее -работа по группам.

1 группа: повествование о Матрене (в восприятии рассказчика Игнатича)

 «Матренин двор».

Описание дома, хозяйки, обитателей.

Аналитическая беседа

ВОПРОСЫ:

-Что привело писателя в деревню Тальково?

-Первая встреча с Матреной. Хозяйкой.

Описание избы.

-На что обращаем внимание при описании избы? Внутри? Снаружи?

- Чем особенно дорожила Матрена в избе?

-Кто проживал с ней под одной крышей? К

Расскажите, что узнал Игнатич о героине?

-Почему у не так много обид?

Матрена Васильевна Григорьева-жительница села Тальково. Пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе «Не за деньги -за галочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля.

Трудно жилось бедной и одинокой  женщине. Родные ей не помогали. Но самое страшное -она решила «добиться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливости с Матреной: она была больна. Но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки…Хлопоты были -добыть те справки… и справку заверить...и с какого она года…и потом все это носить в себе…и узнавать- дадут ли пенсию».

Авто рассказывает как Матрена упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие расстояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, причина банальная: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять идти. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

Жизнь у Матрены трудная. Она потеряла на фронте мужа, схоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь, но нет -она не утратила способности сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру 10 лет она воспитывала…как родную, вместо своих невыстоявших».

 -Какие хлопоты были ей в тягость, а какие радовали?

(25 лет проработала в колхозе, а не на заводе.  Пенсии не полагалось)

-Что заставило такую добру, бескорыстную Матрену воровать?

Воровала и Матрена и другие жители села поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. Приходилось ходить по нескольку раз в день. В хорошие дни Матрена приносила по шесть мешков торфу. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде…не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да при машине -учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено -и спрашивать о нем не полагалось Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза…и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся»

 «Спина у меня никак не заживает. Зимой салазки на себе, ей-богу правда!!-рассказывала Матрена Да еще приходилось торф прятать, потому что иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх -постоянный спутник той безрадостной жизни

Писатель обращает внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.

Власть враждебна человеку.

Задание (2 группе)

В чем видит смысл жизни Матрена Васильевна?

9В работе. Ведь она -труженица)

Ни одна пахота не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она -редкой доброты человек.

Постоялец заметил, что Матрена и стряпала, и «держала в голове» еще множество дел. «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы.

Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена- безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодит (в том числе и постояльцу)

-Автор глубоко и выразительно «прорисовывает» образ героини.

В каких еще эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

-Сочувствие к людям, порядочность, благородство души,  Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу». («Так привыкли Матрена ко мне, я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими распросами. До того отсутствовало в не бабье любопытство или до того она была деликатна…»0 На добрые искренние слова Матрена «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка е кругловатого лица…»)

-О чем поведала героиня рассказа? Что рассказала о себе?  (Анализ 2и 3-й частей рассказа, в которых характер  героини дан в сопоставлении с другими персонажами)

Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях  своей жизни?

ПРОШЛОЕ Матрены

Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?

(Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, она сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то осталась. Много лет горело в ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.

Какие черты характера можно назвать главными?

Искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность.

Каким человеком предстает старик?

История с горницей (рассказать подробно) Почему Матрена разрешила ломать дом?

(Чтобы удержать участок -нужно иметь строение)

Как Матрена воспринимает происходящее? (Не спала ночь. Это был конец всей ее жизни).

Что было странного в то время, когда готовились вывезти горницу?

Началась внезапно метель, потеплело внезапно; туманы, ручьи.

Кошка пропала.

-Какие события, ситуации помогают понять характеры героев?

-В чем смысл названия рассказа?

Дом - образ микромира.

Разрушение дома —конец жизни героини.

Прокомментируйте конец (финал) 2-й части рассказа.

Каковы причины гибели Матрены Васильевны?

Кто виноват в смерти Матрены?

( зачитать отрывок со слов»… Матрена ходила как потерянная…» до слов «Старику Фадею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…»)

Матрена хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суетилась и помогала накатывать бревна на сани» В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил:» У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,

Что погубило Матрену? Жадность Фадея, который старался увезти горницу побыстрее…Тракторист хотел получить плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место) Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном переезде, а в это время на них «налетели два паровоза (паровозная сплотка шла без фонарей»), «налетели -и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями…»

Автор рисует потрясение людей о происшедшей трагедии.

Погибла Матрена, погибли один из сыновей Фаддея и тракторист.

-Людей, в том числе и Матрену, убила чужая корысть, жадность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату…

Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. Но ведь в жизни ничего случайного не бывает.

-Можно ли героиню рассказа представить в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?

-Трудно представить…

Обидела судьба, люди, власть…

Конец рассказа  необычен. Матрену жалко, что погибла…

Несмотря ни на что она добрая и бескорыстная, сохранила способность любить …Значит, она счастливая.

Ее не понимали ни сестры, ни жители села -не похожая на других, она- особенная…Таким в жизни трудно.

Но все-таки -некоторые любили ее. Горевала воспитанница Кира, сын Фаддея любил свою тетю. А постоялец понимал е душу...

Но лучше всего сказал о ней автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни земля наша».

В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначает «Некую меру праведности, святости, непрерывно возросшую в одних людях, и недоступную другим».

Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к «дележу земных благ».

Солженицын: «Каждый из нас встречал таких, их не десятеро, и не сто на Россию, ято праведники, мы их видели, удивлялись «чудики»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, -и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину …»

«Матренин двор- символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл.

Гибель героини -предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

Итоги урока: О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Как надо жить, о смысле жизни.

Как вы думаете, Матрена действительно праведница?

(подтвердите текстом)

-Есть ли она тот самый праведник?

Домашнее задание: сочинение-рассуждение: «О чем бы я просил (а) героиню?»                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок закрепления изученного матриала. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит план-конспект и презентацию к уроку, тест по теме и бланк ответов к тесту, а так же подборку дополнительных задач по теме. Урок закрепления новых знаний по теме "Множества и операц...

Новогоднее путешествие Матрены и Цветочка

Сценарий новогоднего представления для средних и старших классов....

Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).

Урок разработан для реализации следующих задач:                                          ...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

композиция ко Деню Матри

Сценарий выступления учащихся и родителей (5-7 класс) на концерте, посвященном дню матери....

Урок-размышление "Кто виноват в судьбе Юры Гурова(по рассказу А. Костюнина "Рукавичка")"

Урок внеклассного чтения для 7-8 классов основной школы. Рассказ современного российского писателя Александра Костюнина. Объектом моего урока является рассказ «Рукавичка», в котором наиболее остр...