Урок-размышление "Кто виноват в судьбе Юры Гурова(по рассказу А. Костюнина "Рукавичка")"
план-конспект урока по литературе (7, 8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения для 7-8 классов основной школы. Рассказ современного российского писателя Александра Костюнина. Объектом моего урока является рассказ «Рукавичка», в котором наиболее остро ставится нравственная проблема общества. Практическая значимость заключается в применимости её результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы.
Урок по теме « Урок –размышление «Кто виноват в судьбе Юры Гурова» входит в систему уроков, посвященных изучению творчества карельского писателя А.Костюнина. Урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kostyuninu.docx | 78.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели :
образовательные :
расширить знания учащихся о современном писателе - А.В. Костюнине;
выявить нравственные проблемы произведения;
определить идейный смысл рассказа ;
повысить образовательную культуру обучающихся, культуру устной и письменной речи;
Развивающие задачи:
развивать коммуникативные способности обучающихся;
совершенствовать умения анализировать, обобщать, сравнивать,
формировать умения работать в группе ;
развивающие:
познакомиться с фактами биографии А.В. Костюнина,
совершенствовать умение анализировать литературное произведение, сравнивать, делать выводы;
развивать психологические процессы творчества, творческие способности обучающихся;
показать роль композиции в раскрытии идейного смысла рассказа;
формировать умение выявлять художественные особенности произведения, авторскую позицию;
развивать умение аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению ;
воспитательные :
воспитывать нравственные качества обучающихся,
осуществлять профилактику противоправного поведения,
формировать ответственное отношение за поведение в семье, личностную позицию по отношению к важным жизненным проблемам.
формировать навыки коллективного творчества.
^ Универсальные учебные действия:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методы:
по характеру познавательной деятельности:
частично поисковый;
исследовательский;
по источнику знаний:
использование электронного носителя;
словесные;
стимулирования и мотивации:
эмоциональные;
познавательные;
интеллектуальные:
индуктивные;
дедуктивные;
сравнение;
по организации деятельности:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
контроля:
устный;
письменный.
Оборудование:
рассказ А. Костюнина «Рукавичка», компьютер, мультимедийный проектор,
карта урока обучающегося, толковый словарь Ожегова.
презентация о жизни и творчестве Костюнина, иллюстрации учащихся к рассказу.
Тип урока:
урок - размышление
Вид урока:
урок - беседа
Структура урока:
Вступительное слово учителя с целью создания соответствующей атмосферы на уроке, объявление темы урока, введение символов новой темы.
Беседа по содержанию, актуализация знаний.
Микромодуль смысла.
Актуализация творческих действий.
Микромодуль проповеди.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Сюрприз.
Добро- это сохранять жизнь , содействовать жизни , зло- это уничтожать жизнь , вредить жизни.
А.Швейцер
Детству следует оказывать величайшее уважение .
Ювенал
Жизнь сама по себе – ни благо , ни зло: она вместилище и блага , и зла , смотря по тому , во что вы сами превратили её.
М.Монтень
Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования , не величина городов , не обилие урожая , а облик человека , воспитываемого страной.
Э.Эмерсон
Превосходная должность- быть на земле человеком.
М.Горький
Предварительное домашнее задание .
- Подготовить презентацию о жизни и творчестве современного писателя А. Костюнина (прочитать дополнительную информацию)
- Прочитать рассказ «Рукавичка» , составить план рассказ.
- Исследовать языковые особенности А. Костюнина
- Ответить на вопрос : каковы причины гибели Юры Гурова ? Кто виноват в его смерти?
- Подготовить мини сочинения -размышления по рассказу «Рукавичка»
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Сообщение цели урока .
На доске записаны слова.
Добро , зло , сострадание , сочувствие , милосердие , человечность, равнодушие.
-Ребята . Прочитаем слова , написанные на доске. Заглянем в толковый словарь и поработаем над лексическими значениями этих слов ( работа с толковым словарём). Эти слова будут ключевыми в продолжение всего нашего урока, запишите их в тетрадях . Добро – нечто положительное , хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок . Зло-нечто другое ,вредное , противоположное добру ;злой поступок .
Сострадание-сочувствие ,возбуждаемое несчастьем другого человека.
Сочувствие-отзывчивое отношение к чужому чувству .
Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания , человеколюбия.
Равнодушие-это безразличное отношение к людям .
III.Вступительное слово учителя. Мотивация к успеху на уроке, объявление урока.
Ребята! Сегодняшний наш урок мы посвятим творчеству современного писателя А. Костюнина.
Александр Костюнин-кто он? Пророк , наставник или заступник ?В нем мы видим спасителя ,целителя человеческих душ , учителя жизни .А. Костюнин- современный русский писатель , его произведения очень любят и ценят в России. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово-связующая нить времени» за книгу «В купели белой ночи» награжден дипломом 1 степени с присвоением звания лауреата им.А.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». В своих произведениях он затрагивает нравственные проблемы.
Ребята! Представьте себе , появился на свет новый человек… Перед ним – чистый лист , на котором каждая мысль , каждый шаг и поступок оставляют свой след. Все зависит только от него самого. Но каким вырастет этот маленький беззащитный ребенок , если его окружает жестокость, бессердечие и пустые равнодушные лица людей . На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.
Тема нравственности затрагивает все сферы нашей жизни . Умеем ли мы уважать , сочувствовать , сострадать , тактично помогать друг другу ? Как же сделать так , чтобы в наше нелегкое время люди верили в хорошие помыслы , в доброту , великодушие людей ? Почему мы меньше стали говорить о таких понятиях , как совесть , долг , сочувствие и милосердие ? Об этом нам напоминает Костюнин. А что же о нем известно вам молодому подрастающему поколению? Заинтересовала ли вас его личность?
IV.Индивидуальные выступления учащихся (Презентация о жизни и творчестве А.В.Костюнина)
Беседа с учащимися по содержанию, актуализация знаний.
-О чем рассказ А. Костюнина «Рукавичка»?
-Какие чувства испытали после прочтения рассказа?
-Трудно ли было читать . Почему?
-Возможно ли такое в нашей жизни?
-Почему рассказ называется «Рукавичка»?
Учитель. Сегодня , ребята , мы с вами проведем урок-размышление .Вы будете размышлять , обосновывать свою собственную точку зрения на волнующие вас вопросы . Это вечные вопросы нашего бытия. Мы будем думать и размышлять о ценностях человеческой жизни. Вынесем жизненный урок для себя. Опять вернемся к нашим ключевым словам.
1.Добро и зло.
2.Сострадание и милосердие.
3.Равнодушие и человечность.
V.Реализация домашнего задания.
План рассказа или озаглавить каждую часть.
1 ч. Случай с рукавичкой ( - Ребята, пропала рукавичка !, и не дав никому опомниться, выпалила: -Взял кто-то из вас …)
2 ч. Суровые испытания, выпавшие на долю мальчика. (…Биологическая потребность возвыситься над слабым брала вверх)
3 ч. После смерти . Кто виноват в гибели Юры Гурова ?(Юрка,Юрка…твоя судьба для меня укор… И чувство вины растет)
Содержание рассказа. В краткой форме изложим его по записанному плану.
VI.Думаем и размышляем над прочитанными страницами. Дискуссия.
Микромодуль смысла.(Групповая работа).
-Перед нами рассказ.О каких событиях идет речь?
-Какова тема данного произведения. (Запись в тетрадях)
-В чем заключается идея?
-Кто же такой Юрка Гуров? В чем беда его? В чем вина?
-Можно ли необдуманную шалость ребенка считать воровством?
-Какой суровый приговор вынесли мальчику?
-Согласны ли вы с данным решением?
-Осуждаете ли вы жестокое отношение школьников к своему товарищу?
-Почему это произошло?
-Можно ли Юру представить в ситуации «земного счастья» , устоявшей ся и размеренной жизни?
-Каковы причины гибели Юры? Кто виноват в его смерти: он сам или его окружение?
-Оправдывает ли героя рассказа его самоубийство? В чем смысл библейских сюжетов в рассказе? Могла ли судьба Юрки Гурова сложиться иначе? При каких обстоятельствах?
Ответы детей:
-Рассказ «Рукавичка» потряс меня до глубины души. Я плакала , читая страницы данного произведения. Испытала чувство жалости к исковерканной судьбе человека. Поразила жестокость взрослых , его одноклассников , которые дали ему клеймо , на всю жизнь он стал «вором». Можно было поговорить, объяснить ему о его поступке , проявив человечность , сострадание.
-Главная тема данного рассказа – жестокое отношение людей к судьбе мальчика , всегда детская обида и жестокость окружающих может привести к большой беде.
-Идея (мы в ответе друг за друга , чуткое отношение к ближнему).
-Юрка Гуров обыкновенный мальчик , который учится в первом классе сельской школы .Живет в семье , отец выпивал , возможно , устраивал скандалы и мальчику часто приходилось спасаться у соседей. Возможно , и в материальном и в духовном плане семья страдала.
Боль, обида ,недостаток внимания ,отсутствие душевной теплоты со стороны родителей испытал Юрка. Инцидент с рукавичкой сыграл роковую роль в судьбе мальчика . Ничего не смог он сделать против толпы,его сделали вором . Восемь школьных лет для него стали тюремным сроком . Как страшно в это поверить !
-Меня поражает равнодушное отношение к Юре его одноклассников , учителей , которые его учат. Все его унижали, издевались , не считали его за человека ,унижая человеческое достоинство. Никто за него не заступался. Юрка Гуров был один ! Рядом не оказалось настоящего друга , не было рядом взрослого человека с доброй душой и открытым сердцем , который не смог в детях пробудить такие чувства , как сострадание , любовь к ближнему .
-В смерти Юры Гурова виновато общество , люди которые сами сделали из него вора ,того, кого сами потом боялись и ненавидели . Зло ,посеянное в душе мальчика, обернулось против них . В свое время никто не протянул ему руку помощи . Жестокость всегда за собой порождает жестокость . И Юра Гуров стал вором на всю жизнь , обкрадывал своих односельчан , которые когда-то проявили черствость души . Не смог Юра воспротивиться этой жизни и совершил страшный грех , убив себя. Трагическая жизнь Юры должна стать нам нравственным уроком в нашей жизни. Этот рассказ заставляет нас задуматься о том, что рядом с нами всегда находятся люди , которые нуждаются в нашей поддержке.
Затем ученики обсуждают вопрос: « Могла ли судьба Юры Гурова сложиться иначе? При каких обстоятельствах».
Учащиеся в тетрадях отмечают обстоятельства, приводят свои доводы, доказательства, которые помогли бы Юрке стать человеком. Они отметили, что самую важную роль в жизни человека играют главные путеводители.
Если бы вовремя это всё заработало, судьба Юры Гурова сложилась бы иначе. Но, к сожалению, этого не произошло.
VII.А теперь понаблюдаем над языковыми особенностями произведений А. Костюнина.
Исследовательская работа. (Работа сильного ученика)
Прочитав рассказ «Рукавичка» А. Костюнина, я обратила внимание на язык его произведений. И мне стало очень интересно. Исследуя текст его рассказа «Рукавичка» , я обратила внимание на то, что язык его произведений очень выразительный, эмоциональный. Особенность языка Костюнина- его « обыкновенность». Для этого текста характерен разговорный стиль. Мы встречаем простонародную лексику («донашивали», «одёжу» ,«бедовали» , «выпалила», «заныло») , уменьшительные формы слов( «носочки», «рукавички», «шапочки», «глазёнки», «шарфики», «платьица», «брючки», «комочек», «панталончики», «кофтенку», «ножками»). А. Костюнин использует в тексте и сравнительные обороты, которые помогают более точному восприятию описываемого (« точно древесные кольца», «как стайка взъерошенных воробьёв» , «как крысы в бочке»), повторы( «… с портфелем, с портфелем»), восклицательные предложения «…Миня эн тийэ! Миня эн тийэ!.......») , многоточия « Юрка, Юрка…твоя судьба для меня укор… , но заглушать эту боль я почему-то я не хочу…» ) , встречаются неполные предложения(парцелляция) « Жили все тогда туго. Бедовали», « Звонок прогремел резко. Нежданно.», которые усиливают смысловые и эмоциональные оттенки чувств ,событий , встречается тире , которая выделяет вторую после знака часть , которая содержит важную мысль автора («Плюнуть в Юркину кружку с компотом , высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу , закинуть шапку в огород- считалось подвигом». Также автор использует эпитеты: жизнь « новую, яркую, возвышенную», «заливистый» звонок, которые звучат оптимистично , но постепенно тон повествования меняется, и в финале появляются слова , рисующие контрастную картину: укор, чувство вины, заныло, боль. Диалектные слова («капом», «пилькаем») дают возможность понять язык той местности, откуда герои А. Костюнина. И очень уместно подобраны автором эпиграфы из Евангелия от Луки и на философскую тему. Это заставляет нас глубоко задуматься
VIII .Мини сочинения- размышления учащихся по рассказу А. Костюнина «Рукавичка».Актуализация творческих действий.
1 (Работа Магомедовой П) . Прочитала рассказ современного писателя А. Костюнина «Рукавичка». Всю ночь проплакала, не сомкнула глаз . На всю жизнь искалечена судьба человека . Юрка Гуров стал изгоем общества. Люди сами сломали судьбу мальчика. Никто ему не протянул руку помощи. Нравственная слепота. Может ли быть болезнь страшнее этой? Начинается она с малого : сначала мы просто не обращаем внимания на чужое горе, потом закрываем глаза на хамство и подлость , когда они обращены не в наш адрес. А если заговорит в нас голос собственной совести, то мы стараемся заглушить его уверениями, что потом, когда-нибудь,, наверстаем упущенное, Так постепенно мы убиваем в себе самое ценное качество- способность делать добро, следующий шаг-потеря нравственности, а безнравственный человек способен уже на все. В последние десятилетия нравственная слепота стала заметно прогрессировать в нашем обществе. Ведь далеко не случайно многие произведения русской литературы посвящены именно этой теме. Не допустить перерождения человека, вернуть ему способность сопереживать ближнему – пожалуй ,так можно сформулировать основную цель произведений Александра Костюнина. Спасибо вам за ваши произведения! Ваша мысль о необходимости утверждать добро в нашей жизни дошла до меня и моих сверстников. Я изменилась , я повзрослела за одну ночь! И это благодаря Вам!
2.(Работа Меджидовой З) Я очень люблю уроки литературы. А. Твардовский их назвал «уроками нравственного прозрения». И это действительно так,. Моя учительница познакомила нас с творчеством А.Костюнина. До глубины души меня затронул его удивительный рассказ «Рукавичка». Он потряс всех, мы долго не могли прийти в себя. Перед глазами плачущий первоклассник Юрка, которого уличили в краже. Нас поразило равнодушие взрослых, особенно жестокое поведение учителя, который во все времена нёс самую благородную миссию – сеял разумное, доброе, вечное, своими талантом и мастерством , зажигая сердца учеников и воспитанников. Считаю, нет более ответственной работы, чем работа учителя, ибо он обрабатывает самый тонкий, самый «чувствительный» материал-растит человека. Учителя те же врачеватели, только не тел, а душ, что ничуть не менее важно. Каждое слово учителя должно нести в себе добро, красоту, справедливость. В рассказе «Рукавичка» учительница вершит суд над малышами, бездумно сея в их душах зло. Моя учительница в своих питомцах воспитывает самое великое качество – это великодушие. Я запомню на всю жизнь слова моего учителя: « Жить надо так, чтобы в нашей жизни не было темных пятен, чтобы совесть была чиста. А.Костюнин пишет о самых важных человеческих ценностях. Его произведения учат добру, милосердию. Это правильно. Искусство должно учить добру. Мне очень понравились его произведения. Их обязательно надо читать и взрослым и детям, чтобы избавляться от зла в человеческих душах. Сегодня я вновь получила еще один урок доброты. Доброта спасет мир. И в это я сильно верю. Спасибо моему учителю, спасибо А. Костюнину за уроки нравственности. В 21 веке все дети должны быть умными , красивыми в своих мыслях и поступках. И я для этого сделаю всё!
3. ( Баю М) Очень тяжело на душе от прочтения рассказа А. Костюнина. Почему Юра Гуров умер? Почему рядом не оказались люди, которые вовремя протянули бы руки помощи? Рукавичка, какая мелочь , разве стоит она тех страданий , которые пришлось перенести герою? Но именно она сыграла роковую роль в жизни Юры, да и в судьбе автора тоже. Почему так происходит в жизни? Мы загрязнили свои души : жестокость, злоба, безучастие, насилие уже никого не удивляет. Мы заглушаем в себе голос совести, делаем вид, что нам не слышны ни древние библейские пророчества, ни предупреждения прозорливых современников, которые бьют в набат, желая вызвать в нас отклик. Рассказ «Рукавичка» А. Костюнина является одним из таких предупреждений , заставляющих читателя всерьез и надолго задуматься над вопросом :сможем ли мы сохранить в своих душах человеческое, остановить нравственную деградацию. Да, тяжело быть человеком изо дня в день. Трудно сохранять в душе совесть, как нравственный закон , но это необходимо, чтобы жить. Человек. Будь человечным. Уважай людей, уважай их права, труд и покой, их мнения, достоинство. Так давайте же улыбнемся друг другу, поможем старикам выйти из автобуса, уступим место старшим. И, конечно же, в трудный момент поддержим своего друга добрым словом, протянем ему руку помощи. «Рукавичка»- поучительный рассказ. И дай Бог, чтобы никто не испытал такого чудовищного отношения к себе, как Юра Гуров. Спасибо А. Костюнинуза его произведения. Они очень нужны нам . Пусть от них наш мир станет красивее от поступков взрослых, пусть наши дети часто улыбаются и видят мир таким , каким они представляют его!
4. (Магомедова А) Мне очень понравились рассказы А. Костюнина. Они нас учат жизни, достойно преодолевая все тупиковые ситуации. Ведь ни один человек ни от чего не застрахован. Но в любой ситуации нужна человечность. Мы открываем для себя что-то новое и начинаем постепенно осознавать, что главное в человеке – это его душа. Ведь жить без духовной пищи невозможно. Дух захватывает от мысли , что человек не песчинка , он способен преобразовать мир , но в нем должны быть развиты нравственные начала .Все великие книги созданы страданием и любовью к людям . И если книга причинит вам боль , эта боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием , сочувствием к другому , а такое сочувствие должна вызывать литература , чтобы в людях не угасало человеческое. Литература до тех пор жива , пока она рассказывает о человеке , о человечном и бесчеловечном в нем , то есть о Добре и Зле , творит Добро. Сегодня на уроке именно я испытала такую боль. Это крик души за поруганную человеческую жизнь Юрки Гурова . Как поздно мы понимаем суть равнодушного отношения окружающих людей. Можно же было все исправить ! Жаль , что судьба Юрки сломана с детства , никто не протянул ему руку помощи. Все от него отвернулись , проявив жестокость и черствость сердца. Этот рассказ я читала со слезами на глазах. Отключила телефон , чтобы собраться с мыслями . Настолько было больно! Этот рассказ научил нас уважении друг к другу , доброте , человечности , красоте человеческих отношений. Сегодняшний урок заставил на многое посмотреть по-новому.
Спасибо за вновь преподанный урок доброты, милосердия , сострадания в человеческих душах!
IX.Обобщение урока. Микромодуль актуализации и проповеди..Рефлексия.
Учитель : «Рукавичка»- очень поучительный рассказ . Мы вновь окунулись в мир бездушия , бессердечия , волнующих проблем: «Чем живем- кормимся , как жить по совести , что с нами происходит?»
Гибель Юры Гурова - предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий .Это предупреждение свыше о том , что пора нам глубоко задуматься над тем , как мы живем и как относимся друг к другу.
-Ребята,нужно ли читать произведения А. Костюнина?
Прочитаем цитаты на доске и серьезно вдумаемся в их смысл.
-О чем они заставили вас задуматься!
-Какую проблему в своих произведениях поднимает А. Костюнин ? Какова его жизненная позиция ?
-Были ли у вас жизненные ситуации , где вы проявили равнодушие , жестокость по отношению к людям?
-Ребята,нужно ли читать произведения А. Костюнина?
Прочитаем цитаты на доске и серьезно вдумаемся в их смысл.
-О чем они заставили вас задуматься!
-Какую проблему в своих произведениях поднимает А. Костюнин ? Какова его жизненная позиция ?
-Были ли у вас жизненные ситуации , где вы проявили равнодушие , жестокость по отношению к людям?
-Тревожит ли вас совесть?
-Что для себя ценного вы взяли с сегодняшнего урока.
(Главный урок рассказа: одиночество Юры Гурова и смерть воспринимается как плата за бездуховность существования . Да , человек является хозяином , творцом своей судьбы , но каждый из нас должен проявлять чуткость , внимание , милосердие к окружающим , нужно вовремя прощать ошибки , дать руку помощи тем , кто в них нуждается). Учитель:
Дорогие ребята! Пусть душевная красота, бескорыстие, великая любовь к людям сопровождают вас всю жизнь. Пусть ваша душа будет доброй .А сейчас представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце-доброта. А лучи ее светятся, как хрусталики. Доброта очень нужна и вам самим,и близким вам людям .Ведь любовь и помощь согревают ,как солнце. Делать добро–это здорово!
-Ребята, я сейчас предлагаю вам нарисовать солнце, лучи которого будут излучать добро.
(Ученики рисуют солнце и пишут слова , излучающие добро.
Так давайте творить добро , проявлять друг к другу любовь, поддержку и взаимопонимание !
Живите так, как люди жить должны, И помните прекрасные мгновения ! Живите радостно, красиво, Вас осеняет Роза мира, Когда-нибудь в далеком далеке Оценится добро и ваше совершенство , И под эгидой красоты Его творить не уставайте Вы!
Домашнее задание: составить синквейны по творчеству А.Костюнина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Судьбы людей в «Донских рассказах» - М. Шолохова
Урок является, одним из первых при изучение творчества Шолохова....
Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"
Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза"...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Кто виноват в судьбе Матрены
Кто виноват в судьбе Матрены...