Программа элективного курса "Литература через призму истории"
элективный курс по литературе (7 класс)
Программа элективного курса "Литература через призму истории", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Литература через призму истории", 7 класс | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАРЬЕГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ»
Составители: Курманалиева Гузель Хайрулловна,
учитель русского языка и литературы;
Дзайнуков Мурат Исламович,
учитель истории.
с. Варьеган, 2018 год
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи программы «Литература через призму истории» Планируемые результаты учебного курса в 7 классе Система оценки достижения планируемых результатов | 3 3 5 |
Содержание программы | 5 |
Календарно-тематическое планирование | 8 |
Интернет-ресурсы | 11 |
Пояснительная записка
Данный элективный курс создан для реализации предпрофильной подготовки учащихся на ранних этапах школьного образования и вводится в МБОУ «Варьеганская ОСШ» в 7 классе. Элективный курс интегрирует знания учащихся по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.
Специфика школы с многопрофильным обучением как нельзя лучше соответствует выбору данного курса, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи.
7 класс также подходит для выбора тематики курса, так как учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках. Также 7 класс в данной школе – это первая ступень предпрофильного обучения, когда учащиеся осознают серьёзность получения образования и выбирают для себя будущий профиль.
Цели программы
- Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
- Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
- Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
- Активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов
Задачи программы
- Сформировать навыки работы с историческими документами
- Сформировать навыки работы в группе
- Развивать навыки анализа литературного текста
- Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
- Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность
В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.
Программа рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса в 7 классе.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Система оценки достижения планируемых результатов
Программа предусматривает выставки творческих работ, ведется портфолио обучающихся. Никакие отметки в течение всего учебного года не выставляются, но в конце курса предусмотрена оценка: зачет или незачет. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания творческого характера предлагаются только для желающих обучающихся
Содержание программы
Раздел | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль |
Введение в курс | 1 | 1 | ||
Былины как один из первых исторических источников | 3 | 2 | 1 | Тестирование |
Русские летописи – источник знания о наших предках | 3 | 2 | 1 | Викторина |
Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории | 4 | 2 | 2 | Викторина |
Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой | 4 | 2 | 2 | Ролевая игра |
Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII | 2 | 1 | 1 | Творческая письменная работа |
Пётр I – чудо или чудовище? | 5 | 3 | 2 | Диспут |
Споры о независимости Украины в истории и литературе | 3 | 2 | 1 | Диспут |
Крепостное право в Росси в освещении литературы | 4 | 3 | 1 | Контрольная работа. Ответы на проблемные вопросы |
Восстание декабристов. Его предпосылки и последствия | 1 | 1 | Семинар | |
История жизни русских женщин-подвижниц | 2 | 1 | 1 | Конференция |
Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого | 35 | 21 | 14 |
Былины как один из первых исторических источников. (3 часа)
1.Отражение в былинах быта Древней Руси. Быт высших и низших сословий. Жреческое сословие.
2.Владимир Красное солнышко – былинный герой и историческая личность. Князь Владимир: язычник и христианин?
3.Исторические прототипы богатырей. Что знают историки об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?
Русские летописи – источник знания о наших предках (3 часа)
1.Вещий Олег и летописные предания о нём. Повесть временных лет о первых русских князьях.
2.Образ Ярослава Мудрого в его Слове о пользе книг
3.Владимир Мономах в истории и в его Поучении
4.Язык русских летописей
Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих
лиц истории (4 часа)
- Жанр жития в древнерусской литературе
- Александр Невский. Подвиг смирения и брани.
- Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие
- Святые Влюблённые – Пётр и Феврония Муромские. Подвиг любви. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских»
Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой (4 часа)
- Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности.
- Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного.
- Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Прав ли царь в своём решении казнить Калашникова?
- Опричнина в истории и в двух произведениях: «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и «Князь Серебряный» А. К. Толстого
Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина (2 часа)
- Пресечение династии Рюриковичей и правомерность вступления на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса.
- Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». Позиция Пушкина в отношении неправедной власти.
Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII (2 часа)
- Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. Что правда и где вымысел?
- Взгляд А. С. Пушкина на героев истории и идея поэмы «Полтава»
Пётр I – чудо или чудовище? (5 часов)
- Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности
- Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина
- Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Пушкин «Медный всадник», Пушкин «Станционный смотритель», Пушкин «Евгений Онегин», Гоголь «Невский проспект», Достоевский «Преступление и наказание», Достоевский «Бедный люди», Достоевский «Униженные и оскорблённые»)
Споры о независимости Украины в истории и литературе (3 часа)
- «Жизнь» Украины в российской истории. Воссоединение Украины с Россией.
- Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Мазепа: предатель или герой?
- Актуальность вопроса … в политической жизни современной России и Украины.
Крепостное право в Росси в освещении литературы (4 часа)
- История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян.
- Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Стихотворения Н. А. Некрасова
- Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова, героиня рассказа А. Герцена «Сорока-воровка» и героиня повести Н. С. Лескова «Тупейный художник»
- Крестьянские восстания и их освещение в литературе. А. С. Пушкин «Дубровский»
Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия (1 час)
- Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи.
История жизни русских женщин-подвижниц (3 часа)
- Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов.
- Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины, изображённый в одноимённой поэме Н. А. Некрасова
- Влияние декабристов на развитие и образование Сибири.
Календарно-тематическое планирование
Раздел | № занятия | Дата | Тема | Тип занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Введение в дисциплину (1 час) | 1 | Введение в элективный курс. Связь истории и литературы | Бинарное занятие | Слово учителя | Ответы на вопросы, запись лекции | |
Былины как один из первых исторических источников (3 часа) | 2 |
| Занятие ведёт историк | Лекция учителя, беседа | Запись лекции, работа с текстом былин по группам | |
3 |
| Бинарное занятие | Лекция учителя, беседа | Заполнение таблицы | ||
4 |
| Занятие ведёт историк | Лекция учителя, беседа | Доклады Тестирование | ||
Русские летописи – источник знания о наших предках (3 часа) | 5 |
| Занятие ведёт литератор | Лекция учителя, беседа | Работа с текстом | |
6 |
| Бинарное занятие | Лекция учителя, беседа | Запись лекции, работа с текстом | ||
7 |
| Занятие ведёт историк | Практикум | Викторина, работа с текстом, анализ летописи | ||
Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории (4 часа) | 8 | Жанр жития в древнерусской литературе | Занятие ведёт литератор | Лекция учителя, беседа | Запись лекции | |
9 | Александр Невский. Подвиг смирения и брани. | Занятие ведёт историк | Лекция учителя, беседа | |||
10 | Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие | Бинарное занятие | ||||
11 | Святые Влюблённые – Пётр и Феврония Муромские. Подвиг любви. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских» | Занятие ведёт литератор | Сообщение учителя | Сообщение учащегося Викторина Работа с текстом | ||
Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой (4 часа) | 12 | Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности. | Занятие ведёт историк | |||
13 | Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного. | Занятие ведёт историк | Ролевая игра | |||
14 | Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Прав ли царь в своём решении казнить Калашникова? | Занятие ведёт литератор | Беседа | Диспут | ||
15 | Опричнина в истории и в двух произведениях: «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и «Князь Серебряный» А. К. Толстого | Занятие ведёт литератор | Конференция | Мини-проекты | ||
Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина (2 часа) | 16 | Пресечение династии Рюриковичей и правомерность вступления на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса. | Занятие ведёт историк | Тестирование | ||
17 | Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». Позиция Пушкина в отношении неправедной власти. | Занятие ведёт литератор | Беседа, лекция учителя | Ответы на вопросы учителя | ||
Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII (2 часа) | 18 | Пётр 1 и Карл 12. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. Где правда и где вымысел? | Бинарное занятие | |||
19 | Взгляд А. С. Пушкина на героев истории и идея поэмы «Полтава» | Занятие ведёт литератор | Лекция учителя | Творческая работа | ||
Пётр I – чудо или чудовище? (4 часа) | 20 | Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности | Занятие ведёт историк | Диспут | ||
21 | Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина | Занятие ведёт литератор | Сообщения учащихся | |||
22 | Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Пушкин «Медный всадник», Пушкин «Станционный смотритель», Пушкин «Евгений Онегин») | Занятие ведёт литератор | Беседа | Ответы на вопросы учителя | ||
23 | Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Гоголь «Невский проспект», Достоевский «Преступление и наказание», Достоевский «Бедный люди», Достоевский «Униженные и оскорблённые») | Занятие ведёт литератор | Беседа | Ответы на вопросы учителя Тестирование | ||
Споры о независимости Украины в истории и литературе (3 часа) | 24 | «Жизнь» Украины в российской истории. Воссоединение Украины с Россией. Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Бинарное занятие | Лекция учителя | Сообщения учащихся, работа с текстом | |
25 | Мазепа: предатель или герой? | Занятие ведёт историк | Диспут | |||
26 | Актуальность вопроса … в политической жизни современной России и Украины. | Занятие ведёт историк | Диспут | |||
Крепостное право в Росси в освещении литературы (4 часа) | 27 | История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян. | Занятие ведёт историк | |||
28 | Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. («Записки охотника» И. С. Тургенева. Стихотворения Н. А. Некрасова) | Занятие ведёт литератор | Ответы на проблемные вопросы, сообщения | |||
29 | Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова, героиня рассказа А. Герцена «Сорока-воровка» и героиня повести Н. С. Лескова «Тупейный художник» | Занятие ведёт литератор | Исследовательская работа по группам | |||
30 | Крестьянские восстания 30-х годов 19 века и их освещение в литературе. (А. С. Пушкин «Дубровский») | Занятие ведёт литератор | Беседа | Контрольная работа | ||
Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия (1 час) | 31 | Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи. | Занятие ведёт историк | Семинар | Сообщения учащихся, ответы на контрольные вопросы | |
История жизни русских женщин-подвижниц (3 часа) | 32 | Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов. | Занятие ведёт историк | Конференция | Мини-проекты | |
33 | Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины, изображённый в одноимённой поэме Н. А. Некрасова | Занятие ведёт литератор | Беседа | Путешествие по карте, проектная работа | ||
34 | Влияние декабристов на развитие и образование Сибири. | Занятие ведёт историк | Лекция учителя | |||
Итоговое занятие | 35 | Конференция «Лики истории в литературе» | Бинарное занятие | Конференция | Защита проектных работы |
Интернет-ресурсы
1. Словарь языческой мифологии http://www.swarog.ru/b/bogatyri_1.php
2. Мифы народов мира http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s10/a001036.shtml
3. А. Невский http://a-nevskiy.narod.ru/
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3682
http://www.abc-people.com/data/nevskiy/index.htm
4. Пётр и Феврония http://nicbar.narod.ru/petr_fevronya.htm
5. Лихачёв о житии http://ppf.asf.ru/drl/great10.html
6. Загадки Февронии http://www.pravda.ru/society/2005/8/26/80/19373_petrusfevrony.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»
Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....
Программа элективного курса " Основные вопросы истории"
Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....
Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"
Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...