Программа элективного курса " Основные вопросы истории"
рабочая программа по истории (11 класс)
Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол № ___ от ________г. | «Рассмотрено» на методическом совете Протокол № ___ от _________г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ г. ____________ Казанцева Н.В. | «Утверждаю» Приказ № ___ от _________г. |
Рабочая программа
элективного курса «Основные вопросы истории»
11 класс
Составитель:
Баранова Л.В. учитель истории
высшей квалификационной категории
п. Малиновский
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по истории разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений А.А.Улунян, Е.Ю. Сергеев « Всеобщая история», А.А. Левандовского «История России: XX-XXI век», в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ п. Малиновский» на 2018-2019 учебный год.
Цель курса:
Осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории при подготовке к ЕГЭ.
Задачи курса:
- Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.
- Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу истории России.
- Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ.
- Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий.
- Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.
- Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
Учебно –методический комплекс:
В.И. Уколова , А.В. Ревякин « Всеобщая история», Москва «Просвещение» 2015 г.
Н.С. Борисов « История России» , Москва «Просвещение» 2015 г.
А.А. Левандовский « История России», Москва «Просвещение» 2015 г.
История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 144с.
История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2015, 190с.
А.А. Улунян Е.Ю. Сергеев «Всеобщая история», Москва «Просвещение» 2014 г.
А.А. Левандовский Ю.А. Щетинов С.В. Мироненко « История России» Москва «Просвещение» 2015 г.
Количество часов: .Курс рассчитан на 1 час в неделю (35 часов).
Основное содержание:
Раздел I. Введение . Общие сведения об экзаменационной работе по истории .(1 час)
Раздел II. Правила для сдающих единый государственный экзамен .( 8 часов)
1. Изучение инструкций к ЕГЭ :
- Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее назначение состоит в том, чтобы подвести учащегося к выполнению работы);
- Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них);
- Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту);
- Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.
2. Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2019
3. Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории .
Раздел III. Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) .(6 часов)
- Решение заданий на проверку исторических дат ;
- Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) ;
- Решение заданий на проверку понятий и терминов ;
- Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений ;
- Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений .
Раздел IV. Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности).( 6 часов)
- Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов.
- Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.
- Решение заданий на определение названия события, явления или имени исторической личности, о которых идет речь в представленном отрывке из исторического источника .
- Комплекс заданий для работы с источниками :
- Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь ;
- Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории) ;
- Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.
- Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме :
- Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала ;
- Задание на анализ исторических версий, оценок;
- Задание на анализ исторических ситуаций;
- Задание на сравнение исторических событий и явлений.
Раздел V. Тематические тренировочные задания повышенной сложности в соответствии с разделами программы.(10 часов)
- Россия в начале XX века Социально- экономическое развитие России. Внутренняя политика самодержавия в конце XIX- начале XX века. Российское общество, национальные движения. Внешняя политика самодержавия концеXIX- начале XX века. Революция 1905 года. Третьеиюньская политическая система. Накануне краха. Первая мировая война. Культура России в начале XX. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.
Великая российская революция. Советская эпоха. Революция 1917 года. Первые декреты Советской власти. Гражданская война. Интервенция и ее последствия. Образование СССР. Индустриализация. Коллективизация. Общественно- политическая жизнь страны. Идеологические основы советского общества. Советская внешняя политика. Урок обобщение по теме « Советская эпоха».
- Боевые действия на фронтах. Коренной перелом в ходе войны. Борьба за линией фронта. Тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги Великой Отечественной войны. Урок обобщение по теме « Советский Союз в годы войны и мира». Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество после войны. Внешняя политика. Попытка реформирования советской системы. Период «оттепели». Научно- технические достижения
3.Российская Федерация. «Шоковая терапия» в экономике. Перестройка. Становление президентской республики. Социально- экономическая и политическая ситуация в конце XX века. Россия в современном мире. Россия и интеграция в мировое сообщество. Научные и культурные открытия и достижения. Урок обобщения по теме «Россия XX- XXIв».
Раздел VI. Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса. (4 часа)
Знание исторических фактов; Усвоение исторических концепций; Умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; Владение приемами исторического описания;
Требования к уровню подготовки
Знать \понимать
Основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории
Периодизацию отечественной и всемирной истории
Современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории
Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
Уметь
Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
Критически анализировать источник исторической информации
Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах
различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения
устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно-временные рамки изучаемых явлений и процессов
учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Тематическое планирование элективного курса по истории 11 класс.
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Правила для сдающих единый государственный экзамен . | 8 | 1 | - |
3 | Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) . | 6 | 2 | - |
4 | Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности). | 6 | 2 | 2 |
5 | Тематические тренировочные задания повышенной сложности в соответствии с разделами программы. | 10 | 2 | 2 |
6 | Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса. | 4 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемая дата |
Раздел 1. Введение УУД Познавательные : раскрывать значение терминов: демократизация, капитализм, модернизация. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | |||||
1 | 1 | Общие сведения об экзаменационной работе по истории . | 1 | дискуссия | |
Раздел 2. Правила для сдающих единый государственный экзамен 8 часов. УУД Познавательные: уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, уметь излагать собственные суждения о причинно – следственных связях исторических событий. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать выполненные действия. Коммуникативные: комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Внеурочная деятельность: участие в интернет олимпиадах, викторинах. |
2 | 1 | Инструкция, предваряющая всю работу | 1 | Комбинированный урок | |
3 | 2 | Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы . | 1 | Урок-практика | |
4 | 3 | Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту); | 1 | Комбинированный урок | |
5 | 4 | Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям. | 1 | Урок-практика | |
6 | 5 | Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2019 | 1 | Урок-практика | |
7 | 6 | Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории | 1 | Урок-практика | |
8 | 7 | Общие требования к экзамену по истории | 1 | Урок-практика | |
9 | 8 | Классификация заданий в Кимах | 1 | Урок-практика | |
Раздел 3. Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) 6 часов. УУД Личностные: Владеть основами социально- критического мышления, позитивная моральная самооценка, умение вести диалог. Регулятивные: Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные: Формулировать собственную позицию и мнение, аргументировать и координировать ее с позиции партнерства в сотрудничестве при выработке совместных решений. Организовывать и планировать учебное сотрудничество. Внеурочная деятельность: участие в интернет олимпиадах, викторинах. | |||||
10 | 1 | Решение заданий на проверку исторических дат | 1 | Урок-практика | |
11 | 2 | Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) | 1 | Урок-практика | |
12 | 3 | Решение заданий на проверку понятий и терминов | 1 | Урок-практика | |
13 | 4 | Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений | 1 | Урок-практика | |
14 | 5 | Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий. | 1 | Урок-практика | |
15 | 6 | Решение заданий на понимание связей единичных фактов и общих явлений | 1 | Урок-практика | |
Раздел 4. Раздел IV. Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) 6 часов. УУД Личностные: Умение адекватно оценивать свои знания, сформированность устойчивого познавательного интереса. Регулятивные: Устанавливает целевые приоритеты, прилагает волевые усилия и преодолевает трудности в процессе обучения. Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач: строит монологическое контекстовое высказывание. Внеурочная деятельность: участие в олимпиадах, конкурсах.
| |||||
16 | 1 | Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов. | 1 | Урок-практика | |
17 | 2 | Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д. | 1 | Урок-практика | |
18 | 3 | Комплекс заданий для работы с источниками | 1 | Урок-практика | |
19 | 4 | Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте | 1 | Урок-практика | |
20 | 5 | Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме | 1 | Урок-практика | |
21 | 6 | Задание на сравнение исторических событий и явлений | 1 | Урок-практика | |
Раздел 5. Раздел V Тематические тренировочные задания повышенной сложности в соответствии с разделами программы 10 часов. УУД Личностные: Умение адекватно оценивать свои знания, сформированость устойчивого познавательного интереса. Регулятивные: Устанавливает целевые приоритеты, прилагает волевые усилия и преодолевает трудности в процессе обучения. Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач: строит монологическое контекстовое высказывание. Познавательные: владеть понятиями: реформа, прирезки, уставная грамота, знать основные даты и события, персоналии. Внеурочная деятельность: подготовка сообщений « Основные события 20 века», « Персонажи истории» | |||||
22 | 1 | Социально- экономическое развитие России. | 1 | Урок-практика | |
23 | 2 | Внутренняя политика самодержавия в конце XIX- начале XX века. | 1 | Урок-практика | |
24 | 3 | Революция 1905 года. | 1 | Урок-практика | |
25 | 4 | Великая российская революция. Советская эпоха. Революция 1917 года. Первые декреты Советской власти. | 1 | Урок-практика | |
26 | 5 | Образование СССР. Индустриализация. Коллективизация. Общественно- политическая жизнь страны. | 1 | Урок-практика | |
27 | 6 | Боевые действия на фронтах. Коренной перелом в ходе войны. Борьба за линией фронта. Тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги Великой Отечественной войны | 1 | Урок-практика | |
28 | 7 | Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество после войны. | 1 | Урок-практика | |
28 | 8 | Внешняя политика. Попытка реформирования советской системы. Период «оттепели». Научно- технические достижения | 1 | Урок-практика | |
29 | 9 | «Шоковая терапия» в экономике. Перестройка. Становление президентской республики. Социально- экономическая и политическая ситуация в конце XX века. | 1 | Урок-практика | |
30 | 10 | Россия и интеграция в мировое сообщество. Научные и культурные открытия и достижения. | 1 | Урок-практика | |
Раздел 6. Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса.(4ч.) УУД Личностные: Умение адекватно оценивать свои знания, сформированость устойчивого познавательного интереса. Регулятивные: Устанавливает целевые приоритеты, прилагает волевые усилия и преодолевает трудности в процессе обучения. Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач: строит монологическое контекстовое высказывание. | |||||
31 | 1 | Знание исторических фактов | 1 | Урок-практика | |
32 | 2 | Усвоение исторических концепций | 1 | Урок-практика | |
33 | 3 | Умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач | 1 | Урок-практика | |
34 | 4 | Владение приемами исторического описания | 1 | Урок-практика |
Список литературы для учителя | Список литературы для учащихся |
Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово». Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.. – 144с. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2009, 190с. Поурочное планирование к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова « История России XX- начало XXIвек. Москва, Просвещение 2014 год. Поурочное планирование к учебнику А.А. Улуняна и Е.Ю. Сергеева « Всеобщая история», Москва, Просвещение , 2014 год. | Электронные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»Образовательная коллекция (Кордис&Медиа). Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо. Ресурсы Интернет http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://museum.ru/ Портал «Музеи России». История России . С древнейших времен до начала 21 века. В 2 т. / под редакцией А.Н. Сахарова. Москва 2013 год. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней/ А.С. Орлов, В.А. Георгиева-М., 2011год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»
Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повс...

Программа элективного курса "Основные вопросы информатики"
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по инф...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Программа элективного курса "Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"
итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

Программа элективного курса "Трудные вопросы истории"
Программа данного элективного курса рассчитана для 10 класса...