Рабочая программа по литературе в 9 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
рабочая программа по литературе (9 класс)
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literatura_9.docx | 51.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторы — Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С. А. Леонов, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина.
Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда се реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.
В IX классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Некоторые сведения о литературе античности и средневековья, а также эпохи Возрождения сопутствуют знакомству с русской литературой от древности до наших дней. Перед учениками — яркие страницы романтизма, богатство форм реализма. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души». Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики. Краткое знакомство с литературой второй половины XIX века дает возможность представить литературу всего века.
Необходимо отметить, что знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов.
Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для ее изучения. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.
Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.
В IX классе дается представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, а, следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое теоретическое представление об историко-литературном процессе. Знакомство с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.
Структура курса литературы | Ведущие аспекты курса литературы | Теоретическое оснащение |
Литературный процесс от древности до наших дней | Литература Древней Руси, русская литература XVIII - XX веков. Сведения по зарубежной литературе. В центре анализа - отражение жизни на страницах классики литературы - первое представление об историко-литературном процессе. | Общее представление о логике развития литературы. Теоретические понятия, помогающие осмыслить связи искусства и жизни: литературный процесс, отражение жизни в произведениях искусства. Систематизация сведений по теории литературы. |
Основные слагаемые процесса литературного образования в IX классе.
Содержание
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы,- ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Теория. Понятие о литературном процессе.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).
Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.
Теория. Название произведения.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. А. Жуковский, К. Д. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.
Теория. Стихотворный перевод.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».
Теория. «Вечный образ».
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» (фрагменты). Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.
Теория. Ода.
Г. Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Державин — крупнейший поэт XVIII века. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судьям», «Памятник» и другие прозаические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.
Теория. Классицизм и классика. Силлабо-тоническое стихосложение.
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
Теория. Классицизм в драматическом произведении.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».
Теория. Традиции жанра путешествия.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк.
Теория. Сентиментализм.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.
Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.
Теория. Романтизм.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии.
Теория. Внесценические персонажи пьесы.
А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», Храни меня, мой талисман..,», «Сожженное письмо»; «Если жизнь тебя обманет...», «Поэт», «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Евгений Онегин» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).
Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
М. Ю. Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Монолог», «Дума», «Пленный рыцарь», Нищий» др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь». «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.
«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.
Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
И. С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
Теория. Стиль писателя.
Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Еще томлюсь тоской...», «Она сидела на полу...». Краткая биографическая справка.
Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.
А. А. Фет. «Чудная картина...», «Я вдаль иду...», «Нет, я не изменил...», «Я был опять в саду твоем...», «Деревня», «На заре ты ее не буди...» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.
Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Теория. Трехсложные стихотворные размеры.
Jl. Н. Толстой. «Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила, нравственного воздействия автора.
Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.
А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Теория. Юмор и сатира в их соотношении.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Русская литература XX века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.
И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
Теория. Стилистическое мастерство.
М. Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Теория. Публицистика.
А. А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
С. А.Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэт- публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX века.
М. А. Булгаков. «Мертвые души» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.
Теория. Создание народного характера.
Русская литература 60—90-х годов XX века
Произведения различных видов, жанров, направлений писателей конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.
В. П.Астафьев. «Царь-рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В. Г. Распутин. «Деньги для Марии». Распутин — писатель-публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А. В. Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Пианистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
А. И. Солженицын. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.
В. М. Шукшин. «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Теория. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.
Лирика последних десятилетий XX века. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, JI. Мартынова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина (по выбору учителя и учащихся).
Итоги
Пути развития литературы в XIX—XX веках. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
Требования к знаниям и умениям учащихся IX класса.
Ученик должен знать:
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.
Ученик должен уметь:
комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному - двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятии и слабое владение литературной речью.
Календарно-тематическое планирование
№урока | Название темы (раздела) | Кол. часов | Дата | |||
Литература как искусство слова. | ||||||
1 | Историческое значение русской литературы. | 1 | ||||
Литература эпохи Средневековья. | ||||||
2 | Данте «Божественная комедия». Тема страдания и очищения. | 1 | ||||
Древнерусская литература. | ||||||
3 | Богатство жанров литературы Древней Руси. | 1 | ||||
4 | «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет. | 1 | ||||
5 | Жанр и композиция «Слова...» | 1 | ||||
6 | Образ русской земли. | 1 | ||||
Литература эпохи Возрождения. | ||||||
7 | «Проклятые вопросы бытия» в трагедии У. Шекспира «Гамлет». | 1 | ||||
8 | «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов». | 1 | ||||
Литература XVIII века. | ||||||
9 | Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. | 1 | ||||
10 | Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года» М. В. Ломоносова | 1 | ||||
11 | М. В. Ломоносов. «Теория «трёх штилей». | 1 | ||||
12 | Философская проблематика произведений Г.Р. Державина. Анализ стихотворения «Властителям и судиям». | 1 | ||||
13 | Г. Р. Державин. Анализ стихотворения «Памятник». | 1 | ||||
14 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | 1 | ||||
15 | Герои и события комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Проблемы гражданственности. | 1 | ||||
16 | Классицизм в драматическом произведении. | 1 | ||||
17 | «Путешествие по России » (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). | 1 | ||||
18 | Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». | 1 | ||||
19 | Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии...». | 1 | ||||
20 | Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. | 1 | ||||
21 | Черты русского сентиментализма в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». | 1 | ||||
Литература XIX века. | ||||||
22 | Романтизм в русской литературе. | 1 | ||||
23 | Герои и сюжет баллады «Светлана» В. А. Жуковского. Народные обычаи в балладе. | 1 | ||||
24 | Элементы романтизма в балладе В. А. Жуковского «Светлана». | 1 | ||||
25 | Очерк жизни А. С. Грибоедова. Творческая история создания комедии «Горе от ума». | 1 | ||||
26 | Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». | 1 | ||||
27 | Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. (Нравственный конфликт в комедии) | 1 | ||||
28 | «Век нынешний и век минувший». Чацкий в поединке с «обществом». | 1 | ||||
29 | Смысл названия и проблема ума в комедии. | 1 | ||||
30 | Нравственный идеал А. С. Грибоедова. | 1 | ||||
31 | Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова. | 1 | ||||
32,33 | Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 2 | ||||
34 | Болдинская осень 1830 года в творчестве А. С. Пушкина. | 1 | ||||
35 | Лирика любви, дружбы А. С. Пушкина. | 1 | ||||
36 | Философские размышления о жизни в стихотворениях А. С. Пушкина. | 1 | ||||
37 | Тема поэта и поэзии в стихотворениях А. С. Пушкина. | 1 | ||||
38 | История создания и художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | ||||
39 | Жизнь столицы и мир деревни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | ||||
40 | Сюжет романа и темы лирических отступлений. | 1 | ||||
41 | Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | ||||
42 | Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика героев. | 1 | ||||
43 | Картины родной природы в романе. | 1 | ||||
44 | Онегинская строфа. «Открытый» финал романа. | 1 | ||||
45 | Творческая работа «Мой Пушкин». | 1 | ||||
46 | Романтизм как литературное направление. Воспоминания детства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||||
47 | Тема свободы и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||||
48 | Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». | 1 | ||||
49 | М. Ю. Лермонтов. Поиск своего места в поэзии. | 1 | ||||
50 | Любовные стихотворения М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||||
51 | Социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
52 | Печорин в системе образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
53 | Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
54 | Тема любви и женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
55 | Своеобразие сюжета и композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
56 | Нравственно-философская проблематика произведения М. Ю. Лермонтова, проблема судьбы. | 1 | ||||
57 | Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | ||||
58 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. | 1 | ||||
59 | Замысел, жанр и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | ||||
60 | Чичиков и чиновники в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | ||||
61 | Чичиков и помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | ||||
62 | Помещики и чиновники в поэме и приёмы создания их образов. | 1 | ||||
63 | «Живая Русь» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | ||||
64 | Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. | 1 | ||||
65 | Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель». | 1 | ||||
66 | Творческая работа по творчеству Н. В. Гоголя. | 1 | ||||
67 | Любовь в жизни творчестве И. С. Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». | 1 | ||||
68 | Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева. | 1 | ||||
69 | Ф. И. Тютчев. Любовная лирика. | 1 | ||||
70 | А. А. Фет – основатель лирической миниатюры. | 1 | ||||
71 | Жить Н. А. Некрасова. Представление Н. А. Некрасова о поэте и поэзии. | 1 | ||||
72 | Тема народного страдания в лирике Н. А. Некрасова. Стихотворение «Тройка». | 1 | ||||
73 | Творческий путь Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. | 1 | ||||
74 | Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева. «Диалектика души» героев повести. | 1 | ||||
75 | Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». | 1 | ||||
76 | Юмор и сатира в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре». | 1 | ||||
77 | Сюжет и герои рассказа А. П. Чехов «Крыжовник». | 1 | ||||
78 | Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье». | 1 | ||||
Русская литература XX века. | ||||||
79 | Мотивы лирики И. А. Бунина. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. | 1 | ||||
80 | Автобиографическая повесть И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. | 1 | ||||
81 | М. Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты». | 1 | ||||
82 | Элементы публицистики в повести М. Горького. | 1 | ||||
83 | Личность и творчество А. А. Блока. Женские образы в лирике поэта. | 1 | ||||
84 | Любовь к России в лирике А. А. Блока. | 1 | ||||
85 | С. А. Есенин и его судьба. Образ Родины в лирике поэта. | 1 | ||||
86 | Тема Родины в лирике Есенина. | 1 | ||||
87 | Тема любви в лирике Есенина. | 1 | ||||
88 | Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. Ранняя лирика. | 1 | ||||
89 | Сатира В. В. Маяковского в стихотворении «Прозаседавшиеся». | 1 | ||||
90 | А. А. Ахматова. Тема родной земли в лирике А. А. Ахматовой. Стихи о любви. | 1 | ||||
91 | «История одного эксперимента» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»). | 1 | ||||
92 | Гуманизм произведений М. А. Шолохова. | 1 | ||||
93 | Рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова. Особенности сюжета и композиции. | 1 | ||||
94 | Проблема нравственного выбора в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | ||||
95 | Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. | 1 | ||||
96 | Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» и её главный герой. | 1 | ||||
97 | Эволюция образа Василия Тёркина в поэме: утраты и приобретения. | 1 | ||||
Русская литература 60-90-х годов XX века | ||||||
98 | В. П. Астафьев. Нравственные проблемы в произведении «Царь-рыба». | 1 | ||||
99 | В. Г. Распутин «Деньги для Марии». Гуманистический смысл повести. | 1 | ||||
100 | А. В. Вампилов. Пьеса «Старший сын». Гуманистический смысл пьесы. | 1 | ||||
101 | Лирика последних десятилетий XX века. | 1 | ||||
102 | Подведение итогов. Пути развития литературы в XIX- XX веках. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой
Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...
рабочая программа по литературе, 8 класс, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой
Пояснительная записка.Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы по литературе Министерства образования РФ для образовательных школ 2010 года, федерального компонента го...
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС.
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС. Готовая программа, адаптированная для детей с ОВЗ с контрольно-измерительными материалами....