Писатели улыбаются.Саша Чёрный.«Кавказский пленник»
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Писатели улыбаются.
Саша Чёрный.
«Кавказский пленник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisateli_ulybayutsya.ppt | 501 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке.
Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам. Псевдоним Александр Михайлович Гликберг. 1880-1932 гг
Составим анкету. Саша Чёрный. (страницы учебника 158-159) Год рождения: Место рождения: Детство: Юность: Начало писательской деятельности: Настоящее творчество: Первая книга: Журналистика: Эмиграция: (1 (13) октября 1880. Одесса. город Белая Церковь. Житомир. Житомир. Газета «Волынский вестник». Петербург. сборник стихов «Родные мотивы». журнал «Сатирикон». 1918 г. Литва. Германия. Франция.
Детский писатель. Что объединяет все картинки?
Подберите слова, выражающие ваше отношение к данным цитатам? «Воробьи…кричали, кувыркались, дрались…просто от избытка жизни…». «Никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли…». «…дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостиком в виде вопросительного знака…». юмор (анг. – нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Смех весёлый, доброжелательный.
Выберите из текста смешные цитаты, подумайте, за счёт чего фразы становятся смешными? (стр.159-161) Антонимы. Эпитеты. Метафора. «Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода». «…вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…». Сравнение. Гичка-лодка «Сын прачки…он сам себя от удовольствия ногой лягнул…». Просторечное слово. «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…». Олицетворение.
«В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали…». Какую картину вы представляете? «…курчавый, благосклонный Пушкин». «…седые, бородатые Тургенев и Толстой…». «…гусар Лермонтов с вздёрнутым носиком…». Какие выводы о главных героях можно сделать, читая такие характеристики писателей?
Прочтите описание героев и определите: доминирующую деталь портрета; раскрывает ли портрет черты характера? «…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая –перенадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, - точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс». Девочки самостоятельно прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и разволновались.
«Раз написано, - значит, настоящая правда… И раз окончание хорошее…не стоит горевать…» Какой конец рассказа придумали девочки? Жилин с солдатами взяли в плен татар и высекли. «Русские офицеры великодушны». Дине передайте георгиевскую медаль и русскую азбуку. Свадьба Жилина и Дины Эпилог
Какие «секреты» использует автор, чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о концовке рассказа? «Жилин …поймал в плен татар, которые его мучили…Правда? Риторические вопросы. «И больно-пребольно высечь! Не кричать! …Марш!» Риторическое восклицание. «Зарубите себе на вашем кавказском носу». «…капусту порублю». Юмор – весёлый смех. Неточность фразеологизмов. «Обрадовалась….Топнула ногой.. Взвизгнула от удовольствия…» Авторские ремарки, замечания автора.
Игра. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Как дети воспроизвели рассказ в игре? Действующие лица . Миша – Жилин. Тузик – Костылин. Валя и Катя – татары. Валя – Дина. Катя – её подруга.
Что такое добро? « Я часто думал о том, что значит «быть добрым?» Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Я. Корчак. Как соотносится данное высказывание с нашими героями? Приведите примеры из текста? «- Нет, знаешь, сечь их не надо….Так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче…». Не хотели играть роль Костылина – не хотели быть предателями.
Назовите однокоренные слова к слову «добро». ДОБРО та любие порядочность душие деяние сердечность словие нравие
Домашнее задание. Поделитесь своими добрыми делами, поступками…. Творческая работа. Спасибо за работу! Разработала: Монгуш Е. М., учитель русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.
Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года
Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым, Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...
Конспект по литературе на тему: "И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству"
Конспект+презентация к уроку...
Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»
Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....
Урок литературы в 5 классе. Саша Чёрный. Слово о писателе. "Кавказский пленник".
Тема: Саша Черный. Слово о писателе. «Кавказский пленник».Тип урока: сообщение новых знаний.План урока:Основные сведения о писателе: https://www.youtube.com/watch?v=NBfQtxZLsp0...
Саша Чёрный "Кавказский пленник" ID приложения:178265
Саша Чёрный "Кавказский пленник". Кроссворд...