Основные мотивы и особенности лирики А.А.Фета.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Макиева Ирина Владимировна

Урок литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_motivy_i_osobennosti_liriki_a.a.feta_.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные мотивы и особенности лирики А.А.Фета.

Цели урока:

Обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации поэтического литературного произведения; выявление особенностей художественного мира А.А.Фета, выразительных средств, придающих музыкальность стихотворениям; анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета;

Воспитательная:  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование духовно-нравственных качеств личности: позитивного отношения к жизни и любви к родной природе.

Развивающая:  развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Задачи:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;
  • овладение способами выразительного чтения вслух художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;
  • овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью;
  • формирование умений развернутого ответа на вопрос;
  • Формирование УУД:

 Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативных  УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

  • достижение планируемых результатов:

 предметных: 

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать поэтический текст;
  • формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;

метапредметных: 

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии.

личностных: 

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами; готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;
  • формирование эстетического отношения к миру.

 Оборудование урока: 

  • портрет А.А.Фета;
  • компьютерная презентация;
  • аудиозапись стихотворения А.Фета «Ещё майская ночь…»;
  • картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро);

И пока святым искусством 
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.

К. Фофанов

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Звучит  фрагмент «Первого концерта для фортепиано  с оркестром» П.И.Чайковского. Слова учителя на фоне этой записи:

Биография поэта - его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии  Фета посвящено очень много статей.

Так В. Брюсов посвятил специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903). Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославляет величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу». Поэт действительно слагал восторженные гимны личности.


Два мира властвуют от века, 

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека, 

Другой – душа и мысль моя...

Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

II. Сообщение учащегося.

Звучит стихотворение «Я пришел кебе с приветом…» Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

Любовь и природа — любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

Для поэта природа — источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

или

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(«Еще майская ночь»)

Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину...

Строки стихотворений «Печальная береза...», «Чудная картина...», «Осень», «Я пришел к тебе с приветом...» убеждают читателей в этом. (Подготовленные заранее учащиеся эти стихи).

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь материального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Но он остался верен своей Музе — изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу. Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А.А. Фету:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной

Великой матерью любимой,

Стократ завиден твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создает целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье — чувство единства с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца — символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета — это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия.

Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение: «Учись у них — у дуба, у березы»:

Кругом зима, жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа — мудрый советчик человека и лучший его наставник.

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни — стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила...»

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь - и кровли, и леса.

Это стихотворение в большей степени о природе, но оно и о человеке тоже. О высокой и таинственной близости человека и природы, о посвященности человека в тайное тайных всемирного бытия.

III. Слово учителя.

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом:

Где ты?

Ужель, ошеломленный,

Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделенный,

Стучусь у сердца твоего?..

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»:

(Подготовленный учащийся читает стихотворение).

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С. А. Толстой, Е. Хомутовой, Н. Сологуб и многим другим женщинам.

Так С. Толстая была ценима Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру-разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: «Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь и любовь... Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Но пусть несвоевременно, но все же хорошо и невинно». Стихи Фета приходили Софье Андреевне на память по самым разным поводам. «Люблю весну», — записала она в дневнике 14 апреля 1905. И тут же привела стихи Фета о весне: «ты нежная, ты счастье мне сулила на этой суетной земле».

Фет был знаком и с сестрой Софьи Андреевны, Т. А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи еще — уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были очень памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь».

Стихотворение это — одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Прочтем его (учитель или один из учеников читает).

Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, сказал он, — но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый...».

Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии, по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь...» в восприятии читателя оказывается одновременно и восполнением поэта, и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам, читателям, о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.

— Что является темой стихотворения?

(В стихотворении две основные темы — любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета — самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте).

— Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

(Картина, которой открывается стихотворение, ощутима чувствами и незабываема. Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали... За этим образом мы не только видим сам рояль но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

— Кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

(Такое понимание было бы не полным и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это — явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное-высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода — многозначные, музыкальные — не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии. При этом смысловой единицей поэтического текста Фета является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст.)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к проверочной работе по анализу стихов А. Фета. Выучить понравившееся стихотворение.

2. На основе анализа 2-3 стихотворений Фета ответьте на вопрос: Каковы характерные особенности лирики А. Фета?

3. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А. А. Фета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...

Презентация по литературе "А.С.Пушкин: основные мотивы лирики"

Презентация  предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Може...

Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"

Материал представляет собой разработку урока литературы "Основные мотивы лирики С.Есенина" для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО ....

Конспект урока литературы в 10 классе по теме " Основные мотивы творчества А. Фета""

Урок предполагает расширить представления учащихся о творчестве А Фета, о художественном своеобразии его поэзии,помочь старшеклассникампочувствоваит поэтическое обаяние, певучесть и музыкальностьтекст...

Презентация по литературе. Усилить бой бестрепетных сердец…"Особенности лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета."

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству А.Фета и Ф.Тютчева. Материал можно использовать на обобщающем уроке по  поэзии 19 века...