Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, весёлые шутки, смешные сценки, подписанные весёлыми псевдонимами. Короткие и смешные рассказы Чехова поражают неистощимой выдумкой, фантазией, бьющей через край творческой энергией. Рассказы писались на злобу дня и считались рассказами-однодневками. В1886 году вышел сборник под названием «Пёстрые рассказы», вобравший в себя шедевры чеховской юмористики. Писатель не понаслышке знал жизнь своих персонажей. Работая в отцовской лавке, давая уроки, путешествуя, учась в университете, практикуя врачом, Чехов познавал окружающую действительность и переносил её на бумагу.

Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных «Хирургии» или «Пересолил», то и тогда было бы ясно, что «сверкнул замечательный ум», потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только очень умные люди.

«Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имён, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти рассказы-однодневки как ни в чём не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды», - так сказал о ранних юмористических рассказах Чехова Корней Чуковский. Секрет молодости

юмористических рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова

Цели:

 Образовательные:

1) Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.
2) Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.
4) Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.
 Развивающие: 

1) Развитие памяти и мышления учащихся.
2) Развитие творческих способностей детей
3) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные: 

1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.
2) Воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову.
3) Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему…)
Развлекательная


Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация: портрет писателя, иллюстрации к рассказам Чехова, листы для ответов, ручки.

Тип урока: повторение и обобщение изученного, проверка знаний учащихся.

Форма урока: урок-викторина.

        Учащиеся получили задание перечитать рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Пересолил», «Смерть чиновника».

Ответы учеников оцениваются жюри, членами которого являются несколько учителей, приглашенных на урок

Слово учителя. Я приветствую всех на викторине по юмористическим рассказам А. П. Чехова. Сегодня вам предстоит показать те знания, которые вы получили на уроках по рассказам Чехова, а также в ходе самостоятельного чтения. Оценивать ваши ответы будет жюри в составе: (представить жюри).

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, весёлые шутки, смешные сценки, подписанные весёлыми псевдонимами. Короткие и смешные рассказы Чехова поражают неистощимой выдумкой, фантазией, бьющей через край творческой энергией. Рассказы писались на злобу дня и считались рассказами-однодневками. В1886 году вышел сборник под названием «Пёстрые рассказы», вобравший в себя шедевры чеховской юмористики. Писатель не понаслышке знал жизнь своих персонажей. Работая в отцовской лавке, давая уроки, путешествуя, учась в университете, практикуя врачом, Чехов познавал окружающую действительность и переносил её на бумагу.

Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных «Хирургии» или «Пересолил», то и тогда было бы ясно, что «сверкнул замечательный ум», потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только очень умные люди.

«Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имён, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти рассказы-однодневки как ни в чём не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды», - так сказал о ранних юмористических рассказах Чехова Корней Чуковский. Секрет молодости

юмористических рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом.

1 тур. Викторина по биографии А.П.Чехова

  1. Где, когда и в какой семье родился А.П.Чехов? (1860-1904 в Таганроге в семье купца Павла Егоровича Чехова)
  2. Какого цвета были глаза у А.П.Чехова? (Голубые, лучистые и глубокие)
  3. А.П.Чехов закончил (выбрать нужное)

- Казанский университет

- Санкт-петербургский университет

- Московский университет

  1. С какими журналами сотрудничал А.П.Чехов? ( "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др.)
  2.  Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова?        (Антоша Чехонте)
  3.  Благодаря кому у Чехова появился этот псевдоним?

(Благодаря учителю Таганрогской гимназии Ф. Н. Покровскому).

  1.  Кем был по профессии Чехов?

 (Врачом)

  1. Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым?

                               (Мелихово) 

  1.  Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

             А) Н.А. Некрасов                

             Б) Л.Н. Толстой

             В) И.С. Тургенев        

            (Толстой Л.Н.)

  1. Кто является основателем дома-музея А.П.Чехова в Ялте?

             (Сестра писателя М.П.Чехова)        

2 тур. Псевдонимы А.П. Чехова

Какие вы знаете псевдонимы А.П.Чехова?

1. Антоша Чехонте.

2. Брат моего брата.

3. Человек без селезенки (или Ч.Б.С.).

4. Макар Балдастов.

5. Вспыльчивый человек.

6. Врач без пациентов.

3 тур. По страницам рассказов Антоши Чехонте

①Из каких произведений эти литературные герои? Кто они?

  1. Порфирий («Толстый и тонкий» Тонкий)
  2. Нафанаил («Толстый и тонкий» Сын тонкого)
  3. Глеб Гаврилович Смирнов («Пересолил» Землемер)
  4. Сергей Кузьмич Курятин («Хирургия» Фельдшер)
  5. Луиза, урожденная Ванценбах («Толстый и тонкий» Жена тонкого)
  6. Иван Дмитриевич Червяков («Смерть чиновника» Экзекутор)

②Внимательный ли ты читатель?

  1. Как звали толстого из рассказа «Толстый и тонкий»? (Миша)
  2. Чин Бризжалова из рассказа «Смерть чиновника» ? (Генерал)
  3. Почему отсутствует доктор из рассказа «Хирургия»? (Уехал жениться)
  4. Что приносит, а потом забирает дьячок, пришедший лечить зуб из рассказа «Хирургия»? (Просфору)
  5. Кому принадлежат эти слова: «Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи» в рассказе  «Пересолил». (Землемер)
  6.  Как называлась станция, куда приехал главный герой, Смирнов Глеб Гаврилович из рассказа «Пересолил»?   (Гнилушки)
  7.  Почему возница сбежал в лес из рассказа «Пересолил»?    (Испугался, что землемер его убьёт)
  8.  Объясните смысл названия рассказа «Пересолил». («Пересолил» землемер, то есть переборщил с рассказами о револьверах и своей необычайной силе)
  9.  Где происходят события рассказа «Хирургия»? (В земской больнице)
  10.  На что пришлось перекреститься дьячку за неимением иконы из рассказа «Хирургия»? (На бутыль с карболовым раствором)
  11.  Каким инструментом Курятин пытался выдернуть больной зуб из рассказа «Хирургия»?  ( Щипцами)
  12.  Что осуждает Чехов в рассказе «Хирургия»? (Необразованность, невежество, тех людей, которые берутся за работу, ничего в ней не смысля)
  13.  Где встретились бывшие одноклассники-гимназисты в рассказе «Толстый и тонкий» (На вокзале Николаевской железной дороги)
  14. Как тонкий и его семья отреагировали на высокое положение толстого в рассказе «Толстый и тонкий»? (Побледнел, окаменел, съёжился, сгорбился, обращается «ваше превосходительство», сын застегнул все пуговицы и вытянулся, длинный подбородок жены стал ещё длиннее)

③Назови героя по описанию (указать произведение)

  1. «Здоровеннейший мужик, угрюмый, рябой, одетый в рваную сермягу и лапти» («Пересолил» Клим)
  2. «…высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». («Хирургия» Вонмигласов)
  3. Кому принадлежат эти портретные детали: « … только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». («Толстый и тонкий» Толстому)
  4. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». («Смерть чиновника» Червяков)

4 тур. Незадачливый редактор

В редакцию принесли рассказы Чехова, чтобы издать его книгу. В комнате открыли окно, листы от ветра упали со стола, перепутались. Редактор, собрав листы, не может определить, какие отрывки из каких рассказов. Помогите ему.

1.- Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюдал: бога боюсь, пост… («Хирургия» Вонмигласов)

2.        - … Предрассудок… (Пауза) Вырвать его нужно, Ефим Михеич! («Хирургия» фельдшер Курятин)

3.        - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтобы это дело понимать, как оно есть, что вырвать, а что и каплями или прочим чем… На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтобы мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…(«Хирургия» Вонмигласов)

4.        Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на  нее вопросительно, потом берет и кладет щипцы. («Хирургия» фельдшер Курятин)

5.- Ну, раскройте рот пошире… - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчас мы его… того… раз плюнуть… Десну подрезать только… тракцию сделать по вертикальной оси… и все… (подрезает десну) и все…(«Хирургия» фельдшер Курятин)

6.- Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас господь просветил («Хирургия» Вонмигласов)

7.        - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт…(«Хирургия» фельдшер Курятин)

8.        - Не того… не того… Как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.)

Сейчас… Вот, вот… Дело-то ведь не легкое…(«Хирургия» фельдшер Курятин)

9.        - Отцы… Радетели… (Кричит.) Ангелы! Ого-го… Да дергай же, дергай! Что пять лет тянешь? …(«Хирургия» Вонмигласов)

10        - Да, брат… - продолжал ... – Не дай Бог со мной связаться. Мало того, что разбойник без рук, без ног останется, он еще и перед судом ответит. Мне все судьи  и исправники знакомы. ». («Пересолил» землемер)

11.        Проходят мучительнейшие полминуты – и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте. («Хирургия» Вонмигласов)

12.        - Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этаками… очумеешь! («Хирургия» фельдшер Курятин)

13.        - Черт знает, какая у тебя телега! – поморщился …, влезая в телегу. – Не разберешь, где у нее зад, где перед…(«Пересолил» землемер)

14.        - Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад…(«Пересолил» Клим)

15.        - Раскрой рот… (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка… Это не на клиросе читать. (Делает тракцию) Не дергайся… Зуб, выходит застарелый, далеко корни пустил… (Тянет.) Не шевелись… Ну, ну… (Слышен хрустящий звук). Так и знал. («Хирургия» фельдшер Курятин)

16. – Ну, чего, дура, испугался? Я … я пошутил, а ты испугался …Садись! («Пересолил» землемер)

5 тур. Бюро литературных находок.

Представим, что герои рассказов Чехова что-то потеряли, их вещи попадают в Бюро находок. Попытаемся отгадать, кто и из какого рассказа потерял эту вещь.

  1. Бинокль (Червяков, «Смерть чиновника»)
  2. Щипцы («Хирургия» фельдшер Курятин)
  3. Чемодан («Толстый и тонкий» Тонкий)
  4. Кнут («Пересолил» Клим)

         

6 тур. Кроссворд А.П.Чехов. «Пересолил»

1.Профессия героя.  2. Какую работу должен был он выполнить?  3. Что более всего напугало возницу? 4. Название деревни.  5. Крик напуганного возницы.

1.Землемер. 2.Межевание. 3. Револьвер. 4. Девкино. 5. Караул

     

      Заключительное слово учителя.

Итак, сегодня мы обратились к некоторым юмористическим рассказам А.П.Чехова, с которых и началась литературная деятельность этого великого русского писателя. Мы назвали псевдонимы, которыми подписывал свои  произведения автор. Наиболее известный из них – Антоша Чехонте – вполне соответствовал  юмористическим рассказам писателя. Своим именем Чехов стал подписывать произведения лишь спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов. А.П.Чехов очень серьезно относился к своим юмористическим рассказам. Об этом свидетельствует тот факт, что писатель включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений.

        А.П.Чехов писал очень короткие рассказы, на первый взгляд как будто простые, обыкновенные, о простых и обычных делах. Читателям иногда казалось, что это просто смешные рассказы, но стоило над ними немного задуматься, заглянуть в них глубже, и становилось грустно и страшно  - так много было в них правды о русской жизни, той  «безусловной и честной правды», которую всегда и прежде всего требовал от себя писатель Чехов.

        Сегодняшний урок показал, что вы – читатели внимательные, поэтому и вы, наверное, увидели в рассказах А.П.Чехова не только смешное. Поразмышляйте об этом в своих домашних сочинениях «Чему учат меня рассказы А.П.Чехова».

Рефлексия.

- Сделайте краткий вывод по юмористическим рассказам А. Чехова.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Какие чувства вы испытывали, когда играли?

Синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действияобъекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Как составить кластер
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Что такое кластер?

 

Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интернет-урок на тему: Юмористический рассказ А.П.Чехова "Хирургия"

учащиеся  познакомит ся с рассказом А.П.Чехова «Хирургия»и определением понятия «юмористический рассказ», учатся  выявлять признаки юмористического рассказа....

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".

Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....

Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористические рассказы А.П.Чехова

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и поточно-групповым направлением "Литература и театр"...

Решение продуктивных задач на уроке по юмористическим рассказам А.П. Чехова.

    Цели урока:- обобщить знания учащихся по особенностям ранних юмористических рассказов Чехова;- развивать навыки мыследеятельности (сравнение), креативность учащихся;- создать...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись расск...