«Славный народ собаки». А.П. Чехов
методическая разработка по литературе (5 класс)
урок литературы А.П.Чехов "Каштанка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chehov.docx | 136.92 КБ |
urok_kashtanka.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Славный народ собаки». А.П. Чехов
Цели урока:
1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.
2. Развивать способность анализировать прозаический текст.
3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение друг к другу при работе в группах.
Ход урока
- Организационный момент.
( 1 слайд)
Настрой учащихся на урок.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок! Почему?
Потому что провожу я, новый для вас учитель!
Потому что у меня есть вы, новые мои ученики!
Потому что у нас сегодня присутствуют гости!
(2 слайд) + щелчок
А начну урок с загадки:
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать даёт. ( Собака).
Правильно, это собака. А у кого есть собака? Я надеюсь вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными.
Как образ собаки связан с нашим уроком? Ваши предположения.
Сегодня мы с вами посвящаем наш урок собаке по кличке Каштанка, героине рассказа А.П. Чехова.
( 3 слайд)
Тема нашего урока «Славный народ собаки». Так А.П. Чехова сказал о братьях наших меньших. А мы сегодня с вами, прочитав дома произведение, на какие вопросы будем искать ответ. Сформулируйте эти вопросы. Вам может помочь карта урока, к которой мы будем обращаться в течение всего урока.
( 4 слайд)
- Целеполагание.
1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.
2. Развивать способность анализировать прозаический текст.
3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение к друг другу при работе в группах.
- Основная часть урока.
( 5 слайд)
1.Знакомство с биографией автора.
Ребята, а для чего вы взяли в дом собаку?
Так и А.П. Чехов любил животных? В доме его семьи всегда много было домашних животных.
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович при своих очень скудных средствах всем детям дал образование в гимназии, учил музыке. Отец и мать вносили в жизнь детей много ласки и добра и воспитали любовь к природе. А.П. Чехов очень любил цветы, животных; его радовала близость с природой. У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят. А нам предлагается для изучения рассказ «Каштанка». Существует несколько историй создания этого рассказа. Вот одна из них.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для «Каштанки». Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку.
Разделите изученную информацию на группы и обозначьте символами:
( 6 слайд)
Приём «Инсерт»
«-» - знакомая мне информация
«+» - новая информация
«?» - хотел бы об этом узнать больше.
Что нового вы узнали о писателе?
А о чем хотели бы узнать побольше?
( 7 слайд)
2. Сравнительная характеристика.
Одну из историй жизни Каштанки мы прочитали дома.
Какой прием нам нужно выбрать, чтобы достичь следующей цели урока:
Развивать способность анализировать прозаический текс
Приёмы
сравнения описания повествования
Что мы должны сравнить?
(8 слайд)
- Составить проект. 1 группы - «Жизнь Каштанки у столяра», 2 группа – «Жизнь Каштанки у незнакомца». Распределить задания в команде.
Работа в группах.
Столяр | Хозяин | Незнакомец |
Квартира | ||
Место | ||
Пища | ||
Фокусы | ||
Друзья | ||
Отношение к собаке | ||
Поведение собаки | ||
Кличка или имя? |
( 9 слайд)
- Физкультминутка
Представьте, вы с Каштанкой пошли на прогулку в лес. Вдруг на вашем пути появилась маленькая речушка, и вы её запросто перепрыгнули. Потов вы увидели ежа, нагнулись к нему, чтобы его лучше рассмотреть. Посмотрели и пошли дальше. Тишину прервал звук пролетающего самолета, и вы подняли голову и проводили его своим взглядом. Вот вы заметили небольшой пенёк и присели на него.
( 10 слайд)
Защита проектов.
Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца. | ||
Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы… (богатая) | Квартира | Кресло, диван, лампа, ковры (бедная) |
Под верстаком | Место | Маленький матрасик |
Клестер, | Пища | Кусочки мяса, хорошая пища |
Каштанка | Имя | Тетка |
Сердито кричал | Отношение | Обращение по имени, беседа, гладили |
мучение | Фокусы | дрессировка |
Боязливость, страх | Поведение | Уверенность, страх |
нет | Друзья | Животные, названные человечьими именами |
Где лучше у незнакомца или у столяра? |
Словарная работа:
Писатель-анималист - пишет о животных.
Монолог – речь одного человека.
Третировать – обращаться с кем-то презрительно.
Без всякой церемонии – запросто.
Вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
Вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
Столяр - мастер по деревянной мебели.
Плотник – мастер по деревянным зданиям.
( 11 слайд)
- Где лучше у незнакомца или у столяра?
( 12 слайд)
- Итог.
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность; они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В свое истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».
Ребята, как вы считаете, нужно ли помнить такие истории? Что нам может напоминать?
(13 слайд)
- Домашняя работа
Память о Каштанке увековечена. Поставлен памятник этой замечательной собаке и её новым друзьям. Как вы думаете, в каком городе? Конечно, в Таганроге, на родине
А.П. Чехова? И вы попробуете себя в роли деятеля искусств. Представьте, что объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Каштанке как символу верности и преданности. А у кого не получится слепить, можете нарисовать, каким вы видите памятник собаке. А это моё представление о памятнике этой замечательной собачке.
( 14 слайд)
- Самооценка.
А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами незаконченный рисунок цветка. Вы его можете завершить, прикрепив лепестки, но сначала прочитайте, что на них написано. И если вы с этим согласны, прикрепите лепесток к сердцевине.
1.Я понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ.
2.Я понял(а) работу приёма «Инсерт».
3.Я узнал, что такое кольцевая композиция.
4.Я принимал активное участие в создании проекта.
5.Я не буду обижать животных.
Почему я себе поставил «5»? Почему я себе поставил «4»?
( 15 слайд)
Благодарю всех за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Лежит – молчит, Подойдешь – заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать даёт.
«Славный народ собаки» Урок по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»
Цели урока: Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия. 2. Развивать способность анализировать прозаический текст. 3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение друг к другу при работе в группах.
Антон Павлович Чехов
Прием « Инсерт » «-» - я об этом уже знаю «+» - новая информация «?» - хотел бы узнать об этом больше
Развивать способность анализировать прозаический текст Приём сравнения описания повествования
Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца Столяр Хозяин Незнакомец Квартира Место Пища Фокусы Друзья Отношение к собаке Поведение собаки Кличка или имя?
Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца Столяр Хозяин Незнакомец Квартира Место Пища Фокусы Друзья Отношение к собаке Поведение собаки Кличка или имя? Где лучше: у незнакомца или у столяра?
Дом столяра Дом незнакомца
«Славный народ собаки»
Самооценка 1. Я понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ. 2. Я понял(а) работу приёма « Инсерт ». 3. Я узнал, что такое кольцевая композиция. 4. Я принимал активное участие в создании проекта. 5. Я не буду обижать животных.
Благодарю всех за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия, посвящённая двухсотлетней годовщине войны 1812 года и победе в ней русского народа, «России славные сыны…»
Это материалы для заочной экскурсии по местам, связанным с событиями войны 1812 года: Смоленск, Старая Смоленская дорога. Это поэтическое и прозаическое слово, отразившее настроение нарда, дух защитни...
"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.
Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....
«Славный народ собаки». А.П. Чехов
Урок литературы в 5 классе по произведению А.П. Чехова "Каштанка"...
Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"
Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"...
ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв
ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...
Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"
Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)...
"Герои без вести не пропадают"-славный сын Чувашского народа Н.Д.Зарубин
В презентации рассказывется о герое,который пропал безвести во время боевого вылета,а после войны найден случайно.Им оказался боевой лётчик из Чувашии Никита Зарубин....