«Славный народ собаки». А.П. Чехов
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Шигапова Нурфия Габдуллазяновна

Урок литературы в 5 классе по произведению А.П. Чехова "Каштанка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavnyy_narod_sobaki._a.p._chekhov.docx136.92 КБ
Файл slavnyy_narod_sobaki._a.p._chekhov.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Славный народ собаки». А.П. Чехов

Цели урока:

1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.

2. Развивать способность анализировать   прозаический текст.

3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение друг к другу при работе в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

( 1 слайд)

Настрой учащихся на урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок! Почему?

Потому что провожу я, новый для вас учитель!

Потому что у меня есть вы, новые мои ученики!

Потому что у нас сегодня присутствуют гости!

(2 слайд) + щелчок

А начну урок с загадки:

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать даёт.  ( Собака).

Правильно, это собака. А у кого есть собака? Я надеюсь вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными.

Как образ собаки связан с нашим уроком? Ваши предположения.

Сегодня мы с вами посвящаем наш урок собаке по кличке Каштанка, героине рассказа А.П. Чехова.

( 3 слайд)

Тема нашего урока «Славный народ собаки».  Так А.П. Чехова сказал о братьях наших меньших. А мы сегодня с вами, прочитав дома произведение, на какие вопросы будем искать ответ. Сформулируйте эти  вопросы. Вам может помочь карта урока, к которой мы будем обращаться в течение всего урока.

( 4 слайд)

  1. Целеполагание.

1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.

2. Развивать способность анализировать   прозаический текст.

3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение к друг другу при работе в группах.

  1. Основная часть урока.

( 5 слайд)

1.Знакомство с биографией автора.

        Ребята, а для чего вы взяли в дом собаку?

Так и А.П. Чехов любил животных? В доме его семьи всегда много было домашних животных.

        Антон Павлович Чехов родился  в городе  Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра.  Его отец Павел Егорович  при своих очень скудных средствах всем детям дал образование в гимназии, учил музыке. Отец и мать вносили в жизнь детей много ласки и добра и воспитали любовь к природе. А.П. Чехов очень любил цветы, животных; его радовала близость с природой. У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах  деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди,  это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов  огорчаются, радуются, волнуются, грустят. А нам предлагается для изучения рассказ «Каштанка». Существует несколько историй создания этого рассказа. Вот одна из них.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для «Каштанки». Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку.    

Разделите изученную информацию на группы и обозначьте символами:

( 6 слайд)

Приём «Инсерт»

«-» - знакомая мне информация

«+» - новая информация

«?» - хотел бы об этом узнать больше.

Что нового вы узнали о писателе?

А о чем хотели бы узнать побольше?

( 7 слайд)

2. Сравнительная характеристика.

        Одну из историй жизни Каштанки мы прочитали дома.

Какой прием нам нужно выбрать, чтобы достичь следующей цели урока:

Развивать способность анализировать   прозаический текс                           

                          Приёмы

сравнения         описания          повествования

Что мы должны сравнить?

(8 слайд)

  1. Составить проект. 1 группы - «Жизнь Каштанки у столяра», 2 группа – «Жизнь Каштанки у незнакомца». Распределить задания в команде.

Работа в группах.

Столяр

Хозяин

Незнакомец

Квартира

Место

Пища

Фокусы

Друзья

Отношение к собаке

Поведение собаки

Кличка  или имя?

( 9 слайд)

  1. Физкультминутка

Представьте, вы с Каштанкой пошли на прогулку в лес. Вдруг на вашем пути появилась маленькая речушка, и вы её запросто перепрыгнули. Потов вы увидели ежа, нагнулись к нему, чтобы его лучше рассмотреть. Посмотрели и пошли дальше. Тишину прервал звук пролетающего самолета, и вы подняли голову и проводили его своим взглядом. Вот вы заметили небольшой пенёк и присели на него.

( 10 слайд)

Защита проектов.

Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца.

Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы… (богатая)

Квартира

Кресло, диван, лампа, ковры (бедная)

Под верстаком

Место

Маленький матрасик

Клестер,

Пища

Кусочки мяса, хорошая пища

Каштанка

Имя

Тетка

Сердито кричал

Отношение

Обращение по имени, беседа, гладили

мучение

Фокусы

дрессировка

Боязливость, страх

Поведение

Уверенность, страх

нет

Друзья

Животные, названные человечьими именами

Где лучше у незнакомца или у столяра?

Словарная работа:

Писатель-анималист - пишет о животных.

Монолог – речь одного человека.

Третировать – обращаться с кем-то презрительно.

Без всякой церемонии – запросто.

Вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

Вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

Столяр -      мастер по деревянной мебели.

Плотник – мастер по деревянным зданиям.   

( 11 слайд)

  1. Где лучше у незнакомца или у столяра?

     

                                           

( 12 слайд)

  1. Итог.

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность; они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В свое истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».

Ребята, как вы считаете, нужно ли помнить такие истории? Что нам может напоминать?

(13 слайд)

  1. Домашняя работа

Память о Каштанке  увековечена. Поставлен памятник этой замечательной собаке и её новым друзьям. Как вы думаете, в каком городе? Конечно, в Таганроге, на родине

А.П. Чехова? И вы попробуете себя в роли деятеля искусств. Представьте, что объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Каштанке как символу верности и преданности. А у кого не получится слепить, можете нарисовать, каким вы видите памятник собаке. А это моё представление о памятнике этой замечательной собачке.

( 14 слайд)

  1. Самооценка.

А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами незаконченный рисунок цветка. Вы его можете завершить, прикрепив лепестки, но сначала прочитайте, что на них написано. И если вы с этим согласны, прикрепите лепесток к сердцевине.

1.Я  понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ.

2.Я понял(а) работу приёма «Инсерт».

3.Я узнал, что такое кольцевая композиция.

4.Я принимал активное участие в создании проекта.

5.Я не буду обижать животных.

Почему я себе поставил «5»? Почему я себе поставил «4»?

( 15 слайд)

Благодарю всех за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по рассказу А.П. Чехова «Каштанка» Автор: Шигапова Нурфия Габдуллазяновна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор»

Слайд 2

Загадка Лежит – молчит, Подойдешь – заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать даёт.

Слайд 3

«Славный народ собаки» Урок по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»

Слайд 4

Цели урока: Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия. 2. Развивать способность анализировать прозаический текст. 3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение друг к другу при работе в группах.

Слайд 5

Антон Павлович Чехов

Слайд 6

Прием « Инсерт » «-» - я об этом уже знаю «+» - новая информация «?» - хотел бы узнать об этом больше

Слайд 7

Развивать способность анализировать прозаический текст Приём сравнения описания повествования

Слайд 8

Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца Столяр Хозяин Незнакомец Квартира Место Пища Фокусы Друзья Отношение к собаке Поведение собаки Кличка или имя?

Слайд 10

Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца Столяр Хозяин Незнакомец Квартира Место Пища Фокусы Друзья Отношение к собаке Поведение собаки Кличка или имя? Где лучше: у незнакомца или у столяра?

Слайд 11

Дом столяра Дом незнакомца

Слайд 12

«Славный народ собаки»

Слайд 13

Самооценка 1. Я понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ. 2. Я понял(а) работу приёма « Инсерт ». 3. Я узнал, что такое кольцевая композиция. 4. Я принимал активное участие в создании проекта. 5. Я не буду обижать животных.

Слайд 14

Благодарю всех за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия, посвящённая двухсотлетней годовщине войны 1812 года и победе в ней русского народа, «России славные сыны…»

Это материалы для заочной экскурсии по местам, связанным с событиями войны 1812 года: Смоленск, Старая Смоленская дорога. Это поэтическое и прозаическое слово, отразившее настроение нарда, дух защитни...

"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.

Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"...

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"

Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)...

«Славный народ собаки». А.П. Чехов

урок литературы А.П.Чехов "Каштанка"...

"Герои без вести не пропадают"-славный сын Чувашского народа Н.Д.Зарубин

В презентации рассказывется о герое,который пропал безвести во время боевого вылета,а после войны найден случайно.Им оказался боевой лётчик из Чувашии Никита Зарубин....