Урок литературы с использованием технологии проблемного обучения по теме: "Любовь в мифе «Орфей и Эвридика»"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы с использованием технологии проблемного обучения позволит учащимся научиться самостоятельно формулировать проблемный вопрос, находить решение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfey_i_evridika_6_klass.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы с использованием технологии проблемного обучения в 6 классе по теме:
"Любовь в мифе «Орфей и Эвридика»"
Проблемный вопрос урока: «Почему у мифа нет счастливого конца?»
Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения
Оборудование: мультимедийная доска, презентация.
Цель урока: выяснить, почему миф об Орфее и Эвридике не имеет счастливого конца.
Результаты:
Предметные
-формирование умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности;
- формирование навыков самостоятельной, поисковой, исследовательской и аналитической работы с текстом;
- формирование навыков характеристики литературных героев.
Метапредметные
-развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации;
-формирование коммуникативной компетенции (умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, используя текст)
-развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Личностные
-формирование чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к людям низкого социального статуса;
-воспитание нравственных качеств у учащихся.
Домашнее задание на этот урок: прочитать миф "Орфей и Эвридика", подготовить характеристику героя по плану.
Актуализация знаний – 5 минут.
На протяжении многих уроков мы с вами изучаем произведения Древней Греции. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете древнегреческих богов и героев. Чем они известны? Самостоятельно распределите по столбикам имена богов и их сферу.
Зевс
Гефест
Аид
Гера
Посейдон
Арес
Афина
Афродита
бог морей и океанов
бог подземного царства мертвых
богиня любви и красоты
бог грома и молнии
богиня семьи и брака
богиня мудрости, знаний
бог кузнечного дела
бог войны
I. Введение в тему урока, мотивация на деятельность – 10 минут.
Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним мифологическим героем – Орфеем. Кто он такой, чем он прославился? (Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Его великолепной игре на кифаре покорялись не только люди, но и природа. Песни Орфея укрощали зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни – сдвигаться с места. Кроме того, он прославился своей любовью к Эвридике). Именно о его любви пойдет речь на уроке. Дома вы познакомились с мифом «Орфей и Эвридика». Читая этот миф, вы вероятно вспоминали о своей первой любви, о влюбленности или привязанности к какому-либо человеку. У каждого из нас была или будет первая любовь. Она всегда настигает нас внезапно и часто бывает совсем не такой, какой мы ее себе представляли. Почему-то именно первая любовь у всех самая запоминающаяся. Как вы думаете, почему? Первая любовь также часто бывает несчастливой. Моя учительница по литературе на последних уроках перед каникулами всегда желала нам несчастной любви. Она говорила, что после такого события человек взрослеет и начинает по-другому смотреть на мир. Когда я пережила свою несчастную любовь, я согласилась с ней. Как вы думаете, почему так происходит?
Эпиграфом к уроку я предлагаю вам строчки из стихотворения:
Любовь – не сплошной фейерверк страстей.
Любовь – это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Э. А. Асадов "Слово о любви"
Как вы понимаете данное высказывание? Можно ли его соотнести с мифом «Орфей и Эвридика»?
Выразительное чтение отрывка из мифа (как подтверждение того, что миф соотносится с эпиграфом):
"После смерти жены велико было горе Орфея. Он ушел от людей и целые дни проводил один. Тоска по любимой был настолько сильна, что он готов был умереть и отправиться к ней в царство мертвых, но смерть не приходила. Тогда решил Орфей сам отправиться в Аид. Долго не соглашался Харон – перевозчик душ – перевезти его в царство мертвых. Но песня Орфея покорила его. Слушать песню любви слетелись даже тени мертвых. Много страшных чудищ пришлось увидеть Орфею в этом царстве, но он упорно шел вперед. И вот, наконец, трон Аида. Страшен и грозен Аид. От его взгляда все вокруг дрожат. Но смело запел свою песню Орфей. Плачет Персефона – жена Аида. Склонил низко голову и опустил свой меч и Аид.
II. Прослушивание «Арии Орфея» и обсуждение – 5 минут.
Многие музыканты, композиторы и художники прошлого и современности не остались равнодушными к этому мифу и использовали его сюжет в своих произведениях. Немецкий композитор Кристоф Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика». Я хочу предложить вам музыкальный отрывка из этой оперы.
Подберите несколько эпитетов к музыкальному отрывку, чтобы охарактеризовать услышанную музыку (Музыка печальная, тоскливая (плач по любимой))..
III. Постановка проблемы – 10 минут.
Мы уже увидели, какая сильная любовь была у Орфея и Эвридики.
1) Что произошло после того, как Орфей спустился в подземное царство? (Орфей очаровал Харона, не испугался теней умерших и различных чудищ, заворожил Аида и его жену Персефону своей песней).
2)Что ответил Аид на просьбу Орфея? ("Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на нее. Оглянешься - потеряешь ее навеки!)"
3) Так почему же у мифа нет счастливого конца? (Орфей обернулся и Эвридика осталась в царстве Аида). Прочитайте этот эпизод и финал мифа ("Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.
Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним? Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.
- Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо... Но лишь на мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.
- Эвридика?!
С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.
Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь - Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях").
4) Почему же Орфей обернулся? (Каждый учащийся высказывает свое предположение и записывает в тетрадь)
IV. Решение проблемы – 10 минут.
1) Мог ли быть страх причиной этого? Давайте посмотрим на картины, изображающие царство Аида и подумаем, чего мог испугаться Орфей.
Сравнение картин Генриха Семирадского «Орфей в подземном царстве» (1880 г.) И. Файзуллина «Орфей в царстве мертвых» (1992 г.). В чем отличие представлений художников о подземном царстве? – 5 минут.
2) Что еще могло заставить Орфея оглянуться? (тревога за Эвридику, сомнение в том, идет ли она за ним т. д.).
3) Над этой загадкой размышляли многие поэты, философы, филологию. Есть несколько версий. Какую вы выберете (выбрать и записать в тетрадь)?
1. Одни литературоведы считают, что человек искусства (музыкант, поэт) может творить гениальные произведения только в одиночестве, испытывая сильные чувства (история о вечном одиночестве поэта). Если бы Орфей не оглянулся, он бы потерял дар, чего не могло быть.
2. Другие видят в том, что Орфей оглянулся, жестокую шутку богов над человеком: боги заранее знают, что между живыми и мертвыми существует непреодолимая преграда, поэтому они легко отпускают Эвридику, так как знают, что она не вырвется из Ада и произойдет то, что вернет ее туда.
3. Третьи говорят о том, что Орфей должен был оглянуться, так как у него была такая судьба, которую не в силах изменить герои мифа.
V. Конец урока, подведение итогов – 5 минуты.
Любая из выбранных вами версий имеет место быть. Все группы прекрасно справились с заданием.
Таким образом, все испытания и муки Орфея подтверждают эпиграф нашего урока:
Любовь – не сплошной фейерверк страстей.
Любовь – это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Какая книга, фильм или мультфильм вспомнилась вам в связи с мифом об Орфее и Эвридике и почему? (Напр., Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц" - любовь мальчика к розе).
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"
Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....
конспект урока литературы с использованием технологий проблемного обучения
В разработке представлены материалы к уроку литературы в 6 классе " Жанровое своеобразие повести А.С.Пушкина "Дубровский"...