презентация "Достоевский "Преступление и наказание"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Презентация "Достоевский . "Преступление и наказание" с иллюстративным материалом (нарезки из фильма "Преступление и наказание) можно использовать для анализа отдельных сцен из романа. В презентации представлен и литературоведческий материал о романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«

Слайд 2

История создания романа К июню 1865 года у Достоевского созрел план романа, который он назвал " Пьяненькие«. Темой "Преступления и наказания" является история психологических и нравственных последствий убийства . Преступление - это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника , переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. Мотив отвержения звучит в наказании . Начало романа - "морфология" преступления , конец его - описание страданий в качестве наказания . Сюжет "Преступления и наказания" строится на описании причин убийства, старухи , гибели жертв Раскольникова и изобличению преступника . Конфликт. В "Преступлении и наказании" мир в противоборстве добра и зла достиг апогея , несправедливость стала нестерпимой , и Раскольников отринул его со всеми догмами и мифами . Центральный конфликт романа вырос из "столкновения страшного новых людей и новых требований с старым порядком", но вылился в единоборство одного со всеми.

Слайд 3

Жанр романа - роман-трагедия с элементами уголовно-авантюрного романа. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать "Преступление и наказание" социально-бытовым романом. В "Преступлении и наказании" просматриваются и черты социально-психологического романа. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман. Теория Раскольникова заставляет нас задуматься над острейшими политическими проблемами, таким образом формулируя идеологическую направленность произведения.

Слайд 4

Идея "Преступления и наказания" раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которая представляет собой вечное " смешение добра и зла ". Проблематика . Достоевский осуждает бунт сильной личности , действующей для движения власти принципом "все дозволено". Проблема нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения . Б есплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных ".

Слайд 5

Композиция . Оно состоит из шести частей и эпилога. Перед читателем проходят сцены суда над Раскольниковым в двух ипостасях: нравственной и юридической. Первые три части романа при всей борьбе мотивов "оправдания" и "осуждения" подчинены "осуждению", три последующие - "оправданию". Роман состоит как бы из двух половинок, которые еще определяют как "за" и "против". Все линии сюжета, поступки героев, бурные диалоги, сны и кошмары - всё сведено в главный фокус романа: изображение мира человеческих страданий.

Слайд 6

1.Какие жизненные ситуации встают за словами Мармеладова:«… когда уже некуда больше идти»? 2 .Почему его можно считать двойником Раскольникова ? 3. Каковы причины трагедии Мармеладова? 4.К какому выводу приходит Раскольников после встречи с Мармеладовым? Двойники Раскольникова Мармеладов

Слайд 7

Имел ли основание Свидригайлов, которого ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов

Слайд 8

Лужин Создавая характеры "сильных мира сего", Достоевский подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов . 1.В чём сущность экономической теории Лужина ? 2. Почему Лужин двойник Раскольникова ? 3.Чем закончилось свидание Лужина с семьёй Раскольникова?

Слайд 9

Соня 1. Почему Раскольников считает Соню такой же преступницей, как и он? 2. Что ждёт от Сони герой?

Слайд 10

Антигуманный смысл теории Раскольникова «Убей её и возьми её деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и всеобщему делу…» «Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?» «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно…» А.С.Пушкин Деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Критерии деления – способность сказать «новое слово». Право «необыкновенных» «разрешить себе кровь по совести». Невозможность ошибки. Закон появления «необыкновенных» людей.

Слайд 11

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА 1.Деление людей на «обычную массу», безропотно подчиняющуюся «сильным », и на «избранных», « необыкновенных», высоко стоящих над массой. 2.Кто я:«Тварь ли я дрожащая, или …право имею?»

Слайд 12

Причины преступления Раскольникова. Суть его теории. О дна из причин преступления - нравственная . Вторая причина - психологическая . Третья - социальная . Но есть еще одна причина, главная, - философская . « Любопытно , чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся". В философском плане решаются такие вопросы, как о правах и назначении человека; о роли личности в обществе; о жалости и сострадании; о долге и самопожертвовании; о неизменной природе человека и его личной ответственности.

Слайд 13

1.Почему Порфирий Петрович хочет помочь Раскольникову? Вывод: «Разве я старушонку убил? Я себя убил?» Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести. По мнению Достоевского, преступление – это гибель души , полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

Слайд 15

Соня Мармеладова «вечная Соня» 1. В чём смысл легенды о « воскрешении Лазаря», которую по просьбе Раскольникова читала Соня? 2.Какие причины преступления называет Раскольников Соне и какой из них является главным ? 3 Почему Соня сочувствует Раскольникову: А. Она любит Родиона. Б. Как верующий человек, она не способна осудить кого-либо. В. Понимает – страдание способно очистить душу любого преступника. Г. Верит в неизбежность раскаяния Раскольникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Поощрение и наказание в семье

Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....

Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...