презентация "Достоевский "Преступление и наказание"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Презентация "Достоевский . "Преступление и наказание" с иллюстративным материалом (нарезки из фильма "Преступление и наказание) можно использовать для анализа отдельных сцен из романа. В презентации представлен и литературоведческий материал о романе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Достоевский "Преступление и наказание" | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания романа К июню 1865 года у Достоевского созрел план романа, который он назвал " Пьяненькие«. Темой "Преступления и наказания" является история психологических и нравственных последствий убийства . Преступление - это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника , переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. Мотив отвержения звучит в наказании . Начало романа - "морфология" преступления , конец его - описание страданий в качестве наказания . Сюжет "Преступления и наказания" строится на описании причин убийства, старухи , гибели жертв Раскольникова и изобличению преступника . Конфликт. В "Преступлении и наказании" мир в противоборстве добра и зла достиг апогея , несправедливость стала нестерпимой , и Раскольников отринул его со всеми догмами и мифами . Центральный конфликт романа вырос из "столкновения страшного новых людей и новых требований с старым порядком", но вылился в единоборство одного со всеми.
Жанр романа - роман-трагедия с элементами уголовно-авантюрного романа. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать "Преступление и наказание" социально-бытовым романом. В "Преступлении и наказании" просматриваются и черты социально-психологического романа. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман. Теория Раскольникова заставляет нас задуматься над острейшими политическими проблемами, таким образом формулируя идеологическую направленность произведения.
Идея "Преступления и наказания" раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которая представляет собой вечное " смешение добра и зла ". Проблематика . Достоевский осуждает бунт сильной личности , действующей для движения власти принципом "все дозволено". Проблема нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения . Б есплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных ".
Композиция . Оно состоит из шести частей и эпилога. Перед читателем проходят сцены суда над Раскольниковым в двух ипостасях: нравственной и юридической. Первые три части романа при всей борьбе мотивов "оправдания" и "осуждения" подчинены "осуждению", три последующие - "оправданию". Роман состоит как бы из двух половинок, которые еще определяют как "за" и "против". Все линии сюжета, поступки героев, бурные диалоги, сны и кошмары - всё сведено в главный фокус романа: изображение мира человеческих страданий.
1.Какие жизненные ситуации встают за словами Мармеладова:«… когда уже некуда больше идти»? 2 .Почему его можно считать двойником Раскольникова ? 3. Каковы причины трагедии Мармеладова? 4.К какому выводу приходит Раскольников после встречи с Мармеладовым? Двойники Раскольникова Мармеладов
Имел ли основание Свидригайлов, которого ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов
Лужин Создавая характеры "сильных мира сего", Достоевский подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов . 1.В чём сущность экономической теории Лужина ? 2. Почему Лужин двойник Раскольникова ? 3.Чем закончилось свидание Лужина с семьёй Раскольникова?
Соня 1. Почему Раскольников считает Соню такой же преступницей, как и он? 2. Что ждёт от Сони герой?
Антигуманный смысл теории Раскольникова «Убей её и возьми её деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и всеобщему делу…» «Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?» «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно…» А.С.Пушкин Деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Критерии деления – способность сказать «новое слово». Право «необыкновенных» «разрешить себе кровь по совести». Невозможность ошибки. Закон появления «необыкновенных» людей.
ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА 1.Деление людей на «обычную массу», безропотно подчиняющуюся «сильным », и на «избранных», « необыкновенных», высоко стоящих над массой. 2.Кто я:«Тварь ли я дрожащая, или …право имею?»
Причины преступления Раскольникова. Суть его теории. О дна из причин преступления - нравственная . Вторая причина - психологическая . Третья - социальная . Но есть еще одна причина, главная, - философская . « Любопытно , чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся". В философском плане решаются такие вопросы, как о правах и назначении человека; о роли личности в обществе; о жалости и сострадании; о долге и самопожертвовании; о неизменной природе человека и его личной ответственности.
1.Почему Порфирий Петрович хочет помочь Раскольникову? Вывод: «Разве я старушонку убил? Я себя убил?» Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести. По мнению Достоевского, преступление – это гибель души , полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.
Соня Мармеладова «вечная Соня» 1. В чём смысл легенды о « воскрешении Лазаря», которую по просьбе Раскольникова читала Соня? 2.Какие причины преступления называет Раскольников Соне и какой из них является главным ? 3 Почему Соня сочувствует Раскольникову: А. Она любит Родиона. Б. Как верующий человек, она не способна осудить кого-либо. В. Понимает – страдание способно очистить душу любого преступника. Г. Верит в неизбежность раскаяния Раскольникова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....
Поощрение и наказание в семье
Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....
Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...