Урок по рассказам М.А. Шолохова
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

Урок в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_klasse_po_rasskazam_m.a._sholohova.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:


Урок литературы в 11-м классе.

Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

     

Цель:    изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить    концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

Задачи урока:

  • формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;
  • формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь;
  •   прием ассоциации, составление синквейна, прием “Незаконченное предложение”.    
  • эвристическая беседа;
  • прием “Незаконченное предложение”.

 1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени

княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

  • Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?
  • Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

2. Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

  3.                                    Анализ рассказа “Родинка”

“Родинка” - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

  • Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? (Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.) 
  • Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? (Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.)
  • Кто чувствует себя загнанным в рассказе? (Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.)
  • Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?
  • Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? (Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.) 
  • О чем думает Николка? (Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.)
  • Какой мотив возникает в размышлениях героя?( Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.)
  • Как раскрывается душевное состояние Атамана?
  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? (Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.)
  • Что общего между жизни Николки и Атамана? (Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.)
  • Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.
  • Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? (Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)
  • Когда этот конфликт достигает своей кульминации?
  • Как осознается Атаманом убийство Николки? (Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.) 
  • Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. (Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.)

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

4.        Анализ рассказа “Чужая кровь”.

  • Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?
  • Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь вочеловечивания?
  • Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? (Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.) 
  • В каких эпизодах они проявляются?
  • Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?
  • Сформулируйте идею рассказа.

5.Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6.Домащнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова - …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.

Примеры синквейна.( приложение)

1.   Война

Братоубийственная, непонятная

Разрушает, губит, расчеловечивает

Самое бесчеловечное преступление против народа.

Разруха

2.Война

страшная, кровавая

выживать, воевать, верить

Война - бесконечная стрельба над головой.

Страх

3. Война

ужасная, убийственная

разрушает, убивает, калечит

Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути.

Ужас!

4. Война

страшная, жестокая

стрелять, убивать, умирать

Война - это смерть, которая забирает много невинных душ.

Скорбь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

Уроки по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Кор...

Уроки по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Кор...

Презентация к уроку по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"

Эта презентация поможет учителям при анализе содержания рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...