Конспект урока в 5 классе "Посиделки по-смоленски"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Посиделки по - смоленски». Заключительный урок литературы по теме «Фольклор», 5 класс.
Цели:
Образовательные: проверить усвоение учащимися темы «Фольклор»; расширить представления учащихся о традициях, нравах, обычаях русского народа, в частности смолян.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету; воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, духовной культуры учащихся.
Форма проведения: Занятие проходит в краеведческом музее школы. Ученики подбирают потешки, пестушки, загадки, частушки, пословицы Смоленщины.
План урока:
1.Организационный момент.
Краткое знакомство с экспонатами школьного краеведческого музея.
Приглашение на посиделки в смоленскую избу.
2. Повторение и обобщение изученного по теме «Устное народное
творчество», малые жанры.
2.1. Потешки (выступление детей).
2.2. Загадки Смоленского края.
2.3. Колыбельные песни и пестушки. ( выступление детей, прослушивание
народной колыбельной песни в записи).
2.4. Частушки (исполнение частушек детьми).
2.5. Пословицы и поговорки ( игры: «Продолжи пословицу», «Заморская
пословица тоже метко молвится»).
2.6 Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок литературы я пригласила вас в школьный краеведческий музей. Здесь вы можете познакомиться с предметами старины, заглянуть в прошлое, узнать о том, как жили наши прадеды в смоленских деревнях. Как работали, какими приспособлениями пользовались, чем дом украшали, чем дорожили, что берегли. Вот прялка и веретено, вот туеса берестяные для хранения продуктов, посуда, самовар в центре всего этого великолепия, божница в переднем углу и, конечно же, печка – матушка, которая всех согреет и всех накормит. А уж как ребятишкам там было хорошо бабушкины сказки слушать!
На лавках деревянная и металлическая посуда, утюги (угольные, чугунные), вот маслобойка, решето. Это всё земля наша и наших предков, откуда и привезли сюда, в краеведческий музей, экспонаты ваши родители, бабушки и дедушки, чтобы помнили мы свою историю, свой народ.
Музей - прекрасное место для проведения здесь урока литературы и разговора не только о предметах труда и быта, но и о народной культуре, о народном творчестве. Фольклор – английское слово. А кто знает, что оно обозначает? (народная мудрость)
- А что такое мудрость (ум и доброта, вместе взятые)
Действительно, народный ум, смекалка, доброта выражены в народных песнях, сказках, пословицах, загадках… Я пригласила вас сегодня не просто на урок, не просто в музей, а на ПОСИДЕЛКИ в смоленскую избу.
- Кто знает, что такое посиделки? Это встречи крестьянской молодёжи по осенним или зимним вечерам, когда под видом рукоделия, а более всего для россказней, забав и песен они собирались в самой большой светлой избе, подходящей для посиделок. (Из словаря В.И.Даля). Девушки пряли, вышивали, парни подсаживались к ним и начиналось веселье. Малые ребятишки забирались на печку и весело им было смотреть, как шутит и веселится молодёжь. Хозяйка дома следила за порядком и иногда сама принимала участие в забавах.
Сегодня хозяйкой дома буду я. Вы – мои гости.
Избу освещает огонёк светца,
Зимний вечер длится, длится без конца.
Рассаживайтесь поудобнее на лавочках возле печки широкой.
Ах, какие красны девицы!
Ах, какие добры молодцы!
Посидим рядком да поговорим ладком!.
2. Малые жанры фольклора.
Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься работой, да меткое словцо прогонит скуку!
2.1. Выступления детей. Потешки.
ПОТЕШКИ:
А не рассказать ли вам, что у нас приключилось? Слушайте:
1.Из - за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор!
Сам на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках!
2. А я сидела на рябине.
Меня кошки теребили.
Малые котяточки
Царапали за пяточки!
3. Стал мальчишка на колоду,
Оступился прямо в воду.
Вымок, вылез, высох, встал, оступился и…упал!
4. Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь!
5. Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог.
Дом поставил из опилок-
Вышел славненький домок!
6. На болоте на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху!
СЦЕНКА
- Федул, чё губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра –то?
- Один ворот остался.
Хозяйка: Ай да ребята молодцы! Много потешек знаете. Потешили нас и малых ребят!
Вместе с молодёжью были на посиделках бабушка и дедушка. Внимательно прислушивались, о чём шутит молодёжь, следили за порядком да иногда и сами вступали в разговор.
Старичок (роль его играет пятиклассник)
- Эхе-хе! Вам бы, ребята, всё потешки распевать да зубы скалить, а как у вас со смекалкой? Вот проверю я вас, отвечайте!
2.2 Чего на свете богаче нет? /земли/, Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья /посев озимого зерна/, Летит тень через плетень, села на пень и говорит: Была я в Ельне, а там- в келье, да монашек ела» (комар),Чашечка красненька, а ложечка беленька (Малина), Сизые голуби под землей /лемеха плуга/, Горбатый конек все поле изъездил /серп/.
Хозяйка: Загадки нашего края отражают главные думы крестьянства - о земле, об урожае.
Со скамейки поднимается мальчик:
- А не всё тебе, дедушка, нас пытать. И ты нам отвечай, коли самый мудрый из нас: «Скручен, сверчен, - по избе скачет» /веник/, «Скачет, пляшет по горнице; чем больше крутится, тем толще становится» /веретено/, «Лежит волк, осмоленный бок» /заслонка печи/, «Два конца, два кольца, посредине гвоздик» /ножницы/, «Маленька, синенька, а весь свет одевает!» /иголка/.
Хозяйка: Много загадок придумали смоляне о своей жизни, быте.
2.3. Зимний вечер длится. Пришли на посиделки и молодые мамы с малыми ребятишками на руках и тешат их, пестуют. Русские, в том числе и смоленские пестушки да колыбельные песенки им поют. (Выходят девочки с куклами и рассказывают пестушки.)
ПЕСТУШКИ:
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Дыбок, дыбок!
Скоро Сашеньке годок!
Хозяйка: Пестушки да колыбельные песенки – «материнская поэзия», ставшая неотъемлемой составной частью народной педагогики. В колыбельных песнях желают ребенку сна, здоровья, богатства. В других - обращаются к различным сверхъестественным существам (Сну, Дреме, Буке), чтобы они усыпили его. На Смоленщине широко распространены такие песни с обращением к животным.
Девочки продолжают исполнять колыбельные песни:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.
Лю-ли, лго-ли, лю-люшки!
Прилетели гулюшки.
Стали гули ворковать,
нашу Танечку качать!.
Хозяйка: А запоёт мама колыбельную песню, все в избе заслушаются. Уж больно она добрая да ласковая. Дети прослушивают народную колыбельную песню «Ай ты, котенька, коток…» в записи.
Хозяйка: Зачем мамы колыбельные песни детям поют?
Не только чтоб дети быстрей засыпали, а чтоб быстрее ребёнок постигал родной язык, слушая ласковый мамин голос. Ведь глагол баюкать возник от древнего слова баяти, т.е. рассказывать, заговаривать. А колыбель - от слов колыбать, укачивать.
2.4. А не засиделись ли мы, ребята? Давайте - ка частушки петь да плясать.
МУЗЫКА . 4 девочки выходят и поют частушки:
Славный лен на поле нашем
И на вашем чудный лен -
Парням вышитых рубашек
Будет целый эшелон…
Я частушку на частушку
Как на ниточку вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу…
У амбара я стояла,
У амбара нового.
Я любила, любить буду
Парня чернобрового.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
ХОЗЯЙКА: Частушка - довольно молодой жанр народного творчества. На уроке мы о ней говорили мало. Дополню ещё сегодня, что она возникла во второй половине 19 века. В ней всегда 4 строчки и 2 части. Первые две параллельны двум другим. В народе частушку называли по-разному: коротушка, скакуха, припевка, собирушка, вертушка, топтушка. Все названия отражают её суть.
2.5.ХОЗЯЙКА:
Не поговорили мы сегодня ещё об одном жанре народного творчества- пословицах и поговорках.
- Что такое пословица? Чем она отличается от поговорки? (Пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл и заключающее в себе народную мудрость. Пословица –это законченное выражение. Поговорка часть пословицы, без вывода.)
«Любишь кататься –люби и саночки возить» – пословица.
«Чужими руками жар загребать» (пропущено «легко») – поговорка.
Хозяйка: Сейчас ребята прочитают пословицы, которые родились на Смоленщине. Вы должны определить их тему.
Не так грозна работа, как забота, Хозяйство водить - не разиня рот ходить, Без хозяина и дом сирота, У неумехи руки болеть не будут, Пахать - не руками махать ( о труде)
Дочь – чужая работница, И с сынами трясут сумами, Дураков стадо – на них пастуха надо, Теперь кривда не в лесу, а в народе ( о семье).
-Кто из вас лучше всех знает пословицы? Давайте вспомним самые известные. Продолжите пословицы, которые я буду вам говорить.
Игра «Продолжи пословицу»
Как аукнется… ( Так и откликнется)
С миру по нитке…( нищему -рубаха)
Волков бояться.. ( в лес не ходить)
Заставь дурака Богу молиться… (он и лоб расшибёт)
В гостях хорошо… (а дома лучше)
Свято место… (не бывает пусто)
Слезами… ( горю не поможешь)
Снявши голову.. ( по волосам не плачут)
Гром не грянет… ( мужик не перекрестится)
Назвался груздем…( полезай в кузов)
Не имей сто рублей… ( а имей сто друзей)
У семи нянек … ( дитя без глаза)
Не спеши языком… (торопись делом)
Делу время.... ( потехе – час)
Сделал дело… ( гуляй смело
Родина – мать- ( умей за неё постоять)
-У других народов тоже есть свои пословицы. Замените иностранную пословицу русской.
Поиграем в игру «Заморская пословица тоже метко молвится».
В роли иностранцев будете вы сами (5 человек выходят, берут из корзинки «листочки» или «грибы», на которых написаны пословицы. Другие пять человек должны подобрать к ним аналогичную русскую пословицу.
Игра « Заморская пословица тоже метко молвится»
- Написанное на бумаге и боги не сотрут. (Китай) ( Что написано пером…)
- Призывая огонь на дом соседа, сгоришь сам. (Вьетнам) ( Не рой яму
другому- сам в неё попадёшь)
- И в тихой воде есть крокодилы. ( В тихом омуте черти водятся)
- Караван верблюдов можно привязать, язык не привяжешь. (арабская)
(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
- За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. ( За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь_
- Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Не суди человека по его внешности ( По одёжке встречают, а по уму
провожают)
- С богачом о бедности не говорят ( Сытый голодного не разумеет)
- Друга узнаешь в опасности. (Друг познаётся в беде)
- Много людей- много мнений ( Один ум хорошо, а два лучше)
2.6 .ХОЗЯЙКА: Делу время- потехе час. Славно мы с вами провели время на посиделках. Многое вспомнили, что-то новое узнали. Вот и подошли к концу наши посиделки. Сегодня мы познакомились не только с известными русскими малыми жанрами устного народного творчества, но узнали много о смоленском фольклоре. Интересуйтесь культурой и искусством народа, изучайте и любите его творчество.
Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на листке :
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему: «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Конспект урока по английскому языку "Рождество в Великобритании" 6 класс .Учитель Грудкина Елена Николаевна МБОУ "СШ № 17" город Смоленск
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Конспект урока в 5 классе по ФГОС "Смоленск" УМК И.Л.Бим
Конспект урока в 5 классе по ФГОС "Смоленск" УМК И.Л.Бим. На уроке применяются такие технологии как здоровьесберегающая, критического мышления,сотрудничества...
Урок – экскурсия «Город – герой Смоленск»
Экскурсия по Смоленску, презентация...
Конспект урока по предмету « История православной культуры земли Смоленской». 8 класс.
Конспект урока по предмету « История православной культуры земли Смоленской». 8 класс....
Конспект урока "История создания Смоленского герба"
Материал может быть востребован при изучении регионального компонента на уроках истории России, во внеклассной деятельности учителя....