статья "Особенности организации урока по ФГОС"
статья по литературе (10 класс)

Статья посвящена особенностям создания урока по ФГОС. Для примера используется урок по литературе 10 класс (изучение произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_sovremennogo_uroka.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности организации урока по ФГОС»

Основная дидактическая единица учебного процесса - урок. Это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени. Со временем меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, и вместе с ними меняются требования к уроку.

Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта - требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. И к таким результатам относятся предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные результаты - освоенные на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. А личностные результаты отражают систему ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и к его результатам. Чтобы прийти к таким результатам, надо менять цели урока, его структуру, систему оценивания учащегося и оценку анализа урока.

Таким образом урок должен стать некой образовательной технологией, в которой цели и задачи связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педегогом.

Во-первых, одним из отличий современного урока является активное целеполагание. Оно предусматривает формулировку целей через деятельность учащихся, а далее самостоятельное целеполагание. Во-вторых, урок становится многокомпонентным, включающий в себя различные виды деятельности учащихся, например, направленные на поиск, обработку информации, обобщение способов деятельности и др. В-третьих, современная оценка результатов деятельности учащихся на уроке должна учитывать не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные.

Что может помочь учителю создать современный урок? Например, выбор приёмов и стратегий в рамках современных технологий. На  уроках литературы мы часто используем технологию критического мышления, технологию педагогических мастерских, кейс-технологии.

Эти технологии предполагают не только анализ предложенных материалов, но и поиск информации, составление текстов, анализ получившихся результатов. И эти технологии предполагают организацию работы учащихся не только индивидуально, но и в группах, что очень важно при формировании личностных результатов.

 В качестве примера использования современных технологий на уроке хочу представить разработку урока по литературе для 10 класса по теме «Петербургский миф» Достоевского». Это один из уроков по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Целью урока было  сформулировать особенности изображения Петербурга в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Предметными целями стали следующие цели: 1) выявлять авторскую позицию;

2) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, используя сведения по теории литературы (изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

3)выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

4)иметь представление об особенностях изображения образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»;

5)сопоставлять произведения разных писателей;

6)строить устное развернутое высказывание.

Метапредметными - 1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) умение самостоятельно организовывать деятельность в группе, оценивать ее, определять сферу своих интересов. сотрудничества с партнёром.

Личностными - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе.

На уроке применялись следующие технологии: кластеры, технология критического мышления.

На стадии активного целеполагания использовалась технологи кластеров, которая помогла учащимся систематизировать знания о представлении образа Петербурга в изученных ранее произведениях таких писателей, как А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

Основная работа с текстом по выявлению особенностей изображения Петербурга Достоевским была организована по группам. Учащиеся анализировали отрывки из текста, выписывали ключевые словосочетания по тому аспекту образа, который был дан группе (улицы, помещения, люди). Кроме того, каждая группа готовила выступление устное, как представление своих наблюдений. Таким образом складывается полный образ Петербурга в произведении «Преступление и наказание».

В конце урока на стадии рефлексии учащиеся работают с фотографиями, изображающими Петербург, определяя, какие из них отражают представление о Петербурге Пушкина, гоголя и Достоевского.

Оценка за урок, складывается не только из предметных результатов усвоения темы урока, но и из оценивания учащимися как своей работы, так и работы членов группы, для чего в конце урока каждому ученику выдается лист оценивания.

Конечно, на практике при создании современного урока возникает много сложностей. Например, приходится учитывать, насколько ученики умеют быстро включаться в работу, насколько они умеют оценивать себя и других и насколько это оценивание объективно, насколько они умеют слушать друг друга. Но если современные технологии применять регулярно, начиная с младших классов, то выполнение задач, поставленных перед учителем во ФГОСах, выражающихся в требованиях к современному року, возможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Модель организации деятельности учителя при подготовке урока по ФГОС или «Конспект на один лист»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная з...

Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...

Презентация "Специфика организации урока французского языка при введении ФГОС"

В прзентации рассматриваются сосновные состовляющие урока "Иностранный язык при введении ФГОС"...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Особенности организации урока ОБЖ с учетом требований ФГОС ООО.

Особенности организации урока ОБЖ с учетом требований ФГОС ООО....

Организация урока по ФГОС

В работе рассмотрены особенности и возможные структуры урока по ФГОС...