Рабочая программа "Родная литература (русская)"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" предназначена для обучающихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnaya_literatura_russkaya.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Родная литература (русская)»
5-9 классы
Анжеро-Судженск, 2019
Содержание
1 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2 | Содержание учебного предмета | 6 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 13 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- Содержание учебного предмета
5 класс
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа
Устное народное творчество.
Русские народные сказки. Воплощение в народных сказках национального характера, народных нравственных ценностей; прославление в сказках силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (Сказки по выбору учителя)
Древнерусская литература.
Летопись как способ сохранения истории страны. Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Отражение качеств идеального народного героя — патриотизма, богатырской силы, ума, «Взятие Олегом Царьграда», «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева» (по выбору учителя).
Из литературы XVIII века.
Ломоносов М В. «Лишь только дневный шум умолк…». Смысл произведения. Значение для российской культуры и литературы личности М.В. Ломоносова
Литература XIX века.
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Русские басни. Толстой Л.Н. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
Гарин-Михайловский Н.Г. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Поэтический образ Родины в стихотворении Вяземского П.А. «Первый снег». Использование средств художественной выразительности для раскрытия смысла лирического произведения.
Литература XX века.
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Гайдар А.П. «Тимур и его команда» (отрывки). Образы главных героев. Взаимоотношения взрослых и детей. Дружба и взаимовыручка Юмор в произведении.
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». Историческое прошлое страны. Характер и поступки.
Пришвин М.М. «Остров спасения». Краткие сведения о писателе. Взаимосвязь человека и природы в произведениях М.М. Пришвина
Яковлев Ю.Я. «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Приставкин А.И. «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ерошенко В.Я. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Литература XXI века.
Улицкая Л.Е. «Капустное чудо». Сюжет, композиция. Ценности в жизни человека.
6 класс
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
Устное народное творчество.
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.
Древнерусская литература.
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Литература XIX века.
Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Достоевский Ф.М. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка.
Лесков Н.С. «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе
Никитин И.С. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; Лермонтов М. Ю. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); Толстой А. К. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Литература XX века.
Блок А.А. «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», Брюсов В.Я. «Весенний дождь», Заболоцкий Н.А. «Утро», «Подмосковные рощи», Вознесенский А.А. «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя
Радзиевская С.Б. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Алексин А. Г. «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
Погодин Р.П. «Время говорит–пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Литература XXI века.
Улицкая Л. Е. «Бумажная победа» Проблемы взаимоотношений между детьми. Приемы создания образов главных героев. Внутренняя и внешняя красота человека.
7 класс
Своеобразие родной литературы.
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Устное народное творчество.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Отражение народного характера в героях былин «Богатыри на Соколе-корабле», «Добрыня и Змей» и другие (по выбору учителя). Характеристика героев, особенности композиции былин.
Древнерусская литература.
«Моления Даниила Заточника» – памятник гражданственности, духовности и нравственности. История возникновения и своеобразие «Моления Даниила Заточника». Различие «слова» и «моления». «Моление Даниила Заточника» как просительное письмо, челобитная, с которой Даниил обращается к князю.
Литература XVIII века.
.Дмитриев И. И. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Литература XIX века
Глинка Ф.Н. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы творчества Глинки Ф.Н. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Литература XX века
Аверченко А. Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Нагибин Ю.М. Основные вехи биографии Нагибина Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
Богомолов В.О. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Яковлев Ю.Я. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
Искандер Ф. А.«Мальчик и война». Краткие сведения о писателе. Проблема нравственного выбора. Осмысление истории через образы главных героев.
Крупин В.Н. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Баруздин С.А. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мир ребенка на страницах произведения «Тринадцать лет».
Масс А.В. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».
Евтушенко Е.А. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Литература XXI века
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
8 класс
Своеобразие курса родной литературы. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Устное народное творчество.
Фольклорные традиции в творчестве русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина А.С. «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»
Древнерусская литература.
Никитин А. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 гг». Система образов.
Литература XVIII века.
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».
Литература XIX века.
Пушкин А.С. «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Чарская Л.А. Рассказ «Гимназистки». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Литература XX века
Кассиль Л.А. «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Гранин Д. А. и Адамович А. М. «Блокадная книга» (по выбору). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Романова Л.В. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Левитанский Ю. Д. «Диалог у новогодней ёлки», Окуджава Б. Ш.«Песенка о ночной Москве», Макаревич А.В. «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Литература XXI века.
Доцук Д. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.
Назаркин Н. Н. «Мандариновые острова» (фрагменты). Дружба и взаимовыручка, жадность и страхи, слабости и симпатии, игры и фантазии в мире ребенка.
9 класс
Древнерусская литература.
Особенности развития древнерусской литературы.«Задонщина». Тема единения Русской земли.
Литература XVIII века.
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина Н.М.
Карамзин Н. М. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Литература XIX века.
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа
Толстой Л.Н. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Литература XX века.
Куприн А.И. «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини, две судьбы.
Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Бондарев Ю.В. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Литература XXI века.
Крупин В.Н. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Толстая Т.Н. «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Прилепин З. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем урока | Количество часов |
Своеобразие родной литературы | 1 | |
Родная литература как национально-культурная ценность народа | 1 | |
Устное народное творчество | 1 | |
Национальный характер в русских народных сказках | 1 | |
Древнерусская литература | 1 | |
Отражение качеств идеального народного героя в летописях Руси | 1 | |
Из литературы XVIII века | 0,5 | |
Ломоносов М. В. «Лишь только дневный шум умолк…» | 0,5 | |
Литература XIX века | 4 | |
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Тема труда в сказке | 1 | |
Нравственная проблематика басен Толстого Л.Н. «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» | 1 | |
Гарин-Михайловский Н.Г. Сказка «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения | 1 | |
Поэтический образ Родины в стихотворении Вяземского П.А. «Первый снег» | 1 | |
Литература XX века | 8 | |
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. | 1 | |
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность | 1 | |
Гайдар А.П. «Тимур и его команда» (отрывки). Образы главных героев | 1 | |
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». Историческое прошлое страны | 1 | |
Взаимосвязь человека и природы в произведении Пришвина М.М. «Остров спасения» | 1 | |
Забота взрослых о ребенке в рассказе Яковлева Ю.Я. «Цветок хлеба» | 1 | |
Приставкин А.И. «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | |
Тема природы и приёмы её реализации в сказке Ерошенко В.Я. «Умирание ивы» | 1 | |
Литература XXI века | 2 | |
Жанровые особенности рассказа Улицкой Л.Е. «Капустное чудо» | 1 | |
Сочинение «Мир глазами ребенка» | 1 | |
Итого | 17,5 |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем урока | Количество часов |
Своеобразие родной литературы | 1 | |
Родная литература как способ познания жизни | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | |
Воплощение в фольклорных произведениях народных нравственных ценностей | 1 | |
Прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству в сказке «Два Ивана – солдатских сына» | 1 | |
Древнерусская литература | 1 | |
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе | 1 | |
Литература XIX века | 6,5 | |
Ответственность человека перед будущим в рассказе Телешова Н.Д. «Белая цапля» | 1 | |
Проблема нравственного выбора по книге Гарина-Михайловского Н. Г. «Детство Тёмы» | 1 | |
Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены» из книги Гарина –Михайловского Н.Г. «Детство Темы» | 1 | |
Роль семьи в воспитании ребёнка в рассказе Достоевского Ф.М. «Мальчики» | 1 | |
Нравственная проблематика рассказа Лескова Н.С. «Человек на часах» | 1 | |
Глубина человеческих чувств и способы их выражения в рассказе Чарской Л.А. «Тайна» | 1 | |
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений Никитина И.С., Лермонтова М.Ю., Толстого А.К. | 0,5 | |
Литература XX века | 5 | |
Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях Блока А.А, Брюсова В.Я., Заболоцкого Н.А., Вознесенского А.А. | 1 | |
Война и дети в книге Радзиевской С.Б. «Болотные робинзоны» | 1 | |
Благородство как следование внутренним нравственным идеалам в рассказе Яковлева Ю.Я. «Рыцарь Вася» | 1 | |
Нравственные уроки в рассказе Алексина А.Г. «Домашнее сочинение» | 1 | |
Погодин Р.П. «Время говорит–пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями | 1 | |
Литература XXI века | 2 | |
Приемы создания образов главных героев в рассказе Улицкой Л.Е. «Бумажная победа» | 1 | |
Сочинение-рассуждение «Нравственные уроки современной литературы» | 1 | |
Итого | 17,5 |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем урока | Количество часов |
Своеобразие родной литературы | 1 | |
Значение художественного произведения в культурном наследии России | 1 | |
Устное народное творчество | 1 | |
Отражение народного характера в героях русских былин | 1 | |
Древнерусская литература | 1 | |
«Моления Даниила Заточника» – памятник гражданственности, духовности и нравственности | 1 | |
Литература XVIII века | 1 | |
Отражение пороков человека в баснях Дмитриева И.И. | 1 | |
Литература XIX века | 2,5 | |
Гражданская позиция в стихотворениях Глинки Ф.Н «Москва», «К Пушкину» | 0,5 | |
Милосердие и вера в рассказе Станюковича К.М. «Рождественская ночь» | 1 | |
Героизм и готовность к подвигу в рассказе Гаршина В.М. «Сигнал» | 1 | |
Литература XX века | 10 | |
Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко в рассказе Аверченко А.Т. «Специалист» | 1 | |
Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в сборнике Нагибина Ю.М. «Маленькие рассказы о большой судьбе» | 1 | |
Будни войны в рассказе Богомолова В.О. «Рейс «Ласточки» | 1 | |
Тема памяти и связи поколений в рассказе-притче Яковлева Ю.Я. «Семья Пешеходовых» | 1 | |
«Мир взрослых глазами ребенка» по рассказу Искандера Ф.А. «Мальчик и война» | 1 | |
Тема детского сострадания в рассказе Крупина В.Н «Женя Касаткин» | 1 | |
Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота в рассказе Баруздина С.А. «Тринадцать лет» | 1 | |
Фантазийный мир ребенка на страницах рассказа Масса А.В. «Расскажи про Иван Палыча» | 1 | |
Евтушенко Е.А. Стихотворение «Картинка детства» | 1 | |
Сочинение «Мой сверстник в русской литературе ХХ века» | 1 | |
Литература XXI века | 1 | |
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя | 1 | |
Итого | 17,5 |
8 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем урока | Количество часов |
Своеобразие курса родной литературы | 1 | |
Значение художественного произведения в культурном наследии страны | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | |
Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен в произведениях Пушкина А.С. | 2 | |
Древнерусская литература | 1 | |
Афанасий Никитин «Хождение за три моря» | 1 | |
Литература XVIII века | 1 | |
Произведение Карамзина Н.М. «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть» | 1 | |
Литература XIX века | 3,5 | |
Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения Пушкина А.С. «Пиковая дама» | 1 | |
Тема равнодушия и непонимания в жизни подростка в рассказе Чарской Л.А. «Гимназистки» | 1 | |
Отражение мира чувств человека в стихотворении. Баратынского Е.И «Водопад» | 0,5 | |
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе» | 1 | |
Литература XX века | 7 | |
Кассиль Л.А. «Дорогие мои мальчишки (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны | 1 | |
Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда в книге Гранина Д.А. и А. М. Адамовича «Блокадная книга» | 1 | |
Пантелеев Л. «Главный инженер» Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне | 1 | |
Величие духа «маленького человека» в стихотворении Рождественского Р.И. «На земле безжалостно маленькой…» | 1 | |
Благородство как следование внутренним нравственным идеалам в рассказе Яковлева Ю.Я. «Рыцарь Вася» | 1 | |
Одиночество подростков в современном мире в рассказе Романовой Л.В. «Мы приговариваем тебя к смерти» | 1 | |
Мотив одиночества в лирике Левитанского Ю.Д., Окуджавы Б.Ш., Макаревича А.В. | 1 | |
Литература XXI века | 2 | |
Жизнь современных подростков в мире взрослых в повести Доцук Д. «Голос» | 1 | |
Игры и фантазии в мире ребенка в книге Назаркина Н.Н. «Мандариновые острова» | 1 | |
Итого | 17,5 |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем урока | Количество часов |
Древнерусская литература | 1 | |
Тема единения Русской земли древнерусской литературе. «Задонщина» | 1 | |
Литература XVIII века | 2 | |
«Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина Н.М. «История государства Российского» | 1 | |
Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества в рассказе Карамзина Н. М. «Сиерра Морена» | 1 | |
Литература XIX века | 3,5 | |
Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | 0,5 | |
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа Бестужева-Марлинского А.А. «Вечер на бивуаке». | 1 | |
Путь к душе в «Народных рассказах» Толстого Л.Н. | 1 | |
Нравственное перерождение героини в рассказе Чехова А.П. «В рождественскую ночь» | 1 | |
Литература XX века | 7 | |
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус» | 1 | |
Любовь как высшая нравственная основа в рассказе Воробьёва К.Д. «Гуси-лебеди» | 1 | |
Смысл названия рассказа Казакова Ю.П. «Двое в декабре» | 1 | |
Поэтика психологического параллелизма в рассказе Казакова Ю.П. «Двое в декабре» | 1 | |
Проблема любви и целомудрия в рассказе Распутина В.Г. «Женский разговор» | 1 | |
Тема благодарности в рассказе Бондарева Ю. В. «Простите нас!» | 1 | |
Проблематика цикла Солженицына А.И. «Крохотки» | 1 | |
Литература XXI века | 4 | |
Средства выражения авторской позиции в сборнике миниатюр Крупина В.И. «Босиком по небу». Письменный анализ одной из миниатюр | 1 | |
Тема нравственного выбора в рассказе Толстой Т.Н. «Соня» | 1 | |
Внутренняя драма героини в рассказе Екимова Б.П «Ночь исцеления» | 1 | |
Нравственное взросление героя рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат» | 1 | |
Итого | 17,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочая программа Родная литература (русская). Программа составлена учителем русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа" Бердниковой Алевтиной Васильевной.
Программа составлена с учетом НРЭО...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...